Фонд социального страхования (ФСС): какие взносы нужно платить и как возмещать выплаты. Электронный больничный: инструкция для бухгалтера Состояние ИТ-инфраструктуры и электронного взаимодействия

Фонд социального страхования (ФСС): какие взносы нужно платить и как возмещать выплаты. Электронный больничный: инструкция для бухгалтера Состояние ИТ-инфраструктуры и электронного взаимодействия

Шаг 1. Зарегистрируйтесь в системе

Чтобы работать с электронными больничными листками, организации потребуется завести личный кабинет в Единой интегрированной информационной системе «Соцстрах» ФСС на cabinets.fss.ru (далее — ЕИИС «Соцстрах»). Войти в него можно через учетную запись юрлица на портале Госуслуг.

Если у вашей организации нет подтвержденной учетной записи на Госуслугах, создайте ее в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА):

  1. На esia.gosuslugi.ru перейдите во вкладку «Организации».
  2. Создайте подтвержденную учетную запись, используя квалифицированную электронную подпись, выданную на имя руководителя или на лицо, имеющее право действовать без доверенности.
  3. Заполните карточку с реквизитами.

После регистрации в личном кабинете ЕИИС «Соцстрах» заполните информацию о своей компании и ознакомьтесь с инструкцией.

Для каждого участника системы предусмотрены свои функции личного кабинета:

  • Больницы будут загружать в систему электронные листки, подписывая их квалифицированной электронной подписью.
  • Бухгалтер будет видеть больничные сотрудников, получать нужные сведения для начисления пособия и заполнять раздел работодателя.
  • Застрахованные смогут проверять, правильно ли заполнен больничный лист и корректно ли начислено пособие.
  • Федеральный закон № 86-ФЗ предусматривает, что врач сможет оформить электронный больничный по временной нетрудоспособности, беременности или материнству, если соблюдены эти два условия:
  • Медучреждение и работодатель застрахованного человека зарегистрированы в специальной автоматизированной системе электронных листков.
  • Пациент в письменном виде согласился на оформление листка нетрудоспособности в электронной форме.

Утвержден перечень данных, которые требуются для проведения медико-социальной экспертизы застрахованного и начисления пособия, а также сроки их сдачи (Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567).

Шаг 2. Перераспределите обязанности

Назначьте бухгалтера, ответственного за работу с электронными больничными, получите на него электронную подпись и обеспечьте доступ к ЕИИС «Соцстрах». Если нужно, обучите новым правилам работы тех бухгалтеров, которые раньше работали только с бумажными больничными.

Во многих сервисах разрабатываются новые возможности для работы с электронными больничными. Для работы с электронными больничными можно воспользоваться и бесплатной программой, которую ФСС предлагает скачать в Личном кабинете работодателя.

Шаг 3. Расскажите сотрудникам об изменениях

Как только компания подключилась к системе, расскажите сотрудникам, что у них есть право оформить больничный в электронном виде. Можно выпустить приказ под подпись или сделать рассылку по электронной почте.

ФСС оплатит больничный, если он представлен в электронной форме, за три рабочих дня

Работник сам решает, в каком виде хочет оформить документ: в бумажном или электронном. Но у электронного больничного есть преимущества, донесите их до сотрудников:

  • Его проще оформлять, не нужно дополнительно заверять печатями в регистратуре.
  • Его невозможно испортить, забыть, потерять. Если застрахованный потеряет номер больничного, он сможет восстановить его в личном кабинете по номеру СНИЛС и паролю с Госуслуг.
  • Электронный больничный не нужно бережно хранить и передавать бухгалтеру, как его бумажный аналог. Достаточно сообщить номер листка по телефону или по почте. Это особенно актуально для компаний с филиалами, разными офисами или отдельно расположенной бухгалтерией.
  • Если в регионе проходит пилотный проект по прямым выплатам, ФСС оплатит больничный, представленный в электронной форме, за три рабочих дня (в бумажной форме — за 10 дней).

Татьяна Огородникова, бухгалтер «Агентство Бонус »:

ФСС сама прислала нам письмо с приглашением стать участником системы и заключила с нами соглашение об информационном взаимодействии. Оповещать сотрудников о возможности формировать больничные в электронном виде мы планируем в рассылках от имени директоров подразделений. От введения электронных листков нетрудоспособности однозначно ждем только позитивных изменений в работе: например, больше не придется отправлять сотрудника к врачу, чтобы переоформить документ из-за ошибки. Раньше такое случалось .

Оформление пособия

Шаг 4. Получите от сотрудника номер больничного

Врач поликлиники входит в систему ФСС и формирует в ней листок нетрудоспособности: вносит необходимые данные, копирует информацию из электронной медкарты. Также он запрашивает в системе уникальный номер электронного больничного.

Готовый больничный медучреждение выгружает в ЕИИС «Соцстрах».

Выдавая больничный пациенту, врач и медучреждение заверяют документ усиленными КЭП. На этом этапе сотрудник не увидит больничного, он только получит уникальный номер, который затем будут использовать медучреждение, работодатель и ФСС. Он должен передать этот номер бухгалтеру, который занимается начислением пособия.

Шаг 5. Заполните листок в личном кабинете

По этому номеру бухгалтер находит в личном кабинете в ЕИИС «Соцстрах» больничный лист сотрудника. Полученные из листка сведения (о периоде болезни и т.д.) нужно будет использовать для расчета и учета больничного листа.

Также нужно будет заполнить свою часть: наименование компании, средний заработок, стаж и т.д. Дополнения в листке нужно заверить электронной подписью, которую вы используете для сдачи электронной отчетности.

На этапе выплаты пособия

Шаг 6. Передайте сведения в ФСС для выплаты или возмещения пособия

Заполненный больничный мгновенно поступит в отделение ФСС по месту работы застрахованного. Эти сведения ФСС будет учитывать при начислении и проверке пособия.

Дальше сценарии работы по начислению и выплате пособий различаются в разных регионах России. Часть регионов участвует в пилотном проекте ФСС «Прямые выплаты», все они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294. В этих регионах пособие выплачивает ФСС напрямую сотруднику. В остальных регионах пособие сотруднику начисляет и выплачивает работодатель. Рассмотрим сценарии работы бухгалтера в обоих случаях.

Зачетная система

Рисунок 1. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности при зачетной системе страховых взносов.

При зачетной схеме:

  • Рассчитайте пособие и выплатите его работнику с ближайшей зарплатой.
  • Сумму расходов, понесенных на выплату пособия, можно или зачесть в счет уплаты взносов на социальное страхование, или возместить в ФСС. Чтобы получить возмещение, необходимо подойти в отделение ФСС и предоставить заявление или справку-расчет.

Прямые выплаты

Рисунок 2. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности в регионах, где действует пилотный проект «Прямые выплаты».

При прямых выплатах:

  • В своей бухгалтерской программе выполните расчет среднего заработка для пособия.
  • Если пособие за первые три дня нужно оплатить за счет работодателя, рассчитайте и включите эту часть в следующую зарплату.
  • Подготовьте реестр в электронном виде (если отправляете данные через интернет) или заполните заявление в ФСС от имени сотрудника (если обращаетесь в ФСС лично).
  • Отправьте реестр на портал ФСС или отнесите заявление лично в отделение ФСС.
  • Проследите, чтобы работник получит пособие: ФСС выплатит его банковским или почтовым переводом.

Подробнее о прямых выплатах читайте в .

Преимущество электронных больничных

Закон обязывает только медучреждения оформлять электронные больничные по требованию застрахованного. Штрафов для работодателя за то, что он не перешел на электронные больничные, пока не предусмотрено. Но в добровольном переходе на электронные больничные листы есть плюсы.

Меньше ошибок

При заполнении бумажного больничного ошибаются и врачи, и работодатели. Ревизоры-консультанты ФСС ежегодно находят ошибки в более чем 2 000 000 бумажных больничных, в том числе и бухгалтерские ошибки при расчете пособия. Использование электронных больничных листов способно свести эти ошибки практически к нулю.

Меньше злоупотреблений

Новая система электронных больничных позволит свести на нет злоупотребления при оформлении листков нетрудоспособности. Работнику будет гораздо сложнее подделать электронный листок, а факт подделки легче доказать.

Меньше работы

С переходом на электронные больничные не нужно будет тратить время на:

  • передачу бумажных больничных в территориальные отделения ФСС;
  • учет фактов хозяйственной жизни листков, так как они являются бланками строгой отчетности;
  • проверку подлинности больничных;
  • хранение и обработку архива.

Меньше места для архивов

Если оформлен электронный больничный, у работодателя нет обязанности хранить бумажный аналог. То есть не нужно будет выделять специальные места для хранения бланков строгой отчетности.

Над материалом работали Наталья Потапкина, эксперт веб-сервиса Контур.Бухгалтерия,
Елена Кулакова, эксперт системы электронной отчетности Контур.Экстерн

Каково состояние дел по информатизации Фонда сегодня? В Фонде социального страхования Российской Федерации, включая Центральный аппарат, все региональные отделения Фонда, их филиалы и районные представительства, в настоящее время функционирует Единая информационная система, которая работает в Едином информационном пространстве. Это означает, что все компоненты системы (700 ЛВС, телекоммуникационное оборудование: около 105 маршрутизаторов и 1300 модемов, общесистемное программное обеспечение и около 20 прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах, установленных на 12 тыс. персональных компьютерах, информационные ресурсы или базы данных, службы сопровождения ЕИИС Соцстрах) работают взаимосвязано.

Новые информационные технологии обеспечили руководству Фонда прозрачность финансовых потоков всех исполнительных органов Фонда, адресность по выплатам пособий по возмещению вреда и т.д. Это означает, что сложный аналитический отчет, любая информация, имеющаяся в базах данных, распределенная по всей территории Российской Федерации (от Калининграда до Камчатки), могут быть получены в реальном масштабе времени, как на своем рабочем месте, так и в любой точке земного шара, где имеется сотовая связь (через обычный сотовый телефон). Примеры оперативных запросов, сводных отчетов и аналитических справок приведены ниже.

Корпоративная сеть Фонда, являясь объединяющим элементом ЕИИС Соцстрах, базируется на выделенных и коммутируемых линиях связи и Internet технологиях.

ЕИИС Соцстрах, делая прозрачным для руководства Фонда финансово-хозяйственную деятельность исполнительных органов Фонда, обеспечивает эффективное управление средствами государственного социального страхования, гарантирующими социальную защиту населения.

Работа в условиях подготовки к введению единого социального налога и в период его действия практически показали эффективность средств адаптации ЕИИС Соцстрах к новым условиям функционирования, реализации новых функций и обработки новой информации. Единая информационная система Фонда имеет все необходимые средства (телекоммуникационные, программно-технические, организационные), позволяющие в сжатые сроки осуществить ее адаптацию на решение задач автоматизации деятельности различного назначения (управление городским хозяйством, регистрация сделок с недвижимостью, управление медицинским страхованием и др.).

Прикладное программное обеспечение, включающее около 20 прикладных подсистем, обеспечивает автоматизацию всех видов деятельности Фонда.

Рабочие места специалистов Фонда оснащены однотипными средствами вычислительной техники, создана региональная сеть сервисных центров, обеспечивающих гарантийное и послегарантийное обслуживание компьютерной техники и телекоммуникаций.

В состав информационных ресурсов Фонда входят:

Сведения о 4,2 млн. страхователях (юридических и физических лицах);

Персонифицированные сведения о получателях страховых выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью несчастным случаем на производстве или профзаболеванием (порядка 500 тыс. получателей);

Сведения о финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда.

Общая схема системы передачи данных (СПД) представлена на рис. 1.

Рис.1

В основе СПД лежат виртуальные частные сети (VPN), использующие для связей между отдельными своими элементами публичный Интернет. Виртуальная частная сеть это совокупность работающих по TCP/IP защищенных каналов связи между локальными сетями. Создание VPN позволяет защищать от постороннего доступа информацию, передаваемую по сети Интернет, и связывать географически удаленные подразделения, не арендуя дорогостоящих выделенных междугородних линий.

Глобальная структура системы представляет собой иерархическую звезду с одной центральной частью. Центром звезды является телекоммуникационный узел центрального аппарата, к которому подключены региональные отделения (РО), филиалы региональных отделений, а также иные пользователи, имеющие доступ к сети Фонда. Локальная вычислительная сеть регионального отделения Фонда (рис. 3) включает в себя:

Рабочие места;

Коммуникационные центры;

Серверы (баз данных HyTech и приложений);

Серверы доступа для подключения филиалов РО и отдельных удаленных пользователей, имеющих доступ к сети.

К составу ЛВС можно также отнести оборудование доступа к виртуальной частной сети Фонда: серверы proxy, firewall, маршрутизатор доступа к Интернет.

В настоящее время первый этап компьютеризации Фонда (разработка и внедрение ЕИИС Соцстрах) завершен. Фонд подошел ко второму важному этапу компьютеризации на основе накопленных и ежедневно формируемых баз данных региональных отделений проводить оперативную аналитическую их обработку для принятия решений (в разрезе Федеральных округов, регионов, городов, отраслей и т.д.). Для этого в Фонде введена в эксплуатацию система мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда (АРМ Руководителя). Она является надстройкой над всей информационной системой Фонда, с помощью нее обеспечивается On-line доступ ко всем информационным ресурсам Фонда.

АРМ Руководителя, реализованный на основе новейших XML и OLAP технологий, обеспечивает контроль текущей финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда, исполнения ими программ государственных гарантий по социальному страхованию, рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Для администрирования ЕИИС Соцстрах в АРМе Руководитель предусмотрен контроль технического состояния подсистем ЕИИС Соцстрах, баз данных, линий связи, регламента выполнения работ по обслуживанию системы.

Рассмотрим вкратце примеры оперативных запросов из АРМа Руководитель.

На главной странице системы мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда размещены карта России с выделенными субъектами Федерации и перечень подсистем ЕИИС Соцстрах. Запрос на получение информации формируется интуитивно понятным образом, путем выбора манипулятором мышь необходимого субъекта Федерации или группы субъектов, подсистемы ЕИИС Соцстрах, задания интервала дат, наименования страхователя или его регистрационного номера.

Система мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда в настоящее время установлена на рабочих местах председателя Фонда и его заместителей, руководителей структурных подразделений центрального аппарата и ведущих специалистов Фонда и используется непосредственно в процессе принятия решений. На основе многомерной модели данных система позволяет отображать на экране результаты запросов в удобном графическом и табличном видах: гистограммы, диаграммы, сравнительные таблицы и т.д.

На сегодняшний день можно уверенно сказать, что новая информационная технология и отечественная СУБД HyTech, положенные в основу ЕИИС Соцстрах, могут служить наглядным примером эффективного и обоснованного использования бюджетных средств на информатизацию федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций.

2018

Дмитрий Селиванов на TAdviser SummIT - о фантастических возможностях социальных сервисов настоящего и будущего

Основными текущими векторами движения цифровой трансформации в социальном страховании являются: встраивание клиентских интерфейсов в среду соцсетей и мессенджеров, встроенность в партнерские каналы доставки финансовых услуг для клиентов, интеграция с маркетплейсами социальных услуг и товаров.

Шагами будущего должны также стать внедрение дистанционной идентификации клиента и технологии простых расчетных операций, а также использование инновационных клиентских сервисов в среде дополненной реальности и 3D-сервисов.

По словам Андрея Кошкина, помимо разработки основной функциональной платформы ФСС, фонд проводит пилотные проекты и эксперименты совместно с крупными телеком-операторами, которые уже умеют хорошо предоставлять услуги в электронном виде. Причем операторы сами вызвались создать разные прототипы, демонстрационные образы сервисов для социального менеджмента, социального маркетплейса, доступа к информации и даже конкретные устройства для слабовидящих, говорит он.

Ключевым элементом новой цифровой платформы ФСС является «Социальный навигатор», который будет состоять из различных мобильных информационных сервисов. Они должны помогать человеку быстро разобраться с теми шагами, которые он должен сделать для получения каких-либо социальных гарантий и выплат от фонда, и оперативно получать информацию о выплатах.

В числе прорабатываемых сервисов «Социального навигатора»:

  • Цифровая мобильная платформа реабилитационного и социального менеджмента и доставки технических средств реабилитации (совместно с «Вымпелкомом»);
  • Цифровая облачная платформа реабилитационных информационных сервисов (совместно с МТС и IBM);
  • Цифровая платформа доступа инвалидов к информации о технических средствах реабилитации и сопутствующих товарах и услугах, так называемый «Социальный маркетплейс» (совместно с АНО ГЧП);
  • Цифровые мобильные устройства и сервисы для слабовидящих и слабослышаших (совместно с ФРИИ и «Мегафоном»).

Развитие цифровой платформы предполагает также создание социального «бизнес-коммуникатора» - коннектора между страхователями и компаниями среднего и малого бизнеса. Это будет интегрированная цифровая мобильная платформа информационного взаимодействия фонда и организаций малого и среднего предпринимательства.

В картине социального страхования будущего появятся новые элементы ИТ-инфраструктуры , обеспечивающие доверенную среду при предоставлении социальных услуг, считает представитель ФСС. Цифровая трансформация привнесет новые решения и технологии, в том числе, такие как «социальный блокчейн»: для рынка социальных услуг, где очень много участников, будут развиваться иные инфраструктурные решения, включая решения на основе блокчейна , дающие необходимый уровень доверия.

Вместе с тем, для применения новых решений необходимо вносить изменения в нормативно-правовую базу, поскольку текущие законы зачастую являются сдерживающим фактором для их широкого применения. Например, в 2013 году был запущен проект электронный листок нетрудоспособности, но потребовалось 4 года, чтобы законом было разрешено «хождение» электронного листка наравне с бумажным.

Андрей Кошкин привел данные, что в 2017 году за 3 месяца работы сервиса примерно 10% медицинских организаций по стране начали работать с листами нетрудоспособности в электронном виде.

  • Электронный родовой сертификат
  • ЕГИСЗ (ЭЛН, ВМП, Электронный рецепт, ФРМО, ФРМР, электронный обмен по вакцинации, диспансеризации, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров …)
  • Электронное взаимодействие между ЕАВИИАС МСЭ
  • Электронная путевка на санаторно-курортное лечение (СКЛ)
  • Переход на электронный обмен с субъектами РФ при направлении на СКЛ и ВМП
  • Единый каталог ТСР
  • Электронный социальный сертификат
  • Трансграничное электронное взаимодействие с международными организациями социального обеспечения

IBS за полмиллиарда рублей продолжит развитие централизованной системы "Соцстрах"

23 августа 2017 года Фонд социального страхования (ФСС) подвел итоги тендера на развитие единой интегрированной информационной системы «Соцстрах».

IBS за 532 млн рублей продолжит развитие централизованной системы "Соцстрах"

В 2016 году модернизацией системы за 268,8 млн рублей занималась компания IBS . Она же подала заявку на участие и в новом тендере. Еще одно предложение поступило от компании "Крок ".

Заявки участников оценивались по трем критериям - стоимость (значимость - 30%), квалификация (25%) и характеристики объекта закупки (45%). Предложение IBS набрало 99,51 балла, заявка "Крок" - 41,36 балла. В итоге победителем стала компания IBS, предложенная ей цена контракта составила 532 млн рублей.

ФСС рассчитывает создать единую централизованную систему оперативного учета обязательств страхователей, банков, их должностных лиц перед бюджетом Фонда.

В рамках нового контракта госзаказчик планирует актуализировать концепцию развития информационных систем Фонда, обследовать и спроектировать ИТ-инфраструктуру .

Кроме того, должны быть выполнены работы по модернизации прикладного программного обеспечения системы «Соцстрах». В частности, это ПО для автоматизации деятельности по страхованию от несчастных случаев, страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, администрированию страховых взносов, обеспечению социальных программ и информированию получателей соцуслуг.

Для обеспечения безопасности информации, обрабатываемой в модернизируемой системе, должна быть спроектирована комплексная система обеспечения информационной безопасности .

Общая архитектура модернизируемой системы приведена на рисунке ниже.

Все работы по проекту должны быть выполнены с даты заключения контракта до 15 декабря 2017 года.

Как Фонд социального страхования превратится в «социальный финтех». CIO раскрыл планы на TAdviser SummIT 2017

Цифровая трансформация экономики является новым вызовом для Фонда социального страхования (ФСС). Кем организация видит себя в будущем, на рассказал Андрей Кошкин , руководитель департамента информационных технологий и защиты информации ФСС.


Новое решение должно обеспечить единство данных по всем системам, единство регламентных процессов деятельности ФСС и прозрачность действий любого сотрудника. Фонд планирует перейти на платформу, типичную для организаций, оказывающих массовые финансовые услуги.

В дальнейшем ФСС планирует выполнять роль «социального финтеха», когда госорганизация берет на себя функции формирования первичных данных о всех социальных обязательствах, которые есть перед клиентами, данных о сделанных выплатах. А функции доставки конечной услуги, то есть выплаты, могут реализовываться на модели ГЧП.


В общей сложности в конференции TAdviser SummIT 2017, прошедней 31 мая, приняли участие 400 ИТ-руководителей крупных коммерческих и государственных организаций, топ-менеджеров и экспертов ИТ-компаний. В этом году конференция впервые проводилась при официальной поддержке Минкомсвязи России . На мероприятии прозвучали доклады, посвященные глобальным технологическим тенденциям, изменившимся политическим и экономическим реалиям, их влиянию на ИТ-отрасль. Также были организованы сессии по ИТ в отдельных отраслях. В панельных дискуссиях участники саммита обменялись мнениями и прогнозами о перспективах развития технологий и информационных систем.

В мероприятии приняли участие 400 ИТ-руководителей крупных коммерческих и государственных организаций, топ-менеджеров и экспертов ИТ-компаний.

Аудитория пленарного заседания TAdviser SummIT

Алексей Курочка, глава Oracle Systems в России

Артём Натрусов, ИТ-директор "Евраз групп"

Алексей Куканов, ИТ-директор авиакомпании "Волга-Днепр"

Андрей Педоренко, ИТ-директор страховой компании "Альфастрахование"

Олеся Рыбалко, глава департамента ИТ-трансформации "Райффайзенбанка"

Дмитрий Суровец, глава ИТ-департамента компании "GE Нефть и Газ" на территории России и СНГ.

В 2017 году первый раз состоялось вручение наград TAdviser IT Prize

TAdviser SummIT - лучшая площадка для неформального общения профессионалов

Девушки собирают визитки для розыгрыша суперприза - смартфона Tonino Lambordghini

2016

Состояние ИТ-инфраструктуры и электронного взаимодействия

Для создания информационной системы для фондов социального страхования необходимо учитывать особые требования: наличие планируемых задач внештатных сотрудников; индивидуальная иерархическая структура на низшем уровне; учет и контроль за рассматриваемыми клиентами; особенности технологий каждого вида страхования и др.

Процесс информатизации и создание информационной среды, охватывая материальное производство, социальную сферу, а также услуги, включают в себя:

  • - создание информационной техники и технологий, которые обеспечивают производство, обработку и распространение информации;
  • - разработку инфраструктуры, обеспечивающей применение и развитие средств и процессов информатизации;
  • - производство самой информации, информационных продуктов и услуг.
  • - Объектами процессов информатизации являются:
  • - машинообрабатываемая информация, существующая в виде сообщений, документов или массивов баз данных в устройствах памяти любой конструкции;
  • - информационные технологии;
  • - программные средства;
  • - информационно-вычислительные системы и сети;
  • - информационные услуги.
  • - Инфраструктура информации включает в себя:
  • - систему коммуникаций, вычислительных средств и систем, обеспечивающих взаимодействие между собой информационных объектов и технологий;
  • - программные средства, поддерживающие функционирование комплексов аппаратуры;
  • - информационные средства и базы данных;
  • - систему подготовки кадров, способных эффективно эксплуатировать эти технологии;
  • - экономические и правовые механизмы, способствующие эффективному развитию процесса информатизации.

В России компаниями разработки и проектирования стали заниматься созданием информационных систем приблизительно с 1992-1994 гг. ЗАО "Новые информационные системы и технологии" считается одной из самых опытных и надежных компаний, которые проектируют и внедряют информационные системы для крупных заказчиков. Заложенные в основу систем методы и средства позволили обеспечить значительное сокращение стоимости реализованных программных решений и существенное снижение требований к используемым аппаратным средствам. Полученные характеристики достигнуты за счет эффективных методов доступа к данным, реализованных в СУБД "HyTech". Фирма разработала следующие системы для фондов страхования:

§ АИС Фонда социального страхования РФ.

Разработка и внедрение в субъектах РФ комплекса унифицированных подсистем с целью автоматизации технологий учета поступлений и использования средств и имущества Фонда.

§ АИС Центров реабилитации Фонда социального страхования ("АИС Центр реабилитации").

Автоматизация деятельности санаторно-курортных учреждений и ЛПУ, включая:

  • - формирование бизнес-плана на текущий год и продажу путевок;
  • - резервирование и учет использования располагаемых ресурсов санатория;
  • - регистрацию и расселение прибывающих пациентов;
  • - прием пациентов лечащими врачами и специалистами;
  • - назначение и контроль прохождения обследований, лечения, процедур;
  • - ведение электронной истории болезни пациента;
  • - организацию лечебного и дополнительного питания;
  • - ведение лицевого счета пациента;
  • - ведение складского учета;
  • - ведение учета в столовой и других подразделениях санатория;
  • - ведение учета аптеки, магазинов, кафе и других направлений деятельности санаториев;
  • - ведение бухгалтерского учета в санатории;
  • - ведение делопроизводства, договоров;
  • - составление отчетности (общей, бухгалтерской, медицинской, внутренней).

АИС реализована на базе универсальной системы "Склад", обеспечивающей учет ресурсов, резервирование, организацию поставки, производства и реализации товаров и услуг.

§ ЕИИС "Соцстрах" Фонда социального страхования РФ.

Территориально распределенная единая интегрированная информационная система ЕИИС "Соцстрах", обеспечивающая комплексную автоматизацию деятельности региональных и территориальных подразделений Фонда социального страхования Российской федерации. Портала Фонда социального страхования РФ для сбора, накопления и предоставления обобщенной информации о различных направлениях деятельности Фонда.

Цель создания систем для Фондов социального страхования может быть различная от проектирования систем охранно-сигнализационной структуры защищаемого объекта до проектирования и разработки информационной системы эффективного учета страхования собственных сотрудников компании.

В 2001 году в Научно-производственное предприятие "Этна - Информационные технологии" поступил заказ от Фонда социального страхования Российской Федерации - разработка рекомендаций по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. Объектом исследования является организация управления охраной труда. Целью работы - исследование и моделирование организации управления охраной труда, а также выработка рекомендаций по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. При проведении исследований были использованы методы анализа сложных систем, обработки экспертной информации, когнитивного моделирования, нечетких множеств и нечеткой логики. Проведен анализ и определена схема организации мероприятий по охране труда с позиции выполнения Фондом социального страхования Российской Федерации превентивных мероприятий по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Разработана схема информационных потоков при организации управления охраной труда. Разработана когнитивная модель организации управления охраной труда и проведен ее анализ. Полученные результаты позволяют оценить степень влияния профилактических мероприятий на организацию управления охраной труда, выработать рекомендации по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. Рассмотрены методы и задачи анализа данных, решаемые при поддержке управленческих решений при организации управления охраной труда, и определен подход, позволяющий интегрировать различные методы и технологии решения разнотипных эвристических и аналитических задач, возникающих при исследовании проблем организации управления охраной труда.

ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 1999 году спроектировала Единую интегрированную информационную систему Фонда социального страхования РФ - ЕИИС "Соцстрах" с ежедневным обновлением. № государственной регистрации ресурса - 0220006542. Объем ресурса - 18 тысяч записей, объем ресурса в мегабайтах - 3700. На данный момент считается наиболее уникальной и эффективной интегрированной информационной системой, содержащая самую правильную информационную структуру и алгоритм.

Экономическо-информационная система "1С:Предприятие" версия 8 предоставляет самые широкие возможности ведения автоматизированного учета на предприятиях страхового бизнеса, с учетом требований национального законодательства и включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и компаний. Деятельность страховой компании заключается в предоставлении страховой защиты в случае наступления неблагоприятных событий по рискам, связанным с интересами других физических и юридических лиц. Деятельность страховой компании отличает инверсия экономического цикла. Продажа страхового продукта является не завершением процесса оказания страховой услуги, а началом процесса.

Информационно-аналитическая система предназначена для управления устойчивостью страховой компании и выполняет функции контроля и управления принятыми рисками (полисами) страхования. Своевременный анализ данных по заключенным полисам страхования позволяет выявить возникающие тенденции изменения устойчивости страховой компании. Определить полисы, влияющие на возникновения критической ситуации и требующие принятия решения.

В состав информационно-аналитической системы входит хранилище данных инвестирования; анализ кредитного риска; анализ данных; аналитические отчеты и т.д.

Западноевропейские страховые фирмы расходуют на автоматизацию информационных процессов около 1/5 всех располагаемых ими средств. При этом треть этих средств направляется на технические средства, другая треть -- на программное обеспечение и еще одна треть -- на подготовку персонала к работе в вычислительной среде компании. Российские страховые компании также начинают понимать выгоды от применения АИС.

Автоматизация информационных процессов в области страхового дела имеет свои особенности. В некоторых видах бизнеса достаточно просто разграничить отдельные бизнес-процессы: бухгалтерию, логистику, склад и т.д., последовательно провести их автоматизацию и получать желаемый эффект на каждом очередном этапе развертывания ИС. В страховой деятельности ситуация несколько иная -- все бизнес-процессы взаимосвязаны, поэтому необходима сквозная автоматизация всех процессов в комплексе.

В основе страхового бизнеса страховой продукт -- услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемых клиентам. Для того чтобы поддерживать различия и возможность постоянных изменений страховых продуктов, ИС должна иметь гибкие средства, чтобы настраивать параметры договоров страхования. Все изменения должны сразу же отражаться в подсистемах бухгалтерского и налогового учета. При этом системе надлежит предоставлять разные данные для организации выплат по разным страховым продуктам и т. д.

Автоматизация страхового бизнеса в России весьма перспективна. К услугам страховых фирм прибегает почти каждый взрослый человек. В настоящее время в России около 1500 страховых компаний. Реализация страховых технологий влечет необходимость обработки больших объемов информации. Между тем во многих отечественных страховых компаниях лишь совсем недавно начали серьезно задумываться о необходимости АИС.

Активизация процессов автоматизации страхования в России может быть объяснено следующими условиями:

улучшается нормативно-правовая база страхования. Растет число официальных документов, более определенно устанавливающих регламент, процедуры и процессы страхования;

создается унифицированная технология работы российских страховых компаний;

расширение числа объектов страхования, например приватизация имущества, стимулирует диверсификацию сети страховых компаний;

наблюдается постепенное развитие рынка страховых услуг. Происходит сближение между российским рынком страхования и рынком страхования европейских стран.

Сегодня в страховом бизнесе страны происходят перемены, которые могут оказать существенное влияние на ситуацию с автоматизацией страховых компаний. Прежде всего, это вступление в силу закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности", который стимулирует резкий рост количества договоров на страхование. Это означает катастрофический рост объемов данных и появление других задач, решение которых невозможно без эффективных ИС. Еще один важный фактор -- изменение правил бухгалтерского и налогового учета и движение в сторону международных стандартов учета и отчетности. Достижение большей финансовой прозрачности компании для акционеров и руководства требует освоения новых методологий учета и построения совершенной информационной платформы с развитой аналитической подсистемой.

Выделим и охарактеризуем основные категории объектов автоматизации страховых фирм и функционирование их информационных технологий.

Центральный офис страховой фирмы, как правило, имеет одну или несколько высокоскоростных ЛВС. ЛВС можно рассматривать как информационный центр всей компании, включающий мощные вычислительные ресурсы -- файловые серверы, системы управления БД и др. Особенность ЛВС центрального офиса страховой компании в том, что в ее состав входит система централизованного мониторинга. Эта ЛВС управляет локальными и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах.

Региональные офисы страховой компании (филиалы) могут представлять собой довольно значительные по объему организации, оснащенные собственными крупными ЛВС и мощными вычислительными ресурсами. Они имеют надежную и скоростную связь с центральным офисом компании.

Отделения страховой компании обычно имеют небольшую локальную сеть, включающую несколько персональных компьютеров. Связь с центральным офисом происходит по заранее составленному расписанию в определенные часы, однако не исключается возможность не запланированного срочного доступа.

Представительства или агентства страховой компании чаще всего оснащаются одним, реже несколькими компьютерами. Связь с отделениями происходит по мере необходимости и обеспечивается в течение всего дня. Удаленные пользователи сети -- инспекторы, агенты, проверяющие, т. е. сотрудники, которые по характеру работы не имеют постоянного рабочего места, пользуются портативными компьютерами с модемом.

Основная особенность организации информационного обеспечения АИС страховой компании -- необходимость иметь полную БД по всем договорам компании за максимально длительный период. Это связано с тем, что при заключении нового договора с клиентом необходимо иметь полную информацию о его предыдущих страховках и обеспечить просмотр всех связанных с этими случаями документов. Такая информация должна храниться в БД, постоянно обновляться и быть легко доступна. Так, при расчетах, например, ставки взноса или тарифа, необходимо изъять из БД необходимую статистику и выполнить расчетные действия по договорам страхования за довольно длительный прошедший период, при этом обработке подвергается каждый договор. Такая БД хранится в АИС центрального офиса. В подразделениях страховой компании необходимости иметь БД всей компании нет, так как в каждом из подразделений имеется БД своих страхователей.

Информация возникает на уровне отделения страховой компании. Эти данные находятся в течение определенного времени в БД отделения. При наступлении регламентного времени сеанса передачи данных происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса страховой компании и совершается так называемая репликация баз данных.

Смысл репликации БД состоит в том, что какая-то одна из БД назначается главной. Она содержит наиболее актуальные данные. Другая БД -- подчиненная и получает копии из главной БД. Эти БД синхронизируют свое состояние, обновляют данные и согласовывают конфликты, если таковые возникли. Метод репликации реализован и осуществляется на уровне самих систем управления БД. Это стандартная и высокоэффективная процедура позволяет за достаточно небольшой по времени сеанс связи привести две большие БД к идентичному состоянию, так как по каналам связи передаются только те корректировки, которые произошли после предыдущего сеанса связи.

Подобным образом происходит обмен данными по актуализации БД с каждым из имеющихся отделений компании. Весь комплекс вычислительной сети можно разделить на следующие основные составляющие:

сеть центрального звена страховой компании;

сети конкретных структурных подразделений -- филиалов компании;

сети, обеспечивающие связь между компанией и филиалами.

Сетевой комплекс центрального офиса имеет самую высокую скорость передачи данных. Центральный офис может иметь одну или несколько ЛВС стандартов FDDI или Ethernet, объединенных друг с другом посредством высокопроизводительных маршрутизаторов. Особенность ЛВС центрального офиса в том, что часто в ее состав входит система централизованного мониторинга и управления как локальными, так и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах и отделениях компании. Использование маршрутизатора в качестве центрального сетевого устройства позволяет обеспечить высокоскоростное соединение локальных сетей, связь с сетями филиалов и доступ удаленных пользователей. Подобный принцип обеспечивает маршрутизацию и, в случае использования для передачи данных каналов с низкой пропускной способностью, компрессию (сжатие) передаваемой информации. Это позволяет повысить скорость передачи. Так, например, для основной ЛВС центрального офиса эта скорость может повыситься на основе кольца FDDI до 100 Мбайт/с. В кольцо FDDI могут включаться сервер БД, файл-сервер, сервер архива и маршрутизатор. В каждом конкретном случае количество устройств, входящих в кольцо, может быть разным. Через маршрутизатор ЛВС имеет выход на ЛВС других структурных подразделений центрального офиса. В таком контуре связь должны обеспечивать один или несколько коммутаторов и концентраторов. Путь данных проходит по следующей схеме: данные из сети FDDI проходят через основной маршрутизатор и попадают на коммутатор. Передача идет на полной скорости (100 Мбайт/с). Коммутатор передает данные на необходимый концентратор, который направляет их к месту назначения (рабочей станции). Передача от концентратора к рабочей станции происходит на скорости этой станции (обычно 10 Мбайт/с). Подобные условия позволяют в общих каналах обеспечивать более высокую скорость передачи и избегать в сети "пробок", если в ней работает большое число пользователей.

Задачи, решаемые в филиалах компании, не требуют особых функциональных возможностей их локальной сети. Хотя в определенных условиях объемы передаваемых данных могут быть большими. Это означает, что здесь следует иметь сеть с возможностью нескольких скоростей передачи данных. Основой такой сети может служить коммутатор, осуществляющий связь с одним или несколькими серверами на скорости 100 Мбайт/с, а с концентраторами или рабочими станциями на скорости 10 Мбайт/с. С этой точки зрения наиболее приемлемо как по простоте построения, так и по стоимости системы использование сети Ethernet.

Сети отделений также могут строиться на базе Ethernet. Скорость в сети 10 Мбайт/с вполне достаточна для тех задач, которые возникают в отделениях страховой компании.

Необходимость развития информационных технологий в страховом деле обусловливает применение новых технологии на принципах синтезирования информационных процессов и применения соответствующих технических и программных средств. В связи с этим следует отметить возможность создания эффективных АИС в деле страхования на базе существующих программных средств, например языка экранных форматов Oracle Forms 4/5, отчетов Oracle Reports 2.5, мультимедийных приложений Oracle Grafics из комплекса Developer 2000 фирмы Oracle.

Расширяется применение систем, функционирующих в режиме реального времени, в частности сетевых СУБД. Эти СУБД основаны на применении архитектуры сервера БД -- Oracle, Paradox, Clarion и др. При этом в однородных и неоднородных вычислительных сетях ориентируются на архитектуру "клиент -- сервер" с привлечением преимуществ языка запросов SQL.

Рассмотрев несколько возможных вариантов проектирования информационных систем для компаний социального страхования, преступим к рассмотрению и проектированию более детально.

В.Л. Мартынов, руководитель Департамента информационного обеспечения
Фонда социального страхования Российской Федерации

Создание и внедрение информационной системы Фонда ЕИИС Соцстрах направлено, прежде всего, на достижение наибольшей эффективности деятельности Фонда, дальнейшее повышение профессиональной квалификации его специалистов на основе использования современных компьютерных технологий.

С целью обеспечения прозрачности своей деятельности Фондом в настоящее время проводятся уникальные работы по информационному взаимодействию со Счетной Палатой Российской Федерации. Здесь, на основе рекомендаций Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения национальной безопасности при Председателе Государственной Думы, Фонд социального страхования, Государственный научно-исследовательский институт системного анализа и Федеральный центр информатизации Счетной палаты Российской Федерации, Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий Минимущества России, ЗАО "Новые информационные системы и технологии" заключили Соглашение о взаимодействии и координации деятельности при отработке научных, методологических, информационно-коммуникационных и программно-технических решений, которые могут быть использованы для создания единого информационного пространства государственного финансового контроля Российской Федерации. В рамках этого Соглашения ведется создание удаленного автоматизированного рабочего места, размещенного в Счетной палате Российской Федерации и обеспечивающего доступ к базам данных Фонда социального страхования.

Обеспечению прозрачности деятельности служит также интернет-сайт Фонда. Любой страхователь найдет здесь полезную для себя информацию. Так, например, в разделе Предприятиям и организациям размещены бланки документов и инструкции по их заполнению. Это, например, ф , з , ф и др. документы. В разделе Деятельность Фонда размещена информация о п , м , с , с , с , п .

В разделе Статистика можно найти данные об основных расходах Фонда, направленных на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, распределение отдельных показателей исполнения бюджета Фонда по федеральным округам, структуре расходов Фонда по видам пособий в общих расходах. На интернет-сайте Фонда ведутся конференции: пользователей информационной системы, профильных направлений деятельности Фонда, на которых содержатся часто задаваемые вопросы и ответы, пояснения и консультации специалистов, другая полезная информация.

Помимо обеспечения прозрачности деятельности Фонда интернет технологии, используемые в ЕИИС Соцстрах, позволяют существенно оптимизировать работы на одном из самых напряженных участков деятельности исполнительных органов Фонда. Известно, что ежеквартальный прием и выверка отчетных данных страхователей является самой трудоемкой работой, поскольку в присутствии представителя страхователя требуется вручную ввести отчетные данные и проверить их правильность, а в случае необходимости и выполнить их корректировку. Не секрет, что в пиковые периоды этой работы в исполнительных органах Фонда образуются очереди, в базы данных вносится наибольшее количество ошибок, существенно увеличивается нагрузка на специалистов Фонда.

С целью устранения личного присутствия представителя страхователя при сдаче отчета по форме 4 ФСС РФ, а также исключения ручного ввода данных Фонд разрабатывает программные средства, обеспечивающие прием указанной отчетной формы через интернет. Эти средства позволяют страхователю после указания необходимых паролей получить доступ через интернет к своей отчетной информации в базе данных исполнительного органа Фонда и прямо там сформировать очередной ежеквартальных отчет. Такая схема работы позволит страхователю повысить достоверность отчетных данных, сократить время их подготовки, сдать отчет, не выходя из своего офиса. Специалисту Фонда разрабатываемые средства позволят ликвидировать ручной ввод данных и сократить время обработки отчета.

Межведомственная рабочая группа, созданная летом 2003 года при Минэкономразвития России, провела анализ информационных систем Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и возможности интеграции их информационных ресурсов. Предварительная проработка этих вопросов показала, что информационное взаимодействие между Фондом социального страхования и Пенсионным фондом может осуществляться на основе обеспечения доступа к электронной копии данных о страхователях и застрахованных лицах по определенному кругу показателей либо в режиме предоставления копии данных по запросам.

Определение круга показателей должно ориентироваться как на решение текущих задач, так и на информационное обеспечение реформируемой системы обязательного социального страхования. В частности, в рамках проведения инвентаризации социальных обязательств было бы целесообразно организовать сопоставление информации о лицах, получающих ежемесячное страховое возмещение в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, и о застрахованных лицах, получающих пенсию по инвалидности.

Оптимизации расходов Фонда социального страхования на оплату пособий по временной нетрудоспособности могло бы способствовать использование данных учета в медицинских организациях по каждому застрахованному лицу при установлении обоснованности выдачи листков временной нетрудоспособности. С этой целью планируется в рамках интеграции информационных ресурсов обеспечить для Фонда социального страхования доступ к базам данных Фонда обязательного медицинского страхования. Вместе с тем, определение детального состава данных, обмен которыми должен осуществляться между государственными внебюджетными фондами, и технических аспектов его реализации может быть осуществлено в ходе совместной проектной работы специалистов этих фондов.

Современный этап государственных социальных реформ характеризуется интенсивным изменением законодательства, поиском оптимальных структур и критериев функционирования, появлением новых ведомственных функций и корректировкой существующих, изменением перечня услуг, предоставляемых населению. Это характерно и для Фонда социального страхования Российской Федерации. Например, в 2000 году у Фонда появились новые задачи, связанные с реализацией Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2001 году в связи с введением единого социального налога, с 1 января 2004 года Фонд выполняет новые функции по реализации концепции одного окна при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с изменением законодательства модифицируются базовые отчетные формы Фонда 4 ФСС РФ Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации и 6 ФСС РФ Финансовый отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Очевидно, в этих условиях требуется быстрая адаптация к меняющимся условиям, оперативное установление новых акцентов в деятельности. Это возможно лишь в одном случае когда работа ведомства строится на основе компьютерных технологий, которые можно быстро перепрограммировать. То есть, качественное решение задач информатизации позволяет исключить закостенелость и добиться мобильности в деятельности ведомства.

Своевременному и качественному решению Фондом задач по взаимодействию с внешними организациями (Министерством по налогам и сборам Российской Федерации, Пенсионным Фондом Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования, Счетной Палатой Российской Федерации, Госкомстатом РФ и др.), предоставлению услуг населению, связанных, в частности, со страхованием от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, повышению эффективности решения внутриведомственных задач во многом способствует ее информационная система, построение которой начато в 1997 году, а ее полномасштабная эксплуатация с 2000 года. Сегодня трудно представить себе специалиста Фонда без персонального компьютера, ЕИИС Соцстрах как кровеносная система пронизывает все сферы деятельности Фонда. На основе имеющихся и ежедневно пополняемых баз данных проводится аналитическая многокритериальная их обработка для принятия решений.

Фонд подошел к принципиально новому этапу компьютеризации использование накопленных баз данных приводит к практической корректировке производственной схемы работы специалистов и подразделений Фонда, к корректировке критериев эффективности их деятельности.Фонд сегодня работает в едином информационном пространстве, охватывающем все регионы России и все исполнительные органы Фонда, в нем работают около 20 тысяч персональных стационарных компьютеров, 2,5 тысячи мобильных компьютеров (ноутбуков), 15 тысяч принтеров, 640 локальных вычислительных сетей, 18 интегрированных типовых программных комплексов, установленных на компьютерах. Информационные ресурсы Фонда содержат сведения о 2,5 миллионах налогоплательщиках, персонифицированные данные о 650 тысячах пострадавших на производстве, сведения о финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда. Общий объем территориально распределенного по всей России банка данных ЕИИС Соцстрах превышает 150 Гигабайт. Вследствие ежедневных платежей, бухгалтерских проводок, обработки отчетов и различных документов объем банка данных Фонда по всей России увеличивается на 200 Мегабайт.

В докладе Минэкономразвития России О совершенствовании организационных основ управления средствами социальных внебюджетных фондов, подготовленном в соответствии с поручением Правительства, отмечено: Технологические возможности информационной системы Фонда социального страхования позволяют решать весь комплекс вопросов управления текущей деятельностью Фонда в оперативном режиме и могут представлять интерес для других государственных внебюджетных фондов при решении ими аналогичных задач.

Одной из задач, эффективное решение которой достигается объединенными усилиями Фонда социального страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и органов управления здравоохранением на основе использования новых информационных технологий, является экспертиза временной нетрудоспособности. Расходы средств государственного социального страхования на оплату больничных листов составляют в некоторых регионах более 80% от всех гарантированных выплат работающему населению. Такая ситуация не может не беспокоить Фонд и в настоящее время ведутся поиски эффективных схем контроля и снижения расходов государственных средств на эти цели.

Подсчет, проведенный в Нижегородском региональном отделении Фонда, показал, что на одного специалиста, занимающегося вопросами контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности приходится несколько тысяч врачей медицинских учреждений. Попытка действовать по установке проверка раз в 5 лет приводит к распылению имеющихся ресурсов рабочего времени и, как правило, эффекта не дат. К тому же, данная установка не учитывает возникающую в ряде случаев необходимость повторных проверок. Подсистема Финансовый контроль позволяет использовать возможности информационной системы для решения задач контроля и принятия управленческих решений по данному вопросу. Технология использования этого инструмента, разработанная при активном участии специалистов Нижегородского регионального отделения, заключается в следующем.

1 этап . Выборка страхователей, дающих львиную долю расходов на пособия по временной нетрудоспособности. Например, можно отобрать страхователей, дающих 80% от всех расходов. Практика показывает, что их число составляет менее 2% от общего числа страхователей.

2 этап . Сортировка выбранных страхователей по доле выплат по временной нетрудоспособности от начисленных страховых взносов. В данном случае интерес представляют страхователи с долей выплат выше 70%.

3 этап . Сортировка выделенной группы по показателю дней на 100 работающих, то есть очистка списка от страхователей, у которых причиной высокой доли выплат во взносах послужило высокое соотношение среднедневного пособия и заработка. Последняя группа страхователей представляет интерес для контрольно-ревизионной службы. В результате получается список наиболее весомых страхователей, имеющих высокий уровень расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Для Нижегородского регионального отделения таких страхователей получается около 300.

Далее остается определить лечебно-профилактические учреждения, являющиеся ударниками в деле освоения средств социального страхования. В ряде случаев это лежит на поверхности. Имеются в виду страхователи, обслуживаемые преимущественно одним лечебно-профилактическим учреждением. Например, предприятие, имеющее медико-санитарную часть. Когда же речь идет о страхователе, находящемся в многотысячном городе, на помощь приходит подсистема Реестр больничных листов, позволяющая после простой обработки выявить вышеупомянутых ударников. Таким образом, получается список лечебно-профилактических учреждений, который с полным обоснованием можно предложить органам управления здравоохранением для межведомственного контроля состояния экспертизы временной нетрудоспособности.

Однако, получить желаемый результат, можно только объединив усилия всех заинтересованных ведомств: Фонда социального страхования, территориального фонда обязательного медицинского страхования и органов управления здравоохранением. Только совместными усилиями органов здравоохранения, призванных обеспечить гражданина качественной медицинской помощью, и субъектов вневедомственного контроля, призванных защищать право граждан на охрану здоровья, можно создать единую эффективную систему контроля качества медицинских услуг и экспертизы временной нетрудоспособности, проводимую по единой согласованной методологии на всей территории региона. В ряде регионов сложилась практика конструктивного сотрудничества этих ведомств по указанным вопросам. Так, в 2003 году специалистами Пермского регионального отделения Фонда совместно с органами здравоохранения проверено 109 лечебно-профилактических учреждений области по правильности и обоснованности выдачи листков временной нетрудоспособности.

Внедрение на региональном уровне новых информационных технологий необходимо и для взаимодействия субъектов, участвующих в медицинской и социальной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. ЕИИС Соцстрах обеспечивает ведение персонифицированного учета пострадавших на производстве и обеспечивает адресность страховых выплат, при необходимости, можно проанализировать карточку пострадавшего, а также узнать какие и когда были произведены ему выплаты, это позволяет контролировать перемещение получателей по всей стране, а также выявлять случаи неправомерных выплат. Первым шагом здесь мог бы стать обмен данными в электронном виде либо организация доступа к базам данных. Это позволит иметь оперативную информацию о каждом пострадавшем, что скажется позитивно на качестве реабилитационного процесса. Внедрение информационных технологий обеспечивает в данном случае оперативное принятие управленческих решений, своевременную корректировку информации, контроль качества реабилитационного процесса, возможность обобщения и анализа, статистический учет, прогнозирование и т.д.

С целью обеспечения более качественного решения Фондом задач по государственному социальному страхованию определены следующие первоочередные задачи по совершенствованию и развитию ЕИИС Соцстрах: 1) обеспечение полноты и достоверности баз данных (качество баз данных остается приоритетной задачей с 2000 года, поскольку оно напрямую влияет на качество принимаемых решений по социальному страхованию), 2) доработка подсистем ЕИИС Соцстрах с целью улучшения удобства и эффективности работы на них, 3) обеспечение максимального использования возможностей информационной системы как в центральном аппарате, так и в региональных отделениях Фонда. Это означает, что не должно остаться в Фонде некомпьютеризированных участков работы, это означает, что специалисты Фонда должны в совершенстве владеть компьютерной техникой и быть способными быстро осваивать новые режимы работы на ней.

Какие бы передовые и совершенные информационные технологии не были заложены в основу любой информационной системы, ее полезность и значимость определяется еще и полнотой, достоверностью и актуальностью банка данных. Для контроля состояния баз данных Фонда разработан целый ряд запросов, которые позволяют проверять правильность заполнения карточки страхователя, находить несуществующие коды ОКОНХ, неверные регистрационные номера страхователей и идентификационные номера налогоплательщиков, пустые отчеты страхователей и т.д. Многое сегодня уже сделано для улучшения качества баз данных Фонда, они в целом стали чище и полнее, имеется также положительная динамика работ по выявленным недостаткам. Однако, конечно, здесь есть еще над чем работать. Сейчас мы реализовали совершенно новые технологические возможности улучшения качества баз данных, включая формализацию работ по их мониторингу. С этой целью разработаны и используются в практической работе несколько инструментов.

Первым инструментом являются критерии, по которым осуществляется мониторинг состояния баз данных: своевременность выполнения работ по установке обновлений программного обеспечения и баз данных, выполнению регламентных работ, объединению баз данных филиалов с рабочей базой данных регионального отделения, наличие в базах данных отрицательных значений численности работающих, среднемесячной зарплаты, числа случаев временной нетрудоспособности, наличие неправильно оформленных листков нетрудоспособности и другие. Конечно, используемые сегодня критерии, может быть, далеки от совершенства, но они, во-первых, позволяют нам на этом этапе определять качество баз данных региональных отделений, а во-вторых, в ходе работы они корректируются с участием специалистов профильных подразделений центрального аппарата Фонда, разрабатываются новые критерии.

Вторым инструментом, который используется в мониторинге баз данных, является раздел Информационное наполнение баз данных конференции пользователей ЕИИС Соцстрах в сети Интернет. Именно здесь размещается больше всего замечаний по базам данных, это механизм улучшения качества баз данных в рабочем порядке. В случае, если региональное отделение не проводит необходимых работ по замечаниям, мы вынуждены готовить и направлять официальные запросы.

И, конечно, главный инструмент мониторинга и анализа баз данных подсистема Финансовый контроль. Она развивается сейчас интенсивнее всех других прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах. Это не система получения обычных справок и отчетов, ее основное назначение анализ содержимого баз данных Фонда, выявление различных зависимостей, проецирование интересуемых показателей в различные плоскости и изучение тенденций поведения множества характеристик для принятия решений. Система позволяет проводить многостороннюю оценку консолидированных и типовых экономических показателей, определять тенденции, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности Фонда. Система Финансовый контроль позволяет получить доступ к необходимой информации, минуя программные приложения, входящие в состав ЕИИС Соцстрах. Эта система в прямом смысле интегрирует накопленные информационные ресурсы и позволяет, в отличие от обычных приложений, работать со всем массивом данных, формируемым различными подсистемами. Требуемая аналитическая информация готовится в реальном масштабе времени: сводная по стране, по заданному региону, по отраслям народного хозяйства, конкретная персонифицированная, сравнительная в неожиданном ракурсе.

Достоверность предоставляемых данных обеспечивается работой системы на первичной информации. А, как известно, первичную информацию трудно исказить, поскольку на ней осуществляется работа на местах: производятся выплаты, ведется бухгалтерский учет. В первичной информации отсутствуют искажения данных, возникающие обычно при передаче и слияниях промежуточной информации. Сейчас отрабатывается также такая схема работы, при которой на основе анализа баз данных формируются предложения по корректировке прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах для обеспечения контроля правильности ввода первичной информации.

Одной из приоритетных задач по информатизации, как указывалось ранее, является овладение в совершенстве возможностями ЕИИС Соцстрах и тем самым повышение профессиональной квалификации специалистов Фонда. Сегодня в Фонде сложилась система повышения компьютерной квалификации, включающая курсы освоения компьютерных технологий в Реабилитационном и учебном центре Фонда, семинары в компьютерном классе центрального аппарата Фонда, семинары в межрегиональных учебных центрах с привлечением специализированных фирм, конференцию пользователей ЕИИС Соцстрах в Интернет, где ведется оперативный обмен опытом работы по эксплуатации подсистем, имеется архив часто задаваемых вопросов и ответов. В прошедшем году начаты работы по внедрению в Фонде нового направления повышения квалификации дистанционного обучения специалистов на основе Интернет технологий. Основная задача здесь предоставить возможность сотрудникам, а также страхователям получить необходимые знания для повышения квалификации непосредственного на своем рабочем месте, исключив командировочные расходы. Технология Интернет обучения базируется на образовательной среде (базовые электронные учебники, демонстрационный материал, словари, поисковая система, вопросы с вариантами ответов) и системе электронного контроля знаний. По каждой лекции пользователь должен ответить на 20-25 альтернативных вопросов и набрать 75% правильных ответов, чтобы получить зачет, при этом, весь процесс обучения автоматически заносится в досье пользователя с указанием общего итога успеваемости. Процесс обучения не предусматривает контакты с преподавателем, лекции и семинарские занятия, а также практические занятия.

Известно, какое важное значение в освоении программных средств и компьютерных технологий имеют наличие и качество учебных пособий и материалов. Как правило, состояние эксплуатационной документации является слабым местом любой информационной системы, и ЕИИС Соцстрах здесь не является исключением. Несмотря на то, что каждая подсистема снабжена руководством пользователя, встроенным кратким перечнем-аннотацией операций с описанием порядка их выполнения, имеет встроенную Help-поддержку, практика эксплуатации ЕИИС Соцстрах показывает потребность в дополнительных учебных материалах. Поэтому Фонд сегодня разрабатывает новейшие средства быстрого освоения программного обеспечения.

К ним относятся справочно-поисковые системы, которые позволяют автоматизировать использование нормативно-методических материалов Фонда, представленных в электронном виде. В дополнение к руководствам пользователя разработаны демонстрационные видеоматериалы на компакт-дисках с использованием современных информационных технологий на основе Macromedia Flash Player. Использование этих средств показало их эффективность и получило одобрение специалистов Фонда.

Такими справочно-поисковыми системами и демонстрационными видеоматериалами на компакт-дисках снабжаются региональные отделения и учебные центры Фонда. Возможной оптимизацией повышения компьютерной квалификации специалистов могла бы быть ориентация использования возможностей центрального аппарата, Реабилитационного и учебного центра Фонда для обучения руководителей исполнительных органов Фонда, а межрегиональных учебных центров и дистанционного обучения на основе Интернет технологий для специалистов. Главное здесь найти эффективный баланс всех форм обучения.

В текущем году наиболее интенсивное информационное взаимодействие ожидается с налоговыми службами. Это связано с введением в действие принципа одного окна при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с реализацией Соглашения по информационному взаимодействию от 19.08.2003 БГ-16-05/113/02-08/06-1907П.

В соответствии с совместным приказом МНС России и Фонда БГ-3-09/728/308 от 30.12.2003 Об утверждении Порядка взаимодействия МНС России и Фонда при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде завершена разработка программного обеспечения загрузки/выгрузки и обработки данных, ведется внедрение средств защиты информации и подготовка персонала по использованию этих средств. Теперь учет в Фонде юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей осуществляется на основе сведений, получаемых из территориальных налоговых служб. Такая схема регистрации, конечно, является новой для Фонда. Реализация этой схемы почти целиком базируется на программно-техническом обеспечении. Поэтому здесь еще раз пройдут апробацию возможности информационной системы по адаптации на выполнение новых функций.

Вышеупомянутое Соглашения по информационному взаимодействию между МНС России и Фондом заключено в целях реализации положений главы 24 части второй Налогового кодекса РФ и во исполнение распоряжения Правительства РФ от 16 октября 2000 года 1462-р. Предметом данного Соглашения является обмен информацией об исчисленных и уплаченных суммах единого социального налога в части сумм, зачисленных в Фонд, и осуществления обязательного социального страхования, а также выявленных фактах нарушений законодательства, регулирующего указанные отношения. То есть это взаимодействие больше всего нужно Фонду, поскольку речь идет об информации по финансовым средствам, перечисленным на счета Фонда. Здесь осталось решить одну проблему по согласованию регламента обмена, включающего описание периодичности, средств и единого формата передачи данных. Последняя согласованная редакция этого регламента направлена Фондом в МНС России (письмо Фонда от 23.12.2003 02-08/11-1907П), и мы надеемся получить утвержденный документ в ближайшее время.

С целью перехода на безбумажную технологию, а также обеспечения для страхователя быстрого поиска и предоставления по его требованию копий необходимых документов из электронных архивов Фонд проводит модификацию подсистемы Делопроизводство. Фактически строится полноценная система управления информационными потоками и документами Фонда, обеспечивающая регистрацию, хранение и поиск документов, контроль хода исполнения поручений, формирование различных журналов и отчетов, включающая внутреннюю почтовую систему. В дополнение к имеющимся функциональным возможностям этой подсистемы реализуются: технология оповещения при рассылке документов и подтверждения их получения, формирование и ведение архива электронных образов бумажных документов, обеспечение взаимодействия с другими подсистемами ЕИИС Соцстрах.

Важнейшим элементом обеспечения безбумажной технологии, внедряемой в Фонде, является система автоматического формирования из баз данных ЕИИС Соцстрах отчетной формы 6 ФСС РФ Финансовый отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Намечено сформировать в таком режиме отчеты региональных отделений Фонда по форме 6 ФСС РФ уже за первый квартал текущего года.

Еще одним элементом реализации безбумажной технологии в Фонде является подсистема Юрист, с помощью которой создана база данных, содержащая нормативно-правовую и распорядительную документацию Фонда в электронном виде (постановления, приказы, письма и т.п.). Сейчас осуществляется расширение этой базы данных информацией по участию исполнительных органов Фонда в судебных разбирательствах и информацией о банкротстве организаций. Завершается подключение к ней региональных отделений Фонда и прорабатываются вопросы по обеспечению в перспективе предоставления услуг страхователям и гражданам по получению информации из правовой базы данных Фонда.

Новые информационные и коммуникационные технологии, базирующиеся на использовании достоверной и актуальной первичной информации, реально позволяют улучшить качество управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации, гарантирующими социальную защиту населения.