Я вольный ветер бальмонт анализ. Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер», образца символической лирики

Я вольный ветер бальмонт анализ. Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер», образца символической лирики

Константин Бальмонт - блестящий поэт русского «серебряного века». Символами, полунамеками, подчеркнутой мелодичностью своего стиха, мастерством звукописи покорил он сердца любителей поэзии на заре ХХ столетия.

Такое модернистское течение как символизм требовало от художника сверхрациональной чуткости, тончайшего владения техникой поэтического намека. Оно формировалось под влиянием различных философских учений, от античного платоновского до воззрений, созданных в двадцатом веке такими мыслителями как Владимир Соловьев и Фридрих Ницше. Символисты видели ценность поэзии в недосказанности и в утаивании смысла. Они призвали символ в качестве основного средства для передачи тайного созерцаемого ими содержания.

Кроме этого, в качестве значимого способа выражения использовалась поэтическая музыкальность - свойство звуко-ритмической словесной фактуры стиха. Если делать анализ стихотворения Бальмонта, особенно его звуковой стороны, то можно увидеть, что оно порою строится как поток словесных созвучий и их перекличек, способных заворожить читателя.

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер» нельзя начать, не уточнив, дату его создания. Дело в том, что поэт создал несколько произведений с таким же названием. То, что датировано 1895 годом, написано от лица самого ветра, яркого выразителя сил природы. В поэтический сборник 1903 года входит еще несколько творений, посвященных все тому же ветреному герою, хотя призыв, сделавший символиста Бальмонта знаменитым, связан с другим представителем природных стихий - солнцем.

Бальмонта, как и любого другого поэта, подразумевает выделение главной темы. Это - бегство от настоящего, символизирующего для поэта что-то застывшее, скучное и унылое. Он предлагает своеобразный уход путем слияния мятущейся человеческой души с ветром. Каковы же качества «характера» этой стихии? Ветер - символ духа, живого дыхания всего сущего на Земле.

Анализ стихотворения Бальмонта помогает определить его структуру. Оно построено как речь самого ветра, олицетворяющего живое существо, лирического героя, который рассказывает о себе. Вместо того, чтобы тихо и спокойно, как все, жить «настоящим», он видит «беспокойные» видения, «внимает» намекам таинственной струны, тайнам природы: цветам, шуму деревьев и «легендам волны». У героя появляется ощущение мимолетности «настоящего». Он не хочет жить в нем, стремясь в будущее, которое кажется ему более привлекательным и не таким краткосрочным, хотя и «неясным».

Ключевыми словами в противовес покою являются глаголы «внимаю», «вдыхаю», «плыву», «тревожу». Кроме слов, описывающих деятельность, в стихотворении выражены и сильные эмоции, для этого поэт использовал такие эпитеты, как «восторг нежданный», «ненасытная тревога».

Таким образом, анализ стихотворения Бальмонта позволил сформировать основную мысль, воплощенную автором в этом произведении: счастье в постоянном движении, в неустанном бегстве от покоя «настоящего» и в объединении с вечно переменчивой природой.

Константин Бальмонт, анализ стихотворения «Ветер» тому доказательство, поэт, имеющий тонкий вкус, высокую требовательность к красоте поэтического текста. Музыкальность его стиха, стремление выразить тонкие оттенки чувств и глубокое понимание природы дают возможность говорить, что он - один из самых ярких мастеров поэтического слова начала ХХ века.

«Ветер» Константин Бальмонт

Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны, Под солнечным блеском палящим И под влажным мерцаньем луны. Я жить не хочу настоящим, Я внимаю намекам струны, Цветам и деревьям шумящим И легендам приморской волны. Желаньем томясь несказанным, Я в неясном грядущем живу, Вздыхаю в рассвете туманном И с вечернею тучкой плыву. И часто в восторге нежданном Поцелуем тревожу листву. Я в бегстве живу неустанном, В ненасытной тревоге живу.

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер»

Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении «Ветер», которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании. Поводом для запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург сроком на три года послужило участие Бальмонта в акциях протеста. Власти не отправили поэта в тюрьму и ссылку лишь потому, что к этому моменту его имя было на слуху у многих представителей русской интеллигенции, а книги со стихами раскупались с завидной скоростью.

Тем не менее, Константин Бальмонт в полной мере смог ощутить, что значит быть персоной нон-грата. Проведя несколько месяцев в загородном имении под Курском, поэт перебрался в Париж, где продолжал писать стихи, переправляя их в Россию и публикуя в различных изданиях. В 1903 году он напечатал стихотворение «Ветер», в котором между строк можно прочесть тайне желания и надежды автора. Действительно, Бальмонту хотелось как можно скорее вернуться на родину, где массовые народные волнения набирали обороты, чтобы участвовать в смене власти и быть причастным к свержению самодержавия. Бальмонт еще не осознавал той простой истины, что любая революция имеет обратную сторону медали в виде жертв. Поэтому автор искренне завидует ветру, который не сидит без дела: «Вечно – прямо, снова – в путь».

В отличие от поэта, герой его произведения волен в собственных желаниях . Именно поэтому, обращаясь к нему, автор отмечает: «Чуть уснул и, пробужденный, ты готов опять вспорхнуть». При этом ветру покоряются и луговая трава, и камыши, и озера, где он оставляет свой неуловимый след. Но поймать ветер невозможно, так как еще недавно он носил тучи, а в следующий момент уже ушел в тишь. Это свойство ветра особенно импонирует Бальмонту, который хотел бы хоть на мгновение стать таким же невидимкой, чтобы внести смуту в умы и сердца людей, а после незаметно исчезнуть, не привлекая к себе внимания. Однако автор понимает, что это невозможно, поэтому, обращаясь к ветру, восклицает: «Что ты душу мне томишь?».

Тем не менее, именно ветер Бальмонт считает своим учителем, покровителем и соратником . Он просит его: «Дай стремленья твоего!». И в этой мольбе столько силы и искренности, что появляется уверенность – автор действительно возлагает на своего необычного друга надежды на скорое возвращение домой, где его ждут новые испытания

В истории русской литературы К.Д. Бальмонт оставил след как представитель «старшего» символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать «мгновение» жизни – все это позволяет сказать, что К.Д.Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX – начала XX веков. Стихотворения К.Д.Бальмонта отличаются эгоцентризмом, восторженностью собой, уверенностью в своей солнечности, неповторимости.
Бальмонт так писал свои стихи: они могли прийти внезапно, вслед за мимолетным впечатлением, коротким видением, достаточно одного толчка сознания – и рождается образ.

В стихотворении «Ветер» К.Д. Бальмонт использует любимый прием – перенос ощущений: в слове показаны неуловимые, мгновенные впечатления. Поэт как бы выхватывает у вечности миг и запечатлевает его в слове: «намек струны», «приморская волна», «поцелуем тревожу листву» и т.д. Мимолетность возведена поэтом в философский принцип. Эта способность роднит К.Д.Бальмонта с импрессионистами.

В данном стихотворении присутствует главный и любимый образ поэта – образ Ветра – символа вечного движения, ненасытной тревоги («Я люблю беспокойные сны…», «в восторге нежданном», «в ненасытной тревоге живу»).

Композицию стихотворения «Ветер» составляют четыре четверостишия, стихотворные строчки зарифмованы перекрестной рифмой, стихотворный размер – ямб:

Я жить не могу настоящим,

Я люблю беспокойные сны,

Под солнечным блеском палящим

И под влажным мерцаньем Луны.

Символизм К.Д. Бальмонта выражается в ярких тропах: «блеском палящим, «влажным мерцаньем приморской волны», «в восторге нежданном». Они стилистически выдержаны («в рассвете туманном», «с вечернею тучкой»).

Синтаксис стихотворения «Ветер» своеобразен: почти все предложения начинаются с местоимения «Я», чем подчеркивается эгоцентричная направленность лирики Бальмонта. Встречается и анафора – повторение стихотворных строчек: «Я жить не могу настоящим» в первом четверостишии и «Я жить не хочу настоящим» во втором.

Первая и последняя строчки стихотворения как бы объясняют и подытоживают тему повествования: «Я жить не могу настоящим», «В ненасытной тревоге живу».

Обилие глаголов в форме настоящего времени придает монологу лирического героя динамику действия, подтверждает свободолюбие, ненасытность Ветра. В неустойчивом равновесии жизни и смерти К.Д. Бальмонт принимает сторону жизни, движения, «ненасытно тревоги», ему по нраву «беспокойные сны».

Все языковые средства произведения подчинены выражению темы и идеи стихотворения – свобода, движение, бешеный ритм жизни, непосредственность чувств.

Строчки стихотворения буквально пронизаны противопоставлениями («блеском палящим, «влажным мерцаньем», «деревьям шумящим», «легендам приморской волны», «в рассвете туманном», «с вечернею тучной плыву»), что выражает нетерпение и противоречивость Ветра.

Таким образом, стихотворение «Ветер» является образцом символистической лирики. К.Д. Бальмонт создал неповторимый образ Ветра и мастерски передал его стихийную сущность.

Н. В. ГогольРевизорВ уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщить пренеприятное известие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписанием». Городничий - всю ночь снились две крысы неестественной величины - предчувствовал дурное. Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), предполагает затеваемую Ро

М. М. Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом. Особый интерес вызывает глубоко личная, философская поэма «Фацелия», первая часть «Лесной капели». В жизни много тайн. И самая большая тайна, по-моему, - собственная душа. Какие глубины в ней таятся! Откуда появляется таинственная тоска по недостижимому? Как ее утолить? Почему возможность счастья иногда пугает, страшит и почти добровольно принимается страдание? Этот писатель пом

Юность Платонова: семейное воспитание, трудовые университеты. Андрей Платонович Платонов (подлинная фамилия Климентов) родился 20 августа (по старому стилю) 1899 г. в Ямской слободе на окраине Воронежа. Отец его - Платон Фирсанович Климентов, слесарь железнодорожных мастерских, мать - Марья Васильевна, дочь часового мастера, хранительница дома. В семье было одиннадцать детей. Будущий писатель был старшим сыном в этой огромной, «старопролетарской», как он говорил, семье.Старший сын быстрее лишается детства, беззаботности, он раньше взрослеет. О своей работе в доме, о помощи матери в роли вечной

Нашла я однажды на берегу ручья не­обыкновенный камешек.На первый взгляд, это была обычная галька. Но когда я смочила камешек водой, на его поверхности появился сказочный рису­нок: таинственная фигурка, похожая на русал­ку, которая сидит на берегу чудесного моря. Море бушует, высокие яростные волны пыта­ются достать русалку, унести в глубину. Всё это можно увидеть, если внимательно пригля­деться к моему оригинальному камешку. Хо­тя, конечно, другой человек может увидеть в его узорах другую картину.Я ношу свой камешек теперь всё время с собой, как самый дорогой талисман.{loadposition textmod}

Произведение относится к лирике символизма, одним из представителей которого является поэт, и содержит философские размышления автора о смысле человеческой жизни.

Основной темой стихотворения автор представляет собственное острое желание возвращения на родную землю с целью участия в витающих в воздухе общественных изменений. Ключевым персонажем произведения выбирается излюбленный поэтом образ стихии ветра, символизирующий свободу, движущееся чувство, ненасытность тревожных ощущений.

Сюжетная линия произведения выстроена в виде поэтической исповеди лирического героя, демонстрирующего неустойчивость жизненного равновесия и предстоящей смерти.

Композиционная структура стихотворения представлена в виде двух четверостиший, сочетающихся перекрестной рифмовкой, написанных в стихотворном размере в форме трехстопного ямба.

В качестве художественных средств выражения поэтом используются многочисленные эпитеты, инверсии, противопоставления, а также анафора, описывающие окружающую природу и демонстрирующие противоречивый характер образа ветра в виде легких дуновений и сильных порывов. Среди литературных приемов, усиливающих характерные черты ветра как свободного, стремительного, нетерпеливого и неуловимого, поэт используется изобилующее количество глагольных форм, придающих динамичность стихотворению.

Все использованные в произведении языковые приемы подчиняются основной теме стихотворения и выражают ее идею в виде свободного движения, бешеного жизненного темпа, непосредственности чувств, создающих образ выхваченного у вечности и запечатленного в слове мига. При этом понятие мимолетности возводится лирическим героем в качество философского принципа, что является сродни творчеству импрессионистов.

Черты символизма проявляются в стихотворении в стилистически выдержанным стихотворных тропах в виде палящего блеска, влажного мерцания приморской волны, в нежданном восторге.

Авторский замысел мастерски изображает стихийную сущность природного явления в образе ветра, олицетворяющего для поэта мечты о свободном жизненном волеизъявлении и активном участии в быстром движении человеческой судьбы.

Анализ стихотворения Ветер по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ поэмы Анна Снегина Есенина сочинение

    Поэма, написанная Есениным, играет важную роль в жизни самого Сергея Александровича. В «Анне Снегиной» переданы максимально теплые чувства, наполненные тоской по родине

  • Анализ стихотворения Несказанное синее нежное Есенина

    Подобное отношение, как высказывает Есенин в своем стихотворении Несказанное, синее, нежное… выглядит чем-то наподобие кризиса среднего возраста, лирический герой как бы отмечает свое тридцатилетие

  • Анализ стихотворения Да можно любить ненавидя Брюсова

    Основной темой произведения, являющегося одной из составных частей третьего сборника стихов поэта, является авторские рассуждения об истинной любви, не отпускающей человека на протяжении его жизненного пути.

  • Анализ стихотворения Июль - макушка лета Твардовского

    Произведение относится к лирическому творчеству поэта и в качестве основной темы стихотворения рассматривает безвозвратный уход летнего периода года.

  • Анализ стихотворения Осень Есенина

    Сергей Александрович Есенин, один из тех писателей, которые, очень много своих произведений писали о природе. Он был родом из деревни, именно это было причиной его большой любви к матушке природе.

Представитель периода увлечения символизмом в поэтическом творчестве, мастер улавливать нюансы окружающего мира и в мелодичном ритме передавать читателям – Константин Бальмонт. В качестве центрального символа произведения поэт выбирал множество неодушевленных предметов, в частности – силы природы. Ветру автор посвятил не одно стихотворение. Вариант 1895 года рассказывает нам о восприятии жизни Бальмонтом на тот момент путем символистского переноса человеческого мироощущения на «характер» ветра.

Выхватывает из окружающей действительности мимолетные моменты и картинно пишет их, обогащая эпитетами и инверсиями. Он упоминает солнце «палящее» и «шумящие» деревья, короткий отзвук струны и быстрое волнение морской волны. Трогательно и неожиданно звучит в последней строфе поцелуй листвы.

Главная тема стиха – ветер – будто проносится сквозь написанные строки. Анафорическое начало первых двух строф о нежелании и неумении поэта «жить настоящим» роднит его с бурным потоком неугомонного ветерка, который так же вечно в активном движении – он живет настоящей деятельной жизнью. Таким же мечтает быть автор,

И он поистине счастлив, когда ритм жизни пробуждает «ненасытную тревогу».

Ураганом летят дни, и чтобы поспевать за ними, нужно быть таким же скорым и смелым. «В бегстве живу» – заверяет поэт. Даже сны, казалось бы, – воплощение покоя и временного забытья, – Бальмонт любит «беспокойные». Ибо не время замирать и умирать, есть возможность ловить скоротечные моменты.

Стихотворение построено методом перекрестной рифмовки. Обилие глаголов помогает полнее передать динамику произведения. Свобода, быстрый ритм изменения описанных явлений, противопоставления – это характерные черты неприкаянного и неуловимого ветра.

Бальмонт показал себя в новом творении как великолепный знаток лирики символизма. Стихийная сущность ветра сплелась в стихах с характером и личной судьбой автора. Короткие видения моментально находят отклик в чувствительном поэтическом сердце и он, как искусный живописец, щедро рисует их читателям в своем романтичном стихотворении.