Великие о стихах:
Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.
Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.
Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
Марина Цветаева
Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.
Гумбольдт В.
Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
А. А. Ахматова
Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
И. С. Тургенев
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.
Г. Лихтенберг
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.
Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.
Мурасаки Сикибу
Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.
Александр Сергеевич Пушкин
- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…
Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"
Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.
Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"
Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.
Александр Александрович Блок
Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.
Макс Фрай. "Болтливый мертвец"
Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…
Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!
Владимир Владимирович Маяковский
Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.
Борис Кригер. "Тысяча жизней"
Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.
Анна Андреевна Ахматова
Еще весна таинственная млела,
Блуждал прозрачный ветер по горам
И озеро глубокое синело —
Крестителя нерукотворный храм.
Ты был испуган нашей первой встречей,
А я уже молилась о второй, —
И вот сегодня снова жаркий вечер…
Как низко солнце стало над горой…
Ты не со мной, но это не разлука,
Мне каждый миг — торжественная весть.
Я знаю, что в тебе такая мука,
Что ты не можешь слова произнесть.
В жизни и творчестве Анны Ахматовой 1917 год сыграл ключевую роль. И дело было отнюдь не в революции, которая посеяла хаос и разрушила прежние устои. Именно в этом году Ахматова издала свой третий сборник стихов под названием «Белая стая», в котором уже твердо придерживалась выбранной линии «женской» поэтессы, которая намерена поведать о своих чувствах всему миру. Примерно в это же время Ахматова осознала, что с Николаем Гумилевым ее уже больше ничего не связывает. Супруг поэтессы в это время находился во Франции, и после его возвращении в Россию Ахматова настояла на разводе.
Николай Гумилёв в Париже
Примечательно, что после этого она перестала писать стихи, главными героями которых были таинственные незнакомцы. Молва приписывала их образы многочисленным любовникам Ахматовой, в то время как поэтесса хранила верность мужу и мечтала о счастливой семейной жизни. Что касается героев ее произведений, то все они были вымышленными: таким нехитрым способом Ахматова компенсировала недостаток любви, внимания и заботы со стороны Гумилева, попутно снискав себе славу женщины свободных взглядов.
Одним из последних произведений, написанных в подобном ключе, стало стихотворение «Еще весна таинственная млела…», созданное в 1917 году. На сей раз, фантазия переносит поэтессу в горную местность, где весной бурно цветут сады, а глубокое синее озеро напоминает «Крестителя нерукотворный храм». Столь романтическая обстановка располагает к пробуждению самых нежных и возвышенных чувств, о чем Ахматова и сообщает почитателям своего творчества, подчеркивая, что весна является периодом любви вне зависимости от возраста человека. На сей раз, поэтесса оставляет «за кадром» облик своего воображаемого избранника и переводит взаимоотношения исключительно в область чувств, отмечая: «Ты был испуган нашей первой встречей, а я уже молилась о второй».
Автор готова взять на себя инициативу в дальнейшем развитии отношений с этим осторожным и сомневающимся в своих чувствах мужчиной. Впрочем, впоследствии Ахматова именно так вела себя со своими последующими мужьями, выстраивая их жизнь по заранее созданному сценарию. Однако в этом стихотворении она впервые проявляет себя как духовный лидер союза мужчины и женщины, демонстрируя, что представительницы слабого пола должны бороться за свое личное счастье, а не ждать, пока их избранники сделают первый шаг . При этом поэтесса оправдывает мужчин и, в частности, героя своего произведения, отмечая: «В тебе такая мука, что ты не можешь слова произнесть».
Стихотворение «Еще весна таинственная млела» Ахматова пишет в 1917 году, который сыграл значимую роль в жизни и творчестве поэтессы. Этот год – время издания очередного, уже третьего по счёту, сборника стихов Анны и у поэтессы чётко определён стиль. В этом же году в душу Ахматовой приходит революция, но тяжёлое время она проводит без мужа, уехавшего за границу. Тогда же Ахматова решается на развод и вскоре официальные отношения с Гумилёвым прервутся.
Стихи причисляют к серии произведений поэтессы о таинственных незнакомцах, ведь образ главного героя явно надуман и преследует цель заполнить образовавшуюся пустоту в личной жизни Ахматовой. Несколько стихотворений Анна написала в подобном ключе – это помогло ей привести в порядок нервы и дало сил для жизни. Никакого обращения к Гумилёву тут нет.
Строки пишутся в паузе между относительно спокойной личной жизнью и разводом. Да, последние несколько лет Анна было наполовину чужим человеком Гумилёву, но ещё оставалась надежда. В 1917 году её не стало, плюс советская власть не признавала церковное венчание и можно было развестись.
Возвращаясь непосредственно к анализу стихотворения, мы видим, что стихи пишутся о загадочном возлюбленном, который был испуган первой встречей:
Ты был испуган нашей первой встречей,
А я уже молилась о второй.
Никаких любовников в это время Ахматовой молва не приписывает, значит, это миф, образ, которого не хватаkj в жизни. Возможно, поэтесса что-то вспоминает из прошлой жизни, возможно, играет на контрастах и показывает противоположность встреч и отношений с Гумилёвым.
Весна в стихах олицетворяет начало новых отношений, ветер показывает, что вокруг нас вихрем носятся страсти, а глубокое озеро – это символ Бога, который видит каждое наше движение.
Ты не со мной, но это не разлука,
Мне каждый миг - торжественная весть.
Показывают, что Анна ещё смутно надеется на восстановление отношений или смирилась и просто воображает, что могло быть сейчас.
Символизм заметен и во втором четверостишье: жаркий вечер символизирует пламенную страсть к незнакомцу, а низкое солнце над горой говорит, что скоро ночь и страсть может быть выпущена из клетки дня на свободу.
Ахматова показывает свою героиню более влюблённой, чем незнакомец. Она уже мечтает об очередном свидании, а у него ещё не прошла краска на лице от первой встречи.
Стихотворение-воображение, стихи-мечта и колодец грусти, грёзы которого помогают Ахматовой принять решение о разводе и пережить переломное время революции. Кстати, после развода незнакомцы исчезли из произведений. Возможно, они глубоко спрятались в душе, может быть, ушли навсегда вместе с огнём отношений между Ахматовой и Гумилёвым.
Еще весна таинственная млела,
Блуждал прозрачный ветер по горам
И озеро глубокое синело -
Крестителя нерукотворный храм.
«Еще весна таинственная млела…» Анна Ахматова
Еще весна таинственная млела,
Блуждал прозрачный ветер по горам
И озеро глубокое синело —
Крестителя нерукотворный храм.Ты был испуган нашей первой встречей,
А я уже молилась о второй, —
И вот сегодня снова жаркий вечер…
Как низко солнце стало над горой…Ты не со мной, но это не разлука,
Мне каждый миг — торжественная весть.
Я знаю, что в тебе такая мука,
Что ты не можешь слова произнесть.
В жизни и творчестве Анны Ахматовой 1917 год сыграл ключевую роль. И дело было отнюдь не в революции, которая посеяла хаос и разрушила прежние устои. Именно в этом году Ахматова издала свой третий сборник стихов под названием «Белая стая», в котором уже твердо придерживалась выбранной линии «женской» поэтессы, которая намерена поведать о своих чувствах всему миру. Примерно в это же время Ахматова осознала, что с Николаем Гумилевым ее уже больше ничего не связывает. Супруг поэтессы в это время находился во Франции, и после его возвращении в Россию Ахматова настояла на разводе. Примечательно, что после этого она перестала писать стихи, главными героями которых были таинственные незнакомцы. Молва приписывала их образы многочисленным любовникам Ахматовой, в то время как поэтесса хранила верность мужу и мечтала о счастливой семейной жизни. Что касается героев ее произведений, то все они были вымышленными: таким нехитрым способом Ахматова компенсировала недостаток любви, внимания и заботы со стороны Гумилева, попутно снискав себе славу женщины свободных взглядов.
Одним из последних произведений, написанных в подобном ключе, стало стихотворение «Еще весна таинственная млела…», созданное в 1917 году. На сей раз фантазия переносит поэтессу в горную местность, где весной бурно цветут сады, а глубокое синее озеро напоминает «Крестителя нерукотворный храм». Столь романтическая обстановка располагает к пробуждению самых нежных и возвышенных чувств, о чем Ахматова и сообщает почитателям своего творчества, подчеркивая, что весна является периодом любви вне зависимости от возраста человека. На сей раз поэтесса оставляет «за кадром» облик своего воображаемого избранника и переводит взаимоотношения исключительно в область чувств, отмечая: «Ты был испуган нашей первой встречей, а я уже молилась о второй».
Автор готова взять на себя инициативу в дальнейшем развитии отношений с этим осторожным и сомневающимся в своих чувствах мужчиной. Впрочем, впоследствии Ахматова именно так вела себя со своими последующими мужьями, выстраивая их жизнь по заранее созданному сценарию. Однако в этом стихотворении она впервые проявляет себя как духовный лидер союза мужчины и женщины, демонстрируя, что представительницы слабого пола должны бороться за свое личное счастье, а не ждать, пока их избранники сделают первый шаг . При этом поэтесса оправдывает мужчин и, в частности, героя своего произведения, отмечая: «В тебе такая мука, что ты не можешь слова произнесть».
В жизни и творчестве Анны Ахматовой 1917 год сыграл ключевую роль. И дело было отнюдь не в революции, которая посеяла хаос и разрушила прежние устои. Именно в этом году Ахматова издала свой третий сборник стихов под названием “Белая стая”, в котором уже твердо придерживалась выбранной линии “женской” поэтессы, которая намерена поведать о своих чувствах всему миру. Примерно в это же время Ахматова осознала, что с Николаем Гумилевым ее уже больше ничего не связывает. Супруг поэтессы в это время находился во Франции, и после его возвращении
В Россию Ахматова настояла на разводе. Примечательно, что после этого она перестала писать стихи, главными героями которых были таинственные незнакомцы. Молва приписывала их образы многочисленным любовникам Ахматовой, в то время как поэтесса хранила верность мужу и мечтала о счастливой семейной жизни. Что касается героев ее произведений, то все они были вымышленными: таким нехитрым способом Ахматова компенсировала недостаток любви, внимания и заботы со стороны Гумилева, попутно снискав себе славу женщины свободных взглядов.
Одним из последних произведений, написанных в подобном ключе, стало стихотворение
“Еще весна таинственная млела…” , созданное в 1917 году. На сей раз фантазия переносит поэтессу в горную местность, где весной бурно цветут сады, а глубокое синее озеро напоминает “Крестителя нерукотворный храм”. Столь романтическая обстановка располагает к пробуждению самых нежных и возвышенных чувств, о чем Ахматова и сообщает почитателям своего творчества, подчеркивая, что весна является периодом любви вне зависимости от возраста человека. На сей раз поэтесса оставляет “за кадром” облик своего воображаемого избранника и переводит взаимоотношения исключительно в область чувств, отмечая: “Ты был испуган нашей первой встречей, а я уже молилась о второй”.
Автор готова взять на себя инициативу в дальнейшем развитии отношений с этим осторожным и сомневающимся в своих чувствах мужчиной. Впрочем, впоследствии Ахматова именно так вела себя со своими последующими мужьями, выстраивая их жизнь по заранее созданному сценарию. Однако в этом стихотворении она впервые проявляет себя как духовный лидер союза мужчины и женщины, демонстрируя, что представительницы слабого пола должны бороться за свое личное счастье, а не ждать, пока их избранники сделают первый шаг. При этом поэтесса оправдывает мужчин и, в частности, героя своего произведения, отмечая: “В тебе такая мука, что ты не можешь слова произнесть”.
(No Ratings Yet)