Свечи и их значение. Наставление православному христианину о церковной свече Церковная свеча символ

Цвет имеет большое значение, как в магических обрядах , так и в целительстве; символика цвета часто используется при подборе свечей, а также камней, цветов, пищевых продуктов и подкрашивании воды как для фокусировки, так и для активации качеств, присущих разным цветам.

  • Белый.

В магии белый цвет символизирует свет, жизненную силу и ясность и таким образом оказывается полезным в тех случаях, когда необходим новый источник или внезапный всплеск энергии и энтузиазма. Белый- хороший цвет для ритуалов перехода: рождения, брака или принятия новых членов в семью, после свадьбы или усыновления.

Используйте белый цвет для защитной магии, для победы над тьмой, при медитации, для ритуалов, фокусом которых является богиня, для увеличения духовного опыта и общения с наставниками, ангелами и внутренним я.

Белый цвет вбирает и лунную, и солнечную энергии, поэтому подходит для алтарных свечей. Его можно использовать вместо любого другого. Белые свечи можно зажигать в любой день недели, хотя они ассоциируются с понедельником (если обряд фокусируется на богине) и воскресеньем и солнцем в магии, направленной на увеличение жизненных сил.

  • Свеча белая.

Очищение, здоровье, духовность, честность, божественная сила, мир и покой. Свеча может быть использована при медитации или молитве. Иногда для работы с 7-й чакрой.

  • Красный.

Красный, цвет марса , планеты и бога войны, символизирует действие, силу, определённость, энергию и здоровье, мужество и решительность, сексуальность и потенцию, долголетие и перемены, занятия, которые связаны с риском для жизни, или службу в вооружённых силах. Он используется как фокус в ритуалах, привлекающих силу богов и вызывающих их праведный гнев против несправедливости и застоя.

Так как это очень мощный цвет, красные свечи следует зажигать ради достижения очень важных целей и только в том случае, если у вас добрые намерения. Красные свечи особенно эффективны, если их зажигать по вторникам.

У свечей довольно широкий спектр действия. Применяется для привлечения любви и страсти. В то же время используется для восстановления здоровья и физической силы. Этот цвет соответствует элементу огонь и может быть использован для придания силы для движения к цели, например, для карьерного роста. Соответствует 1-й чакре.

  • Оранжевый.

Оранжевый- цвет солнца, плодородия, способствует продолжению рода и творческой активности. Рост, высокая самооценка, уверенность и изобилие связаны с оранжевым цветом, равно как независимость и утверждение вашего я, если оно оказалось под угрозой в результате постоянного давления или критики со стороны окружающих. Оранжевый помогает в работе с людьми и занятиях искусствами. Кроме того, это цвет радости, а также успешной интеграции всех аспектов личности в гармоничное целое. Оранжевые свечи лучше всего по воскресеньям зажигать.

Это контроль над ситуацией или её изменение. Сила, привлекательность, власть. Также свечу можно использовать для всего, что связано с сексом и получением удовольствия. Соответствует 2-й чакре.

  • Желтый.

Цвет бога- отца, так же жёлтый цвет связан с Меркурием (Гермесом), крылатым посланцем богов. Искусный и изобретательный, он стал не только покровителем торговли и путешественников, но и мошенников и воров.

Жёлтые свечи , следовательно, благоприятствуют общению и активной деятельности любого рода, укрепляют память, улучшают умственные способности, способствуют преодолению духовного и творческого кризисов, усвоению знаний. Зажигайте их, если хотите завоевать доверие и расположение другого человека или преуспеть в деловой или интеллектуальной сферах, если желаете действовать с помощью "Железной Логики", успешно сдать экзамены или пройти тесты, а также можно использовать их для обретения удачи, зажигать перед короткими путешествиями или началом переезда с одной квартиры на дрна другую в одном и том же районе. Жёлтый способствует исцелению, особенно в тех случаях, когда необходима операция или речь идёт о повреждении рассудка. Жёлтый цвет хорош для успешной работы в сферах бизнеса, медицины, техники, массовой информации, он также помогает в поисках более высокооплачиваемой работы . Жёлтые свечи лучше всего по средам зажигать.

Творческий потенциал и воображение. Жизненная энергия и деятельность. Радость и привлекательность. Придаёт силу уму, ускоряет обучение и улучшает память. Свеча помогает в ясновидении при гадании . Помогает сосредоточиться и усиливает воображение при составлении ритуала. Соответствует 3-й чакре.

  • Зелёный.

Зелёный- это цвет Венеры, богини любви , он помогает во всевозможных любовных делах и взаимоотношениях, партнёрских или романтичных, он также пригоден для обрядов, связанных с миром природы, травами, садоводством и древесной магией, для исцеления нашей планеты, особенно лесов и почв. Зелёный цвет- для мира и гармонии, особенно если речь идёт о внутреннем мире. Когда в ритуалах зелёные свечи используются для повышения благосостояния, они способствуют постепенному увеличению доходов или капитала. Как цвет фей, зелёный цвет также очень полезен при заклинаниях, призывающих удачу или увеличивающих магические способности. Зелёные свечи лучше всего по пятницам зажигать.

  • Бирюзовый.

Бирюзовый- цвет египетской богини мудрости, музыки и танца хатор , чьё волшебное зеркало отражало истинную сущность всех, кто смотрелся в него (ужасная вещь, если вы просто подошли поправить причёску. Ритуалы с бирюзовым цветом способствуют установлению гармонии между сердцем и разумом, чувствами и мыслями, мудростью и опытом. Бирюзовый цвет поможет уделять внимание самым различным сферам жизни или делать сразу две карьеры. Этот цвет вызывает сострадание и альтруизм, увеличение целительских способностей, способствует сохранению объективности при необходимости сделать трудный выбор или принять решение, даёт возможность проникать в другие измерения. Это цвет художников, скульпторов, танцоров, писателей и поэтов, он приносит вдохновение и своеобразие, увеличивающее творческие способности. Бирюзовые свечи следует зажигать в четверг и пятницу.

  • Синий.

Ритуалы на получение мудрости и защиты. Для медитации. На исцеление и хорошее здоровье. Духовный потенциал и вдохновение. Мир и гармония в доме, терпимость и спокойствие. Помогает сбросить вес.

Соответствует 6-й чакре.

Тёмно-синие свечи м ожно использовать при обращении за защитой и помощью к светлым силам . Свечи этого цвета помогают при переломах, улучшая сращивание костей.

  • Голубой.

Голубой- цвет богини- матери , непредвзятых судей и мудрых правителей, поэтому он может использоваться и как защитный цвет. В магии голубой цвет может расширять границы возможностей и приносит успех, уверенность и силу, наряду с альтруизмом, благородством и идеализмом. Голубой цвет также используется в ритуалах, направленных на повышение благосостояния, в этом случае он способствует возникновению новых возможностей, развитию и расширению бизнеса.

Голубой- цвет дальних путешествий и перемены мест жительства, юриспруденции и бюрократии. Он помогает в карьере, связанной с правосудием и руководством. Кроме того, голубой цвет приносит спокойствие и даёт возможность справляться с самой кризисной ситуацией. Голубые свечи лучше всего в четверг зажигать.

Духовность, медитация, молитва. Мир, защита и спокойствие в доме. Помогает в защите зданий.

Соответствует 5-й чакре.

  • Фиолетовый.

Фиолетовый цвет- цвет Юпитера , выступающего в мудрого учителя и хранителя тайных знаний, и Осириса, древ. Египетского бога- отца и властителя подземного царства умирающего каждый год и воскрешаемого своей женой исидой. Он символизирует бессознательную мудрост ь и все имеющее психическую и духовную природу. Фиолетовый цвет означает связь с другими измерениями и может принести счастье всем, кто трудится не только ради хлеба насущного.

Фиолетовые свечи можно использовать для медитации, работы с прошлыми жизнями, гадания с помощью магического кристалла, свечей и зеркал и для астральных путешествий. Они хороши для психической защиты и спасают от ночных кошмаров. Фиолетовый цвет может также использоваться во всех ритуалах, касающихся расследований, секретов, тайн, исцеления духа и изгнания всего дурного, что связано с прошлым, особенно неудач и воспоминаний об отвергнутой любви.

Ниже я дам описание различных оттенков фиолетового, но на практике они взаимозаменяемы.

Индиго.

Индиго- цвет духовного исцеления, просвещения и знания о прошлых жизнях и иных мирах, это цвет предсказателей.

  • Бледно-лиловый.

Бледно-лиловый- цвет снов и общения на телепатическом уровне, контактов с дэвами и другими духами природы, для лечения травами.

  • Лиловый.

Лиловый- цвет ясновидения, спиритизма и погружения в ваш внутренний мир, общения с ангелами- хранителями, мистицизма и пограничных ситуаций. Фиолетовые свечи лучше всего по четвергам зажигать.

  • Розовый.

Розовый- также цвет Венеры , но сейчас богиня предстаёт более мягкой и женственной. Это цвет семейных взаимоотношений, любви, дружбы, детей и влюблённости и доверия, особенно после предательства или неудачных отношений. Ритуалы со свечами розового цвета хороши для восстановления самооценки и исцеления душевных ран, для избавления от прежних неприятностей, связанных с семьёй или детством, для спокойного сна и примирений после ссор. Розовые свечи лучше всего по пятницам зажигать.

  • Малиновый.

Малиновый цвет символизирует самопожертвование и бескорыстие, особенно для пожилых женщин и мужчин, выступающих в роли мудрых советников. Малиновый может помочь в выборе профессии и превратить опыт, как положительный, так и отрицательный, в мудрость, которая способна помочь другим. Малиновые свечи также лучше всего по пятницам зажигать.

  • Коричневый.

Коричневый цвет- это цвет Сатурна, римского варианта кроноса, бога времени. Низложенный Юпитером, он был сослан в Италию, где научил земледельцев сеять и выращивать хлеб и установил золотой век мира и изобилия.

Коричневый цвет хорош для защиты, магии, связанной с животными, особенно домашними любимцами, способствует поискам потерянных вещей, обучению новым ремёслам, это цвет домашнего очага, приумножения собственности, практических дел, безопасности и изыскания средств на какое-нибудь важное дело. Это также цвет всех тех, кто работает своими руками. Коричневый цвет- это также и цвет матери- земли и духов земли, поэтому он помогает в вопросах, связанных с экологией и охраной окружающей среды, особенно, если дело касается практических действий. Коричневый цвет хорош и для ритуалов, связанных с землёй. Коричневые свечи лучше всего по субботам зажигать.

Эти свечи используются в следующих аспектах. Первый- помощь в судебных делах. Второй- для лечения домашних животных. Третий- помощь в поиске пропавших вещей.

  • Серый.

Серый цвет ассоциируется с Сатурном и Меркурием , в те периоды, когда он остаётся невидимым в небе. Серый цвет в первую очередь используется для нейтрализации и избавления от отрицательных энергий или чувств. Это полутона компромисса и приспособляемости, осторожного поведения в моменты опасности; серый предлагает защиту от физических и психических нападений. Этот цвет помогает хранить секреты и сгладить возможный конфликт и последовать чьему-нибудь совету, когда поступать по-другому было бы неразумно. Серые свечи лучше всего зажигать по средам, если Меркурий не виден, или по субботам.

  • Чёрный.

Чёрный цвет- ещё один цвет Сатурна , а также королей преисподней- римского Плутона, хранителя сокровищ, лежащих в земле, и греческого Аида, похитившего персефону (прозерпину) и вызвавшего этим наступление зимы. Чёрный символизирует не только смерть, но и регенерацию. Вера в это возникла ещё в древнем Египте, когда во время половодья Нила на землю откладывался плодородный ил, каждый год приносящий земле новую жизнь.

В магии чёрный цвет- цвет окончаний, несущих в себе семена новых начал. Он может использоваться для изгнания всего негативного, забвения былых горестей и разрыва изживших себя отношений; помогает переживать несчастья, подходит для ритуалов расставания, снятия порчи и психической защиты . Некоторым не нравятся чёрные свечи, так они ассоциируются с чёрной магией. Внимание! Только в том случае, если вы чувствуете, что эти ассоциации для вас значат слишком много, замените чёрный в ритуалах на темно-голубой, темно- пурпурный или коричневый. В позитивном смысле чёрный, как и коричневый, цвет принятия и прощения своих слабостей, т. е. это цвет прощения. Чёрные свечи лучше всего по субботам зажигать.

Свечи часто используются для поглощения и разрушения отрицательных энергий. Свеча связывает тёмные силы и даёт защиту. Снимает сглаз и порчу. Часто чёрные свечи используют в качестве алтарных, в т.ч. совместно с белыми, для балансировки энергии

  • Серебряный.

Цвет серебра- это цвет луны и всех лунных богинь , например римской Дианы, греческой Артемиды, которая ассоциировалась с луной во всех её фазах и считалась богиней плодовитости и любви. Серебристая свеча на алтаре символизирует богиню, а золотая свеча- рогатого бога. Серебро очень полезно для любых предсказаний, особенно для гаданий со свечой, ясновидения, развития телепатических и психометрических способностей, путешествий в астрал; подходит для ритуалов, призывающих аниму (женскую силу), усиливающих интуицию и мистические способности. Серебряный цвет способствует воплощению в реальность снов, видений и желаний. В периоды стрессов и огорчений серебряные свечи помогут избавиться от отрицательной энергии, обрести душевный покой и раскрыть ваш скрытый потенциал. Серебряные свечи "прекрасно подходят для гадания с помощью магического кристалла, особенно при полнолунии, и для всех видов магии, связанных с женским началом и деторождением. Серебряные свечи лучше всего по понедельникам зажигать.

  • Золотой.

Цвет золота- цвет солнца, который ассоциируется со всеми солнечными богами, например древнеегипетским богом Ра. В древней Греции считалось, что бог солнца появляется на Востоке каждое утро и гонит по небу колесницу, которую несут крылатые кони, пока не скрывается вечером в океане на Западе. Золотой цвет помогает в мировых свершениях, способствует увеличению благосостояния и обретению признания, долголетия, исполнению честолюбивых планов. Его используют в ритуалах, цель которых- приобрести постоянный и значительный доход. Это цвет мужской силы и плодовитости, он символизирует анимус (мужскую силу), энергию, перемены и подходит для всех ритуалов с благородной и альтруистической целью. Золотые свечи лучше в воскресенье зажигать.

Памятка

Помните, что свечная магия- это в первую очередь творчеств о. Вы можете использовать в ритуалах комбинации из двух и более цветов.

Используйте для каждого ритуала новые свечи. В некоторых ритуалах свечу допускается тушить и возобновлять ритуал через некоторое время. Важно! Не используйте одну и ту же свечу в нескольких не связанных между собой ритуалах. Многократно используются только алтарные свечи, которые зажигают при подготовке ритуала и гасят после его окончания или через некоторое время после его начала. Обычно ставят две алтарные свечи, белую и чёрную. Эта комбинация служит для гармонизации потоков энергии.

На что бы ни проводился ритуал, после его окончания аккуратно соберите остатки свечей, стараясь не касаться их голыми руками и выбросите движением от себя.

Цветные свечи и их магическое применение

Свечная терапия — система несложная, как, впрочем, всё гениальное, прошедшее испытания веками: горящая свеча, благоухающие эфирные масла и дымящийся фимиам. Плюс безграничные силы самого человека- его разума, воли, волновых излучений тела и духа. Важно уметь применять их правильно.

Цвет свечей и их назначение:

  • Белая- Чистота, очищение, защита. Любые цели
  • Чёрная- Месть, проклятья, порчи, приворот во чтобы то ни стало, избавление от негативных эмоций.
  • Красная- Любовь, счастье, улучшение здоровья, изгнание зла, улучшение судьбы. Страсть и творчество.
  • Розовая- Любовь, дружба, счастье
  • Оранжевая- Привлечение симпатии, успех. Работа, карьера.
  • Жёлтая- Предсказания, гадания, устранение препятствий и всего, то приносит несчастья. Интеллект.
  • Зелёная- Процветание, материальное благополучие, возрождение, удача, деньги, целительство.
  • Голубая- Развитие и усиление парапсихических возможностей.
  • Синяя-Борьба со страхом, защита от потусторонних сил. Спокойствие, мудрость.
  • Фиолетовая- Укрепление силы духа, лечение тяжёлых заболеваний, магия. Духовность.
  • Пурпурная- Контакт с потусторонними силами, достижение могущества, преодоление чего-либо.
  • Коричневая- Лечение домашних животных, все жилищные проблемы.
  • Белую свечу можно использовать в тех же случаях, что и церковные свечи.
  1. Очищение чакр. Около каждой чакры с четырёх сторон (кроме 1 и 7- здесь по 1 разу) производятся крестообразные движения и читается обращение к Высшим Силам.
  2. Выжигание отрицательной энергии из больного органа. Около конкретного органа производятся действия, описанные выше.
  3. Очищение от негативных мыслей. Необходимо смотреть на пламя свечи и просить прощение у себя, у тех кого обидели и у тех, кто обидел вас.

Красная свеча

Красный цвет — цвет крови, а, соответственно, жизни и существования, смелости, здоровья, спортивных достижений и успеха вообще. Красный возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания, стимулирует работу мускулов. Олицетворяет желания и стремления- победить, завоевать, добиться удачи в жизни.

  1. Используется при экзорцизме (лучше красные церковные).
  2. Очищение от сил зла. Производится отжиг отрицательных сущностей из энергетического поля.
  3. Очищение помещений. В центре каждой комнаты ставится красная свеча. Дать догореть до конца. В это время лучше окна держать открытыми.
  4. Для восстановления сил при усталости, утомлении. Необходимо смотреть на пламя красной свечи, стараясь ни о чём не думать.
  5. В любовной магии используется во время ритуалов и обрядах.
  6. В лечении при гипотонии, при импотенции и фригидности, при депрессии и меланхолии, при вялости органов пищеварения, для усиления деятельности печени и стимуляции образования гемоглобина.

Розовая свеча

Розовый- смесь красного и белого, превращает материальный красный в цвет дружбы, любви, ожидания перемен в личной жизни.

  • Ритуал привлечения дружбы.

На свече от фитиля к основанию по спирали на любом магическом алфавите вы пишите имя + имя- нечётное количество раз и зажигаете свечу. Глядя на огонь, видите нужное событие уже свершившимся.

Работаете нечётное количество дней до сгорания свечи.

  • Ритуал сексуальной магии.

Из свадхистаны, манипуры, анахаты, вишудхи и аджны необходимо выпустить розовые каналы на верх огонька свечи (усиление стихией огня и розовым цветом) к объекту на те же чакры с нужными установками на каждый канал. Работать 3-5-7 дней (но прежде, чем это делать, подумайте, готовы ли вы взять на себя ответственность за этот процесс).

  • Ритуал счастья.

Написать на бумаге желаемое с указанием имён и положить бумагу под свечу. Смотреть на свечу и мысленно видеть желаемое.

После догорания свечи бумагу сжечь и отправить "по ветру".

Оранжевая свеча

Сам по себе оранжевый цвет- радостный и оптимистичный.

  1. Ритуал увеличения звонков для людей, работающих на домашнем телефоне.

Под телефон кладётся рунный бумажный талисман для привлечения денежных клиентов.

На свече по спирали написать руны АНСУЦ и ФЕХУ нечётное количество раз. Зажигать свечу не менее 15 минут в день, медитируя на звонки денежных клиентов.

  1. Налаживание дружеских и деловых отношений на работе.

На одной свече написать своё имя, на другой- имя нужного человека (начинать писать со стороны фитиля).

Свечи поставить на расстоянии 10-12 см друг от друга.

В течение 7 дней медитировать на нужную ситуацию, глядя на пламя свечи. Каждый следующий день свечи придвигать друг к другу. В последний день написать желаемое на бумаге и положить под стоящие вплотную друг к другу свечи. Когда свечи догорят- сжечь бумагу и пустить " по ветру".

Жёлтая свеча

Это также цвет интеллектуального развития, гадания, предсказания.

  1. Зажигать при гадании.
  2. При депрессии, плохом настроении.

Зажигать свечу и, глядя на огонь, мысленно выпускать из себя все негативные мысли и чувства и стараться увидеть, как они сгорают- работать до положительного результата.

Зелёная свеча

Для привлечения материального благополучия и целительства традиционно используется зелёная свеча.

  1. Целительство. При лечении использовать свечу зелёного цвета.
  2. Ритуал для привлечения денег.

Зажечь зелёную свечу. На бумаге написать список желаемого с указанием цены (лучше не больше 3 желаний) и общую сумму. Три раза прочесть список вслух, глядя на пламя свечи. Сжечь этот список, сказав при догорании бумаги: Да будет так! Так оно и будет! Во благо мне и без вреда для других!

Пепел пустить на ветер или в пакетике носить в кошельке.

Голубая свеча

Голубой мы можем видеть, глядя на небо в ясный день. Этот цвет, являющийся смесью белого и синего, обладает характеристиками и того, и другого. Это цвет спокойного, равномерного, без суеты, стремления к познанию неизведанного.

Хорошо смотреть на пламя голубой свечи для успокоения.

Синяя свеча

Синий цвет олицетворяет покой, ровные отношения, чувствительность, восприимчивость, стремление достичь цельности. Это символ спокойных вод и вечернего неба, хранитель спокойствия и таинственности.

  1. Постоянное горение синей свечи помогает выздоровлению от тяжёлых заболеваний.
  2. Зажигать свечи в доме умерших. 2 часа горения "отгоняет" гостей" на 10 часов, а 1 месяц- покинут окончательно.

Фиолетовая свеча

Является смесью красного и синего, соответственно, содержит характеристики и того, и другого цвета, неся, тем не менее, своё значение. Напор красного и спокойствие, и уступчивость синего рождает в этом свете что-то несочетаемое, мистическое, волшебное.

Цвет интуиции и понимания сути вещей.

Цвет полного стирания граней между мирами, магического действа, в котором творишь волшебство.

  1. Лечение тяжёлых заболеваний.
  2. Гадание на свечах.

Пурпурная свеча

Контакт с потусторонними силами.

Достижение могущества с помощью иных сил.

Коричневая свеча

Эмоционально очень спокойный и практически ничего не несущий в себе цвет. Свечи из неочищенного воска- коричневые.

  1. Свечи из неочищенного воска- зажигают для домовых. Рядом ставят плошку с молоком и кладут на чистой салфетке ломоть свежеиспечённого хлеба или свежую лепёшку. Нужно громко трижды позвать того, к кому ты обращаешься и, предложив угощение, высказать свою просьбу о помощи.
  2. При болезни животных.

Чёрная свеча

Чёрный цвет- самый тёмный из цветов, который можно также воспринимать как отрицание цвета.

Является противопоставлением белому. Для наказания зла. Успокой свои чувства и мысли, вглядись в пламя, представь лицо, фигуру того, кто будет наказан. Затем повтори про себя, в чём виновен он и потребуй справедливости.

Серая свеча

Серый- цвет незавершённости и недосказанности, средний между белым и чёрным. Не обладая ярко выраженными характеристиками ни того, ни другого, чаще всего воспринимается негативно. Создаёт ощущение неоригинальности и скуки.

Очистка тонких тел с помощью семи свечей.

Для очистки тонких тел и связанных с ним проблемами берётся семь свечей (каждая свеча соответствует цвету чакры). К каждой свече энергетически привязывается проекция каждой чакры, затем свеча поджигается.

По мере горения свечи происходит выгорание негатива с тонкого тела , плюс ко всему если в энергетическом теле присутствуют более глубокие проблемы (блоки, страхи), это отражается на горящей свече, что даёт дальнейший план для проработки тонких тел (выравнивания и полного очищения).

Ритуалы со свечами очень сильны, а также способны изменить вашу жизнь в лучшую сторону. Удачи и успехов всём!

СВЕЧА: символика, значение, традиции История свечи и беседа со священником о символике и значении свечи. Любой православный храм трудно себе представить без горящих свечей. И к этому мы все настолько привыкли, что практически не задумываемся, что символизирует собой горящая свеча. Символика свечи многообразна. Она вносит в храм дары природы. Это и пчела, которая собирает пыльцу с цветов, превращая ее в душистый мед, из которого рождается не менее душистый воск, а из воска уже выливаются свечи. Вот почему можно сказать, что через свечу в храм вносится свет солнца, на котором расцветает цветок, дыхание земли, которое питает цветок и трудолюбие пчелы. Свеча вносит в храм и труд человека, руками которого пыльца, мед, воск превращаются в свечу. В древности для изготовления свечей использовался исключительно воск. И не случайно! Именно это вещество чрезвычайно богато тонкими символическими оттенками. Вот как его описывает известный церковный писатель 15-го века блаженный Симеон Солунский: Воск как вещество самое чистое означает нашу чистоту и искренность жертвы. Воск как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение Креста, которое возлагается на нас в крещении и миропомазании. Воск как вещество мягкое и гибкое означает наше послушание и готовность каяться в своей греховной жизни. Воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святого Духа. Воск, составленный из множества цветов, означает жертву, которую христиане приносят Богу. Воск как вещество сжигаемое, означает наше обожжение ибо Бог как бы очищает наше естество божественным огнем. И, наконец, воск, в котором сочетается огонь и свет, означает соединение и крепость взаимной любви и мира среди христиан. В церковной истории употребление воска и свечей началось очень рано. Об этом сохранилось много свидетельств. Блаженный Иероним говорит о возжигании свечей в храме как о благочестивом обычае, широко известном в четвертом веке. В шестом веке о свечах упоминалось даже в государственных законах. В кодексе императора Юстиниана было указание, по которому никто не мог приступить к постройке монастыря или церкви до тех пор, пока не доказывал, что он в состоянии выделить достаточно денег на воск, свечи, масло, богослужение, на сохранение храма, на пищу и одеяние его служителей. Седьмой же вселенский собор (787г.) прямо определяет почитать крест и иконы лобзанием, поклонением, курением ладана и возжением свечей и ссылается на древность этого обычая. В народном благочестии воск от церковной свечи считался даже врачебным средством для лечения людей и домашних животных. Как мы видим, у маленькой свечи много значений. Есть в ней и символика света, связанная с молитвой. Когда мы зажигаем свечу перед иконой, то хорошо помолиться Богу, чтобы Он просветил нас Своим законом, смягчил и согрел наши сердца любовью к Нему. А когда смотрим на пламя свечи, которое всегда струится вверх, мы можем подумать о своей молитве, чтобы и ее также трепетно обратить к Богу. Ставим свечу перед образом как наш дар Богу, как молитву нашу о живых и усопших. Горит свеча и светом озаряет образ, делает его видимым для молящегося. Пламя свечи напоминает нам о том, что так же гореть и светиться должно пламя веры в душе человеческой. Тает свеча перед образом. Тает постепенно и терпеливо. Так и наша гордость должна таять перед лицом Божиим – смиренно и покорно. Так и наша жизнь постепенно сгорает, пока не дойдет до последнего мгновения. И в заключение хотелось бы привести слова преподобного Симеона Нового Богослова о значении свечи в храме: «Множество возженных свечей означают светлые помыслы, которые должны светить в тебе, подобно свечам, так, чтобы не было ни одного мрачного помысла в доме души твоей, но чтобы все были огненны и блистали светом Святого Духа, и в тебе не было недостатка ни в одном из светоносных помыслов рассуждения». (Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 41.) С символикой свечи, с традициями использования свечей в различных обрядах всегда связано много вопросов. Мы выделили самые интересные и часто задаваемые и за разъяснениями обратились к священнику – иерею Сергию Буту, настоятелю храма св. апостола и евангелиста Луки. Почему во время молитвы мы возжигаем свечи? Возжигание свечей во время молитвы является древним традиционным действием религиозного обряда православных христиан. Конечно, Православная Церковь, во-первых, хранительница благодати, а не внешних обрядов, но обряд занимает в Церкви свое достаточно важное место. Случилось как-то причащать на дому пожилую учительницу. Перед тем, как раскладывать требные принадлежности, положил на стол красивый плат-воздух с бахромой-оторочкой. На него потом – Евангелие в окладе, серебряный крест, икону, позолоченную дароносицу, церковного вида подсвечник… Зажег свечу, а учительница вдруг расплакалась и сказала: «Я недостойна такой красоты!» Смотрите, мы еще не начали молиться, а сердце женщины уже пришло в умиление. Не ставя сам обряд и возжигание свечей и светильников, в частности, во главу угла вероисповедания, Церковь тем не менее, бережно хранит обряд, потому что не может пренебрегать, как видно из вышеприведенного примера, известной психологической возможностью воздействия внешнего на внутреннее. Хотим мы того или нет, тот или иной обряд рождает и определенные ассоциации, настраивает соответственно и душу: возвышенно или же напротив. Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего. Итак, церковная свеча есть элемент традиции, часть религиозного обряда. Однако по традиции зажигая свечи в храме и дома, верующий человек должен осознавать духовный смысл этого действия. Неосознанный обряд делается пустым, не содержащим в себе ни жертвы Богу, ни пользы душе. Свеча – символ, свеча – образ, свеча – некоторый знак. Пожалуй, нет такого другого символа христианского, которой бы имел такую многозначность и глубину. Конечно, свеча не спорит с Никео-Цареградским Символом веры – это догматы и вероучение, не соперничает и с самым кратким символом веры – со Крестом, но она сделалась для православного христианина пусть маленьким, но также символом нашей веры. Если некто зажег свечу на молитве в храме или дома – значит, он внешне выразил свою веру в Бога, надежду и упование на Него. Далее, горящая свеча – знак горения нашего сердца в молитве ко Творцу. Без молитвы, хотя бы малой – пусть нескольких слов и сердечного вздоха перед Создателем – нам свеча пользы религиозной не принесет. В разные моменты храмового богослужения свет свечей символизирует духовные радость и торжество, просвещение светом Христовой веры, в особенности, Самого Христа как Солнца Правды и Истины; как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир. Свет в православном храме – это образ Небесного, Божественного света. Свечи и лампады перед иконами святых – знак, что в их душах просияла Слава Божия, отразился Свет Божий. Как пишет святой Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.): «Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники». Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что огонь горящих свечей и лампад, как и кадило с горящими углями и благовонным фимиамом, служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшего в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу; огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду. Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного. Свеча также символ человека: внешняя форма – тело, фитиль для горения – душа, огонь – дух, высшая составляющая души. Поскольку свеча покупается в храме, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его; выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость и податливость воска): его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также, как уже было сказано, свидетельство веры, причастности к Божественному Свету. Свеча выражает и теплоту, и пламень любви человека к Господу, Богородице, ангелам, святым. Без этой любви и благоволения сами свечи и обряд возжигания свечей не имеют никакого значения. Не перечислив всех значений церковной свечи, можно подытожить, что мы зажигаем свечи во время молитвы для того, чтобы выразить свою веру, надежду, любовь к Господу и святым, чтобы принести Богу жертву молитву, покаяния, благодарности… Кому и сколько свечей надо ставить, приходя в храм? Во-первых, мы молимся ко Христу, уповаем на Начальника Жизни и Спасения, значит, и свечи зажигаем перед образом Спасителя. Далее по иерархии: Матери Божией, Ангелам, святым угодникам. Приятие и любовь некоторыми верующими многих святых, основанные на личном духовном опыте и опыте Церкви об их заступничестве, подвигают их молиться к тем или другим святым, соответственно зажигая свечи перед их иконами. Здесь число может быть самым различным. Если имеет место стесненность в средствах, можно ограничиться одной свечой или помолиться и без лично поставленной свечи – была бы вера, Господь эту жертву примет. Не нужно зацикливаться на количестве свечей. Главное помнить, что молитва – это проявление памяти о Боге, а память – это проявление любви. Имеют ли значение размер и цена свечи? В духовном смысле имеют значение наши вера и любовь, что не измеряется величиной и ценой свечи. Но мы – члены земной церкви. А в земных условиях, конечно, имеет место и экономика прихода. Свеча большего размера или цены имеет значение в том смысле, что большей материальной жертвой является для храма. А жертва на храм больше, чем, скажем, жертва на лечебное учреждение или детский дом, ибо Церковь – институт попечения о приготовлении души к вечности. Таким образом, жертвуя на храм, мы помогаем Церкви выполнять свою миссию. Почему свечи по умершим и живым ставят в разных местах? По традиции, свечи за усопших мы ставим на канунном столике, а за здравие – на любом другом подсвечнике. Но молитву местом и пространством ограничить нельзя. Дома на одном и том же подсвечнике горит одна и та же свеча, а молитвы мы произносим и за живых, и за усопших. К тому же нужно помнить, что у Бога все живы. Мы на молитвах поминаем души. И если кто-то (служитель или мирянин), имея живое участие и любовь, без злого умысла прочитал, например, записку о здравии на заупокойных молитвах, то ничего страшного нет, и молитва эта будет принята Богом. За здравие или за упокой – в итоге молимся ведь за спасение души. Как правильно зажигать свечи? Можно ли зажигалкой? Что касается технической стороны… Если на подсвечнике уже горят свечи, то свою зажигаем от соседней. От лампады зажигать не принято, не потому что нельзя, а чтобы не засорять елей каплями воска. Если нет никаких огоньков рядом, используем спички. Зажигалкой в иных ситуациях, наверное, допустимо. Если нет ничего другого или ветер на кладбище… В конце концов, зажигалка – это огниво, средство для возжигания. Все дело здесь опять в ассоциациях… Церковь даже мелкими деталями обряда призвана свидетельствовать о мире ином. Спички здесь несколько предпочтительнее, как более древнее и универсальное средство. Как правильно погасить свечу? В разных храмах есть различные приспособления, чтобы гасить свечи. Но задуть свечу или огарок или как-то по-другому погасить пламя – это технические подробности, которые не относятся к области нравственно-религиозной. Главное, чтобы и это делать с памятью о Боге, с молитвой, например, «Господи, свет веры в сердце моем да не угаснет!» Не должно быть небрежности, а должно благоговение. Причем речь идет не о театральной показушности. Простая аккуратность при совершении обрядов – это проявление веры в Бога, а зацикливание на моментах внешних, например, ожидание, чтобы твоя свеча непременно догорела до конца – проявление обрядоверия, то есть ложной и суетной веры. Увы, магическое восприятие культа не редкость даже среди регулярных прихожан. Покупать свечи надо только в храме или можно в любом другом месте? Если речь идет о церковной свече, то логично, что и покупается она в церкви. Церковная свеча, кроме уже названных значений, есть символ нашего союза с Матерью-Церковью. Если мы купили свечи вне церкви, то символом союза с кем они являются? И на храм ли мы жертвуем при этом? Мало ли какие есть свечи: бытовые, сувенирные, иных религиозных обрядов. Кроме того, нужно помнить, что церковные свечи всегда освящаются, для чего существует специальная молитва. По этой причине огарки не выбрасываются, а складываются на переплавку. Другое дело, когда некоторые приходы имеют церковные лавки вдали от своих храмов. Надо признать, что покупать свечи в этих лавках допустимо и это также будет жертвой на тот или иной храм. Можно ли передавать пожертвования идущему в храм, чтобы поставил свечу за меня? В зависимости от того, какой мотив Вами движет. Если лень в храм ходить, то это ложная жертва. Если же человек болен и имея ревность такую, жертвует на храм, то почему нет? Хорошо бы, конечно, при этом молиться дома. Есть ли особые правила возжигания свечей? Если в рамках службы, то нужно знать, что степень освещенности в храме по дням и в различные моменты богослужения, не постоянна. Далее... Во всех памятках о поведении в храме предписывается ставить свечи до начала службы, чтобы не отвлекать молящихся, не нарушать благочиние. Практика жизни показывает, что это правило не соблюдается по разным причинам. Нужно отметить также, что в каждом приходе, монастыре, отдельном храме есть какие-то свои особенности, их нужно учитывать, и самое главное, помнить слова апостола Павла: “Только все должно быть благопристойно и чинно.”(1Кор.14,40). Подготовил материал и провел беседу Константин Новак

(22 голоса : 4.6 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Церковная свеча – символ человеческой любви и послушания Богу. Огонь считается образом Христова света, который есть символ Божественного знания, освещающего весь мир. Каждый компонент православной свечки несет в себе определенное значение, показывающее преданность человеческого сердца своему Господу.

Значение церковной свечи:

Церковная свечка должна быть сделана из чистого воска, потому что он символизирует искренность и чистоту человека, делающего добровольную жертву. Мягкость и эластичность свечки является символом покорности, а пламя символизирует перерождение души человека посредством священного огня.

Светильник, на котором расположена свечка, также играет особую роль, так как символизирует высоту божественного света и его способность осветить весь мир. Многоподсвечники (паникадилы) представляют собой небесную Церковь, собрание людских душ, озаренных светом любви Господа, душ чистых и искренних в своем желании почитать и уважать Бога. Паникадилы висят высоко на потолке храма для освещения того, что происходит на земле – в земной церкви, оберегая и согревая все вокруг Божественным огнем.

Свечки, устанавливаемые перед иконами святых, напоминают прихожанам о необходимости быть искренними в своей любви к Господу. Святые так любили Бога, что ненавидели земной мир с его греховностью, низостью и неверием, поэтому свет, которым они освещены, символизирует чистоту душ и напоминает каждому о необходимости молиться и служить Господу.

Символика свечей не зависит от их формы или размеров, поэтому каждый выбирает ту, которая будет ему по душе. Купить маканые конусные свечи можно в церковной лавке или заказать по Интернету - не важно, где была осуществлена покупка, важно ее значение для каждого человека.

Церковные свечи в жизни человека:

Православные свечки прочно вошли в жизнь современного человека. Они играют важную роль в его духовном становлении и помогают сосредоточиться на общении с Богом. Свечки используют не только в храме, а также во время домашней молитвы, потому что огонь помогает настроиться на нужный лад и отвлечься от ненужных мыслей. Помимо всего прочего, свеча создает правильную энергетику в жилище христианина и напоминает о необходимости почитания и любви Господа.

В Москве представлены компании, предоставляющие занимающиеся производством, продажей и доставкой свечек, пользуясь их услугами можно дешево купить церковные свечи и сохранять божественный свет в своем жилище постоянно.

Свеча – это символ добровольной жертвы своему Богу, она должна быть в каждом доме и возжигаться во время чтения молитвы.

Свечи - нескончаемый источник идей и творчества. Например, такая свеча - непредсказуемая.

Свеча непредсказуемая, многовариантная
фото vanboemmel.com

Свечи огарок, в розетке стеклянной,
- всего лишь…
А свет вокруг как будто завивается в спираль.

Свеча и спираль света
фото i029.radikal.ru

Горящие свечи волшебным образом притягивают взор. Возникает ощущение праздника и приходит хорошее настроение когда глядишь на эти свечи.

Фото oboi.kards.ru

Свеча окружена цветным рисунком, приходит настроение хорошее и празднование Нового года начинается.

Фото photo.sibnet.ru

Свеча в банке, с ароматом хвои - ручная работа. Банка и крышка декорированы с помощью декупажа.

Свеча "Еловая", гелевая с ароматом хвои - ручная работа.
Хорошее настроение, полет фантазии, прозрачный стакан и "лесные принадлежности" - вот и готова замечательная новогодняя свеча, к тому же пламя будет издавать хвойный аромат.

Свеча "Морская" - ручная работа.
Фантазия, ракушки, парафин - вот и шикарный новогодний подарок. Великолепная новогодняя свеча для любителей моря. Даже подсвечник с ракушками.

Свеча "Морская" - ручная работа
Автор Марина Осипова, фото present-osa.livejournal.com

Свеча "Ванильно-кофейная" - ручная работа.
Свеча из кофейных зерен - изумительно! Такой оригинальный новогодний подарок любителям кофе - ну и подфартило же кофеманам. А горящая свеча еще и запах кофе издает.

Кто-то называет пламя горящей свечи символом жизни, другой сравнивает его с "Внутренним огнем" человека, третий находит в нем другие символы и смыслы. Наверное, оттого мы подолгу глядим на пламя, что чувствуем там, за огнем другой, высший, мир...

Фото foto.mail.ru

Совместить свечу и букет цветов - интересная идея. Причем пламя горящей свечи не достанет до цветов, поскольку "настоящей" свечой является только верхняя часть, а цветы залиты прозрачным негорючим гелем.

Свеча и цветочный букет
фото lobzik.pri.ee

Язычки пламени притягивают взгляд, и что-то древнее и таинственное чудится за этими горящими свечами. Какие тайны хранит огонь...

Свечи в Цфате
фото turizm.ru

Горящие свечи создают уютную романтическую атмосферу, которая больше всего подходит для лирического пения. Сколько же чудных стихов и песен напомнит нам пламя свечи.

Свечи романтические создают уютную атмосферу для лирического пения
фото hubblesite.org

Высокое пламя свечей оплывающих представляется светом души человеческой.
Вообще, горящие свечи рождают множество ассоциаций. Например, светить сгорая - вот предназначение свечи, но только ли свечи...

Светить сгорая - вот предназначение свечи
фото lifeisphoto.ru

Рождественские свечи - прекрасный атрибут праздника. Горящие свечи среди еловых ветвей и отблески пламени на елочных украшениях показывают нам, что наступает Рождество и старый год сменяется новым.

Рождественские свечи, горящие среди еловых ветвей
фото princess-sissi.livejournal.com

Танец пламени завораживает и видится за ним движение стихии огня. Или почудится, что на стебле свечи горящей раскрывается таинственный огненный цветок.

Фото photosight.ru

Горящая свеча взмахнула огненным крылом и волшебным образом в пламени проявилась сказочная огненная жар-птица. Или, вернее сказать, блеснула догадка, что пламя свечи - это лишь далекий отблеск крыла жар-птицы.

Огненное крыло свечи
фото max-yurkin.livejournal.com

Свеча в виде початка кукурузы - оригинальная идея свечи и подсвечника. Даже пламени отдавать жалко такую симпатичную свечку.

Свеча-кукуруза
фото prikol.ru

Горящие свечи и цветы - такой натюрморт создает особое романтическое настроение. Останавливается бег минут и хочется подолгу глядеть на пламя свечи.

Натюрморт со свечами
фото photo.i.ua

Горящая свеча среди воды. Яркое пламя и темная вода позволяют нам любоваться взаимодействием стихий огня и воды. Капли, что пролетают возле свечи горящей, напоминают о неостановимом движении времени.

Свеча, вода и пролетающее время
фото photojournal.jpl.nasa.gov

Свечи, горящие вместе, оказывается, высокий и мощный столб пламени поднимают над собой. Наверное, и в жизни людей также - в тесном общении, когда помогаем и поддерживаем друг друга, свет наших душ становится намного ярче и сильнее... Правда, свечи в таком огне сгорают гораздо быстрее, у людей, возможно, наоборот...

Столб пламени свечей
фото cairns.35photo.ru

В прошлом для примерного определения времени использовали восковые и другие свечи, точнее, продолжительность их сгорания.

Часы - свеча с делениями
фото clocklife.ru