Молочная ферма зарубежной европы. Сельское хозяйство: три главных типа

Молочная ферма зарубежной европы. Сельское хозяйство: три главных типа

Общая характеристика хозяйства стран Южной Европы . Долгое время по уровню эко­номического развития страны Южной Европы значительно уступали странам Западной и Северной Европы . Однако в конце XX в. бла­годаря грамотной экономической политике и помощи со стороны Ев­ропейского Союза они сумели преодолеть отставание. Сегодня уро­вень социально-экономического развития стран Южной Европы со­поставим со средним д/ш ЕС. Главными особенностями хозяйственного развития стран Южной Европы являются: хорошая обеспеченность трудовыми ресурсами и отдельными видами минерально-сырьевых ресурсов; развитие эко­номики в условиях недостатка собственных топливно-энергетических ресурсов; значимая роль в экономике стран сельского хозяйства, а в нем - преобладание растениеводства над животноводством; развитие мощного туристического бизнеса, связанного с наличием большого числа памятников истории и архитектуры, а также исключительно благоприятными природными ус­ловиями Средиземноморья.

Промышленность. На фор­мирование структуры промыш­ленности сказалось практически полное отсутствие в регионе нефти и природного газа - важ­нейших источников энергии и сырья . Поставки минерального топлива осуществляются из стран Северной Европы, России, Север­ной Африки и Ближнего Востока. Как следствие - для размещения промышленности характерно тяготение к морским побережьям. Здесь сосредоточено большинство предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей, черной и цветной металлургии, легкой промышленности. Основная часть электроэнергии производится на тепловых электростанциях, работающих на мазуте и природном газе. В Испа­нии 25 % электроэнергии вырабатывают АЭС. В условиях дефицита минерального топлива актуально использование возобновляемых источников энергии. В Италии и Испании велика роль гидроэнерге­тики. Многочисленные ГЭС, дающие дешевую энергию, построены на горных реках в Альпах и Пиренеях. Все большее развитие хозяйства стран Южной Европы , получает использование солнечной энергии.
В портовых городах Италии, Испании, Греции, куда доставляется импортная нефть, сформировалась мощная нефтеперерабатыва­ющая и нефтехимическая промышленность. От привозного сырья зависит и черная металлургия. Крупные месторождения угля и железной руды есть только в Испании; однако их запасы значительно истощены. Поэтому предприятия по производству черных металлов тоже концентрируются в портовых центрах. Преобладает электро­металлургия, как следствие - сталь, производимая в этих странах, отличается высоким качеством . Ведущей отраслью промышленности в крупных странах региона является машиностроение. Его основу составляет производство транспортных средств - легковых и грузовых автомобилей, морских судов. В последнее время высокими темпами развивается электро­ники и электротехника, приборостроение. Всемирно известны марки итальянских холодильников и стиральных машин, компьютеры фирмы «Оливетти». В Италии высокого уровня достигло станкостроение.
Традиционно важную роль в экономическом развитии хозяйства стран Южной Европы играют легкая и пищевая промышленность. Страны являются крупными производителями хлопчатобумажных и шерстяных тканей, трикотажа, одежды и обуви, мебели, ювелирных изделий. Пищевая про­мышленность специализируется на производстве макарон, оливкового масла, виноградных вин, овощных и фруктовых консервов, соков. Богатые запасы различного строительного камня и сырья для цементной промышленности способствуют развитию производства. Значительная часть продукции (облицовочная плитка, мрамор, цемент) экспортируется.
Сельское хозяйство. Особен­ность сельского хозяйства стран Южной Европы - преоблада­ние растениеводства над жи­вотноводством. Причина такой отраслевой структуры кроется в природных условиях. Теплый средиземноморский климат в сочетании с искусственным оро­шением позволяет выращивать самый разнообразный в мире на­бор сельскохозяйственных рас­тений . А наличие по соседству обширного европейского рынка сбыта способствует производству субтропических культур в больших объемах. Недостатком является ограниченность земель, пригодных дня ведения сельскою хозяйства. Использование для земледелия горных склонов возможно лишь с помощью террасирования, распространен­ного в средиземноморских странах издавна. Самыми характерными для региона культурами являются оливы и виноград. Повсеместно выращивают разнообразные овощи и фрукты. Среди овощей объ­емами производства выделяются помидоры, из фруктов - персики, абрикосы, черешня. Большая часть типично субтропических куль­тур - инжира, цитрусовых - экспортируется. Зерновые (пшеница, ячмень, рис), бобовые и бахчевые культуры производятся дня собственных нужд. Из технических культур наиболь­шее значение имеют сахарная свекла, табак и хлопчатник.
Развитие животноводства всегда сдерживалось недостатком кормовой базы . В последние годы, не выдерживая конкуренции высо­коспециализированных хозяйств стран Западной и Северной Евро­пы, производство животноводчес­кой продукции сокращается. В регионе представлены все основные отрасли животновод­ства: разведение крупного и мел­кого (овец, коз) рогатого скота, свиней, птицы. Овец повсеместно разводят на естественных пастбищах. В зависимости от сезона, стада перегоняют. Стойловое жи­вотноводство сочетается с зем­леделием и характерно для пло­дородных низменностей, прежде всего для Поданской равнины в Италии. Здесь, а также в приго­родных зонах крупных городов, сосредоточено молочное живот­новодство, свиноводство и птицеводство. Важную роль в питании жителей региона играют морепродукты.
Транспорт и сфера услуг. На транспортную систему хозяйства стран Юж­ной Европы сильно повлияло полуостровное положение. Большую роль в международных и внутренних перевозках играет морской транспорт. Все страны обладают крупным торговым флотом, часть которого сдается в аренду. Особенно развит фрахт мор­ских судов в Греции. Усиленно развивается авиационный транспорт, осуществляющий как внутренние, так и международные перевозки пассажиров . Все крупнейшие населенные пункты региона связаны между собой ав­томобильными и железными дорогими. Через построенные в горах тоннели осуществляются связи с континентальными районами Европы.
Развитие сферы услуг направлено на обслуживание многочис­ленных иностранных туристов. Ежегодно страны Южной Европы посещает более 100 млн отдыхающих со всего мира. Их привлекают благоприятный климат, теплое море в сочетании с горным рельефом, неповторимые архитектурные ансамбли городов, высокий уровень обслуживания в многочисленных гостиницах и ресторанах. Большой популярностью пользуются горные курорты. Традиционным местом паломничества верующих является Ватикан. Ежегодные доходы от иностранного туризма в каждой из крупных стран региона составляют десятки миллиардов долларов.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ТРИ ГЛАВНЫХ ТИПА.

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Основным типом сельскохозяйственного предприятия является крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.

Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы - растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южно-европейский.

Для североевропейского типа , распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов.

Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна - один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют "молочной фермой" Европы.

Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и "работает" на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.

Для южно-европейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря - главный "сад Европы".

Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют "уэрта", т. е. "сад". Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего - апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире. В Греции более 90 млн. оливковых деревьев. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь - знак мира.

Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды - цветов, Германия и Чехия-выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире.

Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

Задачи и тесты по теме "Сельское хозяйство: три главных типа."

  • Типы поселений - Население Земли 7 класс
  • Индия - Евразия 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 9 Тестов: 1

  • США - Северная Америка 7 класс

    Уроков: 6 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Хозяйственная деятельность населения мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Государства Африки - Африка 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: показать разнообразие культурных миров, моделей экономического и политического развития, взаимосвязь и взаимозависимость стран мира; а также убедиться в необходимости глубокого понимания закономерностей общественного развития и тех процессов, которые происходят в мире.

Основные понятия: западноевропейский (североамериканский) тип транспортной системы, портово-промышленный комплекс, "ось развития", столичный регион, промышленный пояс, "ложная урбанизация", латифундия, шипстейшнз, мегалополис, "технополис", "полюс роста", "коридоры роста"; колониальный тип отраслевой структуры, монокультура, апартеид, субрегион.

Навыки и умения: уметь оценивать влияние ЭГП и ПГП, историю заселения и развития, особенности населения и трудовых ресурсов региона, страны на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, уровень экономического развития, роль в МГРТ региона, страны; определять проблемы и прогнозировать перспективы развития региона, страны; выделять специфические, определяющие черты отдельных стран и давать им объяснение; находить черты сходства и различия в населении и хозяйстве отдельных стран и давать им объяснение, составлять и анализировать картосхемы и картограммы.

Зарубежная Европа смогла наладить довольно-таки высокопродуктивное сельское хозяйство. Страны этой части мира не только в состоянии обеспечить продовольствием собственное население, но и в большинстве своем являются крупными экспортерами продуктов растениеводства и животноводства. Что касается первой отрасли, то наиболее развитым в государствах Европы является молочное скотоводство. В растениеводстве этого региона преобладают такие направления, как огородничество и садоводство. Некоторые страны также являются крупнейшими экспортерами зерновых, в основном пшеницы.

зарубежной Европы: доля активного населения

После Второй мировой войны в экономике государств этого региона произошли серьезные изменения. Доля активного населения, занятого в сельском хозяйстве, значительно снизилась. Связано это было с развитием новых интенсивных методов производства, повышением благосостояния населения и многими другими факторами. Однако серьезные различия между отдельными странами в этом плане сохранились. К примеру, в Великобритании на 2005 год в сельскохозяйственной области было занято около 1,4% всего активного населения, в Португалии - 19%, а в Румынии - 42%. Похожая ситуация сохраняется и сегодня.

Основные типы ведения

Специализацией, которой по праву может гордиться сельское хозяйство зарубежной Европы, является субтропическое земледелие. Основную часть импорта продовольственных продуктов из этой части земного шара составляют виноград, фрукты, сахар и вина. Второе место занимают продукты молочного животноводства - молоко, мясо, сыр, сливочное масло.

Таким образом, основные типы сельского хозяйства зарубежной Европы таковы:

  • Среднеевропейский с преобладанием животноводства (в основном молочного) в структуре.
  • Южноевропейский с преобладанием растениеводства, в основном субтропического.

Можно также выделить восточноевропейский тип сельского хозяйства, гораздо менее специализированный. Подобная организация характерна для государств бывшего социалистического лагеря.

Среднеевропейский тип

Страны зарубежной Европы с такой организаций сельского хозяйства специализируются в основном на мясомолочном животноводстве и кормопроизводящем растениеводстве. Также довольно-таки важными подотрослями в этих государствах являются овощеводство и выращивание

Животноводство

В западных районах Англии, на севере Германии и Франции, в Нидерландах, Дании и Швейцарии особенно хорошо развито молочное скотоводство. Масло, маргарин, сгущенное молоко и сыры составляют значительную часть импорта продуктов питания из этих стран. В Германии, Франции, Нидерландах и Дании очень много ресурсов также задействовано в мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве. Значительную часть в структуре сельского хозяйства эти подотрасли занимают и в Великобритании. В районах же со скудной кормовой базой (Шотландия, Центральный массив во Франции, Пеннины) неплохое развитие нашло традиционное экстенсивное овцеводство.

Растениеводство

Сельское хозяйство зарубежной Европы, если говорить о северных и западных регионах, как уже упоминалось, специализируется в основном на животноводстве. Растениеводство в странах со среднеевропейским типом его организации обычно играет второстепенную роль и ориентировано, прежде всего, на помощь скотоводству и свиноводству. Две пятых земель этой части зарубежной Европы занято под луга и пастбища. На возделанных же почвах выращивают в основном картофель, рожь, овес и Однако в последнее время растениеводство в странах со среднеевропейским типом хозяйствования становится все более самостоятельной отраслью. В первую очередь это можно отнести к Франции. На данный момент это государство является, к примеру, одним из крупнейших импортеров пшеницы и сахара.

Цветоводство

Сельское хозяйство зарубежной Европы в северных и ориентировано в основном на кормовое растениеводство. Однако в этом регионе существует еще одна очень хорошо развитая подотрасль - цветоводство. Специализируются на нем в основном Нидерланды. Выращивать луковичные и древесно-кустарниковые декоративные растения в этой стране начали очень давно - более 400 лет назад. Первые тюльпаны завезли в Нидерланды из Турции. За небольшой промежуток времени в Голландии были выведены тысячи сортов и разновидностей этого цветка. На настоящий момент Нидерланды являются одним из самых крупных поставщиков декоративных растений - тюльпанов, роз, хризантем, нарциссов и т. д. - в мире.

Характеристика сельского хозяйства зарубежной Европы: южный тип

Для стран с такой организацией характерна специализация на растениеводстве. Выращивают в государствах в том числе и зерно. Однако наиболее популярными являются такие культуры, как миндаль, цитрусовые, овощи и фрукты. Львиную же долю сельскохозяйственного производства занимают виноград и оливки.

Наиболее яркими примерами специализации на субтропических культурах являются южные, прилегающие к морю районы Испании и Италия. Последняя занимает, к примеру, первое место по сбору винограда в мире. Ежегодный урожай овощей в Италии составляет 14-15 млн т, плодов, цитрусовых и винограда - 18-18 млн т. В южных регионах Испании при помощи древних римских оросительных систем выращивают в основном зерновые, хлопчатник и табак. Также здесь очень неплохо развито овощеводство, виноградарство и цитрусовое садоводство. По сбору же маслин Испания занимает первое место в мире.

Восточноевропейский тип

Сельское хозяйство таких стран, как Польша, Словакия, Болгария и т. д., развивалось в особых экономических условиях. В середине прошлого века в этом регионе активно создавались колхозы и совхозы. Поэтому какой-либо ярко выраженной специализации эти страны зарубежной Европы в сельском хозяйстве не имеют. Более или менее отчетливо она проявилась лишь в выращивании овощей, табака, фруктов и винограда. Развито в этих регионах и зерновое хозяйство. В особенности неплохих успехов в этой отрасли растениеводства добилась Венгрия. Урожайность зерновых в этой стране составляет 50 ц с гектара. На душу населения приходится 1400 кг. В Румынии, Болгарии, Сербии и Хорватии выращивают в основном овощи, фрукты и виноград.

Сельское хозяйство зарубежной Европы (таблица):

Тип сельского хозяйства

Направление

Страна

Животноводство

Растениеводство

Среднеевропейский

Молочное, мясомолочное

Кормовые культуры, овощи, картофель, зерновые, цветоводство

Франция, Германия, Великобритания, Дания, Швейцария, Нидерланды

Овцеводство

Франция, Великобритания

Южноевропейский

Садоводство, виноградарство, оливки, цитрусовые

Италия, Испания

Восточноевропейский

Зерновые, садоводство, виноградарство, овощеводство

Польша, Болгария, Венгрия

Вот таким вот примерно образом по отраслям и подотраслям распределено сельское хозяйство зарубежной Европы. Таблица, конечно, не слишком подробная, но дает о его структуре общее представление.

Природные предпосылки развития сельского хозяйства:

    положение большей части Зарубежной Европы (кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах,

    положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении),

    наличие естественных лугов и пастбищных угодий, благоприятных для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.) развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои потребности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства, мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления.

В зависимости от природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

  • 1. Североевропейский тип характерен для таких стран, как Норвегия, Финляндия, Великобритания, Швеция. Для этого типа характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в растениеводстве - производство кормовых культур.
  • 2. Среднеевропейский тип отличается преобладанием молочного и молочно-мясного животноводства, а также свиноводства и птицеводства. Дания, называемая «молочной фермой Европы» – один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, яйца. Растениеводство этого типа не только обслуживает животноводство, но и обеспечивает потребности населения в продовольствии. Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю Франции - единственного в регионе крупного его экспортера.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Польша).

3. Южноевропейский тип (Португалия, Испания, Италия, Греция, Болгария, новые балканские страны) отличается значительным преобладанием растениеводства над горно-пастбищным животноводством. Главное место в посевах занимают зерновые культуры, но отраслью международной специализации является производство фруктов, винограда, оливок, миндаля, табака, эфиромасличных культур. По сбору оливы, сбору винограда и производству вин в мире лидирует Италия, по экспорту апельсинов – Испания, по производству и экспорту розового масла – Болгария.

Природные предпосылки развития сельского хозяйства:

Положение большей части Зарубежной Европы (кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах,

Положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении),

Наличие естественных лугов и пастбищных угодий, благоприятных для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.) развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои потребности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства, мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления.

В зависимости от природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

1. Североевропейский тип характерен для таких стран, как Норвегия, Финляндия, Великобритания, Швеция. Для этого типа характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в растениеводстве - производство кормовых культур.

2. Среднеевропейский тип отличается преобладанием молочного и молочно-мясного животноводства, а также свиноводства и птицеводства. Дания, называемая «молочной фермой Европы» – один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, яйца. Растениеводство этого типа не только обслуживает животноводство, но и обеспечивает потребности населения в продовольствии. Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю Франции - единственного в регионе крупного его экспортера.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Польша).

3. Южноевропейский тип (Португалия, Испания, Италия, Греция, Болгария, новые балканские страны) отличается значительным преобладанием растениеводства над горно-пастбищным животноводством. Главное место в посевах занимают зерновые культуры, но отраслью международной специализации является производство фруктов, винограда, оливок, миндаля, табака, эфиромасличных культур. По сбору оливы, сбору винограда и производству вин в мире лидирует Италия, по экспорту апельсинов – Испания, по производству и экспорту розового масла – Болгария.

Зарубежная Европа - район развитого рыболовства . Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

Транспорт зарубежной Европы

Зарубежная Европа – район высокоразвитого транспорта. Региональная транспортная система относится к западно-европейскому типу. Ее каркас образуют магистрали широтного и меридиального направлений. Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию (Франция), либо многоцентровую (ФРГ). В местах пересечения различных транспортных линий, как сухопутных, так и водных образуются транспортные узлы. Такими узлами по сути являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки.

По дальности перевозок зарубежная Европа уступает США и России, зато по обеспеченности транспортной сетью и интенсивности движения стоит далеко впереди.

Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (автострады международного значения: Лиссабон - Париж - Стокгольм, Лондон - Франкфурт-на-Майне - Вена - Белград - Стамбул и др.).

Железнодорожный транспорт в Западной Европе сокращается, а в Восточной Европе остается основным видом, занимающим по объему перевозок первое место в регионе.

Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон - Мадрид - Париж - Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София - Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж - Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон, Лондон - Париж - Марсель, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим, Гданьск - Варшава - Вена - Будапешт - Белград - Афины.

Речной транспорт региона хорошо развит благодаря наличию водных путей, имеющих меридиальное (Рейн) и широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250-300 млн тонн грузов в год. Недавно введен в строй водный путь, соединяющий обе главные водные артерии зарубежной Европы: Рейн - Майн – Дунай.

Международное значение имеют морской транспорт. Во многих странах Европы доля морского транспорта в грузообороте очень велика. Например, во Франции, Нидерландах, Ирландии она составляет – 4/5, а в Великобритании – 9/10. Огромное значение имеют обслуживающие этот вид транспорта морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого составляет около 300 млн. т в год является крупнейшим портом мира. Крупные порты Европы по существу превратились сейчас в единые портово-промышленные комплексы.

Также в зарубежной Европе развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Во второй половине 90-х годов был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование девяти транспортных коридоров между Западом и Востоком Европы общей протяженностью 17 тыс км. Каждый коридор будет представлять собой полимагистраль, включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор – также и водный путь. Два таких коридора будут проходить через Москву: Берлин – Варшава – Минск - Москва и Хельсинки - Санкт-Петербург – Москва – Киев – Кишинев - Бухарест.

Зарубежная Европа - основной центр международного туризма . Здесь получили развитие все виды туризма. В качестве стран-лидеров международного туризма неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако обслуживание туристов служит главным источником доходов (до 100 туристов на каждого жителя).

В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристско-рекреационные районы двух типов – приморские (Средиземноморье) и горные (Альпы).

Кроме того, туристов привлекают исторические достопримечательности Европы, города Париж, Рим, Мадрид, Лондон, Амстердам, Вена, Дрезден, Прага, Будапешт, Венеция, Неаполь, Афины и др.

Наука и финансы региона.

По примеру «Селиконовой долины» в США в зарубежной Европе также возникло большое число научно-исследовательских парков, технополисов и т.п. Самые крупные из них находятся в районе Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы формируется так называемая «долина высокой технологии».

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Ведущей в этой сфере является Швейцария (половина всех ценных бумаг мира). В последнее время в страну-банкира превратился Люксембург. Крупнейшим финансовым центром остается Лондон.

Экологические проблемы региона значительно обострились в послевоенное время. Значительное число экологических проблем связано с:

Антропогенными изменение ландшафта, связанными с добычей полезных ископаемых и другими видами деятельности человека;

Сжиганием и химической переработкой высокозольного топлива (в первую очередь бурого угля);

Размещением на берегах рек и морских побережьях ряда городов и агломераций, промышленных объектов;

Распространением кислотных дождей;

Возрастающей плотностью автомобилей (250-300 машин на кв.км.);

Стихийным развитием туризма в ряде районов;

Катастрофами танкеров на подступах к Европе (особенно Ла-Манш)

Самая сложная экологическая ситуация остается в Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше и др. В целом в восточной части региона экологическая ситуация хуже, чем в западной.

В настоящее время все страны региона проводят государственную экологическую политику и пытаются принимать все возможные меры по охране окружающей среды.

6. Географический рисунок расселения и хозяйства.

Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась еще в 19-ом веке, когда главным фактором был природно-ресурсный. В настоящее время в регионе насчитывается около 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах так называемой «центральной осиразвития», которая простирается по территории восьми стран (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Италия, Австрия, Швейцария). Стержнем этой оси служит главная линия Рейн – Рона. В ее пределах проживают 120 млн человек и сосредоточено около половины всего экономического потенциала зарубежной Европы. В регионе можно выделить и ряд подобных «осей» меньшего масштаба (промышленно-городской пояс вдоль общих границ Польши, Чехии и ФРГ; дунайская «ось» ; полосы вдоль нефтепроводов; некоторые приморские зоны).

Промышленные районы зарубежной Европы условно можно разделить на четыре группы:

1. Высокоразвитые районы , сосредоточившие высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, крупнейшие банки, биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения и т.п.:

Столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа;

Южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене;

- «промышленный треугольник» Милан-Турин-Генуя в Италии;

Промышленно-городская агломерация Рандстад в Нидерландах и др.

2. Старопромышленные районы , где преобладают базовые отрасли, возникшие в 19-ом, начале 20-го веков:

Рур в ФРГ;

Ланкашир, Йоркшир, Южный Уэльс в Великобритании;

Эльзас и Лотарингия во Франции;

Верхне-Селезский район в Польше;

Остравский район в Чехии и др.

3. Отсталые аграрные районы, где доход на душу населения ниже, преимущественное занятие населения – сельское хозяйство:

Юг Италии;

Запад Франции;

Центральная и юго-западная часть Испании;

Португалия;

Греция и др.

4. Районы нового освоения:

Северная часть Скандинавии;

Акватория Северного моря.