Конспект логопедического занятия на тему "дифференциация предлогов и приставок". Конспект логопедического занятия "Приставки и предлоги" план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему I

Занятия
«Дифференциация приставок и предлогов»

Подготовили:

учитель-логопед МБОУ «ООШ №17»

В.

учитель-логопед МБОУ «СОШ №20

с углубленным изучением

отдельных предметов»

г. Старый Оскол

Логопедическое занятие по теме

«Дифференциация приставок и предлогов».

Актуальность использования средств ИКТ : Создание условий для эффективности коррекции речи и ВПФ.

Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

Задачи:

ü ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;

ü формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;

ü формирование умения работать индивидуально, в малых группах;

ü формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

Тип занятия : Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма организации занятий: Групповое логопедическое занятие.

Вид используемых на занятиях средств ИКТ : универсальная презентация, единая коллекция ЦОР.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение : компьютерный класс, мультимедийные компьютеры, проектор, интерактивная доска, программа компьютерного тестирования «Отличник»,

I. Подготовительный этап

1. Мобилизирующий этап

Задача: эмоциональный настрой.

Даются указания.
– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).


Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка» и чтобы стать полноценными участниками нашей команды, вам необходимо выполнить задания, пройти отбор. Это и будет вашим паролем на вход.

Определите, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами. Если это приставка, то зачеркните не нужный в этом случае знак пробела и найдите напротив числа, указанные в колонке «Приставка». Если же перед вами предлог, найдите числа, указанные в колонке «Предлог». Затем на рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините эти точки прямыми линиями. И посмотрите, что получится.(Слайд 1)

Что у вас получилось? (Буквы. Они обозначают звуки, которые нам трудно произносить.)

Правильно. На протяжении всего урока помните об этих звуках!

Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками?

Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками? (Не знаем, как отличить предлог от приставки).

Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

Учитель: Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки ипредлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока. (Различение предлогов и приставок). (Слайд2)

А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи.

Учитель: Сегодня в нашем исследовании помогать нам будет Профессор Сова. (Слайд 3). Он приветствует вас в клубе юных исследователей и желает вам удачи.

II . Формирование психологической базы речи.

1. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве:

Я сейчас раздам вам фигуры. Одна - «кубик » , а другая – «пирамидка» .

Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём:

Поставьте пирамидку на кубик

Подержите пирамидку над кубиком

Поставьте пирамидку за кубик

Положите пирамидку кубика.

Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

Догадайтесь, какое слово я пропустила? (Около, рядом, слева, справа, у …)

Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах – предлогах, они служат для связи слов в предложениях, очень похожи на приставки, но пишутся со словами раздельно.

III . Работа над темой:

(Слайд4)

Для того, что во всем разобраться Профессор Сова предлагает нам исследовать вот эту строку:

КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО

Что вы здесь видите? (слова)

Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только - веселый, сверчок, гуляет, полянке .) (Клик).


Что осталось, прочитайте. (К, перед, от, за, кроме, на, для, по ) (Клик).

Что это за слова? (Это предлоги).

- Что вы знаете о предлогах? (Это часть речи , служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов)

Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки. (От, на, за, по). (Клик)

Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом).

Продолжим наше исследование.

Составьте предложение, используя только эти слова. (Клик) . (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Нет связи слов).

Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)

Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по )

Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке). (Клик).

- Докажите, что это предлог. (Между предлогом «по» и словом «полянке» можно вставить слово. Например, по красивой полянке)

Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)

2. Актуализация знаний.

(Слайд 5)

Игра «Найди приставку и предлог».

Что вы видите на доске? (На доске мы видим словосочетания)

Как вы думает, что вы будете делать, какое будет задание? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)

Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи. (Работа на слайде)

Образец (…)земный переход – переход (…)землей

(…)городная поездка – поездка (..)город

(…)школьный сад – сад (…) школе

Что интересного вы заметили, выполняя это задание? (В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги)

(Слайд 6)

Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся и сравним. (Слайд 7).

У нас 2 группы. Первая группа рассказывает все о предлогах, а вторая – о приставках. За каждый правильный ответ вы получаете бонусы.

Что такое приставка?

Что такое предлог?

Для чего служат?

Как пишутся со словами?

Как различить?

С какими частями речи употребляются? (Употребляется с разными частями речи: существительным, прилагательным, глаголом и др. Предлог не употребляется с глаголом)

Постарайтесь запомнить эти правила, потому что они вам пригодятся при выполнении заданий.

IV . Физминутка. (Слайд 8).

А сейчас после трудных исследований можно немного отдохнуть.

Фрагмент танца «Учитель танцев».

V . Закрепление знаний.

1. Игра «Найди предлог». (Слайд 9).

2. Игра «Составь словосочетания».

Задание: из данных слов составить словосочетание. Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. Выделить предлог и приставку. Обобщить: В слове «написал» приставка «на», потому что - ….

Читал, середина.

Лез, окно.

Бросился, еда.

Крыл, стол.

Сколько здесь словосочетаний? (Четыре)

Прочитайте второе сверху, третье, последнее, четвертое снизу. Запомните их порядок.

VI . Упражнение для глаз. (Слайд 10)

А теперь, давайте выполним упражнения для глаз. Сядьте прямо, следите за вертолетом , не отрывая глаз.

VII . Работа в тетрадях.

(Слайд 11)

А сейчас открываем тетради и записываем число и тему занятия.

1. Задание на отсроченное запоминание:

Вспомните словосочетания, которые мы составляли. Напишите первое и третье словосочетание. Проверьте.

2.Игра «Умники и умницы»

Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и интеллекте. Представьте себя участником этой передачи. (Слайд 14)

Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради:

Желтая дорожка:

Отец (на)писал адрес (на)конверте.

Лодка (от)чалила (от)берега.

Зеленая дорожка:

(по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела

Красная дорожка:

Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги.

Всадник (…)вязал лошадь (…) дерева и (..)скочил (..) седло.

Проверка:(

Кто выбрал зеленую дорожку?

Желтую? Красную?

Сравните свою работу с образцом.(На слайде) (Клик)

3. Составьте предложения по данной картинке, используя различные предлоги. И еще одно условие: в каждом предложении используйте имена прилагательные . Запишите одно из них. Взаимопроверка.

4. Работа в группах.

Игра «Рассыпалось предложение».

Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями.

Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение. Пожалуйста, не перемешайте слова со словами из другого конверта. Сначала соберите одно, а потом принимайтесь за другое. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, получит приз.

Затем проверяем предложения и записываем 1 наиболее понравившееся предложение победившей команды (с проговариванием). Слайд.

VIII . Итог:

А теперь давайте подведем итоги нашего урока.

Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)

Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно)

Как различить предлог и приставку?

Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности?

Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишье:

Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда.

Предлоги от слов «удаляются» - в словах не найти им следа.

IX. Пароль на выход.

А выводы за вас сделает компьютер. Мы выполним тест и узнаем, как вы усвоили материал. Компьютер оценит вашу работу.

Наше занятие закончилось.

Большое спасибо за работу.

Список использованной литературы:

1. . Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда / . - М. : ВЛАДОС, 20с. : ил. - (Коррекционная педагогика).

2. Лалаева, Раиса Ивановна .
Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособ. / . - СПб. : СОЮЗ, 19с.

3. Коррекция письменной речи: Логопедия: Пособие для начальной шк. / . - М. : Аквариум, 19с. : ил.

4. Учителю о детях с недостатками речи: [Для учит. нач. кл.] / , . - М. : АРКТИ, 19с. : 8 л. прилож. - (Б-ка практикующего логопеда).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

Открытое логопедическое занятие

Дифференциация приставок и предлогов.

4 класс

учитель – логопед

МОУ СОШ № 5 им. О.В. Гудкова

Бородина О.Н.

апрель, 2015 г

Актуальность использования средств ИКТ : Создание условий для эффективности коррекции речи и ВПФ.

Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

Задачи:

    ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;

    формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;

    формирование умения работать индивидуально, в малых группах;

    формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

Тип занятия : Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма организации занятий: Групповое логопедическое занятие.

Вид используемых на занятиях средств ИКТ : универсальная презентация.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютерный класс, мультимедийные компьютеры, проектор, интерактивная доска

I. Подготовительный этап

1. Мобилизирующий этап

Задача: эмоциональный настрой.

Даются указания.
– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).

Обуючащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка» и чтобы стать полноценными участниками нашей команды, вам необходимо выполнить задания, пройти отбор. Это и будет вашим паролем на вход.

Определите, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами. Если это приставка, то зачеркните не нужный в этом случае знак пробела и найдите напротив числа, указанные в колонке «Приставка». Если же перед вами предлог, найдите числа, указанные в колонке «Предлог». Затем на рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините эти точки прямыми линиями. И посмотрите, что получится . (Слайд 1)

Что у вас получилось? (Буквы. Они обозначают звуки, которые нам трудно произносить.)

Правильно. На протяжении всего занятия помните об этих звуках!

Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками? (Не знаем, как отличить предлог от приставки).

Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

Учитель: Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки ипредлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока. (Различение предлогов и приставок). (Слайд2)

А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи.

Учитель: Сегодня в нашем исследовании помогать нам будет Профессор Сова. (Слайд 3). Он приветствует вас в клубе юных исследователей и желает вам удачи.

II. Формирование психологической базы речи.

1. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве:

Я сейчас раздам вам фигуры. Одна - « кубик » , а другая – « пирамидка» .

Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём:

Поставьте пирамидку на кубик

Подержите пирамидку над кубиком

Поставьте пирамидку за кубик

Положите пирамидку кубика.

Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

Догадайтесь, какое слово я пропустила? (Около, рядом, слева, справа, у …)

Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах – предлогах, они служат для связи слов в предложениях, очень похожи на приставки, но пишутся со словами раздельно.

III. Работа над темой:

(Слайд4)

Для того, что во всем разобраться Профессор Сова предлагает нам исследовать вот эту строку:

КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО

Что вы здесь видите? (слова)

Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только - веселый, сверчок, гуляет, полянке .) (Клик).

Что осталось, прочитайте. (К, перед, от, за, кроме, на, для, по ) (Клик).

Что это за слова? (Это предлоги).

- Что вы знаете о предлогах? (Это часть речи, служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов)

Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки. (От, на, за, по). (Клик)

Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом).

- Продолжим наше исследование.

Составьте предложение, используя только эти слова. (Клик) . (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Нет связи слов).

Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)

Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по )

Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке). (Клик).

- Докажите, что это предлог. (Между предлогом «по» и словом «полянке» можно вставить слово. Например, по красивой полянке)

Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)

2. Актуализация знаний.

(Слайд 5)

Игра «Найди приставку и предлог».

Что вы видите на доске? (На доске мы видим словосочетания)

Как вы думает, что вы будете делать, какое будет задание? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)

Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи. (Работа на слайде)

Образец (…)земный переход – переход (…)землей

(…)городная поездка – поездка (..)город

(…)школьный сад – сад (…) школе

Что интересного вы заметили, выполняя это задание? (В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги)

(Слайд 6)

Итак, в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги.

Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся и сравним. (Слайд 7).

У нас 2 группы. Первая группа рассказывает все о предлогах, а вторая – о приставках. За каждый правильный ответ вы получаете бонусы.

Что такое приставка?

Что такое предлог?

Для чего служат?

Как пишутся со словами?

Как различить?

С какими частями речи употребляются? (Употребляется с разными частями речи: существительным, прилагательным, глаголом и др. Предлог не употребляется с глаголом)

Постарайтесь запомнить эти правила, потому что они вам пригодятся при выполнении заданий.

IV. Физминутка. (Слайд 8).

А сейчас после трудных исследований можно немного отдохнуть.

Фрагмент танца «Учитель танцев».

V. Закрепление знаний.

    Игра «Найди предлог». (Слайд 9).

    Игра «Составь словосочетания».

Задание: из данных слов составить словосочетание. Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. Выделить предлог и приставку. Обобщить: В слове «написал» приставка «на», потому что - ….

Читал, середина.

Лез, окно.

Бросился, еда.

Крыл, стол.

Сколько здесь словосочетаний? (Четыре)

Прочитайте второе сверху, третье, последнее, четвертое снизу. Запомните их порядок.

VI. Упражнение для глаз. (Слайд 10)

А теперь, давайте выполним упражнения для глаз. Сядьте прямо, следите за вертолетом, не отрывая глаз.

VII. Работа в тетрадях.

(Слайд 11)

А сейчас открываем тетради и записываем число и тему занятия.

1. Задание на отсроченное запоминание:

Вспомните словосочетания, которые мы составляли. Напишите первое и третье словосочетание. Проверьте.

2.Игра «Умники и умницы»

Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и интеллекте. Представьте себя участником этой передачи . (Слайд 14)

Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради:

Желтая дорожка:

Отец (на)писал адрес (на)конверте.

Лодка (от)чалила (от)берега.

Зеленая дорожка:

(по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела

Красная дорожка:

Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги.

Всадник (…)вязал лошадь (…) дерева и (..)скочил (..) седло.

Проверка:(

Кто выбрал зеленую дорожку?

Желтую? Красную?

Сравните свою работу с образцом.(На слайде) (Клик)

Исправьте ошибки, если они есть.

    Составьте предложения по данной картинке, используя различные предлоги. И еще одно условие: в каждом предложении используйте имена прилагательные. Запишите одно из них. Взаимопроверка.

    Работа в группах.

Игра «Рассыпалось предложение».

Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями.

Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение. Пожалуйста, не перемешайте слова со словами из другого конверта. Сначала соберите одно, а потом принимайтесь за другое. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, получит приз.

Затем проверяем предложения и записываем 1 наиболее понравившееся предложение победившей команды (с проговариванием). Слайд.

VIII. Итог:

А теперь давайте подведем итоги нашего урока.

Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)

Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно)

Как различить предлог и приставку?

Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности?

Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишье:

Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда.

Предлоги от слов «удаляются» - в словах не найти им следа.

    Пароль на выход.

А выводы за вас сделает компьютер. Мы выполним тест и узнаем, как вы усвоили материал. Компьютер оценит вашу работу.

Наше занятие закончилось.

Большое спасибо за работу.

Список использованной литературы:

    Ефименкова Людмила Николаевна.
    Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 336 с. : ил. - (Коррекционная педагогика).

    Лалаева, Раиса Ивановна .
    Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособ. / Р.И. Лалаева. - СПб. : СОЮЗ, 1998. - 221 с.

    Юрова Е.В.
    Коррекция письменной речи: Логопедия: Пособие для начальной шк. / Е.В. Юрова. - М. : Аквариум, 1998. - 208 с. : ил.

    Ястребова А.В.
    Учителю о детях с недостатками речи: [Для учит. нач. кл.] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М. : АРКТИ, 1996. - 159 с. : 8 л. прилож. - (Б-ка практикующего логопеда).





Дифференциация предлогов и приставок

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии

(для учащихся 2-х классов общеобразовательных школ)

Цели:

Коррекционно-образовательная

    Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова (приставка – часть слова) и морфологической структуре языка.

    Закрепление навыка слитного написания приставок и раздельного написания предлогов.

Коррекционно-развивающая

    Работа над развитием связной речи учащихся.

    Развитие психических процессов (памяти, способности к переключению).

Воспитательная

    Формирование интереса к логопедическим занятиям.

    Развитие самостоятельности в процессе решения проблемных ситуаций.

Оборудование:

"Весёлый дом"(изображение дома с «человечками-предлогами»)

Карточки с предлогами

Карточка № 1

Карточка № 2

Карточка № 3

Ход занятия

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Какое сегодня число? Какой день недели был вчера? Какой месяц будет после текущего? Назовите время года между осенью и весной?

    Этап воспроизведения опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Ребята, с какими большими группами слов мы уже знакомы, умеем определять их в речи, в предложениях, ставить к ним вопросы.

    слова, обозначающие предмет, - существительные;

    слова, обозначающие действие предмета, - глаголы;

    слова, обозначающие признак предмета, - прилагательные;

(Учащиеся самостоятельно приводят соответствующие примеры)

Сегодня мы приглашены на новоселье. Посмотрите как много в этом доме жильцов. Давайте с ними познакомимся.

(работа с "Весёлым домом")

Отвечая на вопрос, составьте словосочетания.

(За верный ответ ученик получает карточку с предлогом и прикрепляет к «нужному» человечку-предлогу на макете.)

Парит где? парит над домом

Сидит где? сидит на крыше

Бежит по чему? бежит по крыше

Находится где? находится в доме

Выходит откуда? выходит из дома

Спрятался куда? спрятался за дом

Выглядывает откуда? выглядывает из-за угла дома

Подходит к чему? подходит к дому

Отходит от чего? отходит от дома

Стоит где? стоит около дома

Итак, какие слова живут в "Волшебном доме"?

Это предлоги.

Назовите предлоги, которые мы вспомнили.

Какие предлоги вы ещё можете назвать?

Для чего нужны предлоги?

Предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

    Этап первичного закрепления. Типовые и конструктивные задания.

Итак, предлоги – это самостоятельные слова, следовательно, с другими словами они пишутся как: слитно или раздельно?

Правильно, раздельно.

Коллективная работа по карточке №1

Зимний день короткий. У птиц мало времени для поиска корма. Слабеют пернатые от голода и холода. Помогите птицам! Горстка семян с кусочками сала в кормушке спасёт птиц в студёное зимнее время. Наша забота поможет пернатым дожить до весны.


О ком этот рассказ?

Почему зимой птицам нужна помощь?

Чем мы можем помочь птицам?

Озаглавьте текст.

Устный анализ текста по предложениям, выделение предлогов.

(Учащиеся выделяют предлоги в своих карточках)

Письменный анализ словосочетания с предлогом из последнего предложения.

Приставка предлог

до жить до весны

Самостоятельный письменный анализ отрывка из стихотворения С. Маршака "Мяч".

До катился до ворот

Под катился под ворота

До бежал до поворота

Совместный вывод по итогам этого этапа:

Приставки и предлоги могут быть одинаковыми.

Приставки пишутся слитно, это часть слова.

Предлоги пишутся раздельно, это самостоятельные слова.

    Этап творческого применения знаний в новой ситуации. Выполнение проблемных заданий.

1) Работа по карточке № 2

Раскройте скобки. Слитно напишите приставки, раздельно предлоги .

Ученики (вы) ходят (из) школы.

Ребята (с) прятались (от) дождя (под) раскидистой елью.

Пчёлы (пере) летают (с) цветка (на) цветок.

(От) нового пальто (ото) рвалась пуговица


2) Письмо по памяти.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Кому принадлежат эти строки?

Из какого произведения?

Записать по памяти, выделить предлог, обозначить приставку.

3) Работа по карточке № 3

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги и приставки .

Колобок …… катился ……. тропинке.

Всадник ….. вязал ….. лошадь ….. дерева и ….. скочил ….. седло.

Пастухи ….. пустились ….. гор ….. долину.


(После выполнения каждого задания этого этапа проводится его проверка.)

    Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.

Что мы сегодня учились различать?

Как пишутся предлоги?

Как пишутся приставки?

Сегодня мы учились различать предлоги и приставки. Повторим, что предлог – это самостоятельное слово, пишется раздельно. Приставка – это часть слова и пишется слитно. Глаголы могут иметь в своём составе приставку, существительные могут употребляются с различными предлогами.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) Образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся,

нуждающихся в длительном лечении

«Общеобразовательная школа-интернат № 6 VII вида им. Е.И. Петрова»

Логопедическое занятие по коррекции письменной речи

у учащихся 3-го класса школы VII вида.

учитель-логопед Медова Е.В.

Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Цель: Совершенствование навыка правописания слов с приставками и предлогами.

Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о частях речи. Совершенствовать навык правописания слов с приставками и предлогами. Активизация словаря через умение образовывать слова при помощи приставок. Расширение семантического поля слов. Формирование связной речи.

Коррекционные: Развивать слуховое внимание и память. Совершенствовать мелкую и общую моторику. Развитие различных операций мышления.Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества. Взаимодействия, самостоятельности, инициативности, положительной установки на участие в занятии. Развитие действия самоконтроля. Формирование чувства уверенности в себе.

Оборудование: Классная доска, мел,индивидуальные карточки по количеству учащихся. презентация к уроку.

Ход урока

I .Организационный момент

1.Дыхательная гимнастика. «Одуванчик» Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание и выдохните с силой: ф-ф-ф… .Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы лёгкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны. Упражнение выполняется несколько раз.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

Д/И «Назови знакомые предлоги и приставки»

Д/И « Ответь на вопрос полным предложением».

Что такое предлог? Предлог-это слово, которое, как и другие слова пишутся отдельно от других слов.

Что такое приставка? Приставка это часть слова, которая пишется слитно с остальными частями слова и служит для образования новых слов.

Как же не путать предлоги и приставки?

Предлог -это помощник слова обозначающего предмет, поэтому он может стоять только перед названием предмета в (окне) , либо перед названием признака предмета(в открытом окне ) .

Предлогов никогда не бывает перед названием действий предметов: уехал, пришёл,

забежел…

Догадались, как будет звучать тема занятия?

II. Основная часть

3.Уточнение темы занятия логопедом.

Сегодня мы закрепим наши знания и умения в правописании слов с приставками и предлогами.

И в этом нам поможет наш друг - ЁЖИК. (Игрушка или картинка)

    Подготовка рук к письму

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Выполнение упражнений с массажными мячиками.

4.Запись числа и темы.

5.Упражнения в правописании слов с приставками и предлогами.

Образование глаголов с помощью приставок.

Д/И «Кто больше» - подобрать как можно больше однокоренных слов с разными приставками.

Лететь: улететь, прилететь и т.д.….

Лезть: залезть, перелезть и т.д…

Запишите в тетрадь. Выделить приставку, корень.

    Упражнение на тренировку зрительного аппарата. «Поймай зайчика»

Логопед запускает фонариком или зеркалом «солнечного зайчика» на прогулку. учащиеся поймав «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы.

7.Наглядное изображение соотношения между предлогами и приставками.

Учащимся предлагается самим нарисовать иллюстрацию к предложению, где есть предлоги и приставки.

Муха влетела в окно.

Кошка слезла с дивана.

Кошка убегает от собаки и т.д..

8.Работа по индивидуальным карточкам.

Д/И «Разложи в два столбика».

Левый - слова с приставками.

Правый - слова с предлогами. Выделите предлог и приставку.

(под)рубить

(из)города

(в)класс

(по)дарить

(у)дома

(из)мерить

9.Упражнение на тренировку зрительного аппарата. Рисование глазами воображаемых предметов (цветок, солнышко, тучка, и т.д…)

10.Составление словосочетаний.

Составьте пары слов. В каждой паре употребите одинаковые предлоги и приставки-

НА, ЗА, ОТ, ПО, ДО, В, ПОД.

Образец: Плыл, река - поплыл по реке.

Шёл,грибы;

Ехать,гараж;

Писать,лист;

Рубить,корень;

Кинуть,печка;

Бежал,угол;

кусать,хлеб;

Объясните правописание.

Запишите в тетрадь .Выделите приставку и предлог.

11.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Это - правая рука,

Это - левая рука.

Справа - шумная дубрава.

Слева - быстрая река.

Обернулись мы и вот

Стало всё наоборот.

Слева - шумная дубрава.

Справа - быстрая река.

Неужели стала правой

Наша левая рука?

12.Графический диктант.

Записать графически предложения,рисуя вместо предлога V , а вместо приставки

Тропинка спускалась с горы.

Цветы подрезали под корень. и т. д…

13.Работа на уровне текста.

Помогите ёжику правильно записать стихотворение.

Прочитайте стихотворение.

Словарная работа. Уточнение значения слов:

Баржа, полуторка.

Сугробы снега вьюги ( на мели, намели )

И у ворот как баржа ( намели, на мели )

Полуторка стоит.

Ну и ( за нос, занос ).

Я вышел за ворота, а мороз

Как затрещит-и хвать меня ( занос,за нос ).

Подберите подходящие по смыслу слова и запишите шуточное стихотворение.-Объясните правописание слов.

III. Итог занятия.

Рефлексия деятельности.

Повторите те утверждения, которые вы считаете правильными?

Предлог это слово?

Приставка это часть слова?

Предлог служит для связи слов в словосочетании и в предложении?

Приставка пишется отдельно?

Приставка служит для образования новых слов?

Предлог пишется отдельно?

Предлогов никогда не бывает перед названием действий предметов?

Дифференциация приставок и предлогов

Цель: 1. Закрепить у детей понятие о грамматической роли приставок и предлогов

2. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики

3.Ознакомить с деловым письмом.

Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход занятия.

    Организационный момент. Сегодня,ребята,мы с вами будем работать над различением предлогов и приставок. А каким словом мы можем заменить слово «различение»? («Дифференциация») Правильно.

Беседа по материалу прошлых занятий о составе слова, приставке, предлоге, правописании приставок и предлогов.

Учитель: Что такое предлог?

Учащиеся : это слово.

Учитель: Для чего нужен предлог?

Учащиеся: для связи слов в предложении.

Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

Учащиеся : раздельно.

Учитель: Что такое приставка?

Учащиеся : приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель : Как пишется приставка со словами?

Учащиеся : слитно

А теперь посмотрим, какую почту мы получили сегодня? Здесь телеграммы и письма. -Что будем смотреть в первую очередь?(телеграммы)- Почему?(потому что это срочные сообщения)

Задания: 1. Списать тексты телеграмм, определив предлоги и приставки:

Маша (за)шла (за) подругой. Полина (до)шла (до) магазина. Ребёнок (ото)шёл (от) плиты. Волк (на)бросился (на) бабушку.

2.А теперь откройте ваши конверты и читаем 1 задание. Работа со словосочетанием.

Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.

(с)катился (с)горы

(по)бежали (по)дорожкам

(про)читал (про)машины

Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.

Учащиеся: скатился, побежали, прочитал

Учитель: Как записали приставки?

Учащиеся : слитно.

Учитель: Назовите слова с предлогами.

Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

Учитель: Как записали предлоги со словами?

Учащиеся: отдельно.

Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

2.Прочитать те из записанных на доске предложений,в которых есть предлог или приставка. Было жаркое, летнее утро. Дул лёгкий ветерок. Журчал по камням прозрачный ручей. В тенистых кустах пели птицы. Слышалась звонкая песня соловья. Яркое солнце поднималось всё выше и выше.

3.Записать под диктовку предложения, рисуя вместо предлогов- а вместо приставок -

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за – это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в – это предлог, над (каким?) большим огородом, над – это предлог, в (какой?) деревянный дом, в – это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на – это предлог, над (какой?) синей чашкой, над – это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с – предлог.

Правильный ответ:

В тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

4.Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом – с приставками.

в (какой?) зимний холод влетит

в (какой?) сильный зной прошепчет

в (какие?) открытые окна загудит

по (какому?) синему морю притихнет

умчится

примчится

вздумает

5. Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

Итог занятия: Итак, ребята,как отличить приставку от предлога? Ученики отвечают:- Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Писать его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.