Пути коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста, реализуемые в процессе обучения. Нарушения речи Речь, её особенности

Пути коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста, реализуемые в процессе обучения. Нарушения речи Речь, её особенности

Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Иногда у школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность звукопроизношения, неполноценность фонематического восприятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать мысли.

Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болезненными явлениями: неправильное строение или нарушение подвижности органов речи, снижение слуха или зрения, нарушения нервной системы у ребенка. В других случаях недостатки речи являются следствиемпедагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение не обращали внимания, считая его обычной «детскостью» речи.

Своевременно не преодоленные фонетические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются исправлению, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного произношения звуков. Как правило, нарушения речи у школьников имеют ту же картину, что и у детей более младшего возраста. И только в единичных случаях может быть, что в дошкольном возрасте у ребенка все в порядке, а в период школьного обучения появилось нарушение речи.

При всем разнообразии имеющихся у школьников речевых нарушений условно выделяются группы детей с фонетической илифонетика-фонематической недостаточностью, к таким нарушениям относятся дислалии механическая и функциональная, ринолалия и дизартрия. Другую сводную группу составляют дети собщим недоразвитием речи (алалии, ринолалия, дизартрия). И есть группа учащихся снарушением темпо-ритмической организации речи - это несудорожные или судорожные нарушения. К последним относятся случаи заикания невротического или неврозоподобного характера.

Расстройства письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи - явление очень распространенное.

Оно обусловлено нарушениями устной речи детей, несформированностью у них языковых обобщений: фонематических, морфологических и синтаксических.

Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются неуспевающими.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Недоразвитие любой сферы (умственной, эмоционально-волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.

Поступление в школу ребенка, плохо к ней подготовленного по речи, имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего его развития, если не будут приняты необходимые психолого-медико-педагогические меры. Такие дети из-за несформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике.

В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедическую помощь. Слабо выраженные, частичные (парциальные) нарушения преодолеваются на занятиях в логопедическом кабинете, система которых широко развита и оснащена соответствующей методической документацией (разработаны нормативы по определению контингента детей, подлежащих занятиям, имеются рекомендации по планированию и организации занятий и т. д.). Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия.

В задачи логопедического пункта при общеобразовательной школе входит исправление нарушений устной и письменной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи.

При этом логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости.

В случаях, когда нарушение речи носит более выраженный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющегося дефекта не может наравне со сверстниками учиться в общеобразовательной школе, обучение проводится в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обычно в таких школах функционируют два отделения: для детей с грубыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи различного характера: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания (невротического или неврозоподобного). В этих школах обучение ведется в более растянутые сроки, по специальным программам с выраженной коррекционной направленностью, с использованием специфических приемов, методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия.

Дифференцированный подход в логопедической работе учитывает различные варианты неполноценности компонентов речевой системы и неречевых психических процессов и функций, обусловливающих нормальный процесс овладения чтением и письмом. Работа направлена на формирование речевой и психологической готовности к овладению грамотой, если это не было достигнуто в дошкольном возрасте.

У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.

При комплектовании классов первого отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи учитываются в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта ребенка. Срок обучения таких учащихся 12 лет, наполняемость класса - 12 человек. Выпускники специальной школы получают документ о неполном среднем образовании, В учебных планах предусмотрено значительное количество часов на производственно-трудовое обучение. Труд при этом рассматривается как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, как средство подготовки учащихся к самостоятельной жизни, социально-бытовой и трудовой интеграции в общество.

Преодоление речевых нарушений обеспечивается рациональным сочетанием фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с учащимися. Индивидуальные занятия проводятся учителем 2-3 раза в неделю. Как правило, учителя имеют логопедическое образование. Кроме того, коррекция нарушений развития речи проводится и на уроках родного языка. Для этого в программе предусмотрены специальные разделы: произношение, обучение грамоте, фонетика, грамматика и правописание, развитие речи. Развитие речи проводится и на материале всех других изучаемых предметов.

В отделении для заикающихся дети за 10 лет обучения получают знания в объеме 9 лет обучения в общеобразовательной школе. Дополнительный год предусмотрен для углубления коррекционной работы в младших классах.

Коррекционно-воспитательную работу проводят в школе все учителя и воспитатели, осуществляя единый речевой режим и обеспечивая реализацию целой системы внеурочных мероприятий.

Основная задача уроков развития речи заключается в том, чтобы помочь детям устранить недостатки их речи, повысить уровень владения ими языком, научить школьников пользоваться речью как средством общения и обобщения. Формирование навыков и умений владения речью у детей происходит только на основе речевой практики, поэтому большое внимание в период обучения в специальной школе уделяется специально организованной речевой практике. Благодаря речевой практике у детей увеличиваются возможности для самостоятельного накопления словарного запаса в условиях непосредственного речевого общения.

В специальной школе дети с речевыми нарушениями получают всестороннее развитие в процессе коррекции недостаточности речевой деятельности. Необходимым условием коррекции является сочетание лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы с учащимися.

В большинстве случаев и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах и в специальных школах в ходе работы выявляется положительная динамика развития. Ко 2-3 классу удается преодолеть или сгладить недостатки, которые в 1 классе проявляются наиболее ярко. Обучение школьников с речевыми нарушениями затруднено и в силу имеющихся у них особенностей психических процессов и функций: у детей отмечаются недостаточность внимания, восприятия, памяти, снижение работоспособности, уровня самоконтроля и т. д. в связи с недоразвитием речи.

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребенок учится отбирать языковые средства для построения высказывания. Лексическая работа, проводимая со школьниками, тесно связана, с одной стороны, с работой по формированию и коррекции грамматического строя, а с другой - с уточнением звукопроизношения и исправлением его нарушений.

С младшими школьниками продолжается работа, как и с дошкольниками, если она в более младшем возрасте оказалась недостаточно результативной, по овладению словами более сложной слоговой структуры. Дети учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, сравнивать слова по звукам, определять наличие и место звука в слове, различать ударные и безударные гласные, определять словесное и логическое ударение. Постепенно в ходе логопедического воздействия дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, овладевают правильным звукопроизношением и звукоразличением.

Принципиальной разницы в частных методиках коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками нет. Работа с учащимися ведется с учетом возросших речевых и познавательных возможностей, дополнительно к систематическому школьному обучению. Учитывается, что ведущим видом деятельности у учащихся является уже не игровая, а учебная деятельность.

Методическая разработка. Развитие и коррекция речи у детей младшего школьного возраста.

Занятие 1.

1. Игра « Кто быстрее доберется до…»

Цель игры: расширение словарного запаса ребенка, и развитие речи в общем.

Условия: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"
Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

2. Упражнение "Игра в слова".

Цель: развитие словарного запаса

Задание №1 .
"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.
"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

3.Упражнение. "Признак".

Задание №1.
"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание №3.

"Сравни:

по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".

Занятие 2.

1. Упражнение: "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

Цель: развитие грамматического строя речи.

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко"".
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

2. Игра: «Путешествие»

Цель: расширение словарного запаса ребенка

Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".

Другой вариант "Путешествия".

Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.

Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".

3. Упражнение: «Зарядка для язычка»

Цель: развитие мышц артикулляционно – речевого аппарата.

Условия: Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)

Занятие 3.

1.Упражнение:" Что означает выражение?" или "Пословицы".

Цель: развитие понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Пословицы:

1. "Дело мастера боится".
2. "Всякий мастер на свой лад".
3. "На все руки мастер".
4. "Портной испортит - утюг загладит".
5. "Картошка поспела - берись за дело".
6. "Без труда и в саду нет плода".
7. "Каков уход, таков и плод".
8. "Больше дела - меньше слов".
9. "Всякий человек у дела познается".
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
12. "Заработанный хлеб сладок".
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
14. "Без начала нет конца".
15. "Без порядка толка нет".
16. "Без работы пряников не купишь".
17. "Глаза боятся - руки делают".
18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
19. "Без труда нет добра".
20. "Труд - лучшее лекарство".
21. "Терпение и труд все перетрут".
22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
23. "Дом без книги, что без окон".
24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
25. "Где ученье - там уменье".
26. "Ученье и труд вместе живут".
27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
28. "Почитай учителя, как родителя".

2. Упражнения: " Составь фразу" (образование предложений из слов).

Задание№1.


колючий куст, лесное озеро".

Задание№2.

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.

Задание № 3.

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

Задание№4.

"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

"Как нужно исправить предложение?"

Занятие 4.

1.Упражнение: "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Цель: развитие словарного запаса, грамматических навыков.

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый,
звонкий , смелый, отважный
Слабый, ломкий,
долгий , хрупкий
Крепкий,
далекий , прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

Задание: "Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.

2. Игра « Продолжи ряд»

Цель: развитие способности изменять слова по анологии

Люди - человек, дети - …
Сын - дочь, внук - …, племянник - …
Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - …, упряжка оленей - …
Тундра - олень, джунгли - …, пустыня - …
Шпалы - деревянные, рельсы - …
Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с …
Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - …
Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - …
Сахар - в сахарнице, масло - в…, хлеб - в …, соль - в …
Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … -
много …

Занятие 5.

1.Упражнение: "Придумай новое слово".

Цель: развитие звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа

Задание 1 : "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Задание 2 : "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения:

стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

2.Игра: «Снежный ком».
Цель: развитие словарного запаса, развитие грамматических навыков


Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.
Варианты игры:

"Собираемся в дорогу"

Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"

Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю..." и т. д.

3. "Накрываем на стол"

Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

4. "Собираемся на прогулку"

Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

Занятие 6.

1. Упражнение: "Добавь слова" (распространение предложений).

Цель: развитие грамматических навыков

Задание 1: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

2. Упражнение: "Составь фразу" (образование предложений из слов).

Цель: развитие грамматических навыков

Задание№1.

"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро".

Задание№2.

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

3.Упражнение: « Узнай по звуку »
Цель: развитие внимания и звукового восприятия;

Материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д)
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.
Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

3 . Упражнение: Что имеется в виду?"

Цель: развитие понимания переносного смысла

"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:
железный топор - железный человек
золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек".

Занятие 7.

1.Упражнение: « Кто с какими буквами дружит »

Цель: Развитие речи, запоминание букв

На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у 1 - слон, у 2 - крокодил, у 3 - ёжик. 1-й говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". 2-й говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." 3-й: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т.д.

Упражнение: "Уменьшение".

Цель: развитие словарного запаса,

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".

трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.

3. Упражнение: "Закончи слово".

Цель: Развитие словарного запаса

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение : "Объясни слово".

Цель: развитие словарного запаса,развитие умения четко выражать свои мысли

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед, нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.

Занятие 8.

1. Игра: « Внимание! Розыск!»

Цель: Развитие связной речи, внимания и наблюдательности

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

2. Игра: «Цепочка».

Цель: расширение словарного запаса, и развитие речи в общем.

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.

Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

3. Упражнение: "Угадайка".

Цель: Развитие словарного запаса

Задание: "Отгадай загадку:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.

(Комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.

(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

«Коррекция речевых нарушений у детей и

Нарушения речи- одно из самых распространенных явлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Иногда у школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность звукопроизношения, неполноценность фонематического восп- риятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать свои мысли.

Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болезненными явлениями : неправильное строение или нарушение подвижности органов речи, снижение слуха или зрения, нарушение нервной системы у ребенка. В других случаях недостатки речи являются следствием педагогической запущенности : с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение не обращали внимания, считая его обычной «детскостью» речи. Своевременно не преодоленные фонетические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются исправлению, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного произношения звуков. Как правило, нарушения речи у школьников имеют ту же картину, что и у детей более младшего возраста. И только в единичных случаях может быть, что в дошкольном возрасте у ребенка все в порядке, а в период школьного обучения появилось нарушение речи.

При всем разнообразии имеющихся у школьников речевых нарушений условно выделяются группы детей с фонетической или фонетико-фонематической недостаточностью; к таким нару- шениям относятся дислалии механическая и функциональная, ринолалия и дизартрия. Другую сводную группу составляют дети с общим недоразвитием речи (алалии, ринолалия, дизартрия).

Расстройства письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи – явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи детей, несформированностью у них языковых обобщений: фонематических, морфо- логических и синтаксических.

Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются неуспевающими.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребен- ка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Недоразвитие любой сферы (умственной, эмоционально-волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неус- певаемости в школе.

Поступление в школу ребенка, плохо к ней подготовленного по речи, имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего развития, если не будут приняты необходимые психолого-медико-педагогические меры. Такие дети из-за несформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике.

В нашей школе в зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедическую помощь. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия.

В задачи логопункта школы входит исправление нарушений устной и письменной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи.

Наряду с восполнением в развитии речи на логопедических занятиях у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области языка. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познавательной активности детей, на формирование приемов умственной работы, необходимых для овладения грамматикой.

Важнейшее значение для преодоления имеющихся у детей нарушений имеют их своевременное выявление и правильная диагностика, контакт логопеда с учителем класса, где обучается ребенок, с родителями. Таким комплексным подходом обеспечивается успешность проводимого коррекционно-воспитательного воздействия. Я приглашаю родителей на логопедические занятия. Для них провожу беседы в «Маминой и папиной» школе, в которых раскрывается имеющийся у ребенка дефект и пути его преодоления, даются рекомендации, советы родителям..

Крайне важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного результата. Я учу ребят планировать, отбирать лексику, знакомлю с грамматическим строем языка, операциями контроля; учу рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функцией речи.

Коррекционная работа с учащимися проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным составом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом вся работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости.

У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребенок учится отбирать языковые средства для построения высказывания.

Дети учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, сравнивать слова по звукам, определять наличие и место звука в слове, различать ударные и безударные гласные, определять словесное и логическое ударение. Постепенно в ходе логопедического воздействия дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, овладевают правильным звукоп- роизношением и звукоразличием.

Работа с учащимися ведется с учетом возросших речевых и познавательных возможностей, дополнительно к систематическому школьному обучению. Учитывается, что ведущим видом деятельности у учащихся является не игровая, а учебная деятельность.

В нашей школе сформированы: группа с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, куда входят дети с нарушением произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, группа с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Преодоление ФФН достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.

Раннее выявление детей с нарушенным фонетико-фонематическим восприятием и оказание им необходимой помощи – залог успешного дальнейшего овладения чтением и письмом.

В группу для детей с ОНР отобраны дети сводной группы, общим для которых является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Группа детей с ОНР укомплектована с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Основной контингент группы составляют дети преимущественно с 3 уровнем общего недоразвития речи.

Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы.

Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР оказывается на основании комплексного медико-психолого-педагогического воздействия.

В группу ЗПР собраны дети с синдромом временного отставания развития

психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Основная форма ЗПР данной группы обусловлена психическим и психо-физическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы).

У учащихся данной группы часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции.

Характерной особенностью у них является выраженное нарушение функции активного внимания.

Нарушение внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости. Эти дети испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма. И таких детей у нас большинство.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ C ’]

Сок – сом – сон;

Стол –сток – стоп;

Оса – лиса – роса;

Фикус – минус – вирус;

Фокус – глобус – автобус;

Носок – песок – кусок;

Маска – каска – пляска;

Весы – носы – усы;

Кокос – покос – насос.

Повтори чистоговорки

Са-са-са – самокат, сова, лиса.

Сы-сы-сы – косы, волосы, усы.

Со-со-со – сода, соболь, колесо.

Су-су-су – суп, посуда, путасу.

Ас-ас-ас – масло, паста, ананас.

Ис-ис-ис – кипарис, Борис, ирис.

Ос-ос-ос – нос, колос, абрикос.

Ус-ус-ус – вкус, автобус, карапуз.

Аса-аса-аса – колбаса и касса.

Осы-осы-осы – волосы и косы.

Усы-усы-усы – сарафан и бусы.

Аска-аска-аска - ласка, маска, каска.

Мы учим звук С

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,

Стол, самолет, сковородка, лиса,

Санки, смородина, миска, носок,

Сыр, самокат, абрикос, колосок,

Стул, снеговик, самосвал, колбаса,

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.

Звучалка

Мы со звуками играем:

С-С-С – мы повторяем.

Мы стараемся, свистим:

Стоп! – и снова посвистим.

Произносим С в слогах,

Произносим С в словах:

Са-са-ас – ананас,

Сы-сы-ис – кипарис.

Со-со-ос – абрикос.

Сэ-сэ-эс – интерес.

Автоматизация звука Ш

Повтори чистоговорки

Ша-ша-ша – шапка, шахматы, лапша.

Ши-ши-ши – шина, шило, камыши.

Ше-ше-ше – шея, пешка, атташе.

Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.

Шу-шу-шу – Маша кушает лапшу.

Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши

Ше-ше-ше – шепчет Шура в шалаше.

Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

Мы учим звук Ш

Мы учим звук Ш: ша-ша-ша, ши-ши-ши,

Шумно «шипят» малыши:

Лошадь, машина, мышка и кошка,

Пушка, мартышка, уж и окошко,

Шишка, лягушка, шубка и чашка,

Шапка, кукушка, шиповник и кашка,

Крышка, кушетка, шкаф и ромашка,

Мишка, катушка, мальчишка и шапка.

Мы со звуком Ш играем

Мы со звуком Ш играем

И картинки подбираем:

Карандаш, машина, книжка,

Шляпа, бабушка, малышка,

Ландыш, дедушка, подушка,

Мишка, шортики, лягушка.

Найди лишний предмет

Погремушка, шарф, машинка, пушка (лишний шарф, потому что это одежда, а погремушка, машинка и пушка – это игрушки).

Ромашка, матрешка, гармошка, неваляшка (лишняя ромашка, потому что это цветок, а матрешка, гармошка и неваляшка – это игрушки).

Шарф, шапка, галоши, шуба (лишни галоши, потому что это обувь, а шапка, шуба и шарф – это одежда).

Лошадь, кукушка, морж, кошка (лишняя кукушка, потому что это птица, а лошадь, кошка и морж – это животные).

Угадай, что в шелковом мешке?

Инструкция: Ребенок должен нащупать предмет в мешочке и назвать его, не вытаскивая. Например: «В шелковом мешке – мишка»(карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, неваляшка, губная гармошка, погремушка, матрешка).

Считалка

Вот шипящая считалка:

Чашка, ложка и мешалка,

Кружка, нож и поварешка,

Кашка, пышка и лепешка.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л

Проговори чистоговорки

Ла-ла-ла – лампа и пила.

Ла-ла-ла – лавка и юла.

Ла-ла-ла – ландыш и пчела.

Ла-ла-ла – лапа и смола.

Ла-ла-ла – лама и скала.

Лы-лы-лы – вилы и голы.

Лы-лы-лы – шпалы и полы.

Ло-ло-ло – ложка и стекло.

Ло-ло-ло – лошадь и седло.

Слоговички

Пи-пи-пи, ла-ла-ла –

Получается… пила.

Иг-иг-иг, ла-ла-ла –

Получается… игла.

Пе-пе-пе, нал-нал-нал –

Получается… пенал.

Стек-стек-стек, ло-ло-ло –

Получается… стекло.

Сед-сед-сед, ло-ло-ло –

Получается… седло.

Ще-ще-ще, гол-гол-гол –

Получается… щегол.

Фут-фут-фут, бол-бол-бол –

Получается… футбол.

Звучалки

Долго я звук Л учил

И словечки заучил:

Лапа, лапы, лапочки,

Лампа, лампы, лампочки,

Палка, палки, палочки,

Галка, галки, галочки.

Я звук Л учил, учил.

Слов немало накопил:

Палка, галка и скакалка,

Лампа, лавка и булавка,

Телка, пчелка и метелка,

Вилка, пилка и косилка.

Шутка

Вовочка играл в футбол – бол-бол

И забил Володя гол – гол-гол.

А потом домой пошел – шел-шел.

Дома дел он не нашел – шел-шел.

Сел Володя в уголок – лок-лок

И глядел он в потолок – лок-лок.

А потом он сел за стол – стол-стол,

Гладил он ногами пол – пол-пол.

И качал Володя стул – стул-стул.

Сладко Вовочка уснул – нул-нул.

Стул с Володею упал – пал-пал,

Стул Володенька сломал – мал-мал.

Молоток Володя взял – взял-взял.

Гвозди в стул он забивал – вал-вал.

Молотком по стулу бил – бил-бил:

Стул Володя починил – нил-нил.

Мы учим звук Л

Мы учим звук Л: ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Яблоко, дятел, палатка, пчела,

Ласточка, платье, ложечка, стол,

Лампа, малышка, кукла, футбол,

Пол, потолок, полотенце, игла,

Стул, соловей, ландыш, пила,

Галстук, флажок, мыло, тарелка,

Вилка, колосья, яблоки, белка,

Голуби, лук, лошадь, пчела,

Мы учим звук Л: ла-ла-ла, ла-ла-ла.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р

Проговори «слова-друзья» тройками

Дар – пар – жар;

Базар – комар – загар;

Сор – хор – двор;

Помидор – мухомор – светофор;

Пир – жир – сыр;

Кефир – зефир – мундир;

Актер – боксер – шахтер;

Пионер – инженер – офицер;

Гора – жара – нора;

Урок – пирог – сурок;

Дары – шары – дворы;

Закрыть – открыть – укрыть.

Чистоговорки

Ра-ра-ра – рама, радуга, гора.

Ры-ры-ры – рынок, рыба, комары.

Ро-ро-ро – роза, родина, ведро.

Ру-ру-ру – руки, ручки, кенгуру.

Ар-ар-ар – повар, сахар, санитар.

Ир-ир-ир – пассажир, зефир, кефир.

Эр-эр-эр – ветер, вечер, офицер.

Ор-ор-ор – помидор, топор, забор.

Ур-ур-ур – шнур, контур, абажур.

Ра-ра-ра – Рае нравится жара.

Ру-ру-ру – в роще бродит кенгуру.

Ры-ры-ры – Жора прыгает с горы.

Ро-ро-ро – быстро строится метро.

Ар-ар-ар – Роме нравится загар.

Ур-ур-ур – у розетки черный шнур.

Ир-ир-ир – в кружке с сахаром кефир.

Ор-ор-ор – красит Верочка забор.

Эр-эр-эр – марширует офицер.

Ыр-ыр-ыр – у Захара жирный сыр.

Мы учим звук Р

Мы учим звук Р: Ра-ра-ра, ро-ро-ро,

Сыр, пирамида, кроватка, ведро,

Рыба, морковка, ворона, забор,

Зебра, троллейбус, портфель, светофор,

Рысь, барабан, пароход, виноград,

Ручка, ракета, крыжовник,тетрадь.

Мы учим звук Р

Мы учим звук Р, мы «заводим мотор»,

И станет красивым у нас разговор.

Вот экскаватор, он громко рычит,

Роет, бросает и тарахтит.

Друзей на парад барабанщик ведет,

Строй марширует и громко поет.

Рома топориком рубит дрова,

Дровами покрыта у дома трава.

Егор рукавицы в подарок принес,

Наденем на руки, кусает мороз.

Мартышка давно в зоопарке живет,

Ей разные фрукты приносит народ.

Каркает, бродит, ворует ворона,

Есть воронята у черной вороны.

Огромный и страшный идет носорог,

Грозно он носит на морде свой рог.

Вот продается красный арбуз,

Сахарный он и прекрасный на вкус.

Красивый растет в бору мухомор,

Его ты не тронь, ни Захар, ни Егор.

Торопится ехать красный трамвай

Всегда ты трамваю дорогу давай.

Вот красная крыша, а где же изба?

Зато есть для крыши с дымом труба.

Вот крупная груша, а вот виноград,

Хорошими фруктами радует сад.

Мы учим звук Р

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Нам звук Р учить пора,

Нам нужны чистоговорки,

Трудные скороговорки,

Поговорки и рассказы,

Мы проговорим все сразу.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – Ш

Чистоговорки

Язык вверх – ша-ша-ша,

Кашка, пышка и лапша,

Язык вниз – са-са-са,

Масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша,

Уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са,

Глазки, спинка и коса.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р – Л

Повтори слоги парами

Ла-бра, ло-вро, Лу-кру, лы-гры, лэ-дрэ, ала-кра, ала-ара, бра-ла-ла, вро-ло-ло, кру-лу-лу.

Загрузим пароход и лодку

Инструкция: «Пароход и лодка отправляются в плавание. Помогите загрузить их, но помните, что они необычные: пароход перевозит только такие грузы, в названии которых есть звук [р], а лодка – в названии которых есть звук [л]».

Для игры используются предметные картинки.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ

    Развитие ассоциаций.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, которое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному.

Перечень слов:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;

Стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный;

Быстро, высоко, весело.

2. «Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды):

- белка – дупло, собака - …;

- дом – крыша, книга - …;

- человек – ребенок, собака - …;

- птица – гнездо, человек - …;

- пальто – пуговица, ботинок -… .

3. «Отгадай предмет по названию его частей»

- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

- ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);

- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

- подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак(дом);

- крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

- глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки(лицо);

- пол, стены, потолок (комната);

- подоконник, рама, стекло (окно).

4. К данным словам придумай слова – «неприятели» (скажи наоборот):

день - …; войти - …; большой - …;

утро - …; говорить - …; белый - …;

друг - …; взял - …; высокий - …;

грязь - …; ложиться - …; здоровый - …;

жара - …; одеваться - …; новый - …;

мир - …; опускать - …; молодой - …;

смеяться - …; толстый - …;

закрывать - …; широкий - …;

включать - …; сухой - … .

5 . Добавить одно общее слово к двум словам.

Дерево, цветы – что делают?

Кошка, собака – что делают?

Дождь, снег – что делают?

Фрукты, овощи – что делают?

Мяч, яблоко – какие?

Сахар, мед – какие?

Снег, лед – какие?

Вода, молоко – какие?

Сидит, стоит – кто?

Льется, журчит – что?

Шумит, дует – что?

Растет, зеленеет – что?

Круглое, сочное – что?

Желтый, кислый – что?

Высокое, зеленое – что?

Длинный, деревянный – что?

Яркое, теплое – что?

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Дифференциация имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Игра «Волшебное дерево» (для актуализации связей слов)

На доске макет дерева, у детей – карточки с изображением символов, обозначающих разные части речи.

Инструкция: «Я называю слово, а вы находите соответствующий символ и помещаете его на дерево (квадрат – существительное, треугольник – глагол, круг – прилагательное).

Дифференциация грамматического значения одушевленности – неодушевленности..

Игра «Кто? Что?»

Инструкция: «Подбери как можно больше картинок (существительных) к названию действий (глаголу).» Например: бежит (кто?) – кошка, девочка, (что?) – река, молоко; идет (кто?) – медведь, бабушка, (что?) – снег, дождь; стоит (кто?) – дедушка, собака, (что?) – поезд, диван.

Дифференциация падежных значений имени существительного

Игра «Будь внимательным». (соотнесение заданного вопроса с соответствующей картинкой или предметом)

Инструкция: «Подбери как можно больше картинок (предметов), отвечающих на предлагаемые мной вопросы и ответь на них.»

Например: «Что можно шить?» - «Рубашку, брюки, пальто»; «Чем можно шить?» - «Иголкой, нитками»; «Кого можно угощать?» - «Девочку, мальчика»; «Чем можно угощать?» - «Конфетой, пряником»; «Что принесли детям?» - «Карандаш, ручку, торт, машину»; «Чему радуются дети?» - «Торту, конфетам, соку, машине» и т.д.

Дифференциация форм среднего и женского рода существительных.

В импрессивной речи.

Игра «Умная стрелка».

Дидактический материал – «волшебные часы», на которых вместо цифр наклеены картинки (кольцо, иголка, кошка, яйцо, гнездо, пирамида, собака, машина, зеркало, яблоко, ромашка,окно).

Инструкция: «Направь волшебную стрелку на картинку, о которой можно сказать: а) оно, б) она».

В экспрессивной речи.

Игра «Ловкий мяч».

Дидактический материал – картинки на наборном полотне (колесо, лопата, гнездо, машина, яблоко, кресло, утка, яйцо, лампа, шишка и т.д.)

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем с «ловким» мячом. Я кину тебе мяч и скажу слово «оно» или «она», а ты выберешь картинку или предмет, которые соответствуют этому слову и, назвав, вернешь мне мяч обратно.

Например: «она» - лопата; «оно» - гнездо».

Дифференциация форм мужского, женского и среднего рода существительных

Игра «Умники и умницы».

Дидактический материал – слова (девочка, муравей, вода, окно, сосна, дуб, яблоко, платье, лампа, конь, мышка, белка, кресло, шалаш, мама, гнездо, папа, море, дедушка, слон, лошадь и т.д.)

Инструкция: «Я произношу слово, а вы подставляете к нему слова он, она или оно и составляете с ним предложение.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

Дифференциация единственного и множественного числа существительных именительного падежа

Игра «У меня – у тебя»

Инструкция: «Я называю существительное в единственном числе и бросаю тебе мяч, а ты произносишь форму множественного числа этого существительного и возвращаешь мне мяч.»

Например: кот – коты, коза –козы, ухо – уши и т.д.

Игра «Кто пришел – кто ушел».

Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе.

Например: пришел котенок – ушли котята, пришел теленок – ушли… .

Особенности словоизменения.

Импрессивная речь.

Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Материал : игра «Один – много». Картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Задание : «Покажи, где стол, а где столы? Покажи, где звезда, а где звезды?» и т.д.

Оценка (каждая серия заданий оценивается в отдельности):

3 балла – правильное выполнение всех заданий.

2 балла – правильное выполнение 4-х заданий.

1 балл – правильное выполнение 3-х заданий.

0 баллов – неправильное выполнение всех заданий.

Экспрессивная речь.

1. Употребление имен существительных дательного падежа множественного числа.

Материал : игра «Доктор Айболит».

Процедура и инструкция . Логопед выкладывает перед ребенком карту, предметные картинки и говорит: «Давай поиграем. Представь, что в Африке случилось несчастье – там заболели звери. Доктор Айболит поехал к ним и помог им вылечиться. Теперь посмотри на картинки с изображением зверей. Отбери из них лишь те, на которых ты видишь обитателей Африки. Разложи картинки на карту Африки. После выполнения задания логопед задает вопросы: «Кто изображен на этих картинках? (Ребенок называет обитателей Африки). Кому же помог вылечиться доктор Айболит? (Крокодилам, львам, ..,)».

    Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994

    Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994

    Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998

    Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997

    Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999

    Загадки, пословицы, кроссворды для детей

    Игры в логопедической работе. Волгоград, 2012

Используемая литература

    “Логопедия” под ред. Л.С. Волковой М., 1989

    Парамонова Л. Г. “ Правописание шаг за шагом “ Псков, 1998

    Садовникова И. Н. “ Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников“, Москва, 1992, 2003

    Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех“ М., 1997

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Факультет психологии

Дневное отделение

Коррекционная программа

«Развитие и коррекция речи у детей младшего школьного возраста»

Подготовила: студентка 4 курса, 49 группы

Черникович Надежда

Название : «Развитие и коррекция речи у детей младшего школьного возраста».

Актуальность темы коррекционной программы определяется той ролью, которую играет речь в становлении психики ребенка и формировании его личности в целом. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка». На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, – строить и свою устную речь.

Развитием и коррекцией фонетической стороны речи (звукопроизношения) занимаются специалисты – логопеды.

На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.

Методологическая основа: Методологической основой данной коррекционной программы является когнитивная теория усвоения речи Ж. Пиаже . Согласно данной теории развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребёнка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребёнка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трёх создаёт предпосылки для успешного освоения ребёнком речи.

Труд Леонтьева А.А. « Язык, речь, речевая деятельность». Рассматривая речь как объект исследования, он говорил, что речевая деятельность должна получить двоякое осмысление. Первое – это представление речевой деятельности как «потока речи», своего рода пространственно-временного континуума говорений, образованного пересечением и взаимоналожением полей речевой активности говорящих и индивидов. Второе – трактовка ее именно как одного из видов деятельности, понимая под деятельностью «сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т.е. тем, в чем конкретизируется та или иная потребность субъекта».

Такая трактовка предполагает включение речевой деятельности в общую систему деятельности человека. Это меняет сам принципиальный подход к проблеме. Речевая деятельность берется с учетом всех объективных и субъективных факторов, определяющих поведение носителя языка, во всей полноте обусловливающих ее связей и отношений субъекта деятельности к действительности. Реальный процесс, происходящий в общении, – это не установление соответствия между речью и внешним миром, а установление соответствия между конкретной ситуацией, подлежащей обозначению деятельности, т.е. между содержанием, мотивом и формой этой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами речевого высказывания – с другой. Речевой акт есть всегда акт установления соответствия между двумя деятельностями, точнее, акт включения речевой деятельности в более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и взаимообусловленных компонентов этой последней.

Говоря о речевой деятельности человека, А.А Леонтьев замечал, что речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-то деятельность – целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую. С одной речью человеку делать нечего: она не самоцель, а средство, орудие, хотя и может по-разному использоваться в разных видах деятельности. Однако, несмотря на это, он всё-таки говорил о речевой деятельности, акцентируя внимание на том, что речь не заполняет собой всего «деятельностного» акта.

Теория специфических задатков, автором которой является Н. Хомский . Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трёх лет. Этот возраст является сензитивным для развития речи. В течение этого периода развитии речи обычно происходит без осложнений, но вне его усвоить язык или трудно, или вообще невозможно.

Методы: Диагностические методы(Методика оценки уровня развития речи младших школьников «Определение понятий», методика определения активного словарного запаса младших школьников, методика Эббингауза, методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое)), развивающие упражнения

Цели: Коррекция речи младших школьников посредством проведения упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.

Задачи:

    Поиск литературных источников по проблеме исследования.

    Исследование уровня развития речи учащихся

    Разработка занятий, способствующих общему развитию речи детей младшего школьного возраста.

Условия проведения: коррекционная программа проводится в аудитории или классе, рассчитанной на некоторую группу людей.

Контингент – учащиеся младшей школы.

Количество занятий: коррекционная программа рассчитана на 1 месяц, 2 занятия в неделю по 30 минут.

Оборудование: доска, стимульные материалы

1. Исследование уровня развития речи младших школьников

Перед проведением коррекционно-развивающей работы была осуществлена диагностика речи учащихся по методикам:

Методика 1. Определение понятий

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объ­единять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следую­щая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово например слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Замечания.

2. Перед тем как ребенок попытается дать определе­ние слову, необходимо убедиться в том, что он пони­мает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понима­ешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со сто­роны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятель­но дать определение этого слова и засекает отводи­мое на это время.

3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку - 0,5 балла. При совершенно неточном определении - 0 баллов.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное - 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранно­го набора. При повторном проведении психодиагностики одно­го и того же ребенка при помощи данной методики рекоменду­ется пользоваться разными наборами слов, так как ранее дан­ные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития:

Методика 2. Методика определения активного словарного запаса младших школьников

Испытуемым предлагаются рисунки, на которых изображены люди и различные предметы. В течение некоторого времени, примерно 3 – 4 минут, дети как можно подробнее рассказывают, что изображено и что происходит на данной ему картинке.

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе (см. приложение№1), и затем анализируется.

Методика 3 . Методика Эббингауза.

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".

Инструкция : "Расставь точки".

Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

Методика 4. Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

Задание1.

1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
2. "Прочитай и перескажи".детей младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития . Задачи... Пирцхалашвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами патологии // Дефектология. – ...

  • Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием

    Курсовая работа >> Психология

    5 детей младшего школьного возраста с заиканием и 4 детей младшего школьного возраста без нарушения речи (33 ... развития . - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000. Шкловский В.М. Заикание. - М., 1994. - 248с. Ястребова А.В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста ...

  • Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

    Курсовая работа >> Психология

    ... детей . Коррекцию нарушений звукопроизношения связывают с развитием речевой функции в целом, т. е. с развитием фонематической стороны речи ... сформированности связной речи . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Формирование и развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с...

  • Особенности памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

    Реферат >> Психология

    ... развития образной и слуховой памяти. Более развита зрительная кратковременная память. Глава 3. Методики коррекции памяти у детей младшего школьного возраста ... следующему и т.д. Упражнение на развитие связной речи “Развиваем речь ”.(см. игра “Составь...

  • «Коррекция устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением фонематического восприятия»

    Результат ежегодного обследования дошкольников-будущих первоклассников и наблюдение за первоклассниками в адаптационный период показали, что многие дети имеют различные виды дефектов речи и отставание в общем развитии.

    Нарушение речевой деятельности младших школьников влечет за собой не только недостаточность развития устной и письменной речи, и речь как совокупность говорения и понимания, при ее нарушении может являться основой снижения коммуникативной и познавательной деятельности.Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями и в формировании личности.Такие дети отличаются отвлекаемостью, неуверенностью всебе, повышенной двигательной активностью.

    Учителям начальных классов и многим родителям детей младшего школьного возраста хорошо знакомы проблемы, связанные с ошибками в чтении и письме. На первом году обучения это чаще всего: пропуски, замены, перестановки и повторы букв и слогов; игнорирование окончаний или слогов в словах.

    В основе возникновения стойких и повторяющихся «нелепых ошибок» лежат не личностные особенности ребенка («может, но не хочет»), а серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи. Это беда («хочет, старается, но не может»).

    У таких обучающихся часто отмечаются нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.Современный урок включает разнообразные виды работ: ученики слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задания,решают логические задачи и т.д.

    При несформированности слухового внимания и памятиобучающиеся испытывают значительные сложности во время переключенияс одного вида деятельности на другой, с трудом удерживают в памяти 5-6 слов, затрудняются в воспроизведении предложения из 4-5 слов.Для них практически недоступным является письмо по памяти с опорой на слуховое восприятие.Ученики плохо воспринимают речь учителя, обращенную ко всему классу.

    Несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти препятствует правильному чтению. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, затрудняются при нахождении ошибок во время проверки своей письменной работы, не умеют пользоваться таблицами,плакатами,образцами, данными на доске или в учебнике.

    При несформированности фонематического восприятиядети затрудняются в овладении слоговым и звуко-буквенным анализом. В письменных работых таких учеников встречается большое количество разнообразных ошибок:

    Пропуски (огромный город –«огромый горд»);

    Не дописывание букв и слогов (пилили – «пили»);

    Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая -«голобока»);

    Перестановки букв и слогов внутри слова (иногда – «игонда»);

    Грубое искажение слов (на охоте – «на отух», храбрый-«хабаб»);

    Слитное написание слов (он влез на дерево – «онлеснадерева»);

    Произвольное деление слов (вскочил на ветку – « вскочилна ветку») и др.

    При несвормированности фонетического слуха обучающиеся затрудняются в разлиении фонем родного языка.На это проявлятся в виде смешения букв по звонкости и глухости (прыгает –«прыкает», бабушка – «папушка»), по акустико-артикуляционному сходству (пахучий- «пакучий», смешная- «шмесная»).

    При несформированности слухового восприятия дети заучивают правило, но не могут использовать его при пписьме. Некоторрые ученики не слышат ударную и безударную гласные, поэтому затрудняются в подборе проверочных слов. Так к слову «потянул» подбирают проверочные слова «потянули», «тянули», «тянул»; к слову «трава» — «травинка, «травиночка».

    При несформированности фонематического слуха ученики допускают ошибке при подборе проверочных слов на проверкупарной согласной. К словам «столб, таз»называют слова «столпик, тасик». Кроме того, правильному выбору проверочного слова мешает бедность словарного запаса, отсутствие языкового чутья. С одной стороны. У детей просто не хватает слов, а с другой – они в качестве проверочных слов вместо родственных однокоренных слов используют близкие по звучанию слова, например: весло –«веселится», известил – «весна», шиповник – «шипучка». Следовательно, знание правил эти детям не помогает.

    Вот почему особуюактуальность ныне приобретают коррекционные методики, которые обеспечивают развитие речи по всем ее компонентам (словарь, грамматический строй, связная речь, фонетико-фонетические процессы) и позволяют подготовить детей у обучению грамоте еще на дошкольном этапе.

    Работу по развитию фонематического восприятия и развития фонематического слуха необходимо проводить по следующим направлениям:

    1. Выявление дефектов звукопроизношения и их коррекция.

    2. Поверка фонематического слуха.

    3. Развитие фонематического представления.

    Выявление дефектов звукопроизношения и их коррекция

    Чтобы проверить, умеет ли ребёнок произносить звуки, можно поиграть в игру «Назови звуки». Взрослый просит ребёнка назвать первый звук и последний в словах, например:

    Оба звука согласные -«свет»;

    Первый согласный, последний гласный — «корма»;

    Первый звук гласный, последний согласный –«индюк»;

    Оба звука гласные – «езда»

    Если ребёнок хорошо справляется с заданием, правильно произносит все звуки, а когда ошибается, то сам исправляет ошибки, значит все нормально. Если с заданием справляется с трудом, часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух не развит, и ему требуется помощь.

    Руденко В.А.,
    учитель-логопед