Семья и ее типы. Семья: виды семей, функции, определение

Семья и ее типы. Семья: виды семей, функции, определение

1. Введение…………………………………………………………………3

2. Типология семейных структур…………………………………………..5

2.1. Формы организации семьи………………………………………….5

2.2. Формы власти……………………………………………………….6

2.3. Формы проживания супружеских пар……………………………...7

2.4. Формы брака………………………………………………………...8

2.4.1. Экзогамия и эндогамия………………………………………...8

2.4.2. Моногамия и полигамия……………………………………….9

3. Функции семьи…………………………………………………………..10

4. Факторы, влияющие на выбор партнера для брака……………………..14

5. Жизненный цикл семьи………………………………………………….16

6. Дети в семье…………………………………………………………... ....18

6.1. Малодетность……………………………………………………. .....18

6.2. Работающие матери………………………………………………….18

7. Альтернативные жизненные стили……………………………………....20

7.1. Холостяцкая жизнь………………………………………………….. 20

7.2. Незарегистрированные пары………………………………………....20

7.3. Гомосексуальные пары……………………………………………….21

7.4. Семьи с родителями-одиночками…………………………………... .22

8. Тенденции развития семейно-брачных отношений…………………...…23

8.1. Конфликт в семье……………………………………………………24

8.2. Причины разводов…………………………………………………...26

9. Заключение………………………………………………………………..28

10. Список использованной литературы…………………………………....29


Введение.

Выделение института семьи из других социальных институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми социологами основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Так как главным образом в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семья – это социальный институт, с одной стороны, и малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития, с другой. Отсюда ее зависимость от общественного строя, су­ществующих экономических, политических, религиозных от­ношений и одновременно - относительная самостоятельность.

С институтомсемьи тесно связан другой общественный ин­ститут - «институт брака - санкционированная обществом, со­циально и личностно целесообразная, устойчивая форма поло­вых отношений».

Понятию семьи сложно дать точное определение. Многие из нас представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из супружеской пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Часто под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не женатая пара и ее дети. Социологи, как правило, рассматривают семью как социальную группу, основанную на кровнородственных связях и регулирующую отношения между супругами, родите­лями и детьми, а также ближайшими родственниками, которые живут совместно, сотрудничают экономически и заботятся о детях. Кроме этого некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; то есть семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

Как правило, основу семьи составляет брачная пара. Одна­ко есть семьи, юридически не оформленные, но характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или по каким-либо причинам целое родительское по­коление (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без роди­телей).

Типология семейных структур.

Формы организации семьи.

По формам организации семьи различают нуклеарные и расширенные семьи. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на второй план. В расширенной семье, состоящей из нескольких поколений,– ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными.

«В течение некоторого времени социологи полагали, что индустриализация подорвала расширенную семью, одновременно способствуя развитию нуклеарных семей. К примеру, Уильям Дж. Гуд на основании обзора состояния семей во многих странах мира пришел к выводу, что индустриализация ослабляет расширенную семью за счет ряда факторов. Во-первых, индустриализация побуждает людей перемещаться в поисках новой работы и возможностей служебного роста, что ослабляет родственные связи, требующие частых и близких контактов. Во-вторых, индустриализация способствует росту социальной мобильности, что приводит к трениям между кровными родственниками, принадлежащими к различным социальным слоям. В-третьих, индустриальное общество замещает кровнородственные группы в решении таких общих проблем, как обеспечение безопасности, образование, военная защита и денежное кредитование, социальными институтами. В-четвертых, в индустриальном обществе на первый план выходят личные достижения индивида, что уменьшает зависимость индивидов от своих семей.

Однако в последние годы многие социологи пришли к другому мнению и полагают, что индустриализация и расширенная семья не являются несовместимыми. В частности, исследователи, изучавшие семейную жизнь текстильных рабочих в Нью-Гемпшире в XIX в., обнаружили, что индустриализация способствовала усилению родственных связей. Разные поколения не только часто жили в одном доме и вели общее хозяйство, но и во многом помогали друг другу. В самом деле, экономические перемены и увеличение численности кровных родственников могли реально способствовать образованию расширенных семейных укладов в начальный период индустриализации западных стран» .

Формы власти.

По характеру распределения семейных обязанно­стей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве и власти, социо­логи выделяют такие типы се­мьи:

1. Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип ор­ганизации семьи, когда совместно проживают как минимум три поколения, и роль лидера отводится стар­шему мужчине.

Для традиционной семьи характерны:

а) эко­номическая зависимость женщины от супруга;

б) функцио­нально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление обязанностей (муж - кормилец, жена - хозяйка);

в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

2. Матриархальная семья - противоположный по свойствам семейный уклад -, то есть сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. Тем не менее, хотя матриархат в большинстве обществ не является предпочтительной формой семейного уклада, он часто возникает в силу определенных обстоятельств – в результате смерти мужа или его ухода из семьи.

2. Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традицион­ные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей пер­вого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуата­торским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключи­тельное» право на домашний труд.

3. Эгалитарная семья (семья равных).

Для семьи такого типа характерны:

а) пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяе­мость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);

б) обсуждение основных проблем и со­вместное принятие важных для семьи решений;

в) эмоцио­нальная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократиче­ских ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

В современной семье не только трансфор­мируются традиционные роли женщин, что связано с их участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и необычайными случаи, ко­гда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком.

Семья представляет собой своеобразный слепок общества, только уменьшенный по своим размерам. Семья – это ячейка государства и она осуществляет ряд важных функций.

В юридическом смысле,

Семья - представляет собой группу лиц, связанных между собой взаимными правами и обязанностями, которые возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

Функции семьи:

1. Репродуктивная: рождение детей.

2. Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.

3. Защитная: забота о здоровье, содержание и защита семьи.

4. Экономическая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.

5. Образовательная: обучение детей.

6. Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.

7. Эмоциональная: удовлетворение потребностей в уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.

8. Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.

9. Социальная: передача детям социального опыта.

10. Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

Типы семьи.

1. В зависимости от форм брака:

- моногамная семья - состоящая из двух партнёров

- полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров (например, полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами и полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. (народов Тибета, Гавайских островов).

2. В зависимости от пола супругов:

- однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей.

- разнополая семья

3. В зависимости от количества детей:

Бездетная семья; однодетная семья; малодетная семья; среднедетная семья; многодетная семья.

4. В зависимости от состава:

- простая семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей.

- сложная семья - большая семья из нескольких поколений..

5. В зависимости от места человека в семье:

- родительская - это семья, в которой человек рождается

- репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам

6. В зависимости от проживания семьи:

- матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,

- патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;

- неолокальная - семья проживающая отдельно от родителей

3. Порядок и условия заключения брака.

Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

2. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

3. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

4. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

5. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Условия заключения брака

1. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак,

2. Достижение ими брачного возраста.

3. Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

1. Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2. Близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

3. Усыновителями и усыновленными;

4. Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Вначале рассмотрим само понятие семьи и те причины, по которым семья имеет такое большое влияние на формирование характера будущего семьянина.

В современном семьеведении принято следующее определение семьи:

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов.

1. Вступление в брак.

2. Рождение первого ребёнка.

3. Окончание деторождения.

4. «Пустое гнездо» (выделение из семьи последнего ребёнка).

5. Прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Если говорить об основных типах семьи , то можно выделить следующие типы:

1) Городская и сельская (в зависимости от места жительства)

2) Семья, состоящая из многих поколений (все члены живут вместе)

3) Нуклеарная семья (муж, жена и дети, функцию обучения и воспитания детей, в том числе их социализацию, берут на себя детский сад и школа)

4) Молодая семья (супружеская пара, с детьми или без, в первом браке, возраст семьи не старше 5 лет, возраст супругов не более 30 лет)

5) Неполная семья (семья с одним родителем в результате развода или смерти одного из супругов)

6) Внебрачная семья (родители не состоят в браке, сопровождается отрицательным отношением со стороны общества)

7) Семья в повторном браке (семья с двумя родителями, где могут быть дети как общие, так и от первых браков)

8) «Маленькая мама» (рождение ребёнка женщиной, недостигшей совершеннолетия, также сопровождается отрицательным отношением со стороны общества)

9) Многодетная семья (семья, в которой более 10детей).

В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название «инстинкт размножения». Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья - это социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику. Согласно данным социальным законам, семья призвана выполнять ряд функций:

1. Репродуктивная функция - самовоспроизведение, размножение, произведение потомства, обусловленное необходимостью продолжения человеческого рода.

2. Экономическая и хозяйственно-бытовая - накопление богатства для членов семьи (напр., приданое для невесты), бытовое обеспечение неработающих членов семьи.

3. Первичная социализация - семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребёнка и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребёнка тому социальному опыту, который накопило человечество, и культуре родной страны, её нравственным нормам, традициям - прямая функция родителей.

4. Воспитательная функция - именно родители всегда были и остаются первыми воспитателями ребёнка. Воспитание ребёнка в семье - сложный социально-педагогический процесс, который включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование характера ребёнка.

5. Рекреационная и психотерапевтическая - семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищённым, быть абсолютно принятым несмотря на его статус, жизненные успехи, финансовое положение.

Наиболее подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр А. Е. Личко.

Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

1) Структурный состав:

Полная семья (есть мать и отец);

Неполная семья (есть только мать или отец);

Искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2) Функциональные особенности:

Гармоничная семья;

Дисгармоничная семья.

Гармоничная семья. Это действительно здоровая семья. (Имеется в виду, разумеется, не физическое здоровье семьи, а нормальные взаимоотношения между ее членами)

Члены такой семьи:

открыто общаются между собой и слушают друг друга;

поддерживают друг друга;

учат уважать других;

развивают доверие к людям;

имеют чувство юмора и не отказываются от игр и развлечений;

имеют понятие о разделенной ответственности;

учат детей понятиям хорошего и плохого;

дорожат принадлежностью к семье, ее традициям и ритуалам;

уважают потребность в уединении каждого;

ценят услуги друг друга, заботу;

соблюдают время обеда и используют его как прекрасную возможность для беседы;

любят вместе проводить свободное время;

умеют распознать свои проблемы и не боятся обратиться за помощью.

В здоровой семье удовлетворяются психологические потребности каждого члена семьи. Естественно, что потребности в еде, медицинской помощи, образования и тому подобное тоже удовлетворяются. Каждый чувствует свою принадлежность к семье и буквально кожей ощущает, что он дорог.

Если же у кого-то есть необходимость почувствовать свою независимость, то ему предоставляется такая возможность, ему позволяют делать свои собственные ошибки и не стыдят его за это. Каждый член семьи имеет возможность расти духовно. В то же время он может развлекаться, играть даже в «глупые» игры, дурачиться.

Все чувства в здоровой семье могут быть высказаны или выражены бессловесным образом, естественно, в приемлемой, цивилизованной форме. Допускается выражение всех чувств, включая гнев, досаду, ненависть.

Если же есть повторяющиеся проблемы, то они разрешаются усилиями всех членов семьи. В случае необходимости обращаются к специалистам.

Детей любят и не тяготятся ими. Родители выслушивают детей, а не читают им нотации. В то же время родители заботятся о себе, уделяют много времени своим взаимоотношениям, что дает детям модель для построения их отношений с людьми.

В здоровой семье уважают границы духовного суверенитета, границы личности каждого.

Если же в семье имеется предрасположенность к таким болезням, как алкоголизм, депрессия, то члены семьи не замалчивают эти проблемы, а свободно обсуждают их, обращаются за помощью к специалистам, если это нужно.

В здоровой семье каждый отвечает за свои действия, и другие не считают, что должны брать на себя всю ответственность за поступки каждого члена семьи.

В такой семье разговаривают непосредственно друг с другом, прямым и открытым способом, не сплетничают, не шепчутся за спиной, не используют третьих лиц для передачи информации.

Члены семьи разделяют чувства друг друга, но не подавляют один другого, смело смотрят правде в глаза. В то же время они умеют посмотреть на проблему как бы со стороны, отстраненно.

Советы дают только в том случае, когда кто-то об этом просит и когда это уместно. Детей поощряют бороться с трудностями собственными силами, чтобы они не нуждались в родителях каждую минуту, а прокладывали в жизни и свои собственные пути.

Дисгармоничные семьи бывают разными.

Выделяются следующие причины дисгармонии :

1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой -- только подчиняется);

2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

Разнообразие взаимоотношений между членами гармоничных и дисгармоничных семей очень велико в силу неповторимости жизненного опыта каждой отдельно взятой личности. И таким же образом, растущий ребёнок, будущий семьянин впитывает в свое сознание своеобразный, неповторимый, свойственный только для его семьи стиль взаимоотношений между супругами (как ведут себя друг с другом его мама и папа).

Но передача этого опыта от родителей к детям идёт параллельно в двух направлениях:

1. Родители воспитывают ребёнка, прививая ему те или иные формы поло-ролевого поведения прямыми словесными методами («Мальчики себя так не ведут!», «Папа так никогда не делает!», «Поплачь! Ты же девочка!»).

2. Родители демонстрируют собственным поведением примеры и нормы взаимоотношений между собой (что оставляет гораздо больший след в сознании ребёнка в силу его инстинкта к подражанию). Известнейший факт: мама может долго приучать ребёнка чистить зубы, но он не будет делать этого, пока сама родительница не станет регулярно демонстрировать желательный образец поведения. Также родители в процессе воспитания пользуются приёмами и методами, последствия которых не осознаются.


Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние :

С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации:

В зависимости от форм брака :

    моногамная семья — состоящая из двух партнёров;

    полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.

В зависимости от количества детей:

    бездетная или инфертильная семья;

    однодетная семья;

    малодетная семья;

    среднедетная семья;

    многодетная семья.

В зависимости от состава:

    простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

    • элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

      • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок;

        неполной — семья только из одного родителя с детьми или семья, состоящая только из родителей без детей;

    • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных;

    сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

    родительская — это семья, в которой человек рождается;

    репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от пола супругов:

    однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков;

    разнополая семья.

В зависимости от проживания семьи:

    матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;

    патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

    неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от наследования:

    патрилинеальные — наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии;

    матрилинеальные — наследование по женской линии.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

по материалам сайта:http://ru.wikipedia.org

Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

По воспитательному потенциалу

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Послесловие

Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
  • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.