Я больше не работаю в медицинском колледже…

Сейчас потерять работу – очень нежелательное событие для человека. Потерять работу, которую хорошо знаешь, умеешь, любишь и идёшь с ней по жизни много лет – ещё и обидно. Вдвойне обиднее – когда сам оставляешь эту работу, и уходишь подавленным и разочарованным.

Работа преподавателем лечебного массажа

В медицинском колледже преподавателем лечебного массажа мне довелось работать с 27 сентября 2017 года. Сам окончил подобное учебное заведение, подкрепил знание многолетним опытом работы по специальности и решил передать приобретенные навыки. Так и оказался штатным преподавателем лечебного массажа, на отделении «Медицинский массаж» для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в Московском медицинском колледже. В предыдущих статьях много рассказывал о наших достижениях и о самом отделении, о том, какие уникальные специалисты там учатся, как участвуют в Чемпионатах и ничего не говорил о проблемах, которые накапливались буквально каждый день.

В первую очередь надо сказать, что люди с инвалидностью по зрению могут иметь и сопутствующие заболевания - нарушения психики, интеллектуального и моторного развития, которые не афишируются или скрываются родителями от администрации колледжа и от преподавателей. Лично для меня – это не создавало больших проблем. Понадобилось время, чтобы приспособиться к каждому такому студенту, который имеет дополнительные трудности кроме нарушения зрения. Очень приятно, когда эти учащиеся поддавались моим усилиям и показывали определённые результаты. В общем скажу, что ни один из «особенных» студентов не регрессировал, у всех я мог наблюдать только положительную динамику, но это совсем другая история.

«Особенные» учащиеся не способны овладеть программой средней профессиональной образовательной организации (СПО) в должном объёме, это оказалось проблемой именно для педагогов, а не для самих студентов. Перевести учащегося на следующий курс или выпустить из колледжа с Дипломом нужно в любом случае, нельзя оставить студента на второй год, отчислить за неуспеваемость или прогулы, так как за их обучение платит деньги государство. Если преподаватель ставит неудовлетворительную оценку такому студенту – значит он не научил и финансирование было освоено нецелесообразно. Выходом из этой ситуации посчитали выставление «троек» просто так, за неправильные ответы и за молчание на экзамене. Конечно, можно винить педагогов за непрофессионализм, но данное СПО и Программа адаптирована для ОВЗ по зрению, и никак не рассчитана на ментальные нарушения. Более того, преподавателям приходилось почти всё время уделять только «особенным» студентам, принимать пересдачи «двоек» в своё личное время и объяснять повторно материал, который остальные студенты давно усвоили. Всё это превращает учебный процесс в абсурд, где «особенные» студенты забирают всё внимание и силы педагога, а остальные студенты самостоятельно тренируются и слушают много раз то, что освоили.

В специализированных учебных организациях есть тьюторы, в нашем колледже тоже есть, только должностных обязанностей им никто не разъяснил, поэтому помощи преподавателю ждать не от кого, хотя тьютор может хорошо взаимодействовать с преподавателем и результат педагогической деятельности будет намного выше. Если точнее, то и сами преподаватели должны иметь ещё дополнительное тифлопедагогическое образование, а если ещё точнее – то все, кто имеет отношение к слепым и слабовидящим студентам должны иметь хотя бы элементарные понятия о тифлопедагогике. Например, экзаменационные билеты напечатаны обычным двенадцатым шрифтом Times New Roman, где на полстраницы расписана ситуационная задача, в которой много информации не нужной массажисту и отвлекающей от основной сути вопроса. Как практикующий массажист добавлю, что массажист в поликлинике или другой лечебной организации не решает этих ситуационных задач, для этого есть лечащий врач, который несёт ответственность за здоровье пациента и работу массажиста. Чтобы иметь право решать такие задачи на практике – нужно высшее медицинское образование, которого колледж не даёт.

До моего прихода в колледж никто не додумался зажмурить глаза и прослушав задачу – хотя бы пересказать её. А ведь слепые и слабовидящие студенты слышат эту задачу в стрессовой ситуации, на экзамене, с посторонним шумом, на фоне ответа другого студента и ему трудно запомнить сразу все детали из заданного и подготовить полноценный ответ. По правилам учебного заведения – экзаменационные билеты нельзя показывать до экзамена даже преподавателю. Мне пришлось разными, не совсем правильными способами, искать вопросы и эталоны ответов на билеты, чтобы дать возможность студентам подготовиться. Хоть и сам имею проблемы со зрением, но полностью переделал пять экзаменов: сделал более лаконичными вопросы, вырезал весь лишний текст из ситуационных задач и оставил только суть вопроса, продублировал все вопросы шрифтом Брайля, чтобы тотально слепые могли перечитать вопросы самостоятельно и не стеснялись позвать преподавателя к себе на экзамене, которому и так есть чем заняться. Мою работу не приняли, она не соответствует требованиям ФГОС, тройки за молчание «особенных» студентов на экзамене соответствуют, а адаптированный раздаточный материал – нет…

Учебную программу тоже не дали переделывать. Если на первом курсе студенты 6 часов учат два массажных приёма, то на втором курсе за те же 6 часов они должны освоить технику массажа при 5 – 7 заболеваниях. Выровнять нагрузку – это вносить изменения в утверждённую Программу, этим заниматься преподаватель не имеет полномочий, а никому другому этого не надо, даже если преподаватель и предоставил уже готовую, рассчитанную по часам программу. Всё это занимало много времени, сил, энергии, и угнетало, когда все старания отправляли в мусорное ведро. Дополнительно появились разногласия в коллективе сотрудников, попытки решить внутренние проблемы отделения на уровне администрации привели к ещё большим разочарованиям что и послужило последней каплей для моего решения об увольнении.

Из медицинского колледжа, где я работал, за один учебный год уволились десятки сотрудников. Возможно, такая «текучка» кадров и является нормой, и так происходит не только в нашем колледже. Но ещё раз напомню, что отделение медицинского массажа в колледже очень сложное, ставка преподавателя чуть больше 21000 рублей, и на моё освободившееся место не стояла очередь из желающих там работать. Моё Заявление об уходе подписали, не поинтересовавшись причиной увольнения, хотя найти педагога на такие условия, такую зарплату и со знанием такой программы – очень сложно. Надеюсь преподавателю, который меня заменит, удастся сделать то, что не удалось мне.

Данная статья не направлена на то, чтобы вызвать сострадание к автору, не является открытой жалобой на отдельновзятое СПО, это мой личный один голос о несовершенстве системы образования по одной медицинской специальности 34.02.02. «Медицинский массаж» для лиц с ОВЗ по зрению. И. Дунаев внедрил в жизнь прекрасную идею для обучения слепых и слабовидящих, эта идея может жить очень долго и приносить огромную пользу, но эта идея должна соответствовать времени, её нужно грамотно адаптировать и развивать. Возможно, некоторые аспекты изложенного дойдут до глаз или ушей тех людей, которые обратят внимание на смысл сказанного и поддержат развитие профессии массажиста в России на конкурентоспособном уровне.