(финик. b"lhmn, видимо, « хозяин-жаровик»), Хаммон, в западносемитской мифологии божество. Судя по значению имени, бог солнца (ср. на иврите хамма, «солнце»; имя связано со словом хамман, обозначавшим специальные алтари для воскурений, возможно, Б.-Х.). В Карфагене одно из главных божеств, бог плодородия. Отождествлялся с Сатурном и Юпитером, очевидно потому, что воспринял функции Илу. Часто выступает в паре с Тиннит.
и. Ш.
Баал
— (Балу - Ваал), древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны.Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился назапад (в Египет, Грецию и др.).
Баал-шем-тов Исраэль Бен Элиезер
— (сокр. БЕШТ) (ок. 1700-60) - еврейскиймыслитель-мистик, основатель секты хасидов и крупнейший авторитетхасидизма.
Большой энциклопедический словарь
Баал (ваал)
— - в мифах западных семитов прозвище богов (производное от Балу).
Исторический словарь
Баал-хаммон
— - в мифах западных семитов бог солнца. В Карфагене одно из главных божеств, бог плодородия. Отождествлялся с римскими богами Сатурном и Юпитером.
Исторический словарь
Баал-ханан
— (Ваал милостив)-а) (Быт 36.38,39; 1Пар 1.49)-сын (потомок) Ахбора, один из идумейских царей;
б) (1Пар 27.28)-смотритель над садами во времена Давида.
Исторический словарь
Балу (позднее - Баал, Ваал)
— - в мифах западных семитов прозвище богов отдельных местностей и общих богов. Наибольшим распространением пользовался культ Балу - бога бури, грома и молний, дождя........
Исторический словарь
Баал-махшово
— (Эльяшев Исидор) - еврейский критик, род. в 1873 г. в Ковне, в зажиточной семье; изучив медицину в Гейдельбергском и Берлинском университетах, сдал в 1905 году государственный........
Большая биографическая энциклопедия
Баал
— (финик. - хозяин, владыка; аккад. - Бел) - 1) Древнее общесемитское божество, почитавшееся в Передней Азии, Аравии и Карфагене как бог плодородия, вод, войны и пр. Культ Б.........
Советская историческая энциклопедия
Божество сиро-финикийского происхождения, возможно, почитавшееся уже в Угарите , а позднее в Пальмире , где его имя засвидетельствовано надписями по меньшей мере с I века до н. э. В Пальмире был отождествлен с местным Баалом , верховным богом оазиса, и фигурирует под именем Бебель-Хамон (Bel-Bel-Hamon ) .
Значение имени истолковывается по-разному. В 1883 Жозеф Галеви предложил понимать это как «Господин Амана ». В 1902 на восточном склоне этого хребта в Зинджирли была обнаружена надпись, датируемая ок. 825 до н. э. и содержащая самое ранее полное имя этого божества.
По другим версиям, это имя может означать «владыка алтаря с благовониями», «владыка хамманов» (священных столбов перед алтарем) . По мнению Ю. Б. Циркина и И. Ш. Шифмана , наиболее вероятным значением является «владыка жара» (Шифман сопоставляет имя Хаммон с древнееврейским словом хамма , «солнце» ).
Приблизительно с середины V века до н. э. Баал-Хаммон начинает почитаться вместе с Танит , полное имя которой «Таннит перед Баалом» , составив с ней божественную пару. В других финикийских колониях (на Мальте , Мотии и в Сардинии) это добавление засвидетельствовано позже - в IV веке до н. э. .
Атрибуты свидетельствуют о Баал-Хаммоне как о божестве плодородия и солярном божестве ; сосновая шишка - давний символ бессмертия и мужской плодовитости. На гемме VII или VI века до н. э. трон бога стоит на ладье, плывущей по водам подземного океана, на что указывают стебли растений, растущие вниз, следовательно, он может рассматриваться как владыка небесного, земного и поземного мира .
В римское время отождествлялся с Сатурном , который в италийской мифологии был божеством плодородия; в римских надписях, посвященных Баал-Хаммону, он именуется senex («старец»), frugifer («плодоносный»), deus frugum («бог злаков») и genitor («родитель») . Изображение бога было отчеканено на денарии Клодия Альбина , боровшегося за императорскую власть в 193-197 годах и происходившего из Гадрумета , где в эпоху Августа чеканились монеты с изображением Баал-Хаммона .
Как и Танит, Баал-Хаммону приносились человеческие жертвы , предпочтительно дети .
Современные исследователи полагают, что обряд, известный как молк , мог быть не столь изуверским, как его описывают в популярной литературе, и ребёнка перед сожжением умерщвляли .
У греков карфагенские обычаи вызывали отвращение, и Плутарх сообщает, что тиран Гелон , разгромивший карфагенян в битве при Гимере , специально вписал в мирный договор условие, запрещавшее им впредь приносить своих детей в жертву Кроносу .
Одно из крупнейших жертвоприношений было совершено в 310 до н. э., когда Карфаген был осажден Агафоклом . Свои неудачи пунийцы объясняли отходом от старинного благочестия и тем, что вместо собственных детей уже довольно долгое время богу приносили чужих - купленных и тайно выращенных. Чтобы умилостивить гнев божества в жертву принесли 200 детей из благородных семей, и ещё 300 человек принесли себя в жертву добровольно .
Баал-Хаммон почитался и в других финикийских и карфагенских колониях на западе Средиземноморья. Страбон упоминает храм Крона в Гадесе , вероятно, такой храм был и в Малаке , на монетах которой над изображением храма стоит надпись šmš («шамаш») .
В Северной Африке культ Баал-Хаммона оставался одним из самых популярных и в римское время; по словам Августина , местные язычники ещё в его время противопоставляли своего Сатурна Христу .
Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.
Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.
Баал - вообще является эпитетом «бог, владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов.
Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.), в это время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам.
Титул «Баал» давался князьям и градоначальникам, входил в имя. (Например: упомянутый в египетской повести XI в. до н. э. «князь Библа Текер-Баал», Ганнибал, Балтазар, список царей Тира.)
Позже Баала считали богом солнечного света, немного спустя он стал творцом всего мира, Вселенной, затем бог-оплодотворитель.
Практически во все времена культ Баала сопровождался сладострастными оргиями, причём при этом жрецы в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях.
В Угарите Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет Силач и Бык, был сыном бога Дагану, его сестрой и возлюбленной была Анат («источник», богиня источников).
Мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме, что связывает его с Зевсом, Зевсом-Аммоном, вавилонским Зевсом-Баалом.
В Финикии он именовался Баал-Цафон (угарит. Баал-Цапану, по названию горы где жил) или просто Баал, Бел, причём эпитет «Баал-» имели и другие финикийские боги, покровительствуя разным областям жизни.
Бог проточной воды и родоначальник морских божеств. Сын Эла (угарит. Илу). Его жена - богиня Астарта, аналог шумерской Иштар.
Центр культа был в Тире, отсюда он распространился и в древнем Израильском царстве (при Иезавели) и в Иудее, несмотря на борьбу пророков (в особенности Ильи и Иеремии).
Согласно Библии, служение Ваалу включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убиение собственных детей.
При религиозной революции пророка Илии «все служители Баала были убиты» - этим культу в Древнем Израиле был нанесён существенный ущерб.
Почитался Баал и в финикийском государстве Карфагене (имя Ганнибал означает «любимец Баала»); через финикийцев и карфагенян постепенно во XX-X в. до н. э. культ Баала распространился далеко на Запад (в Египет, Испанию и др.).
Император Гелиогабал (Элагабал) перенёс культ его в Рим.
БААЛ-ХАММОН
Баал-Хаммон — в мифах западных семитов бог солнца. В Карфагене одно из главных божеств, бог плодородия. Отождествлялся с римскими богами Сатурном и Юпитером.
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012
Иеремия (7:31): «Устроили высоты Тофета, что в долине сынов Хиннома, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне...»
На горе Джебель-Бу-Корнеин напротив Карфагена был храм Баал-Хаммона – тофет (תפות) – «место сожжения детей».
Этот тофет представлял собой закрытый двор, внутри которого был небольшой алтарь. Здесь в жертву Баал-Хаммону приносили детей, в основном мальчиков, обычно первенцев, но иногда и девочек, и сначала из аристократических семей, но через некоторое время аристократия предпочла покупать чужих детей, чем жертвовать своих. Ребенка сначала умертвляли, а затем под звуки флейт, тамбуринов и лир тело сжигали на бронзовых руках статуи Баал-Хаммона. Такое жертвоприношение называлось «молк» или «молек» Антропологические исследования показали, что 85% детей было младше 6 месяцев. Также раскопки показали, что нижний слой, датируемый примерно периодом до 700 г. до н.э., еще не содержит следов человеческих жертвоприношений, и только с первой четверти VII века до н.э. урны стали наполнят пеплом сожженных детей. Связывают это, в частности, с появлением в это время в Карфагене большого количества иммигрантов из г. Тир. Иногда обычай такой жертвы смягчался, и ребенка заменяли ягненком - такая жертва замещения называлась «молхомор». Периодичность человеческих жертвоприношений неизвестна, римский администратор и поэт Силий Италик (ок. 26-101) сообщает, что они приносились ежегодно. Точно известно, что жертвы приносились также при различных чрезвычайных обстоятельствах - так, когда к стенам города подошла армия Агафокла (361-289 гг. до н.э.), жители Карфагена принесли в жертву более 500 детей, 200 из которых были сыновьями знатных семейств, а более 300 были пожертвованы добровольно…
http://ksatra.livejournal.com/41582.html
Самым распространенным именем в Карфагене Ханниба’ал (в латинской версии – Ганнибал), значение которого - «Милостив ко мне Баал». Знаменитый Ганнибал был первым сыном полководца Гамилькара Барки и, по легенде, которую рассказал автор поэмы «Пуническая война» Силий Италик (I в. н.э.), его вместе с другими детьми-первенцами должны были принести в жертву во время восстания наемников. Однако отец подменил ребенка и пожертвовал Баалу сына раба… Очень популярны были также имена Гасдрубал («Баал помогает») и Батбаал («Дочь Баала»).
Главными богами Кафагена были Баал-Хаммон и Таннит (Тиннит) - «украшение Баала». Баал-Хаммона отождествляли с египетским Амоном или древнейшим богом Финикии - Эломом, римляне именовали этого бога Сатурном. Многие исследователи отмечали поразительное сходство Баал-Хаммона с библейским Йахве. Сам он был наделен триединой сущностью: владел небом, землей и потусторонним миром. Днем Баал-Хаммон пребывал на небе, а ночью возвращался с запада на восток через царство мертвых. Существующий мир, по верованиям карфагенян, простирался между двумя соединявшимися океанами, небесным и подземным - по ним и плыл корабль Баал-Хаммона…
Описанная в книге Левита (Лев. 1:3-17, 6:1-6) жертва всесожжения (όλοκαύτωμα / holocaustum), или, которую, наверное, более точно будет называть «жертва возношения» (עולה, ‘ола), на мой взгляд, является более мягкой формой жертвоприношения «молк» Баал-Хаммону. Поэтому, можно допустить, что ‘ола, которая приносится во искупление непреднамеренно совершенного греха (жертва всесожжения, о которой говорится в Лев. 1, есть жертва частная, приносимая по добровольному обету или намерению отдельных лиц), совершается примерно по тем же правилам, что и «молк».
При совершении ‘ола в жертву приносились особи мужского пола - «мужеского пола, без порока», т.е. жертва не должна была иметь ни одного недостатка - т.е. быть здоровой, жизнеспособной и чистой (жертва тщательно мылась). Приносящий жертву возлагал руку на голову жертвы (semichah) и прижимал голову жертвы, которая в это время стояла привязанная к северной стороне жертвенника, а затем умерщвлял (schechitah) её («и заколет …), немедленно после произнесения последнего слова исповедания - порез совершался большим острым ножом, так, чтобы перерезать и пищевое, и дыхательное горло, чтобы кровь вытекала быстро и не терялась. Затем снимал шкуру (кожу) и рассекал тело на части («и снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет её на части»). Священники принимали жертву и окропляли её кровью жертвенник («принесут кровь и покропят кровью со всех сторон»), остаток крови выливали к подножию жертвенника. В иудейской традиции кровокропление рассматривалось, как «radix et principium» жертвоприношения, и жертву, при которой кропление совершал мирянин, считали недействительною (Мишна. Зебахим II, 7). После этого возлагали на огонь жертвенника отдельные части, в том числе голову («и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук») и внутренности, которые предварительно должны быть вымыты водой («а внутренности жертвы и ноги её вымоет он водой»)…