Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе
Давидюк О.Н. Учитель-логопед МКДОУ детский сад "Берёзка" п. ЛиственичныйНа тему: "На помощь к Дяде Мише"
Учитель-логопед:
Посмотрите, мы подплываем к какому-то берегу. Какое здесь царствует время года? (Ответы детей:Весна)
- Пора нам выходить? (ответ детей: Нет)
- Значит, плывем дальше.
(на экран проецируется слайд с изображением моря)
6. Упражнение на развитие мелкой моторики рук
Учитель-логопед:
Посмотри скорей мой друг, рыбки плавают вокруг.
(на экран проецируется слайд с изображением рыбок)
А мы с вами знаем игру про рыбок, сыграем? Покажите своих рыбок. (пальчиковая гимнастика)
Рыбки плавают в водице
Рыбкам весело играть
Рыбки, рыбки, озорницы,
Ты попробуй их поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную поймав
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(на экран проецируется слайд с изображением лета)
7. Упражнение на развитие словаря антонимов
Учитель-логопед:
Посмотрите, кто это? (ответы детей: дельфины)
.
- Что они делают? (ответы детей:Они играют в мяч)
.
Учитель-логопед:
Правильно, дельфины играют в мяч. Один дельфин кидает, а другой наоборот … (ответы детей: Ловит).
Учитель-логопед:
Давайте и мы поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот»: лето теплое – а зима …., лимон кислый – а сахар…, перышко легкое – а камень …, чай горячий – а мороженное …..
(на экран проецируется изображение осени)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая.
Учитель-логопед:
Ну что же овощи собрали, грибов набрали, орехов нарвали, рыбки наловили, давайте отнесем запасы дяде Мише. Он, наверное, нас уже заждался, а вот кстати и он.
(на экран проецируется слайд с изображением дяди Миши)
Тема: Звук З.
Цель: формирование фонетико- фонематического восприятия звука З.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет любой слог.
2. Введение в тему.
Ребята, сейчас я загадаю вам загадку.
«Не лает, не кусает, а в дом не пускает».
Выдели первый звук в слове.
З-замок.
Кто догадался, какой звук мы будем сегодня учить?
Сегодня мы будем учиться слышать и правильно говорить звук З.
3. Изучение нового.
А) Постановка звука З.
Взяли зеркала. Когда мы говорим звук З, то кончик языка у нас упирается в нижние зубы, губы улыбаются. Попробуем сказать вместе- З-З-З.
Когда мы говорим звук З, то у нас дрожит горлышко. Поставьте руку к горлышку, скажите З-З-З, а теперь С-С-С. Чем отличаются эти звуки?.
З- дрожит горлышко, С- не дрожит горлышко.
Попробуй ты скажи, ты скажи и т.д.
А теперь повтори за мной слоги:
ЗЫ- ЗЫ- ЗЫ
Скажет тот, кому я на стол поставлю игрушку.
ЗА- ЗА- ЗА, АЗНА, АЗМА и т.д.
Б) Упражнение в слуховом восприятии звука З.
На доске картинки: зайка, коза.
Давайте послушаем, где прячется звук З в слове ЗАЙКА?
В начале слова.
А в слове КОЗА?
В середине слова.
На доске карточки.
В правую колонку будем ставить те картинки, на которых слова со звуком З в начале слова, в левую- в середине слова.
Слова: змея, телевизор, звонок, зал, вокзал, зарядка, коза, ваза, мимоза.
Дети выходят по одному и ставят картинку в левую или в правую колонку, проговаривая при этом слово с выделением звука З.
На доске картинка «Роза».
Ребята, «Роза»- это слово, оно состоит из частей. Давайте посчитаем части этого слова
Ро- за (Дети отхлопывают).
Сколько частей?
Что мы сейчас делали?
Делили слово на слоги.
Что такое слог?
Слог – это часть слова.
Давайте посчитаем, сколько слогов в слове ЗАЛ?
Один. (Дети отхлопывают).
Ми- мо- за.
Три. (Отхлопывают).
Зво- нок.
Два. (Отхлопывают).
Ребята, слово мы будем обозначать длинной зеленой полоской, а слоги- маленькими желтыми полосочками.
На фланелеграфе схема слова «ми- мо- за». Сколько слогов?
Сколько надо желтых полосок?
Аналогично разбираются слова: «змея», «коза», береза».
Отложили полоски на край стола.
На доске картинка, изображающая один предмет.
Что это?
Это ваза.
На столе стоит ваза, а если мы скажем: На столе стоят… Что?
Вазы. (выставляется картинка).
Аналогично: коза- козы, роза- розы, мимоза- мимозы.
5. Физминутка.
Мы расправили все спину
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
6. На доске картинки: ваза, мимоза.
Составьте с этими словами предложения.
Мимоза стоит в вазе. Мама купила мимозу и поставила ее в вазу. Папа подарил маме мимозу и вазу.
Сегодня на занятии мы учились слышать и произносить звук З.
Анализ занятия.
Тема, цель и содержание данного занятия соответствуют перспективному плану работы. Наблюдается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Логопед подготовила дошкольников к предстоящей работе, на доступном для детей языке рассказала о цели занятия и привлекла их внимание с помощью интересного упражнения. На занятии использовалась наглядность. Были соблюдены все этапы проведения занятия. Логопед умело сочетает различные приемы, которые представляют собой занимательные для детей упражнения и в то же время имеют коррекционно-речевую ценность для педагога. На занятии присутствовало сочетание индивидуальной и подгрупповой форм работы. Логопед легко устанавливает контакт с ребятами и поддерживает интерес к занятию на всем его протяжении. Речь логопеда характеризуется доступностью, эмоциональностью, выразительностью. В ходе работы педагог постоянно контролирует речь детей, дает им образец для подражания, учит правильно строить предложение при ответе. При выявлении ошибок и трудностей оказывает необходимую помощь. План занятия выполнен, цели занятия достигнуты, дети усвоили материал занятия.
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе.
Тема: Звук З.
Цель: закрепление правильного произношения звука З. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Согласование прилагательных с существительными.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Дети стоят вокруг логопеда.
Ребята, сегодня мы пойдем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем.
Логопед звонит по телефону и имитирует диалог.
В конце диалога логопед огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».
Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Только наш зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдем к столам – клеткам. Все звери оставили нам письма.
Логопед достает из конверта листок с загадкой.
А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (зайка).
Пестрой лентой притворяясь,
В зелени травы скользя,
Извиваясь, изгибаясь
По земле ползет… (змея)
Он в заповеднике пасется,
Как вихрь по прерии несется.
Могуч, отважен, грозен он,
Зовется этот зверь… (бизон)
Рогатая, а не олень.
Дает молоко, а не корова. (коза).
По ходу отгадывания загадок логопед выставляет на стол игрушки зверей.
Все наши звери вернулись в зоопарк. Кто живет в нашем зоопарке? (зайка, коза, бизон, змея).
Интонационно логопед выделяет в словах звук З.
Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук З пришел сегодня к нам на занятие.
2. Основная часть. Знакомство со звуком З.
1).- Ребята, в нашем зоопарке есть сказочная поляна. Хотите там побывать?
(Включается тихая музыка «Лесной ручей и шумы леса», а логопед вместе с детьми садится на ковер).
Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите, как поют птицы? Но здесь живут не только птицы, но и еще кто- то. Послушайте: З- З- З. Кто это звенит?.. (комарик).
Логопед держит в руках картинку с изображением комара.
Посмотрите, я поймала этого озорника и сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко. Как нужно звенеть?
Логопед подходит к каждому ребенку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук З.
2)- Молодцы, хорошо помогали комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поем? И сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Живые звуки». Для этой игры нужно четверо ребят. Ко мне подойдут те дети, чье имя я произнесу, показывая зеленый сигнал светофора.
Логопед вызывает 4 детей. Им раздаются линейки с изображением символов гласных звуков:
Ребята, теперь вы не просто дети, а дети- символы. Оля, какой звук изображает этот символ?
Логопед напоминает всем оставшимся детям графическое изображение гласных.
А Сережа будет новым звуком. Каким?
Ребята, звук З встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй?
Образуются слоги: ЗА, ЗО,ЗУ,ЗЫ.
3) – Отгадайте загадку:
От дождя спасает, а сам намокает.
Хотя намокает, но не промокает. (Зонт)
А у меня есть для вас волшебный зонт. Каждый из вас, если я дотронусь до него зонтом, назовет слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу. (ЗА, ЗО, ЗУ).
4) – Теперь давайте вспомним потешки со звуком З.
За- за- за, за- за- за- здесь стоит коза.
Зы- зы- зы, зы- зы-зы- мало сена у козы.
Зу- зу- зу, зу- зу- зу- отвязали мы козу.
Логопед повторяет потешки вмксте с детьми, затем потешку проговаривает тот ребенок, до которого логопед дотронется зонтом. Интонационно выделяется звук З.
(Пока логопед проговаривает вместе с детьми потешки, воспитатель раскладывает по группе 6 конвертов).
5) – А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру «Найди конверт». Каждый конверт лежит в условном месте, и я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на свое место, но конверт не открываете. Миша, твой конверт лежит между столом и стулом. Паша, твой- на столе. Катя, возьми конверт, который лежит под столом. Витя, твой конверт лежит около стула. Дима, твой- под стулом. Оля, твой конверт- на стуле.
Игра «Четвертый лишний».
Открыв свои конверты, дети должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным:
1 конверт: мяч, машина, кукла, коза.
2 конверт: слон, медведь, белка, зонт.
3 конверт: кофта, шарф, варежки, змея.
4 конверт: картошка, капуста, морковь, звезда.
5 конверт: кошка, собака, корова, ваза.
6 конверт: лопата, лейка, ведро, мозаика.
Дети откладывают неподходящую к остальным картинку. Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук З.
Назовите лишнюю картинку. Паша, поставь свою картинку на доску.
Дети выставляют свои лишние картинки, предварительно называя их.
У последнего ребенка спрашивают, какой звук повторяется во всех этих словах, предварительно ребенок перечисляет все предметы, изображенные на картинках.
6) Физминутка «Зайчики».
(Воспитатель ставит веселую музыку, и под нее дети вместе с логопедом выполняют ритмичные движения).
Поднимайте плечики, прыгайте как зайчики.
Прыг- скок, прыг- скок, на травку присядем.
Тишину послушаем, морковку покушаем.
Тише, тише, прыгай высоко, на носках легко!
7) Логопед вместе с детьми подходит к фланелеграфу, на котором прикреплены клетки. В специальное отверстие логопед вставляет картинку с изображением козы, а затем меняет ее на картинку с изображением коз.
Ребята, все звери вернулись к себе домой в клетки. Вот в этой клетке живет коза. А в клетках… (козы).
Логопед заменяет поочередно животных, а дети отвечают на вопросы, кто где живет.
8) – К нам в гости хотели прийти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придет? Ее имя начинается на звук З.
Логопед ставит на стол куклу Зою.
Наша Зоя любит все озорное, забавное. Даже про ее гостей можно сказать, что они забавные. Посмотрите, кто пришел в гости к Зое? (Зайка). У Зои зайка какой? (Забавный)
Логопед выставляет на стол бизона, козу и задает аналогичные вопросы.
9) – Ребята, у куклы Зои недавно был день рождения. И друзья подарили ей… А вот что ей подарили, вы сейчас сами поймете.
История Зои.
Зое подарили…
Логопед показывает детям зонт и ставит около куклы.
На улицу Зоя пошла без…
Пошел дождь и Зоя вернулась домой за своим…
От дождя Зоя укрылась под…
Красивую ленточку Зоя привязала к…
Вот такая история про Зою.
3. Итог занятия.
Ребята, какой звук был сегодня у нас в гостях? Вы узнали много слов с этим звуком. А сейчас назовите слова со звуком З, которые вы запомнили.
Логопед опрашивает всех детей, и те, кто назвали слова правильно, подбирают с пола специально рассыпанные воспитателем маленькие розовые квадратики. У кого квадратиков окажется больше, тому логопед дарит зонтик, который ребенок наклеивает к себе в тетрадь.
Анализ занятия.
Тема данного занятия полностью соответствует его цели и содержанию. Материал занятия подобран в соответствии с коррекционно-развивающей программой. Занятие соответствует перспективному плану работы, возрасту ребенка. В занятии прослеживается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач, т.е. логопед работает не только над устранением недостатка звукопроизношения, но и дает учащемуся новые знания, и воспитывает у него положительные качества характера. На занятии дошкольники сосредоточены, внимательно слушают педагога и выполняют все его инструкции. Педагог соблюдает санитарно-гигиенические требования при проведении занятия, широко использует наглядность. В занятии сохранены все структурные компоненты. Логопед часто поощряет детей, ободряет их, и, тем самым, сохраняет положительный настрой в течение всего занятия. Во время занятия педагог постоянно контролирует речь детей (показывает удивление, если ребенок допустил ошибку в высказывании). Логопед оказывает дозированную помощь дошкольнику при затруднении, предъявляет требования с учетом личности ребенка. В занятие включает психогимнастику. Весь материал педагог дает от простого к сложному, учитывая при этом принципы логопедической работы. План выполнен полностью, цель занятия достигнута.
Конспект подгруппового логопедического занятия
в подготовительной группе с ФФН
«Путешествие в страну звука и буквы Ж»
Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.
Задачи:
1. Коррекционно-обучащие:
Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
Формировать лексико-грамматический строй;
Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
Автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;
2. Коррекционно-развивающие:
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Развитие логического мышления, внимания;
Развитие тонких движений пальцев рук;
3. Коррекционно-воспитательные:
Формирование положительной установки на участие в занятии;
Умение слушать сверстников и логопеда;
Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,
Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, карточки с заштрихованными буквами Ж.
Ход занятия
Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,
Буква Ж, буква Ж в гости зазывала
Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж), на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т.д.)
Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
Какой звук повторялся?
Правильно, Ж.
Введение в тему занятия
И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.
Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Ж.
2. Характеристика звука Ж
Давайте произнесем звук Ж.
Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?
Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
Какой он?
Согласный, твердый, звонкий.
А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?
Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий .
Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?
Нет, мы видим и пишем буквы.
Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?
Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.
Вместе с детьми произносим стихотворение:
Платья звукам надеваем,
Звуки в буквы превращаем.
3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.
Давайте из воска вылепим букву Ж.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает «жужжащий звук».
4. Упражнение на развитие внимания.
Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.
5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.
Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. (слайды)
А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:
Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).
Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).
Же-же-же – живем на третьем… (этаже).
Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).
6. Логопедическая зарядка
Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)
Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)
Ежик лапки напрягает.
Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)
Держит 1,2,3,4,5,
Можно штангу опускать. (опускаем руки)
Ежик низко приседает, (приседаем)
И по камушкам шагает, (шагаем)
Возвращается обратно.
Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)
7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ежик)
Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик - прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище.
К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.
Я буду говорить:
У человека –комар, а вы отвечаете у гнома – комарик, а у великана – комарище.
У человека | У гнома | У великана |
Еж | ежик | ежище |
Медведь | медвежонок | медвежище |
Жук | жучок | жучище |
Флаг | флажок | флажище |
Снег | снежок | снежище |
Сапог | сапожок | сапожище |
9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.
А сейчас мы с вами порыбачим:
Много разной рыбы плавает в пруду.
Рыжик кот поймает на свою уду
Маленькую рыбку,
А на ней картинку.
Вы картинку назовите.
В слове быстро Ж найдите.
В разные ведерки рыбки положите.
Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.
Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.
10. Итог занятия.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
Чем мы сегодня занимались?
Что вам больше всего понравилось?
А в чем были трудности?
Сегодня все хорошо работали на занятии и я вам дарю буковки, которые вы слепили.
Вера Шевелёва
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по теме «Посуда»
Коррекционно-образовательные цели :
Уточнение и расширение представлений о посуде , ее значении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах из которых она сделана.
Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда .
Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда » (посуда , чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, солонка, хлебница).
Формирование навыка составления рассказа – описания о посуде .
Формирование навыка составления простого распространённого и сложноподчинённого предложений
Учить употреблению существительного в Родительном падеже
Коррекционно-развивающие цели :
Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, общей и мелкой моторики, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные цели :
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, любознательности, активности, воспитывать умение решать логические задачи
Оборудование : контейнер с карандашами, мешочек с мелкой кукольной посудой , предметные разрезные картинки с изображением посуды .
Предварительная работа : Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе» ; рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит.
1. Организационный момент.
Логопед : Ребята, хотите узнать, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии . Тогда попробуйте выполнить моё первое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это. И как вы догадались об этом.
2. Игра «Волшебный мешочек»
Дети по очереди опускают в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.
1-й ребенок : Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка. (И т. д.)
Логопед : Молодцы. Вы все угадали предметы. А теперь подумайте, как можно назвать эти предметы одним словом.
Дети : Посуда .
Логопед : Правильно. Какую посуду вы знаете ? А для чего нужна посуда , вы знаете?
Дети : В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят .
Логопед : Вы наверняка уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии ?
Дети : о посуде .
Логопед : Я приглашаю вас в магазин.
Логопед предлагает детям пройти к полкам, на которых стоит разная посуда .
3. Игра : «Магазин»
Логопед : Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда . Перечислите, какая посуда стоит на первой полке.
1-й ребенок : Чайник, чашки, блюдца, сахарница.
Логопед : Для чего нужна эта посуда ? (ответы детей) . Верно. Эта посуда нужна для того , чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда . Повторите это название.
Дети : Чайная посуда .
Логопед : Теперь перечислите названия посуды , которая стоит на второй полке.
2-й ребенок : Тарелка, ложка, вилка, солонка.
Логопед : Для чего нужна эта посуда ? (ответы детей) . Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой . Повторите. Как она называется?
Дети : Столовая посуда .
Логопед : И наконец, назовите посуду , которая стоит на третьей полке.
3-й ребенок : Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.
Логопед : Для чего нужна эта посуда ? (ответы детей) . Правильно. Эта посуда нужна на кухне . В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда . Повторите и это название.
Дети : Кухонная посуда .
Логопед : Скажите, как по другому можно назвать 1 полку. Она находится внизу, значит она … нижняя. Как называется посуда , которая стоит на нижней полке?
Как по другому можно назвать 3 полку. Она находится вверху …. Верхняя. Как называется посуда , которая стоит на верхней полке?
Как назвать 2 полку, которая находится посередине? …. Средняя. Как называется посуда , которая стоит на средней полке?
Логопед : Молодцы! А теперь давайте поиграем!
4. Игра «Что изменилось?» .
Логопед : Посмотрите еще раз на верхнюю полку и запомните, что стоит на ней, а потом закройте глаза.
Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник .
Логопед : Чего не стало?
Дети : Не стало чайника.
Логопед : Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.
Дети закрывают глаза. Логопед убирает кастрюлю .
Логопед : Чего не стало?
Дети : Не стало кастрюли
Упражнение повторяется еще 3-4 раза. Логопед меняет местами , убирает и добавляет посуду , а дети отвечают на вопросы.
Логопед : молодцы, вы очень внимательные! А сейчас отдохнём немного.
5. Физминутка
Игра : «Изобрази посуду » .
Логопед : вы знаете. Посуду можно изобразить . Я вам буду изображать посуду , а вы попробуйте догадаться, что это за посуда . (Логопед изображает посуду телодвижениями ) . Как догадались?
А теперь вы покажите мне чайник, кастрюлю, чашку, ложка.
6. Игра «Из чего сделана»
Логопед : А теперь подойдите, пожалуйста, к столу. Какую посуду на столе вы видите .
Дети : Чашки.
Логопед : Возьмите пожалуйста палочку и постучите несильно по чашкам. Одинаковый звук вы слышите, когда стучите?
Дети : Нет, не одинаковый.
Логопед : как вы думаете почему?
Дети : Потому что они сделаны из разного материала : стекла, фарфора, металла, пластмассы.
Логопед : А как выдумаете, какие чашки самые прочные и не разобьются если упадут на пол?
Дети : самые прочные металлическая и пластмассовая чашки.
Логопед : А какие чашки самые хрупкие и могут разбиться при падении?
Дети : Могут разбиться фарфоровая и стеклянная чашки.
7. Работа в тетради
Логопед : А теперь я приглашаю вас поработать в тетради.
Посмотрите, у вас в тетради нарисована посуда . У меня на доске тоже нарисована посуда – это дуршлаг . А для чего нужен дуршлаг?
Дети : Он нужен, чтобы промывать макароны и крупу.
Логопед : Но что – то с ним не так. Может вы догадались?
Дети : В нём нет дырок.
Логопед : Правильно! Мой дуршлаг сломался, потому что в нём нет дырок. Посмотрите в тетрадь и скажите, а что случилось с вашей посудой ?
Дети : Она разбилась или сломалась.
Логопед : Почему вы так решили? Начните ваш ответ так : Мой чайник разбился, потому что….
Дети : у чайника нет носика, у чашки нет ручки, у кастрюли нет крышки, у ложки нет ручки, у сковороды нет ручки, у ножа нет лезвия.
Логопед : Представьте что посуда в вашей тетради настоящая, а не нарисованная. Как вы думаете, можно ли пользоваться такой посудой ?
Дети : нет!
Логопед : Давайте объясним почему.
Будем начинать наш ответ так : Если у дуршлага не будет дырок, то в нём нельзя будет промыть макароны.
если у чайника не будет носика, то….
Если у чашки не будет ручки, то….
Если у ножа не будет лезвие, то ….
Если у кастрюли не будет крышки, то ….
Если у сковороды не будет ручки, то …
Если у ложки не будет ручки, то ….
Логопед : Догадайтесь, как мы можем помочь нашей посуде ?
Дети : Нужно дорисовать недостающие части.
Рисование с комментированием. Я рисую у чайника крышку, носик….
8. Зарядка для глаз
9. Составление рассказа про посуду
Логопед : Молодцы, ребята.
А теперь поиграем в игру «Расскажи о посуде » . А помогут составить нам рассказ о посуде картинки – помощницы. Давайте вспомним. Что они обозначают.
1 картинка : Название посуды
2 картинка : цвет посуды
3 картинка : размер посуды
4 картинка : из каких частей состоит
5 картинка : Из какого материала сделана
6 назначение посуды (для чего нужна)
Логопед : Сегодня я познакомлю вас с новой картинкой. Догадайтесь, что она обозначает? (какой это вид посуды )
Логопед : А теперь у меня для вас сюрприз. Как вы думаете, какая посуда лежит в этой красивой коробке? (чашка)
Логопед : Давайте составим коллективный рассказ о этой чашке.
Дети составляют рассказ о чашке.
10. Итог :
Логопед : Молодцы. Скажите о чём мы с вами говорили сегодня на занятии ? Что нового на занятии вы сегодня узнали ? Что больше всего вам понравилось на занятии ?
Логопед : Молодцы, Вы сегодня очень хорошо занимались. Спасибо вам за это. Мне очень понравился рассказ о моей любимой чашке. А у вас есть любимая чашка? Давайте сейчас с вами пройдём в группу , и каждый нарисует свою любимую чашку.
Дети идут в группу .
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию фонематических функций
Давидюк О.Н. Учитель-логопед МКДОУ детский сад «Берёзка» п. Лиственничный