Психотерапевтическое упражнение «Планета людей. Психотерапевтическое упражнение «Планета людей Упражнение «Встреча с Саботажником»

Отдельные упражнения по психотерапии ПТСР

Упражнение по разотождествлению (из книги Ассаджиоли «Психосинтез»)
Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя:
У меня есть тело, но я – это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное «Я».
Мое тело – прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое тело – это не «Я».
У меня есть тело, но я – это не мое тело.
У меня есть эмоции, но я – это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим «Я», радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оценивать свои эмоции и, более того, управлять, владеть ими, использовать их, то очевидно, что они не есть мое «Я».
У меня есть эмоции, но я – это не мои эмоции.
Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он – это не мое «Я».
У меня есть интеллект, но я – это не мой интеллект.
Я – Центр чистого самосознания. Я – Центр Воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами.
Я – это постоянное и неизменное «Я».
Это очень ценное упражнение можно повторять по несколько раз. Постепенно оно становится упражнением по самоотождествлению, потому что, по мере того как вы обучаетесь не отождествляться со своими эмоциями, телом, мыслями и теми или иными субличностями, вы все больше погружаетесь в ощущение своего собственного истинного «Я», которое является достаточно простым, постоянным и неизменным.
Вы можете использовать модель этого упражнения для любых своих субличностей, употреблять свои собственные выражения и формулировки и заканчивать разотождествление, например, так: «У меня есть субличность Беспризорная Валентина, но я – это не Беспризорная Валентина».

Упражнение «Поплавок в океане»
Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карт, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания. Ощутите движение волны… тепло солнца… капли дождя… подушку моря под вами, поддерживающую вас… Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.
Упражнение используется, когда вы чувствуете какое-то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что «выйдете из-под контроля».

Упражнение «Оживление приятных воспоминаний»
1. Вспомните то время своей жизни, когда вы были уверены, что по-настоящему любимы. Выберите какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его во всех деталях. Или Вспомните те моменты, когда вы испытывали какие-то острые переживания… были влюблены… вас озарило вдохновение… вы были захвачены чтением, работой или какой-то другой важной деятельностью… слушали музыку и т. п. Выберите один из таких высших пиков вашей жизни и постарайтесь пережить его заново.
2. Теперь попробуйте ответить самому себе, каковы самые существенные особенности этого переживания.
3. Что мешает вам испытывать такие, чувства сейчас?

Когда вы ощущаете, что вам необходима психологическая поддержка, можно проделать это упражнение.

Упражнение «Храм тишины» (ресурсный транс)
Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры… Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны… Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум… гудят автомобили, визжат тормоза… Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов… булочную… цветочный магазин… Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?.. Вы подойдете и поприветствуете этого человека? Или пройдете мимо?.. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм -место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной.
Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

Упражнение «Передача энергии» (при дефиците энергии)
Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
Поместите источник энергии справа. Ощутите воздействие энергии на правую половину тела.
Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела.
Вообразите источник энергии над собой. Ощутите, как энергия воздействует на голову.
Теперь источник энергии находится у вас под ногами. Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему вашему телу.
Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку, а теперь другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым.

Упражнение «Маяк»
Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу.
Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, – света, который никогда не гаснет.
Упражнение «Маяк» хорошо помогает в тех случаях, когда вы чувствуете себя беззащитным, уязвимым, «покинутым».

Упражнения в рамках психосинтеза

У Б Е Ж И Щ Е
Представьте, что вы находитесь в некотором месте, которое могли бы назвать своим убежищем.
Это может быть хорошо знакомое вам место или совсем не известное, реальное или существующее в вашем воображении, из прошлого или настоящего, из сна или мечты. Важно для вас одно: здесь вы абсолютно защищены от всех и всего.
Посмотрите вокруг себя. Что вас окружает? Что вы делаете сейчас?
Возможно, вы слышите какие-то звуки… Чувствуете какие-то запахи… Здесь тепло или прохладно?
Вы здесь совершенно свободны и можете делать все, что вам хочется. Здесь никого нет, кроме вас. Вам спокойно, уютно, хорошо. Здесь нет времени, некуда спешить, можно ни о чем не думать. В своем убежище вы можете получить для себя все то, что вам не достает, что хотелось бы иметь…
Вы отдыхаете и набираетесь сил. Вы можете быть здесь столько времени, сколько вам нужно. Когда вы почувствуете себя достаточно сильным, отдохнувшим, спокойным, уверенным, возвращайтесь к нам. Возвращайтесь к тем, кому вы нужны, к тем, кто вас ждет, кто вам дорог. Возвращайтесь к нам, зная, что это убежище только ваше, и в любой момент вашей жизни, когда это вам будет необходимо, вы можете по своему желанию попасть туда и вернуться оттуда.

Д О Л И Н А
Категорически противопоказано проводить с военнослужащими. У них долина, окруженная горами, может ассоциироваться с Афганистаном или Чечней.
Вы находитесь по середине долины, с трех сторон окруженной невысокими горами. Лето. Раннее утро, тепло. Над вами высокое голубое небо. Только что встало солнце. Горы покрыты слабой дымкой. Впереди вы видите выход из долины. Пусто. В долине никого нет. Под ногами каменистая почва, шуршат мелкие камешки. Воздух прозрачен и чист, постепенно он нагревается и слегка дрожит над землей. Тихо и спокойно. Впереди, там, где виден выход из долины, появляется облачко пыли: кто-то приближается к вам. Внимательно смотрите. Пока не видно, кто это. Все ближе, ближе, уже можно различить контуры человека. Вы видите человека. Он приближается к вам. Теперь вы видите, кто это. Посмотрите внимательно. Вы знаете этого человека? Видите впервые? Как он выглядит? Что он делает? Вы медленно, спокойно подходите друг к другу…
Вы можете помолчать вместе, о чем-то поговорить, быть может, задать какой-то вопрос или вопросы. Побудьте вместе столько времени, сколько вам нужно…
Время вашей встречи подходит к концу. Поблагодарите его за эту встречу. Вам пора расставаться. Попрощайтесь.
Первым уходит этот человек, а потом и вы, не спеша, возвращаетесь к нам… Вернувшись, открывайте глаза.

ЖИВОТНОЕ
Вы находитесь на поляне в лесу. Это небольшая поляна посередине густого темного леса. Скоро вечер, солнце уже садится. Вы на поляне совершенно один.
Со всех сторон Вас окружает мощный лес. Слышны шорохи, поскрипывания, шелест. Больше никаких звуков, тишина.
Вы чувствуете запахи, может быть, дуновение ветерка. Под Вашими ногами зеленая трава.
Оглядитесь вокруг, что за лес окружает Вас. Посмотрите на небо, на заходящее солнце, прислушайтесь к себе.
Смотрите прямо перед собой. Вы видите какое-то движение среди деревьев? Внимательно смотрите. Из леса постепенно появляется животное.
Что это за животное? Вы когда-нибудь видели его раньше в своей жизни? Или это было в книге? Во сне? Какого оно размера, Цвета? Как животное движется и куда? Как себя ведет? Что делает на поляне? Как это животное относится к Вам?
Какие чувства Вы испытываете, глядя на это животное? Что-то изменилось в его поведении? Что сейчас происходит на поляне? Что хочется делать Вам? Побудьте на поляне с этим животным, посмотрите, будет ли что-нибудь происходить.
А теперь пусть животное уходит с поляны обратно в лес. Посмотрите, как это происходит, и постепенно возвращайтесь к нам.

Вашему вниманию, уважаемые посетители сайта психологической помощи сайт представлены различные психотехники психологические техники и психотерапевтические техники , которые используются при очной и онлайн психологической консультации и онлайн психотерапии . Также, эти психотехники вы сможете применять самостоятельно, для улучшения своего психического состояния и избавления от различных эмоциональных проблем: от стрессов и депрессии до страхов и некоторых невротических расстройств .

Данные психологические, психотерапевтические техники очень эффективные, они прошли испытания и их работоспособность подтверждена большим опытом. И если у вас есть реальное мотивированное желание на изменения себя и своей жизни, то эти психотехники как раз то, что вам нужно — с помощью этих психологических техник вы самостоятельно — если у вас, конечно, не критическая ситуация — сделаете себя свободным от негативного жизненного сценария и удачливым, счастливым человеком .

Итак, психотехника (психологическая, психотерапевтическая техника) — «Скрытое подкрепление»

«Скрытое подкрепление» (подкрепляющие убеждения) — это психотехника, состоящая из трех методов психотерапевтического воздействия, в том числе самостоятельно, на психику и подсознание для избавления от психологических и эмоциональных проблем.
Данная психологическая и психотерапевтическая техника поможет вам решить такие проблемы, как стрессовое состояние, депрессия, различные виды страхов, тревожности, навязчивостей и других негативных и необоснованных, в ситуации «здесь и сейчас», эмоций, чувств и ощущений.

Метод 1 — психотехника «Подкрепляющие убеждения»

Эта психотехника разработана на основе рациональной психотерапии.
  1. Создайте иерархию своих проблемных ситуаций и сопутствующих им автоматических мыслей — 10-15.
  2. Для каждой ситуации создайте список рациональных убеждений.
  3. Далее, вам нужно выйти в состояние релаксации, используя психотренинг по Сильва или техники самогипноза . И в этом расслабленном состоянии представить наилучший способ, с помощью которого можно справиться с каждой ситуацией.
    Будучи погруженным в ситуацию, подумайте о самых разумных и реалистических из возможных убеждений и представьте эмоции и поведение, которые порождают новое мышление.

    Представьте сцену, но на этот раз вообразите, что мыслите вы реалистично. Представьте это как можно отчетливее. Теперь представьте, что вы испытываете реалистичные эмоции и ведете себя соответственно.
    Продолжайте представлять это до тех пор, пока вы не завершите всю сцену, думая корректным образом и действуя так, как бы вам больше всего хотелось.
    Продолжайте до тех пор, пока не сможете с легкостью воспроизводить эту сцену.

  4. После того, как вышеупомянутые образы будут очень отчетливыми, представьте возможные последствия нового мышления, не только в данной ситуации, но и во всех подобных ситуациях…

    Представьте картинку лучших возможных последствий нового образа мыслей.
    Представьте, что мыслите реалистично во всех ситуациях, похожих на эту.
    Что с вами произойдет действительно хорошего? Как улучшится ваша жизнь?
    Не просто думайте о том, что может случится, а представляйте, как это происходит.

    Продолжайте, пока образ не станет живым и отчетливым.

  5. Повторите эту психотехнику как минимум три раза для каждой позиции.
    Делайте это до тех пор, пока не перестанут возникать негативные эмоции при визуализации этой сцены.
  6. Продолжайте применение этой психотерапевтической техники, продвигаясь вверх по иерархии, которую вы выписали на первом шаге психотехники.
  7. Желательно записать на видео (для себя) эту психологическую технику, для последующего просмотра — раза три в неделю.

Обязательно загляните в психоаналитический журнал : читайте полезные статьи и рекомендации психолога

  • Логотерапия Франкла — экзистенциальный анализ (дерефлексия, логоанализ)
  • Чем отличается расстройство личности от психического расстройства
  • Парадоксальная интенция Франкла — метод быстрой терапии страхов, фобий, навязчивости (ОКР)
  • Имплозивная терапия, «Флудинг» — техника «Наводнение» для лечения Страхов, Фобий, ПА, ВСД, Вегетоневрозов
  • Современные психологические проблемы, с которыми чаще обращаются к психологу, психотерапевту, психоаналитику и психиатру

Визуальная техника «Звездный экран»

Цели: снять напряжение, остановить поток тревожных мыслей; подготовка к освоению методик комплекса АТ – 3.

Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что ваш мозг это космос или экран, а мысли – разноцветные светящиеся шарики, стремящиеся пролететь через него. Ваша задача заключается в том, чтобы каждую возникшую мысль представить в виде цветного шарика, летящего к вам, а потом мысленно оттолкнуть визуальный образ в пространство. Так необходимо поступать с каждой зафиксированной мыслью.

Это занятие позволит абстрагироваться от реальных событий. Вы «опредмечиваете» мысли и удаляете их из сознания. Это снижает степень вашей тревожности, успокаивает, расслабляет.

Техника арттерапии

Цель: формирование позитивного эмоционального фона; повышение жизненного тонуса; формирование умений работать сообща.

Оборудование и материалы: ПВА,растительной масло - 50 г., набор красок (гуашь), соль – 100 г., мука - 0,5 кг., разовые стаканчики - 5 шт., емкость для воды, грубый картон (50 см Х 50 см).

Готовятся краски (5 - 6 цветов): на стакан муки треть стакана воды, одну столовую ложку ПВА, две столовые ложки мелкозернистой соли, столовая ложка растительного масла. Все перемешать, разложить массу в несколько стаканчиков и добавить разные цвета гуаши. После приготовления красок, на жестком картоне пальцами выполняется рисунок по теме «Счастье». Максимальный эффект достигается при работе в группе (в семье).

Рефрейминг «Учимся на ошибках»

Цель: отреагирование травмирующего опыта стрессовых ситуаций.

Рефрейминг означает переструктурирование. Эта техника Дональда Крилла и Кэтрин Макларен применяется для того, чтобы помочь увидеть перспективу решения своих проблем, научиться, конструктивно мыслить и в позитиве вербализировать свои мысли. Слова, фразы, суждения являются выражением наших аттитюдов (социальных установок) и, вместе с тем, при произношении закрепляют в нашем сознании образ действия, образ результата и как бы кодируют нас на определенный исход. Более того, нередко нам легче оправдывать свою пассивность, перекладывая ответственность на других или приписывать причины проблем бытия обстоятельствам. Поэтому нам важно актуализировать потребность принятия ответственности за собственную судьбу.

У людей, часто находящихся в стрессовых состояниях имеются трудности с идентификацией своих мыслей. Поскольку они мысленно постоянно разговаривают с собой, то перестают замечать то, что беспрестанно повторяют и над чем ломают себе голову. Однако мысли, в которых они заинтересованы больше всего, - это негативные, оценочные, иррациональные мысли, которые удается идентифицировать. Они могут быть настолько привычными, что их люди не замечают. Но именно они, на уровне действия второй сигнальной системы являются существенным стрессовым фактором. С этими мыслями и предполагается работать. Надо вспомнить ситуацию, с которой вам не удалось справиться.

Закройте глаза и постарайтесь вспомнить чувства и мысли, одолевавшие вас в момент ее возникновения. Откройте глаза и кратко запишите их. Подумайте, как бы вам хотелось завершить ситуацию? Перечислите разумные убеждения и вспомогательные конструктивные утверждения, которые могли бы быть вам полезны.

Примите удобную позу и сделайте простое, но эффективное самовнушение насчет предстоящих экзаменов. Техника позволит улучшить свой имидж как человека делового, человека, способного помнить добро и отвечать тем же. Данная техника предназначена для развития сенситивности (чувствительности в общении с людьми). Техника поможет лучше разбираться в людях, стать более общительным. Используется ассоциация "люди – двери". Техника поможет научиться более объективно понимать окружающих людей, относиться к их достоинствам и недостаткам. Конкретные способы, умения выходить из сложных ситуаций межличностного общения, добиваться от собеседника нужного результата. Психотехнология решения задачи в этапах и принципах. Психологические техники, использующие способность человека воздействовать на самого себя словами убеждения. Советы для тех, кто бросает курить. Подготовка, инкубация, озарение, проверка. Техника поможет избавиться от алкоголизма тем, кому не хватает воли и уверенности для этого. Небольшой самоанализ, выработка конструктивного отношения к алкоголю, небольшое самовнушение - и человек обретает волю противоборствовать сиюминутным порывам. Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы. Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов. Техника предназначена для выработки самоидентичности - способности понимать свою индивидуальность, жить, основываясь на ней, а не вопреки ей. Также самоидентичность - это способность принимать себя таковым, каков есть, но не игнорируя при этом свои недостатки, а осознавая, что работать со своими недостатками можно, но не всегда нужно. Техника призвана помочь человеку разобраться в сложных вопросах своей прошлой жизни, там, где ещё не выработано окончательное отношение к своим и чужим поступкам. Техника предназначена для развития способности к осознанию сновидений ("просыпаться" во сне), повышения эффективности ночного отдыха. Основная идея этой техники была предложена Георгием Гурджиевым, и носила она мистический характер. Техника предназначена для устранения внутренних конфликтов. Может быть использована в повседневной жизни. Вопреки названию в этой технике нет ничего мистического, сверхъестественного. Она направлена на повышение эмоциональной уравновешенности, а четыре стихии в этом призваны помочь. Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю. Поможет заснуть при бессоннице легкой или средней степени. Эта техника подойдет тем людям, которые испытывают неуверенность в себе, склонны сомневаться в собственных жизненных стратегиях. И вообще тем, кто ощущает, что ему не хватает цельности поведения. Техника предназначена для разработки силы воли. В ней предлагается поработать со своим чувством боли (если, конечно, таковое имеет место). Через глубокое осознание боли вырабатывается любовь к ней, способность преодолеть её. Данная техника - инструмент, который позволит в нужный момент избавиться от посторонних, в том числе тревожных, мыслей и сосредоточиться на текущих делах. Техника предназначена для выработки эмоциональной устойчивости через выработку независимости от событий в прошлом, довлеющих тяжким грузом над настоящим. Эта техника предназначена для изменения отношения к времение, осознанию его ценности для человека. Техника была предложена в своё время Георгием Гурджиевым. Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений. Техника предназначена для индивидуального, самостоятельного использования. Она поможет создать свою семью, по крайней мере – определиться в своих планах, ожиданиях. Техника совершенно проста, но работает прекрасно – помогает избавиться от вредных привычек. Техника предназначена для инвентаризации трат собственных сил, энергии. Если вам кажется, что ваши силы и энергия "утекают" в неизвестном направлении, что отдача от вашей жизнедеятельности близка нулю, то эта техника для вас. Эта техника поможет в личностном росте: постепенном и уверенном. Техника поможет несколько повысить уважение к себе, своей жизни, личным достижениям. Может быть, даже придаст новый смысл жизнедеятельности. Техника для личного использования. Заключается в зачитывании списка фраз, выстроенных специальным образом. Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа "Я не могу это сделать" или "Я недостаточно умелый". Эта техника предназначена для упорядочивания ваших жизненных действий по категориям: "цель", "средство", "результат", "пустое". Разовое или - что лучше - систематическое проведение данной техники поможет определить причинно-следственные связи своей жизни, стать более целеустремленным и собранным, настроенным на достижение основных жизненных задач. Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Если вы подверглись стрессу, если давление обстоятельств превысило норму, если вы просто устали постоянно решать многочисленные проблемы, эта техника должна помочь вам. Техника призвана помочь в анализе сложных и запутанных жизненных ситуаций. Эта техника поможет вам преодолеть собственное обжорство. Из самой сути этой техники видно, что она наиболее легкий способ покончить с обжорством, хотя сначала может показаться нереальной. Техника поможет освоить возможность вытеснять из своего сознания неприятные и бесплодные переживания. Техника поможет повысить уверенность в себе, своих силах. Техника поможет повысить уверенность в работе, в учебе, иных достижениях. Данная техника поможет любому желающему преодолеть в себе выученную беспомощность – негативное состояние, мешающее улучшить свою жизненную ситуацию, совершить прорыв в некотором направлении жизнедеятельности. Техника поможет существенно развить волевые способности, собранность на действие. Техника помогает расслабиться, прийти в состояние уравновешенности. Техника поможет быть готовым к разным возможным в будущем событиям, повышает гибкость и адаптивность поведения в целом.