Буквы. Что такое алфавит? Страничка для любознательных

Буквы. Что такое алфавит? Страничка для любознательных

290. Закройте алфавит тетрадью и прочитатйе его по памяти. Если затрудняетесь, загляните в учебник. Затем перечислите только гласные. Чем отличаются буквы ъ и ь от остальных букв?

Гласные буквы: а, е, е, и, о, у, ы, э, ю, я.
ъ и ь отличаются от остальных букв тем, что они не обозначают звуков.

291. Какими буквами обозначены согласные звуки в данных словах?

292. Оределите, какие ошибки допустил ученик в ответе. Закпишите названия букв и звуков в исправленном виде.

1. В слове лист - 4 звука: [л"] [и] [с] [т]
2. В слове строчка - 7 букв: [эс] [тэ] [эр] [о] [че] [ка] [а].

293. Прочитайте отрывок из стхотворения Я.Козловского. Сколько букв в иностранном языке, который вы изучаете?

А английском языке - 26 букв в алфавите. В немецком языке - 26 букв. В испанском языке - 27 букв.

294. Прочитайте правильно слова РФ (Российская Федерация), СНГ (Содружество Независимых Государств), "МК" - газета "Московский комсомолец", США - Соединенные Штаты Америки.

РФ - [эр эф]
СНГ - [эс эн гэ]
МК - [эм ка]
США - [сэ шэ а]

295. Ребята организовали в своем классе библиотеку, в которой сначала было 10 книг. Расположите эти книги в алфавитном порядке (по фамилиям авторов). Какие из них вы уже успели прочесть?

296. Определите, какие ошибки допустил ученик в ответе.

1. В слове "рот" 3 буквы: [эр], [о], [тэ].
2. В слове "шубка" 5 букв: [ша], [у], [бэ], [ка], [а].

297. О каком чуде говорит Я.Козловский? Ответьте письменно на этот вопрос.

Я.Козловский говорит об алфавите русского языка, в котром тридцать три буквы. Всего тридцать три буквы, а сколько слов можно сложить из них. Разве это не чудо?

298. Представьте, что в вашем классе 10 учеников, у которых фамилии начинаются на букву "К": Качкин, Каланчов, Карачинцев, Куняев, Кутепов, Квасцов, Карпинский, Кошкин, Котеночкин,Кулагин. Составьте алфавитный список этих учеников. Как вы поступите в тех случаях, когда первые буквы или первые и вторые буквы в фамилиях совпадают? Какой частью речи являются записанные слова?

Каланчов, Карачинцев, Карпинский, Качкин, Квасцов, Котеночкин, Кошкин, Кулагин, Куняев, Кутепов.

Когда первые буквы или первые и вторые буквы в фамилиях совпадают, то ты смотрим на дальнейшую букву в алфавитном порядке. Записанные слова являются именами существительными.

299. Какие буквы вы напишитена месте пропусков? Обратитесь к орфографическому словарю. Кто быстрее найдет нужное слово? Это зависит от знания алфавита.

Ва риант, ве ранда, вести бюль, вете ран, впо следствии, вперего нки, вымпе л, ви кто рина, де кла мировать.

300. Прочитайте и перескажите текст. Спишите на выбор либо ту часть текста, где говорится о происхождении названия "алфавит", либо ту часть текста, в которой говорится о происхождении названия "азбука". Назовите буквы в словах "алфавит" и "азюука".

На письме мы используем буквы, в устной речи - звуки. С помощью букв мы обозначаем звуки, которые произносим. Простого и прямого соответствия букв и звуков нет: есть буквы, не обозначающие звуков, есть случаи, когда буква означает два звука, и случаи, когда несколько букв означает один звук. В современном русском языке 33 буквы и 42 звука.

Виды

Буквы бывают гласные и согласные. Буквы мягкий знак и твёрдый знак не образуют звуков, в русском языке нет слов, начинающихся с этих букв. Русский язык - «голосистый», в русских словах много гласных букв (о, е, и, а), звонких согласных (н, л, в, м, р). Шумных, глухих, шипящих (ж, ч, ш, щ, ц, ф) значительно меньше. Гласные ю, э, ё используются также мало. На письме вместо буквы ё часто пишут букву е без потери смысла.

Алфавит

Ниже перечислены буквы русского языка в алфавитном порядке. Показаны заглавные и прописные буквы, указаны их названия. Гласные буквы обозначены красным цветом, согласные - синим, буквы ь, ъ - серым.

А а Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж З з И и Й й К к Л л М м Н н О о П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы Ь ь Э э Ю ю Я я

Букву Л называют «эл» или «эль», букву Э иногда называют «Э обратное».

Нумерация

Номера букв русского алфавита в прямом и обратном порядке:

Буква А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Школа, парта, учительница, дети, ручка, карандаш, ластик, доска, мел, перемена, урок.

Спиши, подчеркни орфограммы

Стоял в лесу дуб. Прилетел к дубу дятел. Он выдолбил в стволе глубокое дупло. Лето в нём пожил, детей вывел и улетел. (23 слова)

№1.Вычисли

10 – 8 + 3 = 9 – 3 + 1 = 9 – 5 - 3=

8 – 5 – 1 = 4 + 3 – 0 = 10 – 6 - 2=

№2 Реши задачу.

Лена отгадала 4 загадки, а Света на 2 загадки больше. Сколько всего загадок отгадали девочки?

№3.Реши задачу.

На аэродроме было 8 вертолетов. Когда несколько вертолетов улетели, то осталось 3 вертолета. Сколько вертолетов улетело?

№4. Обведи в одном ряду 10 клеток, а в другом ряду на 6 клеток меньше. Сколько клеток обвели в двух рядах?

Задание № 6

1. Пропиши: Рр, Сс, Тт

Вставь, где нужно, мягкий знак.

Пал.. цы, л.. вы, окун…, дом.., ден…, стол… .

3.Спиши, вставь пропущенные буквы:

Прошёл дожд.. Промокла земля. Покрылись лист.я капел.ками дождя. Выгнала вода из-под листвы мален.кого сверчка.

4.Напиши 5 названий городов и рек. Составь 1 предложение.

Дополни до 11

№2 Реши задачу

В концерте принимали участие 7 девочек, а мальчиков на 3 меньше. Сколько всего детей участвовало в концерте?

№3.Реши задачу.

С двух кустов смородины собрали 10 кг ягод. С первого куста собрали 6 кг ягод. Сколько ягод собрали со второго куста?

№4.Выпиши в одну строку однозначные числа, а в другую двухзначные числа.

15,20,7,17,2,13,1,9,10,6

№5. Начерти один отрезок длиной 10 см, другой на 5 см короче. Сравни отрезки.
Задание № 7

1.Пропиши буквы : Уу, Фф, Хх

2. Напиши 5 кличек животных. Например: корова Мурка . Составь с одним словосочетаний предложение.

3. Подбери слова, обозначающие признаки предмета .

Мебель (для чего?) - ……….мебель

флажок (какой) - ……… флажок

местность (какая?) - …………местность

журнал (какой?) - ………журнал

столик (какой?) - ……….столик

Спиши, подчеркни орфограммы

Забрались ребята на птичник. Алеша взял гусёнка. Гуси бросились на мальчика и стали шипеть. Птичница Даша вышла на крыльцо. Птицы затихли. (22 слова)



№1 Вычисли.

6 + 1 = 5 + 3 = 8 – 4 =

9 – 7 = 2 + 6 = 7 – 7 =

№2.Реши задачу.

В коробке 15 шоколадных конфет с орехами и вареньем. С орехами 6 конфет, а остальные с вареньем. Сколько конфет с вареньем?

№3.Реши задачу.

На даче собрали 6 вёдер помидоров и 3 ведра огурцов. На сколько больше собрали вёдер помидоров, чем огурцов?

Задание № 8

1. Письмо букв Цц, Чч,Шш

Напиши слова, которые называют детенышей животных. Образец: лиса- лисята

Волк, заяц, медведь, галка, кролик, елка, утка

Спиши, подчеркни орфограммы

Я учу уроки. На столе книги и альбом. Малыши Алёна и Дима играют. Они строят башню из кубиков. Собака Тёпа лапой сломала башню. (24 слова)

№1 Вычисли.

6 + 5 = 11 – 7 =

5 + 9 = 14 – 6 =

№2.Реши задачу.

В конструкторе «Лего» 12 деталей красного и синего цвета. Деталей красного цвета – 5 штук. Сколько деталей синего цвета было в конструкторе?

№3.Реши задачу.

В вазе лежало 10 яблок и 7 груш. На сколько меньше было груш, чем яблок?

№4. Сравни.

2 дм*20см 5см*5 дм 60см*6 дм 10дм*100см

№5.Начерти отрезок длиной 1 дм а, другой на1 см меньше.
Задание № 9

1. Допиши гласную букву, чтобы получилось слово:

Д…м, п…ть, п…л, м…л, с…н

2.Расставь ударение в словах, раздели на слоги:

Школа, лампа, песня, дело, каталог, лопата.

Мель, пальто, друзья, радость, море, веселье, шмель.

Спиши, подчеркни орфограммы

Шиповник.

В саду у бабушки Нюры рос шиповник. У шиповника острые шипы. Катюша уколола палец. Брат Андрей вынул занозу. Боль прошла. Девочка улыбнулась. (23 слова)

Дополни до 13

№2 Реши задачу.

В магазин привезли 6 тортов со сливками, а с кремом на 2 меньше. Сколько тортов с кремом привезли в магазин?

№3.Выпиши только те примеры, ответ в которых равен 4.

2+1, 3-2, 2+2, 5-3, 5-1, 1+3, 3+2.

№4.Сравни.

6 * 2 6+2 * 6+1 5+3 * 4+4

4 * 4 3+2 * 4+2 1+7 * 6+1

Задание № 10

Пение, самолёт, яблоко, терпение, дочь, енот, тополь

Вставь в предложения нужные по смыслу слова.

На грядке растут укроп и ………….

По дорожке пробежал ……………

Подчеркни гласные буквы в словах.

Акация, улыбка, магазин, иней, сковорода, страна.

Подчеркни согласные буквы в словах.

Июнь, листья, машина, рюкзак, касса, чайник.

№1Вычисли.

1 + 9 + 5 = 10 – 7 + 5 =

8 – 5 + 7 = 9 + 3 + 2 =

№2 Реши задачу

Для украшения классной комнаты к празднику надули 11 красных шаров и 9 синих. На сколько больше красных шаров, чем синих?

№3.Заполни таблицу.

Задание № 11

1. Расставь ударение в словах:

загадка, волшебник, досуг, портфель, щавель, свёкла.

В каких словах букв больше, чем звуков? Выпиши их.

Пень, семья, ночь, варенье, коньки, деревья, метель.

В каких словах букв меньше, чем звуков? Выпиши их.

Ястреб, поезд, гостья, умение, печь, ель, тюлень

Выпиши слова, в которых второй слог ударный.

Магазин, грусть, город, овраг, салат, сахар, помидор

5.Спиши .

Поездка к брату.

Митя приехал в Москву к брату Алёше. Алеша был лётчиком. Он показал Мите настоящий самолёт. Мите было очень интересно. (22 слова)

№1.Вычисли.

14 - 6 = 12 – 9 =

9 + 7 = 15 – 8 =

№2.Реши задачу.

Катя заплела своей кукле 8 косичек, а Вера на 3 косички меньше, чем Катя. Сколько косичек заплела своей кукле Вера?

№3.Заполни таблицу:

уменьшаемое
вычитаемое
разность

Задание № 12

Выпиши слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Кони, зверь, тень, конь, ель, дверь.

Вставь пропущенные буквы, напиши два слова на это правило.

Пуш…нка, верш…на, ж…знь, ш…ло, выш…вка, наж…вка.

Почему буквы в алфавите расположены именно в таком порядке? June 23rd, 2016

Часто встречаю ответ на этот вопрос в интернете в таком виде: "это необъяснимый факт". Но я все же нашел некие объяснения, которые и хочу до вас донести. А вы уже скажите, слышали ли вы другую версию.

С русским алфавитом всё просто. Славянскому письму лишь немногим больше тысячи лет, и история его известна. Во второй половине IX века братья Кирилл и Мефодий решили принести в славянский мир христианство, а поскольку христианство — религия книги, Кирилл придумал для славян азбуку, глаголицу.

Начертания Кирилл придумал оригинальные (хотя и основываясь на распространённом в те времена греческом минускуле), а порядок в общих чертах сохранил. Может быть, затем, чтобы буквами было по-прежнему удобно обозначать цифры. Может быть, потому, что не знал другого порядка. Может быть, потому, что алфавитный порядок языка Библии — священен — сказано же в Библии: «Аз есмь альфа и омега», то есть начало и конец.

Единственно, надо было дать какое-то место буквам, которые обозначали звуки, отсутствовавшие в греческом: Б, Ж, Ц, Ч, Ш и т.д. И они были поставлены либо рядом с буквами, обозначавшими максимально похожие звуки (Б — рядом с В, Ж — рядом с З), либо в конец алфавита. Когда вместо глаголицы стали использовать более похожую на греческие буквы кириллицу, алфавитный порядок в целом сохранился, хотя некоторые редкие буквы в разных списках занимают разные места, а некоторые имеются лишь в части списков.

Греческий алфавит взял свой порядок букв из семитского письма. Существует легенда про финикийца Кадма, который научил греков письменности. Как и славянам, грекам понадобились дополнительные буквы, поэтому в конце греческого алфавита мы видим отсутствовавшие у финикийцев фи (Φ), хи (Χ), пси (Ψ) и омегу (Ω). Кстати, в ранних списках этих букв нет, алфавит заканчивается либо на ипслоне (Y), либо вообще на тау (Т).

К этому же источнику восходит, в конечном счёте, и латинский алфавит, вот почему порядок букв в нём так мало отличается от привычного нам русского. Самое, пожалуй, заметное, — это то, что на месте Г перед буквой Д (D) мы видим С (читается как «к»). Но если посмотреть на латинскую букву G, видно, что она производна от С (и произведена была довольно поздно — именно поэтому имя Гай долгое время сокращалось буквой С, — никогда не слышали про «Кая» Юлия Цезаря?).

А вот откуда взялся порядок букв в семитском письме, в точности неизвестно. Сами знаки, скорее всего, возникли не без влияния египетской письменности, но вот порядок семиты придумали сами. Причём ещё до появления собственно семитского письма: впервые он встречается в угаритском письме, а оно — клинописное.

Если европейцы просто копировали порядок букв (возможно, для того, чтобы сохранить, хотя бы в основном, за буквами их цифровые значения), то древние индийцы, обладавшие хорошей лингвистической традицией, получив в своё распоряжение семитское письмо, расставили буквы в соответствии с произношением: сначала гласные, потом согласные, да и внутри этих групп порядок тоже неслучаен. А цифры индийцы себе отдельные придумали. Потом, через арабов, эти цифры дошли до Европы, и мы знаем их под именем «арабских», — но это уже другая история.

Вот еще смотрите какое мнение: Факт в том, что система нынешнего алфавита происходит от старого русского алфавита. И для запоминания его использовался способ мыслеобразов. Ведь проще запоминать осмысленный текст, чем зубрить набор символов. Вот и появился именно такой порядок а никакой иной. Конечно со временем он менялся, какие-то буквы уходили, какие-то добавлялись, но скелет, так сказать, остался.

«Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Один из вариантов перевода этого текста таков:
«Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»

или вот еще интересное:

В квадрате 7 на 7

В первой строке:

Я Бога знаю, говорю добро, значит я существую.

Во второй строке:

Жизнь обильна на Земле, когда истина вселенская в общине от Бога.

В третьей строке:

Для всех мыслящих людей только Он (Бог) изрекает покой.

В четвертой строке:

Слово, утвержденное свыше, призывает уверенно держаться устоев мудрости добра для завершения пути, прихода в гармонию для нового начала.

В пятой строке:

Защита границ нашей земли и рост обеспечивают Божье покровительство и наше единство.

В шестой строке:

Гармоничное развитие и потенциал роста моего рода и меня, как его части, зависит от Всевышнего источника и истории рода.

В седьмой строке:

Смысл жизни - в стремлении совершенствовать дух и душу до полного вызревания в совершенную личность в вечности.

По вертикали 1 столбик:

Моя жизнь, как мысль, облеченная в звук, стремящаяся к гармонии, мельчайшая частица разума во вселенной.

2 столбик:

Бог создает вокруг людей твердую границу и направляет их к самосовершенствованию.

3 столбик:

Знание Земли и размышление о нем призывают покой на дух нашего рода (народа).

4 столбик:

Говорить истину - наша традиция, наша защита, часть нашей души. (В чем сила брат? - В Правде!)

5 столбик:

Благо Вселенной в том, что Бог Творец уверенно и твердо творит рост всего, для полного вызревания семени.

6 столбик:

Суть бытия человеческого общества в мире, покое, равновесии, гармонии, единстве от Всевышнего Источника к совершенной душе.

7 столбик:

Существующий небесный Источник приносит в наш мир и начало всего и рост всего, и опыт людей во времени.

Диагональ сверху вниз и слева направо:

Я много размышляю и основание моего творчества всевышний Источник всегда.

источники

Упражнение 75, с. 36

75. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы алфавита.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз
Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр
Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ
ъ ы ь Ээ Юю Яя

  • Проверьте по учебнику (с. 81, упр. 121), правильно ли вы записали буквы по алфавиту. Прочитайте, правильно называя каждую букву.

Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (и краткое), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эь), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твёрдый знак), ы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).

Упражнение 76, с. 36

76. Запишите строчные буквы по алфавиту в две группы: в первую - буквы, которые обозначают гласные звуки, во вторую - буквы, которые обозначают согласные звуки.

а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Упражнение 77, с. 37

77. Запишите по алфавиту сначала названия летних месяцев, а потом - осенних месяцев.

Август, июль, июнь.
Ноябрь, октябрь, сентябрь.

Упражнение 78, с. 37

78. Прочитайте.

Иваново , Михалков, Бианки, Пришвин.
Москва, Киев, Волга , Кострома.
Мальвина, Буратино, Незнайка , Пьеро.

  • Определите, какое слово в каждой группе слов лишнее. Почему оно лишнее? Подчеркните это слово.

Иваново (название города среди фамилий русских писателей).
Волга (название реки среди названий городов).
Незнайка (герой из другой сказки среди героев "Золотой ключик, или Приключения Буратино")

  • Запишите любую группу слов (без лишнего слова) в алфавитном порядке.

Киев, Кострома, Москва.

Упражнение 79, с. 37

79. Прочитайте. Что обозначает это слово? Выпишите из данного слова все буквы в алфавитном порядке.

Энциклопéдия (научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний, обычно в форме словаря).

д, е, и, к, л, н, о, п, ц, э, я.

  • Кто больше составит слов из букв данного слова? Запишите любые из них.

Цикл, клоп, лекция, циклоп, кон, кино, дело, цинк, клон, пик, кол, яд, як, коп, пол, пони, пион, один, плед, кепи, клин, клип, линия.

Упражнение 80, с. 38

80. Назовите буквы. Расшифруйте каждый ребус, и получатся слова-названия грибов.

  • Запишите названия грибов в алфавитном порядке.

Груздь, мухомор, опята, подберёзовик, рыжик, сыроежка.

Упражнение 81, с. 38

81. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы в слова-названия животных.