Путевой дневник монаха: тайна горы Афон. Сокровенные тайны афона Как только корабль приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы

На таинственном полуострове, куда не пускают женщин, постятся коты и запрещают пить кофе

Святая гора Афон - классическая монашеская школа. Греческий полуостров, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей. "Место сборки" и обновления для всех монахов Вселенской православной церкви, к которой относится УПЦ. И вообще - святая земля, куда мечтает попасть православный верующий человек.
Мечтать могут все, а вот реально попасть - только мужчины. Женщинам максимум разрешено проплыть мимо на кораблике. Дело у том, что Афон считается земным уделом Божьей Матери. По преданию, Дева Мария и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм. Чудом оставшись в живых, они пристали к подножию горы Афон (теперь на том месте расположен Иверский монастырь). Пораженная красотой этих мест, Матерь Божья попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Богородицы, ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе приняли устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. За нарушение закона женщинам и сейчас грозит от 2 до 12 месяцев тюрьмы. "Сегодня" попросила монаха Троице-Сергиевой лавры, отца Парфения, побывавшего в этом монашеском государстве, рассказать читателям о тайнах и жизни святой горы Афон.
История монашеского Афона начинается с VIII века, когда Афанасий Великий основал Великую Лавру на Афоне - первый монастырь. Изначально на Афон пришли монахи из Египта, потому что там начались гонения на христиан, появилось мусульманство, начались религиозные войны, и монахи уже не имели покоя нигде, даже в пустыне. Они начали искать себе прибежище и пришли на Афон. Поэтому есть четкая преемственность монашеской школы от Афанасия Великого - родоначальника монашества и до наших дней. Это единственное место на планете, где сохранилась беспрерывная монашеская традиция.

РИТУАЛ С ДРАКОНОМ. Однажды Афанасию Великому император Никифор Фока вручил странный подарок: некий окаменевший предмет - язык дракона. Этот язык до сих пор выносят из ризницы четыре раза в год. Существует золотое изображение змея или дракона, сделанное уже позже, внутрь которого и вложен этот каменный язык. Получается как обрамление для "драконьей святыни". Этот язык вытаскивают из хранилища, из этого золотого дракона, выносят во двор к огромному чану с водой и погружают его туда. От пузырьков воздуха с языка вода начинает бурлить. Потом начинается чин освящения воды, читаются молитвы, монахи черпают воду и разносят ее по кельям. Кропят свои кельи и пьют воду в случае каких-либо отравлений или же укусов змей. Вода отгоняет змей. Называется она аспидова вода. Освещают ее только в этом монастыре. Наши знакомые привозили домой эту воду и утверждают, что она помогает от любых отравлений.

СКИТ БАБУШКИ ХРИСТА. Выверенная и самая популярная дорога к вершине Святой Горы Афон - от скита святой Анны. В него мы и направились с отцом Дормидонтом и нашим гостем Александром. Этот скит был построен в XVII веке. В нем находится большая часть мощей святой Анны, матери Богородицы. Как отец Дормидонт верно подметил, бабушки Христа.
Повсюду иконы, все прикладываются, мы тоже не отставали. Икона - с виду привычный нам образ Богоматери, но тут изображена святая Анна, держащая на руках Младенца - будущую Богоматерь.
Было около пяти часов вечера - для подьема время позднее. Потому что путь до креста - полтора часа, а до вершины - 3,5-4 часа. Но из-за гостя-новичка, который не мог ждать до утра, решились таки подняться.
В предыдущие наши поездки-подъемы мы даже не знали, чем туризм отличается от паломничества. Старались подниматься с пионерским задором: кто быстрее, сбивая дыхание, все мокрые. Прямо-таки спортивный забег. Поднялись на гору, и даже в первый момент не поняли зачем. В этот раз было по-другому. Шли неторопливо, еле переставляя ноги, и читали иноческое правило и каноны. Вот тогда мы и ощутили, что есть настоящее паломничество, когда поднимаешься с молитвой. Одно дело - забег пионерский, другое - подъем с молитвой. Просто земля и небо. С молитвой даже дыхание не сбилось! На вершине у креста - красота дивная! И все равно, что уже стемнело. Россыпи звезд, тишина, жары нет, ветра нет. Тишина-исихия.

ЧУДЕСА ПРИ ПОДЪЕМЕ. Святая Гора - эта такая аскетическая практика. Подняться на нее - это наше выражение любви к Богу. И от того, насколько раскроешь свое сердце Господу, настолько Он раскроет Себя и тебе.
Мой компаньон Александр - человек светский, но очень восприимчивый. Очень его впечатлила фраза о том, что благодаря молитве мы можем владеть своим умом. Моего спутника это так проняло! Поднимаемся дальше, вдруг слышу - Александр идет и читает Иисусову молитву ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного"), да так, словно много лет читал ее, а не впервые в жизни.
Бывало, что некоторые получали дары при подъеме на Гору. В XVII веке афонские монахи между собой переругались из-за того, что денег нет и храм строить не на что. Перед тем как навсегда разойтись, решили взойти на Гору. По пути встретили путников, рассказали свою историю, что уходят, а путники и говорят: "Возвращайтесь, мы поможем и заплатим за строительство". Монахи вернулись, начали постройку скита и чудесным образом нашли 200 золотых монет. На эти средства был построен храм. В благодарность за помощь тех святых путников изобразили на стене храма.
К Панагии - по преданию, сама Божья Матерь поднялась на это место, не дойдя до вершины, - мы пришли к десяти вечера. Здесь - большой дом-храм. Большое помещение, где стоят кровати, хранятся спальные мешки, есть небольшая кухня с камином и собственно храм.
Нам сразу же предложили в три часа ночи встать на литургию и причаститься. В этом месте возникает ощущение братства. Все с друг другом знакомятся, помогают, делятся. Кто-то только поднялся, чуть отдышался и тут же спускается, чтобы помочь подняться другим. Воду или дрова помогают поднять. Настоящая школа христианского отношения друг к другу!

НА ВЕРШИНУ! Утром начался жуткий ветер. Просто "из уха в ухо" - насквозь тебя продувает. Очень страшное ощущение! Благо, я запасся всякими порошками, таблетками. Это меня и выручило, потому что продуло насквозь. Помогли и взятые трекинговые палки. Не мулашка, конечно, но помощь ногам существенная. Хотя при таком ветре и на четырех точках опоры идти было крайне сложно. Взбираешься и поражаешься, как тут еще умудряются расти маленькие пушистые елочки высотой 80 см. Чтобы удержаться на Горе, эти малыши развивает мощную корневую систему в несколько метров. А на самой вершине уже ничего не растет, даже мох. Последние 50 метров нас сопровождают лишь голые камни.
На вершине Горы - сильный ветер, туман. Сфотографировать ничего не удалось. Как обычно поступают альпинисты? Поднимутся на гору, на Эверест или Эльбрус, на вершине воткнут флаг, сфотографируются - и назад. И мы также поднялись, щелкнули фотоаппаратом разок и назад. Надел я на себя все, что было, даже носки вместо перчаток приспособил и закутался в целлофан. Внизу нас дожидался отец Дормидонт, встречал, как пророков: "Где вы были?! Я соскучился!". Согрелись чаем.

ПРАВИЛА ЖИЗНИ. Монахи Троице-Сергиевой лавры любят Ватопед и считают его родным. У нас в Троице-Сергиевой лавре находятся мощи Максима Грека - это ватопедский постриженник. Патриарх Филофей (Коккин) - тоже насельник афонского Ватопедского монастыря - передавал благословение Сергию Радонежскому на введение общежительного устава в XIV веке. Золотой крестик, который он подарил преп. Сергию, до сих пор хранится в Серапионовой палатке Лавры. Еще один святой - Григорий Палама - его келья находится поблизости в горах, тоже насельник Ватопеда и современник преподобного Сергия Радонежского. Такая дружба между Афоном и Троице-Сергиевой лаврой сложилась. Поэтому нашей основной базой во время пребывания на Афоне был избран Ватопед. Здесь я когда-то прожил семь месяцев.
Монашество на Афоне - колоссальная нагрузка. Когда я только приехал, думал, вот, покажу, как умеют работать наши парни! Я всю жизнь в трудах, мне к работе не привыкать. Покажу им мастер-класс! Через три дня загнулся. Греки оказались ребятами натренированными поболее меня. Греческое слово "аскеза" дословно означает "я упражняюсь". То есть они тренированные в монашеских трудах. Такая тренировка дается годами. Например, привычка к ночным службам: монахи встают в четыре часа утра. В течение года утреннюю и вечернюю службы афонским монахам пропускать нельзя! Они дисциплинированно питаются два раза в сутки, а в Великий пост - один раз в день. И таких моментов, прописанных в уставе и неукоснительно выполняемых, - масса!
Каждый монах обязан раз в месяц быть в библиотеке. Каждую пятницу - убирать свои комнаты, потому в этот день на Афоне у всех гудят пылесосы. И самое интересное - во всем четкая регламентация жизни. В понедельник я знаю, что буду делать в субботу вечером. Но при этом ощущение некой внутренней свободы. Я подумал: "Господи, так долго это искал! Внутри - свобода". Заходишь в прачечную, заходишь в трапезную, и тебе показывают, как ты должен помыть чашку, как перевернуть и куда ее поставить. Столько поколений монахов до тебя это уже делали, все за тебя давным-давно решили, как удобнее, а твое дело - только запомнить. Запомнив, ты дальше все делаешь на автомате. Если какая проблема возникает, которую уже не можешь стерпеть, - идешь к игумену. Смирять монах монаха не имеет права. Обращаешься к игумену: "Геронда, я больше не могу терпеть! Помогите!". Он выслушает и решит, что делать. Все конфликты разрешит.
Мы работали с чехом Дионисием, недавно поступившим в число братии монастыря. Он рассказывал: "Посмотреть на монашескую жизнь: это просто с ума сойти! Изо дня в день, неделя за неделей, год за годом одно и тоже. Если бы не молитва, не цели монашеские, то, действительно, обычный человек все это не выдержал бы. А здесь - утешение благодатью".
Когда я сам там начал трудиться, то первое время держался на некоем подъеме, эйфории, вдохновении, потому как огромное количество новых впечатлений. Утро начинается с того, что воздух разрывается от пения птиц. Каждые полчаса солнце по-разному светит, распускаются новые цветы, сплошное благоухание. Словом, первое время на тебя действует афонская романтика. Потом эта волна проходит, а тело начинает болеть, потому что к такой жизни оно непривычное. И начинает ныть тебе внутренним голосом: "Поработал, потренировался, все! Хватит! Лимит исчерпан". Начинаются проблемы. Тяжело вставать. Хочется попить чай уже не один раз за день, а пять раз. Однажды, помню, зовет меня отец Герасим перенести сковородку с четырьмя ручками с огня на стол. Расстояние-то небольшое, буквально метр. Я морально готовлюсь - ведь большой вес поднимать, накачиваю себя кислородом, распрямляюсь. А отец Герасим наблюдает "сбоку", перебирая капустные листья, и увидев, что я готов, спокойно берется и перетаскивает эту гигантскую сковородку со мной на стол. Мне так тяжело, а он это проделывает без видимых физических усилий, хотя сам - худющий такой, на нем все как на вешалке болтается, но при этом жилы у него на руках в два раза толще моих. Он на этой кухне проработал одиннадцать лет.

СВЯТЫНИ. В этот раз Ватопед был для меня праздником. Где хотим - можем останавливаться, где желаем - чай пьем или на службе постоим. В Ватопеде своя святыня - Пояс Божьей Матери. В Москве паломники до 27 часов в очереди к святыне выстаивают, а на Афон приезжаешь - там всего несколько десятков человек стоят. Святынь на Афоне - огромное количество, да каких! У нас святыни - маленькая частичка мощей, а Афонские мощи так мощи - глава, десница. Здесь самые великие в мире святыни, да так много, что мало кто знает, сколько еще хранится в ризницах у греков. Ходят легенды о невероятных сокровищах с ветхозаветных времен! Греческие монастыри не разграблялись и не теряли своих сокровищ на протяжении многих веков.
В Великой Лавре святого Афанасия (самый крупный монастырь на Святой Горе) есть красивая традиция. Монахи, перед тем как зайти в храм на службу, вешают свои пустые сумки, рюкзаки, короба на воротах монастыря. Через некоторое время выходят трапезники и наполняют их провиантом на неделю, не зная, кому они грузят, чья это корзина. Просто наполняют ее едой. И когда монахи после причастия направляются домой, то у ворот забирают наполненные сумки. И никто не знает, кто их благодетель.

СРЕДСТВО ОТ УСТАЛОСТИ.
Монахи, которые находятся на Святой Горе - это, конечно, отдельный разговор. Посмотреть на этих людей - просто ангелы во плоти. Внешних причин греха рядом нет, предлога нет. К примеру, вот, помню, приуныл. Вышел из монастыря - кругом лес. Куда идти? Ну по горам полазай, по садику оливковому погуляй. Походишь-походишь и вернешься. Пристал я с вопросами там к одному батюшке: если плохо, что ты делаешь? Отвечает: "Беру чайник, горелочку, иду в горы, пью в одиночестве чай, отдыхаю, бывает, даже посплю. Вечером прихожу на службу". Тогда я спрашиваю: "А если совсем плохо - что ты делаешь?" - "Вечером службу просплю". - "Ну а если совсем-совсем плохо?" - "Тогда и утром на службу не встаю". "А дальше что делаешь?" - "На службе можно и не молиться, а просто посидеть. Так потихонечку и уходит усталость".

8897 0

Монашеская республика - наверное самая загадочная территория на земле, тайны которой не перестают быть интересными всему миру, вместе с тем, не требуют разгадки. Мы собрали наиболее известные таинственные факты о Святой Горе Афон. Многие из них имеют статус преданий, но вместе с тем, остались в памяти поколений.

Монашеская республика - наверное самая загадочная территория на земле, тайны которой не перестают быть интересными всему миру, вместе с тем, не требуют разгадки.

Мы собрали наиболее известные таинственные факты о Святой Горе Афон. Многие из них имеют статус преданий, но вместе с тем, остались в памяти поколений.

УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ

Согласно церковному преданию, Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа, готовилась по жребию отправиться в Иверию, но Ангел возвестил, что апостольский труд ее ожидает в ином месте. Корабль попал в бурю и причалил к Афонской горе. Язычники встретили Божию Матерь и приняли крещение. Богородица сказала: "Сие место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего".

Благословив народ, Она добавила: "Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле, блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончании века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом".

Предание сохранило также слова Богородицы:

"Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего Бога в наследие Себе, дабы те, кои хотят удалиться от мирских забот и смущений мира, приходили туда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне будет называться Гора эта вертоградом Моим. Много люблю Я это место, и придет время, когда оно от края до края, на север и юг, наполнится множеством иноков. И если они от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, - великих дарований Я сподоблю их в великий день Сына Моего..."

12 (или 7) НЕВИДИМЫХ СТАРЦЕВ

Преподобный Паисий Святогорец однажды повстречал удивительного старца, который рассказал о том, что живет на вершине Святой Горы Афон. Старец помог преподобному найти дорогу к скиту святой Анны. Позже отец Паисий написал: Мне рассказали, что на вершине Афона живут двенадцать - другие называли число семь - отшельников, у меня возникла мысль, не был ли тот, кто повстречался мне, одним из них. Я рассказал о происшедшем опытным старцам, и они подтвердили: "Да, это, должно быть, один из преподобных отшельников, живущих тайно на вершине Афона".

ЗАПРЕТ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Согласно преданию, в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.

Запрет нарушался во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы.

Сейчас же за проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность 8-12 месяцев лишения свободы.

АСПИДОВА ВОДА

«Язык дракона» - этот камень Афанасию Великому передал император Никифор Фока. Четыре раза в год с ним совершается ритуал – камень погружают в чан с водой и из него выходят пузырьки воздуха, вода буд-то закипает. После чина освящения воды, монахи кропят ею кельи и пьют. Говорят, аспидова вода не только отгоняет змей, но и помогает в случае змеиных укусов.

ПЕНИЕ АНГЕЛОВ

Не будем ни подтверждать, ни опровергать правдивость этого события, приведем лишь как историю, о которой было сказано очень много.

Один паломник приехал на Афон. Ночью он вышел во двор и увидел свет в храме. Подойдя ближе, он услышал пение и подумал, что идет богослужение, но двери храма были закрыты.

Он заглянул в окно и увидел ангелов в белых одеждах, которые пели Херувимскую песнь. Паломник побежал в гостиницу, взял записывающее устройство и успел записать лишь окончание ангельского пения. По данному событию был снят фильм «Пение Ангелов на Афоне».

ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ И МОЛИТВА ЗА ВЕСЬ МИР

Многие паломники замечали удивительный факт: на Афоне время течет иначе: монахи и послушники за день успевают сделать множество дел. До того как весь мир проснется, на Афоне отслужено до 300 Божественных литургий.

На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. 12 часов ночи чаще всего бывает с заходом солнца. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

Службы в монастырях начинаются в полночь. Когда мир спит, на Афоне беспрерывно, из века в век, молятся за весь мир.

СВЯТЫНИ АФОНА

Древние афонские монастыри хранят бесчисленные богатства: чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиих.

Великая Лавра (X в.)

Мощи Петра Афонского, пещера святого. Главный храм монастыря – образец «святогороского» типа архитектуры. Богатая ризница, в которой хранятся, например, одежда и венец византийского императора Никифора Фоки.

Ватопед (X в.)

Пояс Богородицы. Чудотворные Афонские иконы Богоматери «Всецарица» (XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава Иоанна Златоуста.

Иверский (X в.)

Чудотворная икона Богоматери Иверская.

Хиландар (XII в.)

(сербский)

Чудотворная икона Богоматери, Частицы тернового венца, трости и савана Иисуса Христа. Мощи святых. Обитель считается колыбелью сербского народа.

Дионисиат (XIV в.)

Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи. Чудотворная икона Богоматери «Акафистная».

Кутлумуш (XI в.)

Резной иконостас главного храма – одно из лучших произведений искусства на Афоне.

Пантократор (XIV в.)

Чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица») – одна из наиболее почитаемых на Афоне. Мощи святых.

Ксиропотам (X в.)

Самая большая на Афоне частица Креста Господня.

Зограф (X в.)

(болгарский)

Нерукотворная икона святого Георгия. Место гибели 26 Зографских мучеников (православных монахов, сожженных в XIII в. униатами).

Дохиар (X в.)

Чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (X в.), прославившаяся в XVII в.

Каракалл (X в.)

Часть мощей (глава) апостола Варфоломея.

Филофей (X в.)

Чудотворная икона Богородицы «Сладкое лобзание» (прославилась во времена иконоборчества; по преданию, прибыла в монастырь из Константинополя, двигаясь по волам). Десница святителя Иоанна Златоуста.

Симона Петра (XIII в.)

Часть мощей (левая рука) святой Марии Магдалины.

Святого Павла (X в.)

Дары, принесенные волхвами новорожденному Иисусу. Иконостас главного храма – образец афонской школы резьбы по дереву.

Ставроникита (XVI в.)

Чудотворная мозаичная икона святого Николая («Устричного») (XIII – XIV вв.)

Ксенофонт (X в.)

Чудотворная икона Богородицы «Одигитрия», мозаичные иконы святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (XIV в.)

Григориат (XIV в.)

Частица Креста Господня, мощи святых.

Эсфигмен (XI в.)

Монастырь относится к греческим «старостильникам», он не поминает Константинопольского патриарха и не имеет канонического общения с другими монастырями Афона.

Святого Пантелеимона (русский)

Состоит из двух монастырей: «старого» (X в.) и «нового» (XVIII в.). Массовое поселение русских в монастыре началось после 1497 г. Здесь находится самый большой на Афоне колокол. Богослужения ведутся на греческом и церковнославянском языках. Главная святыня – глава великомученика Пантелеимона Целителя.

Констамонит (XI в.)

Часть хламиды Иисуса Христа. Чудотворные иконы: первомученика Стефана (VIII в.) и Богоматери «Одигитрия» (XII в.)

"Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Есть в наших церковных магазинах удивительные книги. Они состоят из небольших по размерам историям о жизни древних отцов-подвижников, заложивших основы аскетической традиции. Эти истории по-научному называются апофтегмами. Апофтегма рядом с привычным рассказом, как японский короткий стишок «хокку» рядом с поэмой. Но в малых апофтегмах оживает глубочайший пласт внутреннего борения, часто смиренного и тихого, в словах старцев короткими вспышками сверкает мудрость редкого совершенства. Помню свое первое чтение апофтегм. Я был и зачарован, и впитывал, как губка, эти премудрости, окруженные почти сказочным антуражем древности.
У каждого времени свои черты. У IV-VII веков были апофтегмы, у нас в веке ХХ - письма старца Иоанна (Крестьянкина), повести Ивана Шмелева и другие поучительные произведения. Но вдруг с великой радостью я обнаружил, что апофтегмы пишутся и сейчас. Тот же самый стиль, та же самая приоткрытая тайна, тот же мудрый взгляд из одинокой кельи. Это открытие буквально взбудоражило меня. Здесь, сегодня монахи, живущие той же, абсолютно той же жизнью, как Антоний Великий, Арсений Великий, два Макария, Пимен, Памво, и многие другие – все те, кто вдохновлял христианскую ойкумену от Ирландии до Вавилона, кому с замиранием сердца внимали Рим и Константинополь. О, вы, циники и пессимисты всех времен и народов! Если сегодня воскресли жители Фиваиды и Нитрийской пустыни, то завтра рядом с нами будут святители масштаба Василия Великого и Иоанна Златоустого! Церковь – жива, а иначе и невозможно! Она все та же, как тот же Христос, живущий в наших сердцах!

Что же это за книги? Это книги рассказывающие о жизни пустынников Святой Горы. Первая, что попалась мне – «Афонский отечник» архимандрита Иоанникия (Коцониса) (Саратов, 2011).

Затем «Старцы пустыни Афонской» иеромонаха Филиппа (Санкт-Петербург, 2013).

И наконец, наиболее полная трехтомная антология жизни пустынников Афона – «Новый Афонский патерик» (Москва 2013, 2015). Еще раз подчеркиваю, что по форме это в основном короткие истории из жизни настоящих старцев, земных ангелов.

Эти книги – настоящее чудо! Это открытая дверь в тайны духовной жизни подвижников Святой Горы. Сегодня многие уже побывали в этом благодатном саду Богородицы. Но услышать речи и поучения афонских старцев, видеть которых удается не всякому! Мне, по годам, языки уже не даются, но через эти книги святые отцы наших дней, мертвые и живые, говорят со мной, и я благодарю Бога, и всех наших во Христе братьев и сестер, переведших нам эти слова вечной жизни.

П.С. Необходимо заметить, что к этим книгам нельзя относится, как к инструкциям. Но всегда, как и во всех других случаях жизни - с рассуждением.

Издревле считалось, что под особым покровительством Богородицы находятся четыре места на земле – Киево-Печерская лавра на Украине, земли древней Иверии, входящие в состав современной Грузии, Серафимо-Дивеевский монастырь в России и греческая гора Афон. Причем, последняя – наиболее загадочная и закрытая. Здесь одновременно действуют двадцать монастырей, принадлежащих различным православным церквям мира.

В эти дни по России в сопровождении неотступных хранителей - строгих и молчаливых греческих монахов – впервые путешествует одна из главных святынь всего православного мира – Пояс Пресвятой Богородицы. В конце октября его привезли из афонского монастыря Ватопед, где он бережно хранится на протяжении нескольких веков. Количество желающих увидеть святыню, которую по легенде сплела сама Богоматерь незадолго до своей земной кончины, столь велико, что организаторы вынуждены были расширить список городов, где должна побывать реликвия. В каждом городе, куда прибывает святыня, десятки и сотни тысяч людей приходят поклониться скромному поясу из верблюжьей шерсти, наделенному, по поверью, невероятной энергией любви и святости.

А в Москве, в Государственном историческом музее, открылась выставка «Гора Афон. Образ Святой земли». Цель проекта – познакомить с одним из самых значимых для христиан всего мира местом – одним из уделов Пресвятой Богородицы.

В основу экспозиции лег уникальный фотоархив, собранный афонскими монахами за последние тридцать лет. Более 200 фотографий, авторами которых стали постоянные обитатели Афона, повествуют о буднях и праздниках насельников Святой горы, об окружающем их мире и гостях, которых, впрочем, единственная в своем роде монашеская республика принимает довольно неохотно.

Под защитой Богородицы

Афон – это полуостров, в юго-восточной части которого пирамидой возвышается величественная гора, именуемая Святой. С самой зари своей истории Афон окружен легендами и тайнами. Как гласит предание, когда греки приняли христианство, в 44 г. после Рождества Христова мать Иисуса вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном. Как только судно приблизилось к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы. Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и крестились, а сам Афон с тех пор стал земным садом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери. Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света.

Богородица лично заботится о каждом, говорят монахи. И показывают на крошечное легкое облачко, зависшее на самой вершине горы посреди абсолютно чистого неба. Когда облачко висит над вершиной, значит, Богородица на полуострове. Вот только никому из фотографов не удалось заснять это облачко на пленку. Случайность? Вряд ли, улыбаются монахи.

Долгое время поселение православных монахов на Афоне было небольшим. Первый крупный монастырь был основан в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А через полвека после ее основания там появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

Во времена своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу под напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой. Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона. В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой горы наступили мирные времена.

Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеймонова монастыря была основана в конце XVIII столетия. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. великомученика Пантелеймона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи. Любопытно, что в русском монастыре на самом деле давно нет русских по национальности монахов, все они, в основном, украинцы.

Существует легенда, что в тайных кельях на Афоне с древних времен живут двенадцать старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. По преданию, в час конца света эти двенадцать старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию.

Кстати, интересная традиция: когда монах умирает, его хоронят без гроба, заворачивая в мантию. Над могилой ставят крест. Через три года после смерти тело усопшего вновь извлекают. Если оно истлело – значит, подвижник всепрощен и пребывает на небесах. Если же тело не истлевает, значит, монах перешел в другой мир с нераскаянными грехами. В этом случае тело закапывают еще на один год, в течение которого усиленно молятся за спасение души усопшего. По истечении этого срока тело, как правило, истлевает. Тогда череп с вычерченным на лбу именем, реже с кратким жизнеописанием, помещают в костницу на специальные полки.

Чудеса Афона

Это древняя традиция, да и вообще все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся еще в византийскую эпоху.

Жизнь монахов проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу. Богослужения проводятся в строгом соответствии с уставом в утренние и вечерние часы. В свободное от молитв время монахи возделывают землю, ухаживают за домашними животными, пишут иконы, изучают писания святых отцов. Животные, к слову, здесь лишь домашние, те, что используются в подсобных работах. Ни крик птиц, ни рык зверей не отвлекают подвижников от молитвы.

Чудеса здесь в порядке вещей. Почти с каждым предметом в монастырских храмах связано какое-то чудо. Так, в монастыре Зограф есть икона Георгия Победоносца, которая, по преданию, изобразилась сама на подготовленной для росписи поверхности. За семь веков монахи записали столько исцелений у иконы, что один епископ не поверил в их правдивость. Прибыв в обитель, он позволил себе коснуться пальцем лика Святого Георгия. Палец прилип к иконе. Несколько дней монахи молились, тянули епископа, как ту репку, но Святой Георгий так и не отпустил архиерея. Пришлось отрезать кончик пальца, который и доныне сохранился в засохшем виде на иконе и предупреждает всех о необходимости благоговейного отношения к святыням.

А в Ватопедском монастыре есть чудотворная икона, которая однажды защитила храм, изгнав турок. В XVIII веке, когда Греция была под турецким гнетом, к Афону причалил турецкий корабль с солдатами. Они вышли на берег и направились в монастырь. Игумен вышел и попросил солдат немедленно уйти и не гневить Богородицу, так как появление в храме вооруженных лиц воспринимается как оскорбление святости. Турки только рассмеялись над словами монаха и вошли в монастырь. Там они начали пьянствовать, бесчинствовать, стрелять в воздух, и один из солдат с криком: «Покажи мне свою мощь», выстрелил по иконе и попал в руку Богоматери. Сразу же после выстрела из образовавшейся дыры выскочил сильный зеленый луч света и ударил турка по переносице. Солдат упал навзничь, корчась в судорогах, крича от боли и прося пить. «Не могу!- кричал он,- внутри такой жар, что сгорю живьем!»

Потом он вскочил и бросился к морю, надеясь охладиться в его водах. Но даже в море он не успокоился. Вышел из воды, как безумный, взял веревку и повесился на маслине.

Другие турки, ужаснувшись, выбежали из монастыря и провели ночь на берегу моря. Когда они сообщили султану в Константинополь о случившемся, тот дал указ – не входить никогда в Афон. Это заколдованное место – так он назвал Сад Богородицы на Земле. Дыра от того выстрела есть на иконе до сих пор.
Даже Вторая мировая война не разрушила Афон – во время фашистской оккупации от всех монастырей Гитлеру была послана петиция с просьбой не вводить войска на территорию полуострова. Гитлер просьбу удовлетворил и даже больше. Он поставил на границе Афона подразделение, которое не пропускало никого на святую землю.

Поэтому в афонских монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: кроме пояса Пресвятой Богородицы, это частицы Честного Древа Креста Господня, нетленные мощи святых и даже Дары Волхвов. Внешне монастыри Афона – настоящие музеи византийских времен, величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах.

Женщинам вход воспрещен

Для того чтобы попасть на Афон, нужно иметь не только греческую визу, но и специальное разрешение на въезд – так называемый диамонитирион, то есть пропуск на Афон. Количество заезжающих на Афон ежедневно ограниченно – это 110 человек с общим пропуском и неограниченное количество с частным, но таких бывает немного. Все эти правила действуют только для мужчин. Женщина может посмотреть на Афон лишь издали, с палубы корабля.

Дам здесь не видели уже больше тысячи лет – еще в 883 году император Василий Македонец своим указом установил запрет «о непроходимости» на территорию Афона не только женщинам любого возраста, но даже животным женского пола. Чтобы среди посетителей не оказалась переодетая женщина, в старину сюда пускали только бородатых, причем проверяли, настоящая ли борода – дергали за волосы. Также говорят, что раньше монахи даже отстреливали залетавших на остров птиц, чтобы между ними не попалась самка.

Существует легенда о том, как в начале V в. Палакидия, дочь византийского императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь, пожелала поселить Святую гору и в особенности один из монастырей, построенный на средства ее отца. Как только Плакидия приблизилась к входу в храм, она услышала голос Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише. Голос приказал Плакидии удалиться, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием вводить в искушение монахов. Потрясенная царевна удалилась. Пришлось повернуть назад и сербской царице Маро, которая в 1470 году на роскошном корабле прибыла на Афон. Она привезла здешним обитателям богатые дары, но и ей не удалось пройти по этой земле больше десяти шагов. По легенде, ее встретил ангел и попросил вернуться на корабль.

Сейчас гостей, конечно, за бороды не дергают, а просят показать паспорт. Но даже поддельный документ не спасет женщину, решившую проникнуть в мужскую обитель. Местные экскурсоводы любят рассказывать туристам историю про французскую туристку, которая в мужской одежде и с фальшивым паспортом пробралась на остров. Выбрав на пляже укромный уголок, она пошла купаться. Тут откуда ни возьмись появилась акула и пообедала смелой, но неудачливой женщиной.

Кстати, по закону, принятому в 2005 году, ступившая на Афон дама может быть осуждена на год тюрьмы. Но европейские феминистки не сдаются и уже не первый раз пытаются провести через Европарламент закон об изменении статуса Святой горы как ущемляющего права женщин. Но так ли легко отказаться от традиций, которые не менялись тысячи лет?

За время своего существования Афон занял особенное положение среди всех других стран – образ жизни здесь не подчинен мирским законам. Это место, где выразительно говорит молчание, то есть сама вечность. У каждого свой путь на Афон, говорят монахи. Здесь переосмысливается вся жизнь, все поступки. Здесь верующий человек особенно чувствует присутствие Богородицы и чудеса, которые каждый день совершаются в этом удивительном месте. Жизнь Святой горы сокровенна от мира, но судьба человечества тесно связана с ней.

Подготовила Александра Билярчик
по материалам

Известный исследователь и переводчик древних христианских текстов Дионисий Поспелов рассказывает «МН» о своих последних находках.

- Как давно вы начали заниматься древними текстами?

- Наша группа начала складываться в 1995 году. Первым текстом, с которым мы работали, стала «Парафраза Святого Евангелия от Иоанна» египетского поэта Нонна из Хмима. Это был весьма интересный, даже «экзотический» текст V века - переложение Евангелия от Иоанна гекзаметром, христианский эпос по сути.

После выхода этой книги в 2002 году мы попытались создать серию научных публикаций святых отцов. Для этого я начал работу в Греции, в Салониках - тамошний монастырь Влатадон является центром хранения микрофильмов рукописей афонских библиотек.

Но в скором времени я понял, что необходимо все-таки работать с самими рукописями, а не с микрофильмами. Дело в том, что огромное количество святоотеческих текстов, даже самые важные источники, к сожалению, не опубликованы. На Афоне я работал в библиотеках монастырей Ивирон, Ватопед, Дионисиат, Великая Лавра. В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре немалая часть рукописного хранилища вообще не описана или описана недостаточно подробно, как это можно увидеть в каталоге Спиридона Ламброса. Славянские рукописи также описаны не полностью.

- Насколько доступны для исследователя афонские библиотеки?

- К тем источникам, которые действительно важны, подобраться очень тяжело. Определенная «политика» монастырей Святой Горы не позволяет свободно работать с рукописями. Даже в Ватиканской библиотеке работать легче - тем более что там сделаны микрофильмы практически всех рукописей, чего не скажешь, например, об афонской Великой Лавре. На Афоне есть архивы, которые никогда не были микрофильмированы и которые вообще не доступны.

К русским исследователям на Афоне относятся особенно настороженно, потому что были случаи, когда русские похищали рукописи или вырывали из них листы. Это было и в XVII веке, когда Арсений Суханов вывез с Афона немало рукописей, и позднее. Так или иначе, память на Афоне долгая.

- Может ли идти речь о намеренно скрываемых рукописях?

- В православии существует особая, очень глубокая исихастская традиция. Публикация мистических текстов такого уровня может повлечь за собой возникновение некоторых вопросов среди православных людей, на которые пока нет ответов. Такие тексты могут быть даже опасны, как опасна сложнейшая техника в руках несведущего в ней.

Например, такой текст, как «Исихастское утешение» Каллиста Ангеликуды, XIV века. Этот важнейший исихастский текст не был полностью опубликован даже по-гречески, и ныне готовится нашей группой к публикации. Преподобный Каллист пишет: «Вовсе лишен ума (то есть естественного человеческого мышления) тот ум, который созерцает Иисуса». Само слово «исихия», которое принято переводить как «безмолвие», имеет оттенки чувственного значения: «сладость», «сладостный». Эти тексты пугали и Синодальную цензуру дореволюционной России - исихасты не переводились намеренно!

Безусловно, многие из величайших русских святых - от преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского - прекрасно владели искусством исихии, несмотря на отсутствие текстов по исихазму. «Дух дышит, где хочет:». Они каким-то Божественным наитием поняли то, что не могли знать по книгам и чему не могли научиться в полной мере от наставников, старцев.

- Какова ваша позиция в отношении книги «Код да Винчи»?

- На евангельских сюжетах изначально было очень много спекуляций. «Мастер и Маргарита» - наиболее очевидный прецедент. Но в данном случае речь идет об использовании достаточно древних сектантских текстов, гностических и неогностических, на коптском, латинском и старофранцузском языках.

Мария Магдалина уже в первые века христианства почиталась как великая святая. В «Коде да Винчи» есть спекуляция о «человеческой» любви Спасителя к Марии Магдалине. О Божественной любви, Божественном эросе действительно говорится в неизвестном исследователям житии Марии Магдалины пера афонского старца блаженного Иерофея Загорейского, которое мне удалось обнаружить на Афоне летом этого года. Но человек, разбирающийся в богословии, прекрасно осознает, что понятие о Божественной любви, которая дается святым свыше через духоносное озарение нетварным светом, не имеет ничего общего с чувственной любовью падшего человека. Христос любил Магдалину не как человек, но «выше человека», как выразился бы преподобный Максим Исповедник.

- Но ведь в евангельском тексте даже один из апостолов укоряет Христа, что он разговаривает с блудницей.

- В этом эпизоде речь идет совсем о другой Марии. Из житий следует, что Мария Магдалина не была блудницей, она была девой до конца жизни. Известны имена ее родителей - Сир и Евхаристия. Наряду с Иоанном Богословом она была любимой ученицей и духовной дочерью Спасителя. В Евангелии есть прямое свидетельство, что она стояла у Его Креста. Согласно житиям, Мария Магдалина была в Риме, общалась с императором Тиберием и сообщила ему о чудесах, совершенных Спасителем.

Мощи святой Марии Магдалины почитаются на Святой горе Афон. В Россию недавно привозили длань, то есть левую руку святой, которая хранится в афонском монастыре Симонопетра. Невероятным образом она сохраняет и поныне температуру человеческого тела.

- То есть та женщина, которая отерла ноги Христа своими волосами, Марией Магдалиной не была?

- В священном Предании не сохранилось никаких сведений об этой женщине. Из евангельского текста явствует, что это была грешница, но имя ее не известно.

- Отчего возникло это отождествление?

- Легенда о Магдалине-блуднице родилась в VII веке в среде латинян. Это католическая традиция, которой придерживаются ныне многие православные России. Особенно легенда расцвела во время крестовых походов для удовлетворения куртуазных вкусов того времени. Это ведь очень красиво - блудница стала любимой ученицей Христа. Но ведь это же безумие: Иисус приближает к Себе женщину с улицы и открывает ей Свои таинственные учения: Откровенный гностицизм.

Существует и апокрифическая литература о Марии Магдалине - например, так называемое «Евангелие Марии Магдалины» на коптском языке. Но это не имеет отношения к церковному Преданию, это гностическая литература такого же плана, что и «Евангелие от Иуды». Апокрифических, гностических Евангелий на самом деле очень много. Существуют, к примеру, «Евангелие от Адама», «Евангелие от Евы», «Евангелие Египтян» и другие.

- Кто автор тех житий Марии Магдалины, о которых вы упомянули?

- Есть так называемые анонимные фрагменты житий. Есть греческая рукопись, датированная 1307 годом, находящаяся на Сицилии, в монастыре Сан-Сальваторе. Есть изданная гомилия Иоанна Златоуста, также содержащая информацию о Марии Магдалине, гомилия преподобного Григория Паламы. Еще одна неопубликованная гомилия XIV века есть в одном из венских кодексов. Также существует текст Иоанна Фессалоникийского, изданный в 1894 году. Существует и уже упомянутое мной коптское Евангелие Марии Магдалины III-IV вв.еков, которое сохранилось в Оксиринхском папирусе N3525.

Такие тексты, как коптское Евангелие, наименее надежны. Гностики за отсутствием информации формировали то или иное понимание Евангелия на основе своих воззрений. Многие греческие тексты о Магдалине основаны на отрывочной информации, но святоотеческое предание все-таки более отражает реальную историю, чем гностические «фантомы». К сожалению, сейчас в России к подлинному исследованию святоотеческих текстов относятся как к полумаргинальной деятельности, а церковная наука по преимуществу живет прошлым. В основном выходят репринты русских изданий XIX века. Пока это происходит, мифы будут затенять свет православного Предания.

Досье МН

Дионисий ПОСПЕЛОВ окончил аспирантуру в Институте всеобщей истории РАН (отделение палеографии, кодикологии и византийской дипломатики). Организовал 2 научные серии - Scrinium Philocalicum (Свиток добротолюбия) и Smaragdos Philocalias (Сокровище добротолюбия).

В последнее время в сферу научных интересов г-на Поспелова входят тексты последователей исихазма - мистического православного учения о духовном преображении человека. Через личную аскезу и усиленную молитву исихаст стремится к созерцанию «нетварного света», подобного тому, который был явлен апостолам на горе Фавор. Значительное число исихастских рукописей находятся в монастырях Афона (Греция) и малодоступны исследователям.