Общественное движение в России во второй половине XIX века. Общественно-политическое движение Движения в 19 веке

2 периода!

1. Первая половина XIX века

В начале 19 века в русской истории возникает новое явление- революционное движение. Главное их содержание - стремление к коренному переустройству социальных и политических институтов. Это произошло в основном в результате либерального режима, установившегося в годы правления Александра 1. В 17-18 веках революции произошли в Англии, Франции, некоторых других европейских странах. Это ускорило развитие этих стран. Поэтому, несмотря на то, что революции сопровождались насилием, они в целом имели прогрессивное значение для европейских стран.

Тайные общества стали создаваться после Отечественной войны. Революционная мысль и революционное движение в России зародилось в первой четверти 19 века. Это было связано с рядом фактов как ее внутреннего развития, так и с общеевропейскими процессами того времени.

Александр 1, отбросив либеральные устремления первых лет царствования, после войны 12 года стремился к консервации старых социальных и политических гос-ных институтов(укрепления самодержавия и крепостного права). Он убедился, что общество еще не готово к таким переворотам и нет решительных людей.

Зарождение движения декабристов связано с внутренними процессами в самой России. старый, самодержавно-крепостнический строй был явным тормозом для развития производственных сил, для исторического прогресса и общей модернизации страны.

Влияние отечественной войны 1812 года, заграничные походы 1813-15 гг. побывав в германии, Франции, будущие декабристы убедились, что отсутствие крепостного права обеспечивает их прогрессию. Мировоззрение декабристов формировалось на основе передовых идей французского просветительства. Идеи европейских революционеров и декабристов во многом совпадали. Круг революционеров очень ограничен- в основном из представителей высшего дворянства и офицерского корпуса.

После заграничного похода в 1816 году - первое тайное общество "Союз спасения", а с февраля 1817 года - "Общество истинных и верных сынов отечества". Пестель, муравьев, Трубецкой, после - Рылеев, Якушкин, Лунин, Муравьев-апостол. Союз спасения считается первой политической организацией в России. После двух лет существования окрепла и накопила опыт. План- принудить нового царя при смене императоров дать России конституцию.

"союз благоденствия"-200 челов. Дворяне. Муравьевы, Муравьевы-апостолы, Пестель, Якушкин, Лунин+ новые программы и устав- "Зеленая книга". Свержение самодержавия, ликвидация крепостничества, введение конституции, а главное - революция, те насилие. - это нелегал, а легал - попытки формирования в России прогрессивного общественного мнения. Самораспад союза в начале 1821 из-за идейных и тактических разногласий.

Активная подготовка к революции- Северное и Южное общество.

Южное- в марте 1821на Украине. Пестель- пламенный республиканец.

Северное - в 1822 в Петербурге. Муравьев, Рылеев, Трубецкой, Лунин.

Оба общества мыслили действовать вместе. Основной обсуждавшийся документ- конституция Муравьева и русская правда Рылеева. Муравьев за конституционную монархию, исполнительная власть- императору, а законодательная - парламенту. Пестель- законодательная власть- однопалатному парламенту, а исполнительная- "Державная дума". Но единодушно за отмену крепостного права, личного освобождения крестьян. Муравьев предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по две десятины пахотной земли на двор, чего было мало. По Пестелю часть помещичьей земли конфисковывалась и передавалась в общественной фонд для наделения тружеников.

В программный документах декабристов отразились наиболее передовые демократические идеи того времени. Как и ранее, они надеялись на армию.

В ноябре 1825 года скончался Александр 1. новым царем стал Николай 1. 14 декабря сенат присягал, а декабристы северного общества хотели прочитать Николаю тогда от имени сената "манифест к русскому народу". Там- уничтожения самодержавия, отмена крепостного права и введение демократических свобод. Но с войском Санкт-Петербурга они опоздали на сенатскую площадь, сенат присягнул. Они бессмысленно столпились и всех арестовали. Первое революционное движение потерпело поражение. Пестель, Рылеев, Муравьев-апостол, каховский были повешены. Каторги, ссылки.

Несмотря на поражение, движение декабристов было значительным явлением в русской истории. Впервые попытка изменить социальную и политическую систему России, программа револ преобразования и планы будущего устройства страны.

Неудача преобразований Александра 1 и угроза революций после декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что им надо противостоять. Это попытался решить крупный государственный деятель Уваров. На это реакция Чаадаева- его выступление, что Росси нечем гордиться перед западом, напротив, не внесла никакого вклада в мировую культуру. Русское общество обращается к работам немецких философов, которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали общество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов.

К концу 30-х годов сложились течения западников и славянофилов.

Западничество- Грановский, Кудрявцев, соловьев. Уверены, что в России утвердятся европейские порядки. Чаадаев считал, что взять у Европы весь опыт и мы сможем спасти саму Европу от морального хаоса и социалистического материализма. Прошлое России - темное. Православие- не лучший выбор- Россия в изоляции от Европы и приняла от Византии дух восточного деспотизма. Этот дух гасит общественную инициативу, усиливает долготерпимость. Их надежда на интеллигенцию и буржуазию- смогут провести необходимые реформы.

Конкретные планы западников- отмена крепостного права, сокращение армии и администрации, свобода слова, совести, развитие предпринимательства.

Славянофилы. Кошелев, братья Аксаковы, братья Киреевские, Самарин. Богатые помещики, представители старых дворянских родов. Внимание древним историческим корням России. Утверждали, что европейские демократические образцы неприемлемы к России. Особый путь развития. Самодержавие- основывается на единстве веры и авторитета, те рели и власти. Славянский союз- южная и восточная Европа и Россия. Самобытность России они усматривали в длительном сохранении общинного уклада в крестьянской жизни. Община предупредит наступление капитализма, спасет Россию от пролетариата, устранит возможность революции.

И западн и славян были сторонниками просвещения народа, уничтожения крепостного права и всемерного облегчения участи крестьянства

2. Вторая половина XIX века

Консерваторы. Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим ве-

личие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала еди-

нение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для

социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие

исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыб-

лемость самодержавия, против проведения либеральных реформ

60-70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограниче-

ния их результатов. В экономической сфере они ратовали за непри-

косновенность частной собственности, сохранение помещичьего земле-

владения и общины. В социальной области они настаивали на укреп-

лении позиций дворянства - основы государства и сохранении

сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались

идеи панславизма - единение славянских народов вокруг России.

В духовной сфере представители консервативной интеллигенции от-

стаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности,

безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики

стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные мо-

ральные принципы. (Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил

безнравственность их деятельности.)

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Тол-

стой, М. Н. Катков. Распространению их идей способствовали чинов-

ничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.

М. Н. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятель-

ность правительства в реакционном направлении, формулировал ос-

новные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное

Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отри-

цательно относились к любым массовым социальным действиям, ра-

туя за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы. Социальную основу либерального направления со-

ставляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интелли-

генции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исто-

рического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введе-

нии конституционных начал, демократических свобод и продолже-

нии реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного

органа (Земского собора), расширение прав и функций местных ор-

ганов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была

конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение силь-

ной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором ста-

бильности, призывали провести мероприятия, способствующие ста-

новлению в России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие

капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохране-

ние частной собственности, понижение выкупных платежей. Требо-

вание ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосно-

венности личности, ее права на свободное духовное развитие были

основой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая рефор-

мы главным методом социально-политической модернизации России.

Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их

деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адре-

сов» - ходатайств с предложением программы преобразований. Наи-

более «левые» либералы иногда использовали конспиративные сове-

щания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские

деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И. Шахов-

ской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков). Их организационной опорой

были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и на-

учные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно

оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер

из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближению

с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта» и дейст-

вий радикалов.

Радикалы. Представители этого направления развернули актив-

ную антиправительственную деятельность. В отличие от консервато-

ров и либералов они стремились к. насильственным методам преоб-

разования России и коренному переустройству общества (революци-

онный путь).

Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социаль-

ной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся

(крестьян и рабочих). В их движении участвовали выходцы из разных

слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой

правительства и условиями российской действительности: полицей-

ский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций.

Поэтому в самой России могли существовать только тайные органи-

зации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигри-

ровать и действовать за границей. Это способствовало укреплению

связей русского и западно-европейского революционных движений.

В радикальном направлении второй половины XIX в. господ-

ствующее положение занимало течение, идейным основанием кото-

рого была теория особого, некапиталистического развития России

и «общинного социализма».

В истории движения радикалов второй половины XIX в. выде-

ляются три этапа: 60-е годы - складывание революционно-демо-

кратической идеологии и создание тайных разночинских кружков;__

70-е годы - оформление народнической доктрины, особый размах

агитационной и террористической деятельности организаций рево-

люционных народников; 80-90-е годы - активизация либераль-

ных народников и начало распространения марксизма, на основе

которого были созданы первые социал-демократические группы;

в середине 90-х годов - ослабление популярности народничества

и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими

идеями демократически настроенной интеллигенцией.

«Шестидесятники». Подъем крестьянского движения в 1861-

1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 фев-

раля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьян-

ское восстание.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления.

Один - вокруг редакции «Колокола», издаваемого А. И. Герценом

в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализ-

ма» и резко критиковал грабительские условия освобождения кресть-

ян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Совре-

менник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночин-

ной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за

сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А. И. Гер-

цена видел необходимость использования Россией опыта европейской

модели развития. В 1862 г. Н. Г. Чернышевский был арестован, при-

Поэтому сам он не мог принимать активного участия в обществен-

ной борьбе, но на основе его идей в начале 60-х годов образовалось

несколько тайных организаций. В них входили Н. А. и А. А. Серно-

Соловьевичи, Г. Е. Благосветлов, Н. И. Утин и др. «Левые» радикалы

поставили задачу подготовки народной революции и для этого развер-

нули активную издательскую деятельность. В прокламациях «Барским

крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению»,

«Молодая Россия», «Что нужно делать войску?» и др. они разъясняли

народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость

ликвидации самодержавия, демократического преобразования России,

справедливого решения афарного вопроса.

«Земля и воля» (1861-1864).

«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократи-

ческой организацией. В нее входило несколько сотен членов из раз-

ных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.__

Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет.

Революционные народники. Основные идеи революционных на-

родников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской

почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме, так как крестьяне могут воспринять социалистические идеи;__

преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров. Их

идеологами - М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым -

были разработаны теоретические основы трех течений революционного

народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического арестованы.

«Земля и воля» (1876-1879)

Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свер-

жения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение

«мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организа-

ции стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, С. М. Кравчинский,

Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др.

«Народная воля».(1879-1881). Ее возглавили

А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. .А. Морозов,

В. Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный коми-

тет - центр и главный штаб организации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в револю-

ционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что народ за-

давлен и доведен до рабского состояния царским правительством.

Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с государством.

Народовольцы провели ряд террористических акций против пред-

ставителей царской администрации, но главной своей целью считали

убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический

кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор

правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было

арестовано. Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская организовала

ранен и через несколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников.В целом

деятельность народовольцев в значительной степени затормозила

возможность эволюционного преобразования России.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 90-е годы

XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способство-

вало увеличению численности рабочего класса и созданию более

благоприятных условий для его борьбы. Начались забастовки рабо-

чих, занятых в разных отраслях: текстильщиков, горняков, литейщи-

ков, железнодорожников. Стачки в Петербурге, Москве, на Урале,

в других районах страны сохраняли экономический и стихийный ха-

рактер, но становились более массовыми по количеству участников.

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объе-

динились в новую организацию - «Союз борьбы за освобождение

рабочего класса». Его создателями были В. И. Ульянов (Ленин),

Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов)

Общественное движение во второй половине XIX в. в отличие от

предшествующего времени стало важным фактором политической

жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по

идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность

общественной структуры и остроту социальных противоречий, харак-

терных для переходного времени пореформенной России. В общест-

венном движении второй половины XIX в. не сложилось направление,

способное осуществить эволюционную модернизацию страны. Однако

обозначились социально-политические силы, которые сыграли главную

роль в революционных событиях начала XX в., и были заложены ос-

новы для формирования в будущем политических партий.


Похожая информация.


Причины подъема общественного движения. Главная - coxpанение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегиро ванным положением дворянства, отсутствием демократических сво­бод. Другая- нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса также активизировали общественное движение.

Отличительной чертой общественной жизни России второй поло­вины XIX в. было отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспых­нувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии.

В пореформенный период окончательно оформились три направ­ления в общественном движении - консерваторы, либералы и ради­калы. У них были разные политические цели, организационные фор­мы и методы борьбы.

Консерваторы. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по прежнему объявлялось важнейшим устоем государства,. Православие провозглашалось основой духов­ной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала еди­нение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Тол­стой, М. Н. Катков.

Либералы. Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исто­рического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введе­нии конституционных начал, демократических свобод и продолже­нии реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных ор­ганов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства.

Они считали рефор­мы главным методом социально-политической модернизации России Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адре­сов»- ходатайств с предложением программы преобразований. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характе из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближен и с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта».

Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

«Шестидесятники». Подъем крестьянского движения в 1861- 862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянкое восстание.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления, один - вокруг редакции «Колокола», издаваемого А. И. Герценом Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночинской молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А. И. Герцена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.

«Земля и воля» (1861-1864). Своим программным документом землевольцы считали статью Н. П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие мест­ного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны.«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократи­ческой организацией. В нее входило несколько сотен членов из раз­ных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.

Спад кре­стьянского движения, усиление полицейского режима - все это привело к их само­роспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестова­ны, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск ра­дикалов первой половины 60-х годов.

Среди народников сложилось два направления: революцион­ное и либеральное.Революционные народники. Их идеи - Будущее страны - в общинном со­циализме. Их идеологами - М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым - были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и за­говорщического.

М. А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. задача - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он при­зывал к его уничтожению. Эта идея стала основой теории анархизма.

П. Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки кре­стьянства.

П. Н. Ткачев, так же как и П. Л. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. |По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные рево­люционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет на­род в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М. А. Бакунина, более 1000 моло­дых революционеров предприняли массовое «хождение в народ», на­деясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственниче­ской психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

«Земля и воля» (1876-1879). В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа преду­сматривала осуществление социалистической революции путем свер­жения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организа­ции стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, С. М. Кравчинскии, IН. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др.

Часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли».

«Черный передел». В 1879 г. часть землевольцев (Г. В. Плеха­нов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод) образовали органи­зацию «Черный передел» (1879-1881). Они сохранили верность ос­новным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

«Народная воля». В том же году другая часть землевольцев соз­дала организацию «Народная воля» (1879-1881). Ее возглавили

A. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов,

B. Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный коми­тет - центр и главный штаб организации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в револю­ционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что народ за­давлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку поли­тического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредитель­ного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик - рабочим.

Народовольцы провели ряд террористических акций против пред­ставителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз под­твердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране.

Либеральные народники. Это направление, разделяя идею рево­люционных народников об особом, некапиталистическом пути разви­тия России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в обществен ном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических мето­дах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации поме­щичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они из­брали культурно-просветительскую работу среди населения

Радикалы в 80 -90-х годах XIX в. В этот период в радикаль­ном движении произошли коренные изменения. Революционные на­родники потеряли свою роль главной антиправительственной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разо­чаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил привержен­ность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

Группа «Освобождение труда». Бывшие активные участники «Черного передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европей­ской теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетар­ской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение тру­да». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народниче­ской идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального про­гресса в России они считали буржуазно-демократическую револю­цию, движущей силой которой будут городская буржуазия и проле­тариат.

Группа «Освобождение тру­да» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

Идейно-теоретическая деятельность группы «Освобождение тру­да» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса.

Организации рабочих. Рабочее движение в 70-80-х годах раз­вивалось стихийно и неорганизованно. Рабочие выдвигали лишь эко­номические требования - повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов.

Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской ма­нуфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. (Морозовская стачка). Рабочие впервые потребовали государственно­го вмешательства в их отношения с фабрикантами.

В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольне­ния, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 90-е годы XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способство­вало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для его борьбы. Начались забастовки рабо­чих, занятых в разных отраслях:

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объе­динились в новую организацию - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В. И. Ленин, Л. Мартов и др. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали лис­товки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распро­странения марксизма среди пролетариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки.Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, Упорная борьба, заставила правительство пойти на уступки: был издан за­кон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой - оно обруши­ло репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.

Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй поло­ни не 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др., Они выступали за реформистский путь преобразова­ния страны в демократическом направлении.

Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с В. И. Ульяновым-Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осу­ществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, другие, отрицая рево­люционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.

В российском освободительном движении в первой половине XIX в. преобладали сначала представители дворянства, а позднее — интеллигенции, т. к. в отличие от стран Западной Европы в это время в России ещѐ не сформировался широкий «средний» слой населения, (иначе говоря «третье сословие»), который мог бы выдвинуть свои политические программы и возглавить борьбу за их осуществление.

Хотя в подавляющем своем большинстве дворянство являлось весьма консервативным сословием, всѐ же из числа его представителей в первой четверти XIX в. сформировался узкий круг людей высокой нравственности, которые смогли подняться выше своих сословных привилегий и пожертвовать собой, своим положением в обществе во имя освобождения России от крепостничества и самодержавия.

Эти передовые представители наиболее образованного российского дворянства, открыто выступившие в декабре 1825 г., вошли в страны в качестве дворянских революционеров под названием . Формированию декабристской способствовал ряд факторов: влияние идей французских просветителей и русских «вольнодумцев» конца XVIII в. — начала XIX в., влияние революций и национально-освободительных движений в ряде стран, участие многих будущих декабристов в Отечественной войне 1812 г., а также в заграничном походе русской армии в 1813 - 1814 гг., связь с либерально-оппозиционными кругами российского общества в лице видных государственных деятелей, писателей и т. д.. Значительное влияние на организационно-тактические принципы декабристов оказал опыт тайных обществ в европейских странах. Первое декабристское общество «Союз спасения», объединившее около 30 молодых гвардейских , возникло 1816 г. в Петербурге.

В этой декабристской организации в качестве основных целей выдвигались введение конституции и уничтожение крепостного права. Но при этом еще неясными оставались средства для их достижения, и отсутствовала программа будущих преобразований. Предполагалось лишь не присягать новому царю, если он не провозгласит конституционное правление для России. В 1818 г. было образовано новое общество — «Союз благоденствия», члены которого ставили перед собой задачу не захвата и удержания власти, а задачу воспитания прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, в конечном счете, сможет привести к смене правления. «Союз благоденствия» был полулегальной организацией, привлекавшей в свои ряды не только революционеров, но и людей, придерживавшихся либеральных реформаторских взглядов.

В отличие от «Союза спасения» он был довольно широкой организацией и стремился охватить своим влиянием армию, чиновничество, сферу просвещения и т.д. Революционные движения 1820—1821 гг. в Испании, Италии, Греции, способствовали тому, что среди членов «Союза благоденствия» все большую популярность приобретает идея военной революции, т. е. революционного переворота с помощью армии. В 1821—1822 гг. на основе распавшегося «Союза благоденствия» сформировались Северное (Петербург, Москва) и Южное (Украина) тайные общества декабристов.

Программным документом Северного общества стала Конституция Н.М. Муравьева, в которой речь шла, прежде всего, о конституционной монархии как форме будущего политического строя России. Лидер Южного общества П.И. Пестель разработал свой программный проект, получивший название «Русская правда». «Русская правда» представляла своего рода наказ Временному верховному правлению, которое, согласно замыслу Пестеля, следовало создать на переходный период (10—15лет) от самодержавия к республике.

Временное верховное правление должно было обладать диктаторскими полномочиями, и главной его задачей являлось обеспечение условий для утверждения новых социально-политических отношений. Программы декабристов во многом были сходны с реформаторскими проектами Александра I, но достижение своих целей декабристы связывали с революцией под руководством тайных обществ. Несмотря на незавершѐнность проектов Пестеля и Муравьева, декабристы ясно представляли цели восстания: ликвидация самодержавного строя, созыв Учредительного собрания (для определения формы государственного правления — республики или конституционной монархии), уничтожение сословного строя, введение гражданских свобод, освобождение крестьян, значительное облегчение солдатской службы.

Все эти положения содержались в «Манифесте к русскому народу», который подлежал опубликованию в случае победы восставших. Северное и Южное тайные общества после долгих переговоров согласовали дату выступления - лето 1826 г. Однако ситуация междуцарствия, возникшая после скоропостижной смерти Александра I в 1825 г., заставила декабристов выступить раньше. Император Александр I не имел детей мужского пола, поэтому престол должен был перейти к следующему по возрасту брату Константину. Но Константин заранее отказался от престола в пользу младшего брата Николая. Указ же, объявлявший наследником Николая Павловича, не был своевременно обнародован.

И этим воспользовались влиятельные люди, заинтересованные в том, чтобы императором всѐ же стал Константин. С этой целью сразу же после известия о смерти Александра I была организована присяга Константину. Хотя Константин, в конечном счѐте, подтвердил свой отказ от престола, потребовалось около месяца на переговоры между братьями, на организацию официального отречения и новой присяги. Это короткое междуцарствие было использовано декабристами для того, чтобы подготовить восстания в Петербурге и на Украине. Они распространили между солдатами слух о том, что будто Константин и не думал отказываться от престола.

Согласно плану одного из лидеров Северного общества «диктатора» С.П. Трубецкого, три отряда восставших должны были захватить Зимний дворец, арестовать нового императора, овладеть Петропавловской крепостью, заставить сенаторов подписать манифест к русскому народу. В этом манифесте объявлялось о состоявшемся в России перевороте. Однако намеченный декабристами план действий осуществить не удалось. Сенаторы присягнули Николаю I рано утром и разъехались по домам. Декабрист Якубович отказался вести Морской гвардейский экипаж на захват Зимнего дворца, опасаясь, что дело не обойдется без крови. Декабрист Каховский же отказался совершить покушение на жизнь Николая I.

План восстания был сорван. 14 декабря 1825 г. восставшие смогли собрать на Сенатской площади 3,5 тыс. человек, которым противостояло 12—13 тыс. верных Николаю I солдат. После того, как не удалось уговорить восставших разойтись, а генерал-губернатор Петербурга Милорадович был смертельно ранен, Николай I отдал приказ применить артиллерию для разгона восставших. Восстание потерпело поражение. Назначенная императором Николаем I Верховная следственная комиссия допросила сотни обвиняемых.

Наиболее виновные пятеро декабристов подверглись смертной казни (Рылеев, Пестель, С.Муравьев- Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский), другие были наказаны ссылкою в сибирские рудники. Солдаты, принимавшие участие в мятеже, были сосланы на Кавказ. В марксистской историко-материалистической историографии движение декабристов трактовалось как борьба против феодализма за утверждение более прогрессивного в то время капиталистического строя и рассматривалось как событие первого - дворянского - этапа освободительного движения.

В рамках либерального направления общественно-исторической мысли выступление декабристов оценивалось отрицательно, поскольку оно, по мнению историков-либералов, стало одной из главных причин реакционного внутриполитического курса Николая I и помешало либеральному развитию России. Своеобразной ответной реакцией царского правительства на восстание декабристов в 30 - 50-е гг. XIX в. стала усиленная пропаганда через официальную печать имперской идеи. В 40-е гг. XIX в. впервые в истории России была сформулирована официальная идеология, получившая условное название «теория официальной народности». Автором этой теории стал министр народного просвещения граф С. С. Уваров. Теория официальной народности основывалась на трѐх принципах: самодержавие, православие и народность.

При этом самодержавие рассматривалось в качестве важнейшего устоя России: главой государства и народа является император, которому Божьей волей дана власть. Православие провозглашалось единственно возможной формой духовной жизни российского общества. Понятие «народность» подразумевало, что существует органическое единство русского царя и русского православного народа, исключающее какие бы то ни было противоречия в российском обществе. Европеизированная часть российского общества не поддерживала идеологию официальной народности. В 30-е гг. XIX в. в России начинается новый этап в общественном движении, для которого была характерна ведущая роль разночинской интеллигенции, а также новая идейно-философская основа общественно- политической мысли, сформировавшаяся под влиянием идей немецкой классической философии (Гегеля и др.) и французского утопического социализма. На рубеже 1830—1840-х гг. большую роль в общественно- политической жизни страны стали играть журналы и газеты.

В журнале «Телескоп» в 1836 г. было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева, в котором он выступил с резкой критикой социальных и нравственных основ существующего в России общественно-политического строя. При этом Чаадаев делал весьма пессимистические прогнозы относительно будущего России. Письмо было пронизано ненавистью к крепостничеству и самодержавию. Догматическое православие, принятое Киевской Русью, как считал Чаадаев, отрезало Россию от Западной Европы и наложило негативный отпечаток на социальную и политическую жизнь страны, на характер народа. Письмо П.Я. Чаадаева послужило толчком к оформлению в начале 1840-х гг. двух внутренне неоднородных идейных течений — западников и славянофилов. И те, и другие полагали, что участь России не так плачевна, как предсказывал Чаадаев, но считали необходимым отменить крепостное право и ограничить власть монарха.

Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России. По мнению Бердяева, смысл полемики между ними заключался в том, «…должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси». Славянофилы (И.В. и П. В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин) исходили из уникальности исторического развития России и считали, что ее традиционные государственные порядки допетровского периода способны обеспечить прогресс в развитии страны на самобытной основе. При этом они идеализировали «самобытные» российские учреждения: крестьянскую общину и православную церковь. Славянофилы разработали систему взглядов, основанную на православной вере. В этой системе акцентировалось внимание на принципиальном отличии путей развития западной (германо-романской) и восточной (греко- российской) общности.

При этом славянофилы идеализировали весь ход развития русского славянского мира и негативно относились к западной культуре. Славянофилы считали, что православная вера и русский народ сохранили в чистоте древний духовный идеал христианства, а на Западе же христианство было искажено идеями католицизма и преобладанием материальных интересов над духовными. Полагая, что самодержец обязан считаться с мнением народа, славянофилы выступали за созыв совещательного Земского собора. Это был специфический вариант конституционной монархии. Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.В. Анненков, В.П. Боткин и др.) считали Россию страной, идущей по западноевропейскому пути развития, хотя и с некоторым запозданием.

Они отстаивали необходимость использования опыта Запада, поддерживали европеизацию, выступали за конституционно-монархическую форму правления с политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда, неприкосновенности личности и т. д. Если славянофилы держались идеи самобытности, коллективизма, соборности, то западники выступали за развитие индивидуализма западного образца. В целом для западников был характерен либерализм, т. е. приверженность идеям о свободе личности, о необходимости ликвидации или смягчения государственного и общественного принуждения по отношению к личности. К середине 50-х г. XIX в. западничество и славянофильство как общественные течения сошли на нет, однако идеи, прозвучавшие в спорах между западниками и славянофилами, до сих пор представляют интерес, поскольку до сих пор вопрос об историческом месте России не получил однозначного ответа ни в теориях, ни в политике. Полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению в России революционно-демократического течения.

Революционно-демократическое течение представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, а также петрашевцы — члены кружка М.В. Бу- ташевича-Петрашевского. Для этого общественно-политического течения характерен радикализм, главной идеей которого был народный бунт как средство разрушения старого порядка, существовавшего в России. Русский радикализм к середине XIX в. приобретает особую социалистическую окраску: Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революций в европейских странах в 1848—1849 гг. привело Герцена к выводу о том, что Россия не должна идти по западному пути, а должна миновать капитализм и раньше, чем Европа прийти к социализму - «русскому социализму». Таким образом, А. И. Герцен формулирует идею об особом пути России к социализму, благодаря тому, что в русском народе прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины. Примерно через десяток лет эта теория «русского», или общинного, социализма станет идейным знаменем российского народничества.

Таким образом, в первой четверти XIX в. общественное движение в России было представлено декабризмом как своеобразным проявлением революционности узкого круга представителей дворянства, стремившихся путѐм военной революции добиться отмены крепостного права, введения конституционной формы правления в России. Во второй же четверти XIX в. наибольшую общественно-политическую активность в России стала проявлять разночинская интеллигенция, а в общественно-политическом движении определились три основных направления - консервативно- охранительное (сторонники теории официальной народности), реформаторское (западники и славянофилы) и революционно- демократическое (сторонники «русского социализма»). Идейно- политическая борьба между представителями всех этих направлений отражала противостояние различных взглядов относительно оптимального пути исторического развития России.

Разложение феодально-крепостнического строя в России, возникновение и развитие капиталистических отношений, борьба народных масс против произвола и деспотизма породила движение декабристов.

Это движение сложилось на почве российской действительности, оно объективно отражало и защищало интересы нарождающегося буржуазного общества. Декабристы в условиях зарождающегося кризиса феодально-крепостнического строя сознательно с оружием в руках выступали за отмену крепостного права. Задачи, которые они пытались разрешить, отвечали интересам большинства народных масс, поступательному движению страны.

Объективно декабристы выступали против феодальной собственности на землю. Борясь против крепостничества, против феодальной эксплуатации крестьян, права помещика на обладание трудом крепостных, они высказывались за передачу части земли бывшим крепостным крестьянам. Реализация проекта декабристов означала превращение земли в буржуазную собственность, следовательно, вся их деятельность была направлена на разрушение старого строя.

Движение декабристов всецело было связано с развитием освободительного движения по всему миру в 18, начале 19 века. Борясь против крепостного права и самодержавия, нанося революционные удары феодальной собственности, они тем самым расшатывали всю феодально-крепостническую систему.

Движение декабристов относиться к периоду, когда все передовые силы человечества стремились решить основную историческую задачу - разрушение уже отжившей себя феодально-крепостнической системы народного хозяйства, дать простор производственным силам общества, поступательному революционному развитию общества. Таким образом, движение декабристов укладывалось в рамки единого революционного процесса в начале 19 века, начавшегося революцией в США и во Франции в конце 18 века.

Движение декабристов стоит на плечах передовой общественной мысли в России. Оно было хорошо знакомо со взглядами Фонвизина, Радищева и многих других идеологов реформаций.

Декабристы считали, что источником верховной власти в России является народ, что ему добиться освобождения можно, подняв восстание против самодержавия. Политическое сознание декабристов стало пробуждаться в первые десятилетия 19 века. Определенное влияние на становление их мировоззрения оказала Великая Французская революция конца 18 века, революции в Европе и Отечественная война 1812 года. Именно война со всей ее глубиной поставила перед декабристами вопрос о судьбах Родины. “Мы были детьми 12 года,”- говорил Д. Муравьев (один из декабристов).

Первым тайным обществом возникло в 1816г., которое называлось “Союз спасения или общество истинных и верных сынов отечества”. Затем появилось “Северное” и “Южное” общества, “Союз благоденствия” и, наконец, - “Общество соединенных славян”.

Уже в первом тайном обществе была определена цель движения. Ввод конституции и отмена крепостного права - выводы, послужившие основой для дальнейшего развития взглядов декабристов. “Союз благоденствия” выдвинул на первый план задачу по формированию общественного мнения, опираясь на которое они рассчитывали совершить государственный переворот. Для того, чтобы передовое общественное мнение оказало давление на правящие круги, овладело умом ведущих деятелей страны, члены “Союза благоденствия” принимали участие во многих благотворительных обществах, создавали управы, ланкастерские школы, литературные общества, вели широкую пропаганду взглядов, создавали литературные альманахи, защищали несправедливо осужденных, выкупали крепостных - талантливых самородков.

На одном из заседаний “Союза благоденствия” выступил Пестель, доказав все выгоды и преимущества республиканского строя. Взгляды Пестеля были поддержаны.

Идейно политическая борьба между умеренным и радикальным крылами “Союза благоденствия” , стремление развернуть активную борьбу с самодержавием заставило руководство Союза распустить в 1821г. его, чтобы освободиться от умеренных колеблющихся и случайных попутчиков и создать обновленную, строго законспирированную организацию.

После 1821-22гг. возникают две новые организации декабристов - “Северное” и “Южное” общества (Эти общества подготовили вооруженное восстание 14 декабря 1825г.). “Северное“ общество возглавлял Муравьев и Рылеев, а “Южное” - Пестель.

Члены общества подготовили и обсудили два прогрессивных документа: “Русскую правду” Пестеля и “Конституцию” Муравьева. Наиболее радикальными взглядами отличалась “Русская правда”, в которой провозглашалось уничтожение крепостного права, полное равенство всех граждан перед законом, Россия провозглашалась республикой, единым и неделимым государством, отвечающей федеративному устройству государства. Население имело одинаковые права и выгоды, равные обязанности нести все тяготы. В “Русской правде” говорилось, что обладание другими людьми, как своей собственностью, без предварительного с ним согласия - есть дело постыдное, противное сущности человечества, законам естества, законам христианства. Поэтому не может боле существовать в России право одному человеку управлять другим.

Согласно положениям “Русской правды” при решении аграрного вопроса Пестель исходил из того, что земля - есть общественное достояние, что каждый гражданин России имеет право получить земельный надел. Однако, признавалась частная собственность на землю. Пестель не хотел уничтожить помещичье землевладение, оно должно быть ограничено.

“Русская правда” определяла, что высшая законодательная власть должна принадлежать народному вече, которое избиралось в количестве 500 человек на 5 лет. Исполнительную власть осуществляла избираемая народным вечем на 5 лет Державная дума, состоявшая из 5 человек. Ежегодно 20 % членов народного вече и Державной думы переизбиралось. Председатель Державной думы являлся президентом страны. Президент избирался из членов народного вече, при условии нахождении претендента на пост президента в составе народного вече в течение 5 лет. Внешний контроль власти должен был осуществлять Верховный собор, состоявший из 120 человек. Законодательную власть на местах должны были осуществлять окружные, уездные и волостные наместные собрания, а исполнительную - окружные, уездные и волостные правления. Возглавлять наместные органы должны были выборные посадники, волостные собрания - волостной производитель, избираемый на один год.

Разработанная Муравьевым “Конституция” России предлагала ликвидацию самодержавия и сословное деление населения, провозглашала всеобщее равенство граждан, неприкосновенность личной собственности и имущества, свободу слова, печати, собраний, вероисповедания, передвижения и выбора профессии. “Конституция” Муравьева также провозглашала отмену крепостного права. Крестьяне наделялись землей, причем крестьяне получали по 2 десятины земли на двор. Земля, которой владел крестьянин до введения “Конституции”, автоматически приписывалась к его личной собственности.

Консервативность “Конституции” проявлялась в вопросе о гражданстве. Гражданином России мог стать тот, которому было не менее 21 года, который имел постоянное место жительства, обладал недвижимой собственностью на сумму не менее 500 рублей или движимой собственностью на сумму не менее 1000 рублей, который платил исправно налоги и не находился у кого-либо в услужении. Гражданин обладал правом избирать. Этот имущественный ценз лишал возможности участвовать в политической деятельности страны большую часть населения.

Россия - федеральное государство, состоявшее из 13 держав и двух областей. Державы делились на уезды.

Высшим законодательным органом государства являлось двухпалатное народное вече, состоявшее из верховной думы и палаты народных представителей(нижняя палата). В верховную думу избиралось 40 депутатов. В палату народных представителей избиралось 450 депутатов, по одному человеку от 500.000 представителей мужского населения страны. Депутаты избирались на 6 лет. Каждые два года 1/3 часть палаты переизбиралась. На местах законодательным органом являлось державное вече, избираемое на 2 года. Высшая исполнительная власть в стране принадлежала, согласно “Конституции”, императору, который был верховным главнокомандующим, он назначал послов, верховных судей и министров. Оклад императора определялся в размере 8.000.000 рублей ежегодно. Исполнительная власть в Державе осуществлялась державным правителем, наместником, избираемым на 3 года народным вечем. Судебными органами были Державное и Верховное судилища. Судьи выбирались и не сменялись.

В России вводилась всеобщая воинская повинность.

После неудавшегося восстания декабристов 14 декабря 1825 года члены “Северного” и “Южного” обществ были арестованы и судимы, пятерых из которых казнили, а остальных отправили на каторжную работу.

Но дело декабристов не пропало зря, декабристы породили новую плеяду революционеров.

После восстания декабристов власть ответила годами реакции. Но и в эти года возникали подпольные революционные организации, кружки, возникло либерально-буржуазное течения, получившие названия славянофилов и западников. Славянофилы считали, что надо опираться на народ в достижении целей, а западники - надо использовать передовой опыт европейских государств. В 40-ые годы в России появляется организация, во главе которой стал Петрашевский. Они первые поставили вопрос о возможности существования в России социализма.

Процесс индустриализации шел противоречиво. Чрезвычайно возросшая при Александре Ш регулирующая роль государства, отвечавшая политической доктрине императора, имела своим следствием не только поддержку частной инициативы, но нередко становилась препятствием в естественном развитии отечес1венного предпринима-тельства. А начатая в 80-е гг. политическая реакция привела к контр-реформам., явившимся своеобразной формой застоя, когда реформы не только не развивались, а консервировались. Это вызывало беспо-койство значительной части общества, что могло послужить причи-ной социального взрыва в стране.

Наиболее видный поборник идеи либерального обновления самодержавия” составившей целую эпоху в истории русской политической мысли, К.Д. Кавелин писал в 1882 г.: Почти все убеждены, что самодержавие кончило свои дни... В болезнях и муках начинается новый период русской истории!

Действительно, пореформенная Россия стала школой гражданственности и новой политической культуры. Вера в историческое предназначение России в сочетании с усвоенным и переработанными идеями западноевропейской социалистической мысли послужила основой народничества -- русской разновидности крестьянского социализма.

Основоположником русского-социализма, как известно, был А. И. Герцен, видевший в крестьянской общине зародыш справедливого устройства будущей жизни. Это положение получило дальнейшее развитие у П.Г. Чернышев-ского, во многом предвосхитившего появление "новых людей" России-- разночинцев. Однако идеи общинного социализма нуждались в развитии в услови-ях возрастания оппозиционности интеллигенции /термин появился в России в б0-е гг. ХIX в./ и студенчества. Эту задачу и попыталось развить революционное народничество 60-70-х гг. Идеологи трех его направлений - П.Л. Лавров /пропагандисты/, "апостол анархизма" М.А. Бакунин /бун-тари/, П.Н. Ткачев /заговорщики/ искали новые подходы в разработке проблемы - осуществления социальной революции в России.

Зна-чительную роль в выработке теории народничества на долгие долы ставшей господствующей в освободительном движении, сыграла напряженная полемика между славянофилами и западниками. Их столкновение по кар-динальному вопросу того времени: каким путем должна идти Россия в буду-щее, - используя опыт своего тысячелетнего развития или взяв на вооружение достижения западной культуры, - послужило предпосылкой для синтеза народнических взглядов. Следует заметить, что при всем различии подходов к.данному вопросу и западники, и славянофилы были едины в одном - патриотизме, горячей любви к Родине, стремлении найти идеал общественного устройства.

Пройдя длительный и трудный процесс становления и развития, народничество внесло вклад в мировую общественно-политическую.

Идеи пролетарского социализма разрабатывали марксисты. Капиталисти-ческое развитие пореформенной России, разложение общины, забитость и бескультурье крестьянства побуждали думающих людей к изучению марксистском теории. В 1883 г. в Женеве возникает первая российская марксистская группа "Освобождение труда" под руководством Г.В. Плеханова, поставившая целью пропаганду и распространение марксизма в России. Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков: в столице Д.Н. Благоевым была создана "Партия русской социал-демократии /1884-1885/. П.В. Точисским - "Товарищество Санкт-Петербург-ский мастеровых" /1885-1888/.

Наряду с этим в прессе стали появляться работы, вызвавшие оживленную полемику между марксистами и народниками. “Легальный марксист” П. Б. Струве написал откровенно аполегетическую статью, в которой призывал идти на выручку к капитализму. Наиболее обстоятельную критику “легального марксизма” с позиций левых народников дал Н. К. Михайловский на страницах журнала “Русское богатство” Он писал: "...Россия разовьет свое капиталистическое производство со всеми его внутренними противоречиями, с поеданием малых капиталов крупными” а тем временем, оторванный от земли мужик обратится в пролетария, “обобществится” и дело будет в шляпе, которую только и остается надеть на голову осчастливленному челове-честву". Вместе с тем Михайловский не исключал”, что “..этот русский марксизм в самом непродолжительном времени… уступит место другим, более здоровым течениям. И его предсказание оправдалось. Уже в конце 1894 г. со своей интерпретацией теории Маркса выступил молодой мало кому известный В. И. Ульянов. В центре его внимания оказались те же вопросы, которые в своё время были поставлены, но не разрешены Плехановым: капитализм в России, судьба различных классов, сословий, общественно-политических теорий в условиях капиталистического развития страны (а оно было объективной реальностью). В середине 90-х гг. Ленин создает в Санкт-Петербурге “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”.

В 1898 г. на 1 съезде российских социал-демократов в Минске было объявлено о создании общероссийской партии вместо разрозненных социал-демократических кружков. Однако партия тактически организована не была, так как ее устав и программа не были разработаны и приняты. Поэтому за дело создания партии взялся Ленин, начав выпуск нелегальной общероссийской газеты "Искра", первый номер которой вышел за границей в Штутгарте в самый канун ХХ в., в декабре 1900 г. Вокруг "Искры" объединились группы единомышленников, которые и создали в 1903 г. “Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП).

В мае 1990 года на I Всероссийском монархическом съезде в Москве был легализован действовавший с 1924 года Православный российский монархический орден-союз (ПРАМОС). Его главной задачей в новых условиях стало «завоевание большинства сегодняшних структур политической власти мирным, ненасильственным путем для созыва Земского собора, который призовет «законного» Государя Российского Дома Романовых на Царства с наделением его всеми правами Верховной Власти». Под понятием «Россия» имеется в виду не совдеповская РСФСР, а единая и неделимая Российская Империя. В партию принимаются только православные верующие.

В тоже время, члены ПРАМОС не признают Русскую православную церковь, заявляя о приверженности право-монархической зарубежной православной церкви, «не запятнанной сотрудничеством с большевиками». Лидер ПРАМОС - С. Энгельгард - Юрков.

Параллельно с ПРАМОС была создана Православная конституционно-монархическая партия России (ПКМПР). Принятый на съезде Манифест выдвигает три основные задачи партии: возрождение русского православия, православного русского царства и единой и неделимой Российской империи. Руководящий орган партии - синклит. Печатный орган - журнал «Православное царство».

Политическое движение «Русь монархическая» возникло в июне 1991 года в Москве. Участники учредительного собрания - представители национально-патриотических и монархических группировок - в принятой декларации обратились к россиянам с призывом «поддержать движение по восстановлению исторической справедливости на Руси». На собрании ставился вопрос о приглашении великого князя Владимира Кирилловича (провозглашенного левоцентристским, радикальным блоком русским царем Владимиром I) приехать для коронации в Россию. Лидером движения был избран председатель Русской национальной монархической партии, «регент русской монархии» А. Брумель. В последующие годы деятельность движения свелась, в основном, к раздаче тем или иным политическим и общественным деятелям грамот о дворянском достоинстве.

Все сказанное выше требует глубокого и критического осмысления истории монархического движения, анализа объективных причин его ухода с исторической сцены.

Территориальными рамками исследования определена вся Россия. Существенные различия демографического, социально-экономического и административного характера отдельных ее регионов позволяют увидеть различную силу черносотенного движения в рамках каждого региона.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1903 года до Февральской революции 1917 года. В годы революции 1905-1907 годов создавались основные политические партии монархической ориентации от крайне правых до либерально-монархических. В указанный период шло становление сил черносотенной ориентации, выработка взаимодействия с царским правительством, разработка форм и методов воздействия на массы. С победой Февральской революции произошли существенные перемены в партийных формах черносотенства, его методах борьбы и тактических установках.

В средневековой Руси «черной сотней» называлось податное посадское население. Издревле торговое и ремесленное население русских городов делилось на сотни, представлявшие собою военно-административные единицы. Черными же они именовались оттого, что такое название носили владения, принадлежавшие великому князю как главе государства. Никакого негативного оттенка данное название не имело. Уничижительный нюанс появился в начале ХХ века, когда после почти двухвекового забвения это название появилось вновь. Черносотенцами стали звать себя представители право-монархических организаций, имевших разные программы, но главной своей целью ставивших сохранение российского самодержавия. Именуя себя «черной сотней», они тем самым подчеркивали, что защищают государственность.

Источники, из которых черносотенцы подчеркнули свою идеологию, не имели ни малейшего отношения к революционным идеям. Крайне правые опирались на известную трехчленную формулу-«православие, самодержавие, народность»-и использовали ряд постулатов славянофильства. Самое главное, что взяли крайне правые из славянофильского учения, - это резкое противопоставление России и Запада, под которым подразумевались католическая и протестантская цивилизации. Тогда как Россия, по их мнению, является созданием государей и народа, опиравшихся на учение православной церкви.

В разрез с политикой правительства, направленной на промышленную модернизацию страны, крайне правые утверждали, что «хозяйственная политика должна иметь своим руководящим началом взгляд на Россию, как на страну преимущественно крестьянскую и землевладельческую». Демократия представлялась черносотенцам самым ужасным злом, которое породил западный мир. Для крайне правых было характерно абсолютное недоверие к демократическим ценностям. Монархисты не разделяли убеждения о том, что индивидуальная свобода превыше всего. В их представлении человек всегда был частью общности - общины, сословия, народа. Скептически относились черносотенцы к социалистам всех направлений, которые критиковали буржуазные свободы и обещали победу истинного народовластия после социалистической революции. В противовес демократическим институтам черносотенцы выдвигали принцип абсолютной, единоличной власти.

Первые черносотенные организации появились в России в период назревания первой революции. Тогда они еще не называли себя черносотенцами, не были массовыми и существовали нелегально или полулегально. Свои листовки они, по примеру революционеров, размножали гектографическим способом. Сведения о нелегальных правых организациях встречаются в полицейских донесениях наряду со сведениями о революционных организациях и кружках. Как партия черносотенцы возникли в конце 1905 года, позже всех остальных партий. Таким образом, дворянство реагировало на консолидацию других классов.

Правительство не было заинтересовано в инициативе снизу, даже в инициативе правого толка. Министр внутренних дел В.К. Плеве не одобрял ни зубатовского энтузиазма, ни тем более энтузиазма никому не подотчетных организаций. Их не преследовали, но и не культивировали. Звездный час «черных сотен» пришелся на 1905-1906 года - времена массовых стихийных движений. Когда прежние методы - аресты, ссылки, тюрьмы, даже массовые расстрелы - уже не приносили нужных результатов, правительство решило задушить народное движение руками самого народа.

Ближайшими союзниками черносотенцев, а также их покровителями являлись консервативные правительственные круги, придворные, правые члены Государственного совета. Черносотенцы поддерживали тесные контакты с Постоянным советом объединенного дворянства, образованным в мае 1906 года, и его руководителем графом А.А. Бобринским. Также интенсивным было сотрудничество с националистами.

По мнению черносотенцев, у России было три врага, с которыми надо бороться, - инородец, интеллигент и инакомыслящий, причем воспринимались они неразрывно. В многонациональной империи невозможно бороться с революцией, не борясь с национально-освободительным движением. Невозможно ненавидеть интеллигенцию и при этом любить передовые идеи. Образ инородца поддерживался постоянно, но раньше это был поляк, а сейчас стал еврей. Правда и поляк считался «неблагонадежной» нацией, но доминирующим направлением правой идеологии стал антисемитизм.

В ХIХ веке в Польше прошло мощное освободительное движение, а на рубеже веков прошли массовые национально-освободительные движения многих народов. И в России наиболее бесправной оказалась та нация, которая в числе первых вступила в стадию капитализма. Даже В.В. Розанов, которого нельзя обвинить в любви к евреям, соглашался с невыносимым положением евреев. Именно из-за этого больше всего в национально-освободительное движение вовлекалось еврейской молодежи, что тоже объясняло их интересы: только после свержения самодержавия и завоевания демократических свобод евреи могли рассчитывать на равноправие с другими народами. В начале ХХ века ультраправый лагерь считал, что евреи были главными виновниками революционной смуты, а то, что в этом движении были русские, объяснялось сильным влиянием евреев. Однако надо учитывать, что приток евреев в передовые движения эпохи был напрямую связан с ассимиляционным процессом. Во время «Народной воли» революционеров еврейской национальности было не много, и все были людьми обрусевшими.

Ненависть к евреям была неразрывно связанна с ненавистью к собственной русской интеллигенции. Называя себя «русскими патриотами», на каждом шагу крича о своей любви к России, черносотенцы не могли смириться с тем, что наиболее ярко и талантливо служат отечеству как раз не они. В свою очередь интеллигенция с ее «мягкотелостью» и гуманностью не могла принять черносотенной идеологии. Известен даже случай, когда в одной из провинциальных гимназий ученики судили товарищеским судом двух старшеклассников, принявших участие в погроме. Их приговорили уйти из гимназии, и оба мальчика подчинились суровому решению, потому что это было делом чести.

Но тогда были люди, которые не могли поступиться принципами - интеллигенция. К черносотенцам не примкнул, не присоединился ни один из выдающихся деятелей русской культуры. Но зато и озлобление против них было сильное. «Христопродавцы, изменники России, интеллигентская шушера, жидолюбы» - такими «комплиментами» награждались в правой печати Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, Д. Мережковский, Л. Андреев.

Для черносотенной печати были характеры элементы возрастного консерватизма: недоверие к молодежи, неприязнь к ее вкусам и симпатиям. Черносотенцы выступали против увлечения прогрессивными идеями, против декадентства, а иногда и против образования, особенно заграничного. Возрастной консерватизм был присущ не только черносотенцам, но каждый последовательный черносотенец был невысокого мнения о современной ему молодежи. Простота, с которой все беды списывались на «внутреннего врага», делала черносотенную идеологию удобной для обывательского сознания. Черносотенцы ничего не предлагали и ничего не обещали, кроме как бить евреев, революционеров, либералов, интеллигентов. Поэтому русское крестьянство оказалось почти не затронутым черносотенным движением, так как они понимали, что, даже если они перебьют всех евреев поголовно, земля все равно останется в руках помещиков. К тому же, где их, евреев, взять на Псковщине или под Рязанью? Даже в западных губерниях, где была более благодатная почва для национальной розни, черносотенное движение пошло на убыль к концу революции 1905-1907 годов. Но все же главная ставка черносотенцев на примитивное разжигание межнациональной розни давала свои результаты - начались погромы.

В страшные дни погромов 1905-1907 годов русская интеллигенция не избежала удара, обрушившегося на «врагов России». Интеллигентов избивали и убивали на улицах подчас наравне с евреями. Опознать «предателей» было не трудно: молодежь носила ученическую форму, а взрослые форму ведомств. Например, в Екатеринбурге, в октябре 1905 года, толпа, враждебно настроенная к евреям и студентам, напала на группу молодежи, организовавшую очередной мирный митинг. В итоге побоища 2 человека были убиты,22 - ранены. Причем из 24 пострадавших было лишь 4 еврея. Известны мотивы нападения, которые свидетельствуют о стихийном характере действий толпы.

Вопреки распространенному мнению, не все погромы были подготовлены черносотенными организациями, которые были тогда еще весьма малочисленными. Ощущение подготовленности погромов возникало у современников вследствие массового характера беспорядков и бездействия властей, наблюдаемых повсеместно.

Хотя погромы проходили с одинаковой активностью не на всей территории России. Союз черносотенцев - Союз русского народа - был активен только в районах с многонациональным населением. В губерниях Центрального Черноземья лишь менее одной десятой процента населения входило в структуры СРН, так как там не было инородцев и, следовательно, объектов травли. Нечего было делать черносотенцам в Финляндии, Средней Азии, Прибалтике и Закавказье: там шовинистическая великорусская пропаганда была заведомо обречена на провал. Наиболее активно действовал СРН в регионах со смешанным населением - на Украине, в Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости» было сосредоточенно более половины всех членов СРН. Тут в ход шли речи такого типа: «...Русский народ, развесив уши, слушает еврейских ораторов и раскрывает им широко свои объятия. Русская интеллигенция, ставящая себя руководителем народа русского, в особенности молодежь учащаяся, которая не имеет ничего общего с горьким фабричным тружеником и деревенским пахарем, но подпавшая под еврейское воздействие, вовлекли и молодежь из народа в среду смутьянов...»

Истоком всех российских бед, по мнению СРН, была деятельность Петра Первого, завезенная им иностранная зараза». Через прорубленное окно в Европу повеял с Запада сквозной ветер старейшего европейского отрицания, язычества и рассудочности... Нет или не должно быть народности, единокровцев и единоверцев, своеплеменности...- а есть космополитизм; и миллионы листков, и тысячеустная пропаганда европействующих и еврействующих темнят и туманят русское народное сознание... Кругом отныне не все в твоем доме стали тебе братьями, сыновьями, отцами и дедами: тебя надувает иновер, давит инородец, обижает иностранец. Настало время защищаться у себя дома...» Иначе говоря - покончить с «паутиной, в которой задыхаются, выбиваясь из сил, монархи и народы, империи и республики - жизненные соки коих высасывают безжалостные и жадные пауки: жидомасоны.»

Как известно, все партии и движения славились особой полюбившейся тактикой: эсеры - индивидуальным террором, социал-демократы - стачками, кадеты - выступлениями в Государственной думе. Черносотенцам принадлежит монополия погромной тактики. Именно погромы были кульминационными моментами всех их действий, главным смотром сил и наиболее радикальным средством борьбы с революцией.

Совершенно погасить народный гнев в 1905-1906 годах было невозможно, однако подменить объект ненависти, направить гнев в другую сторону было спасительным для монархии. Погромы происходили в России и раньше, но только в ХХ веке они приобрели политическую окраску, и только в ХХ веке они превратились в тактику политического движения. Наиболее распространенными были еврейские погромы, но на Кавказе «обязанности» евреев выполняли армяне, а в глубинной России - русские интеллигенты и учащиеся. Так, например, в начале февраля 1905 года в Баку вспыхнул жестокий армянский погром, а вслед за ним произошли избиения студентов и гимназистов в Москве, Тамбове, Казани, Курске, Пскове и других городах.

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Ее судьба была более драматичной, чем судьба других партий. Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917г. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупней-шую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах са-моуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Ее представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве.

Привлекательными были ее идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Одна-ко, несмотря на все это, эсеры оказались неспособными противостоять захвату власти большевиками и организовать успешную борьбу против их диктаторского режима.

Вывод: Таким образом, революционно-демократические партии в России, оформились раньше, чем политические органи-зации и партии консервативного либерального направлений. Хотя как общественно-политические течения все они складывались, начиная с 20-х гг. ХIХ в., и прошли сложный путь развития. Но в России в конце XIX в., приобрели популярность именно революционно-демократическое направление. Причины этого коренились в глубоком неудовлетворении общества положением дел в стране и желанием как можно скорее изменить сложившийся порядок вещей.