Искусстве добавить комментарий comment. Как писать от имени сообщества в вк

Искусстве добавить комментарий comment. Как писать от имени сообщества в вк

Сформулируйте тезис. В школах и университетах преподаватели нередко дают задание написать литературный комментарий. Ученику необходимо оценить литературное произведение, чаще всего роман, стихотворение или пьесу. Краеугольный камень удачного комментария - четкий и логичный тезис.

  • Тезис представляет собой ваше утверждение или точку зрения. Именно здесь вам нужно высказать свою точку зрения, а в оставшейся части комментария привести убедительные доводы.
  • Например, вам необходимо написать комментарий к роману Большие надежды . В этом случае можно предложить такой тезис: “Роман Диккенса представляет собой не только увлекательнейшую историю, но и наглядно демонстрирует различия между социальными классами в Великобритании в эру промышленной революции”.

Составьте план. Суть плана в значительной мере зависит от объема вашего комментария. План к краткому комментарию в виде маркированного списка или одного абзаца может включать базовую информацию. Для более объемного комментария следует обдумать последовательную и логичную структуру ответа.

  • Например, напишите заголовок “Ключевые темы книги” и укажите пункты маркированного списка, например “Место действия”, “Амбиции”, “Классы”.
  • Представьте выбранную тему. Вводный абзац позволит вам сосредоточиться на важных аспектах комментария. Например, во введении можно предоставить контекст литературного произведения и свой тезис, а затем провести анализ достоинств, недостатков, тем, других аспектов. В завершение сформулируйте краткий вывод о важности данной темы.

    • Например, начните так: “Описания в романе Большие надежды позволяют читателю ощущать, будто он находится в Англии 19 века вместе с главным героем по имени Пип. Вопросы классового неравенства, амбиций и любви в произведение Диккенса помогают разобраться в важных аспектах социального деления общества того времени”.
    • Далее можно перечислить список тем, которые будут рассмотрены в основной части текста.
  • Подкрепляйте тезис конкретными примерами. Заявите о теме, укажите соответствующее место произведения и поясните последствия или влияние данной темы или проблемы на произведение. Например, можно посчитать, что одержимость мисс Хэвишем идеей утраченной любви является важной темой романа Большие надежды .

    • Отличным примером для иллюстрации данной темы станет тот факт, что персонаж продолжает носить подвенечное платье вопреки тому, что ее бросили много десятилетий назад.
  • Свяжите примеры с выбранной темой. Четко продемонстрируйте, как ваши конкретные примеры связаны с главной темой. Истлевшее подвенечное платье мисс Хэвишем символизирует скорбь по утраченной любви. Читатель оценит ваши доходчивые пояснения.

    • Например, напишите: “Мисс Хэвишем - наглядный пример того, что любовь не всегда способна дарить радость и счастье. Этот аспект также следует учитывать при изучении отношений Эстеллы и Пипа”.
    • Используйте плавные переходы. Перед новым примером используйте подходящую фразу либо слово. Примеры: “аналогичным образом”, “с другой стороны”, “опять же”.
  • Напишите убедительный вывод. Заключительная часть должна связать вместе весь комментарий к произведению. Не забудьте подытожить все доводы. Также укажите, почему важно ознакомиться с данной книгой.

    А вы, когда-нибудь задумывались о том, что текст комментариев под видео на Ютубе может быть «нарядным», и привлекать к себе внимание множества зрителей.

    Обычно, мы представляем комментарии под видео на YouTube как огромную ленту серых букв. Скучно ее пролистываем, выискивая интересный текст.

    А можно ли как-то выделиться среди общей массы комментариев ? Как оставить правильный комментарий на Ютубе?

    Оказывается, YouTube позволяет менять стиль шрифта в комментариях, вставлять специальные символы... да много чего еще. Но давайте обо всем по порядку.

    Жирный, наклонный и зачеркнутый текст в комментариях. Чтобы использовать этот секрет YouTube, нужно в комментарий добавить любую из трех комбинаций символов.

    Для выделения текста в комментариях используйте:

    1. Жирным шрифтом используем звездочку («*»),

    *Жирный текст*

    2. Курсивом используем нижнее подчеркивание («_»)

    _Курсив_

    3. Зачеркнутый используем тире («-»)

    Зачеркнутый текст-

    После Нажатия кнопки «ОК» в окне комментариев отразится указанный тип шрифта.

    Символы для комментариев.

    Есть еще один замечательный способ написать комментарий под видео, чтобы привлечь

    к нему внимание. Для этого можно использовать специальные символы.

    Таблицы спецсимволов легко можно найти в любом поисковике. Приведу здесь

    несколько самых популярных значков.

    ☀ ☁ ☂ ☃ ☼ ☽ ★ ☆ ♘ ♙ ♙ ♚ ▲ △ ▼ ✹ ✺ ✻☎ ✿

    А еще можно писать комментарии в Ютубе перевернутым шрифтом. Согласитесь, выглядит весьма необычно:-)

    ǝqnʇnoʎ ɐн ииdɐɯнǝwwоʞ ǝıqɯʎdʞ qɯɐɔиu oıǝwʎ qdǝuǝɯ ʁ

    Не забывайте, что YouTube не всегда может отобразить любые символы, которые нравятся вам. Пробуйте вставить разнообразные комментарии к видео, пробуя, какие

    значки подходят для Ютуба. Экспериментируйте и находите свой стиль. Продвижение с помощью комментариев. А в заключение еще два маленьких секрета Ютуб.

    1. Вы можете очень быстро продвигать свои каналы YouTube в помощь могу предложить . Если будете знать как сделать грамотный комментарий под видео. В этом случае другие зрители будут

    переходить и подписываться на Ваш канал.

    Хотите подробностей? Смотрите видео, где я рассказываю об этой секретной фишке.

    2. На YouTube тоже возможно использование хештегов. В том числе, они отлично работают в комментариях. С их помощью можно легко привлечь внимание. Но не

    только. Еще они позволяют показывать ваши видео на 1-ой позиции поиска YouTube. Представляете, один маленький символ хэштега «#», а делает настоящие чудеса!

    Хотите подробностей? Примите участие в практическом интенсиве « » .
    И получите от меня ВСЕ живые секреты Ютуб.

    Копылова Татьяна Олеговна,
    учитель русского языка и литературы
    ГБОУ гимназии №209
    Центрального района Санкт-Петербурга
    «Павловская гимназия»

    Что такое «комментарий к проблеме»?

    Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.

    Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

    Объем комментария небольшой: трех - четырех развернутых фраз будет достаточно.

    Самое сложное - комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

    · Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

    · Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

    · Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

    · Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

    Требования к комментарию:

    1. Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст .

    2. Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.

    3. Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией .

    4. В комментарии должно быть 2 (два) примера из предложенного текста .

    Чего нельзя делать при написании комментария?

    1. Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст .

    2. Нельзя пересказывать прочитанный текст.

    3. Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста.

    1. Собственный жизненный опыт, наблюдения

    2. Исторические факты

    3. Афоризмы, пословицы, поговорки

    5. Статистические данные

    6. Литературные источники и т.п.

    Комментарий выстраивается по определённой схеме:

    Композиция комментария

    Примеры типовых конструкций (клише)

    1. Зачин

    2. Развитие

    В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит... Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п.

    3. Вывод (концовка)

    Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме

    Вариант 1 (по тексту публицистического стиля)

    Вопросы

    Образец рассуждения

    Иван Ильин обращает внимание на то , что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения.

    Автор с горькой иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими.

    4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?)

    Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека.

    Вариант 2 (по тексту художественного стиля)

    Вопросы

    Образец рассуждения

    Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь.

    С.Турсун выражает сожаление по поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь.

    3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом?

    4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?

    «Учись, сынок. Хорошее это дело - учиться», - в эти слова старика писатель вложил глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе.

    Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).

    Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.

    Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:

    1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?

    2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?

    3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?

    4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?

    5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?

    6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?

    2. При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нaйди oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:

    1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)

    2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?

    3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?

    Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

    Текстовый комментарий (художественный текст)

    Текстовый комментарий (публицистический текст)

    Концептуальный комментарий (публицистический текст)

    Не случайно писатель изображает (кого, что)…

    Поступок героя свидетельствует о том, что …

    Слова (мысли) героя показывают, что …

    Проблема (чего?) - одна из актуальных проблем нашего времени.

    Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю.

    Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

    отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?) , проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п.

    Введение цитат в текст сочинения.

    В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

    Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

    Используемые материалы:

    Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Легион, 2012

    Как-то раз сидел в аудитории с ноутом около розетки, а в это время на соседней парте принимался зачет по программированию. Я не сильно вникал в суть вопросов на которые общались студент и преподаватель, назовем его Иван Ивановичем. Разговор был довольно спокойный и тихий, но у меня получилось выхватить часть. Преподаватель говорил о комментариях (видимо сдавалась программа, в которой не было ни строчки комментариев). Меня этот момент заинтересовал и я начал прислушиваться. Было замечено, что мне тоже интересно, преподаватель начал импровизированную лекцию. Ниже представлен тот небольшой кусок знаний который я тогда вынес с этой 5ти минутной лекции.

    Хочется сразу предупредить, что для многих описанное здесь - очевидные вещи, однако, новичкам в коллективном программировании (когда над кодом работают 2 и более программиста) и студентам будет полезно. Кроме того, все изложенные ниже советы имеют альтернативу и могут быть использованы лишь частично.

    Почему я приписал сюда студентов? Они же, казалось бы, одни работают над программой на зачет! Препод, когда принимает программу, справедливо считается вторым разработчиком, который в идеале без помощи студента должен понять, что там написано и как оно работает.

    Как писать код сразу с комментариями

    По сути говоря, на той лекции принцип TDD (Test-driven development, разработка через тестирование) был перенесен на уровень ниже. Не помню как это звучало в оригинале, но по сути «Опиши комментариями структуру кода» . На примере (сильно утрированном, почему - ниже) кода программы, складывающей два числа, этот принцип будет выглядеть так:
    int main() { // Принять от пользователя два числа // Завести переменную для результата сложения // Вернуть результат сложения return 0; }
    И лишь когда готов каркас из комментариев, следует писать код который будет реализовывать то, что описано комментариями.
    ... int main() { double a,b; // Принять от пользователя два числа cin>>a; cin>>b; //Завести переменную для результата сложения double sum = a+b; // Вернуть результат сложения cout< Как упоминалось выше, данный принцип представляет собой модифицированный принцип, хорошо зарекомендовавшего себя TDD. Тут следует понимать, что отступление от комментариев, в отличии от отступления от логики тестов, не приведет к тяжелым последствиям, ну разве что придется комментарии переписывать

    Теперь представим «чисто гипотетическую» ситуацию, когда уже имеется код в 200 000 строк, написанный гениальным программистом криворуким индусом и не содержит ни строчки комментария. Однако вам необходимо, мало того что убить этого программиста понять этот код, но и сопровождать его в дальнейшем. Вы даже разобрались в этом коде, и будучи приличным человеком, решили дополнить код комментариями для, так сказать, будущих поколений. Но возникает вопрос: как?

    Как комментировать уже существующий код

    Ответ на этот вопрос довольно прост: комментируем сущности от родителя к потомку: класс -> метод -> код внутри метода (если необходимо).

    Вполне логично будет задуматься: а что не нужно комментировать. Комментировать не надо в двух случаях (один из них поясняет почему пример кода выше был сильно утрированный):

    • Совсем уж очевидные вещи. Комментарии вида // инициализируем счетчик бесят больше чем их отсутствие
    • Непонятный код дополнять комментарием типа // ничего не понял
    Относительно второго пункта стоит немного пояснить и привести пример: вставка 100 строк ассемблера код на C! Вы на нее смотрите и пишите комментарий // Многа букаф! Ниасилил
    После этого человек пришедший после вашего увольнения на ваше место видит этот комментарий и… все! Он даже не будет пытаться в нем разобраться и эта ваша запись будет клеймом на этом куске кода до тех пор пока его не уберут (либо код, либо комментарий).
    Напоследок
    В заключение могу сказать, что искусство написания комментариев является неотъемлемой частью искусства программирования, поэтому

    Сочинение по тексту на ЕГЭ строится по специальному алгоритму: формулировка одной проблемы, её разъяснение (т.е. комментирование с введением двух текстовых примеров), обозначение позиции автора текста, выделение своего мнения (согласия или несогласия с автором), подбор доказательств (не менее двух аргументов) из читательского опыта или жизненных наблюдений.

    Когда проблема исходного (первичного) текста уже сформулирована, нужно прокомментировать её, дать пояснительные замечания, оценить выделенную проблему. Это самая сложная часть в сочинении. Она показывает, насколько глубоко и точно понята проблема, насколько ясен пишущему ход авторской мысли.

    Должны быть вытянуты в одну линию следующие компоненты: одна проблема из нескольких − объяснение её − позиция автора по этой же проблеме − выражение своего мнения по той проблеме − наличие своих аргументов по этой сформулированной проблеме. Такая общая связь всех компонентов необходима, чтобы вторичный текст обладал логичностью, последовательностью, точностью выражения своего собственного понимания первичного текста.

    В качестве действующего алгоритма можно воспользоваться схемой:

    первая проблема → выделение примеров из текста по первой проблеме → мнение автора по первой проблеме → доводы согласия или несогласия по первой проблеме → подбор книг с примерами для подтверждения доводов.

    По такой схеме можно обозначить все проблемы, поднятые в тексте, и развести по блокам разные проблемы. Тем самым намечается несколько линий-графов для того, чтобы определиться с выбором проблемы для написания сочинения. Если все блоки на месте и нет каких-либо пропусков, можно приступать к созданию сочинения.

    Лучше всего проблему формулировать в виде вопросительного предложения, а позицию автора выражать как ответ на этот вопрос.

    Пример первый:

    Проблема: Почему человек мучает животное, обрекает его на мучительную смерть?

    Пример второй:

    Проблема: Помогает ли человеку изучение особенностей творчества знаменитых людей?

    Пример третий:

    Проблема: Чем отличаются гении от природы и гении от себя?

    Позиция автора: Существует два типа творческой деятельности: через вдохновение или через неустанный труд. Через вдохновение автор, как кажется со стороны, творит с лёгкостью необыкновенной. Гений от себя пробивается сквозь внешние и внутренние препятствия, неустанно трудясь, постоянно превозмогая неудачи и провалы.

    Пример четвёртый:

    Проблема: В чём заключается истинная дружба? В чём её ценность?

    Пример пятый:

    Анализируя приведённые примеры, видим, что на поставленный вопрос можно и нужно искать в тексте ответ автора, если не прямой, как в публицистике, то косвенный (как бы ответил автор, что бы он сказал об этом).

    Теперь о том, какое место между проблемой и позицией автора занимает комментарий. Задача комментария − показать, как автор приходит к ответу на поставленный проблемный вопрос, назвать, какие факты или эпизоды повлияли на его выводы.

    По сути комментарий − это расширение проблемы с целью её разъяснения и оценки. Если проблема − это вопрос, то комментарий − это осмысление причин и последствий того, что вызвало данный вопрос. Автор не может оставаться беспристрастным в изложении каких-либо фактов, он негодует, возмущается, спорит, доказывает, анализирует, критикует, протестует, восхищается, недоумевает и т.д.

    Работая с художественным или публицистическим текстом, отыщите примеры, иллюстрирующие причины (Почему так происходит или произошло?), цели (Зачем кто-то что-то сделал или поступил?), подробности (Как в деталях что-то происходило?), взаимосвязи (Как это связано с другими сферами жизни?). Такой комментарий, как правило, называют текстуальным. Вы идёте вслед за автором в раскрытии проблемы, ищете в тексте ответы на следующие вопросы:

    • На чём особенно и почему автор заостряет своё внимание?
    • Какие имена, факты или события и для чего упоминает автор?
    • Какие эмоции автора выражены в тексте?
    • Как выражается отношение автора к изображаемому?

    Но есть ещё и концепционный комментарий.

    Для справки: КОНЦЕПТ (от лат. conceptus − схватка, замысел, зачатие) − единица речевого высказывания, логически смысловой компонент его семантической структуры; характеризует акт понимания и его результат, полученный в коммуникации, тем самым предполагая направленность на другого; акт схватывания смыслов.

    Разбираясь в тонкостях публицистического текста, определите, почему эта проблема привлекла внимание автора, к каким выводам он подводит читателя. Можно найти и выписать какое-либо парадоксальное утверждение или афоризм автора, разъясняющего суть события, или стремящегося изменить какое-то устойчивое мнение, или предлагающего своё решение проблемы.

    Для введения комментария, уместно использовать речевые фразы :

    2. Пишет с восхищением, с гордостью, с недоумением. Автор по-настоящему встревожен тем, что … Стоит прислушаться к словам автора … Ему страшно и больно видеть …

    В сочинениях учеников часто комментарий отсутствует вообще, о нём, к сожалению, иногда забывают. Бывает и так, что комментируется другая проблема, а не та, которая была сформулирована.

    Комментируя проблему, нельзя пересказывать текст или увлекаться чрезмерным цитированием, а также переписывать фрагмент рецензии из задания 24. Конечно, опираться на исходный текст необходимо, но не бездумно. Здесь предпочтителен анализ. Нужно показать, какие примеры приводит автор, как доказывает свои мысли. В общем, важно не то, что сделали герои, а что думает по этому поводу писатель.

    Нельзя забывать и о двух примерах в комментарии. Как их ввести? Можно кратко процитировать фразы из текста или указать в скобках номера важных предложений.

    Часто автор текста и то лицо, от имени которого идёт рассуждение, смешиваются, не различаются учениками. Ни в коем случае нельзя подменять два понятия: "автор" и "герой ". Автор может сделать рассказчиком кто угодно: и литературного персонажа, и собственно себя, то есть писателя. Герой же − это непосредственно действующее лицо произведения, это с ним всё происходит в тексте, хотя он может быть даже очень близок самому писателю или похож на него фактами своей биографии, но никогда не тождествен ему.

    Словом, если в повествовании обнаруживается местоимение "я", это не значит, что рассказчик есть сам автор. У рассказчика и автора могут быть на самом деле очень разные позиции, мнения, оценки.

    Пора переходить к практическим примерам. Обратимся к фрагментам сочинений учащихся. Для работы им был предложен текст современного прозаика Сергея Качалкова о Максиме Любавине.

    Приведём текст полностью.

    (1)Как время меняет людей! (2)Неузнаваемо! (3)Порою это даже не изменения, а настоящие метаморфозы! (4)В детстве была принцесса, повзрослела – превратилась в пиранью. (5)А бывает наоборот: в школе – серая мышка, незаметная, невидная, а потом на тебе – Елена Прекрасная. (6)Почему так бывает? (7)Кажется, Левитанский писал, что каждый выбирает себе женщину, религию, дорогу... (8)Только не ясно: действительно ли человек сам выбирает для себя дорогу или какая-то сила толкает его на тот или иной путь? (9)На самом ли деле наша жизнь изначально предначертана свыше: рождённый ползать летать не может?.. (10)Или всё дело в нас: ползаем мы потому, что не захотели напрягать свои крылья? (11)Не знаю! (12)В жизни полным-полно примеров как в пользу одного мнения, так и в защиту другого.

    (13)Выбирай, что хочешь?..

    (14)Максима Любавина мы в школе называли Эйнштейном. (15)Правда, внешне он нисколько не походил на великого учёного, но зато имел все замашки гениев: был рассеян, задумчив, в его голове всегда бурлил сложный мыслительный процесс, совершались какие-то открытия, и это часто приводило к тому, что он, как шутили одноклассники, был не в адеквате. (16)Спросят, бывало, его на биологии, а он, оказывается, в это время каким-то мудрёным способом рассчитывал излучение каких-то там нуклидов. (17)Выйдет к доске, начнёт писать непонятные формулы.

    (18)Учительница биологии плечами пожмёт:

    (19) – Макс, ты про что?

    (20)Тот спохватится, стукнет себя по голове, не обращая внимания на смех в классе, тогда уж начнёт рассказывать то, что нужно, например, про дискретные законы наследственности.

    (21)На дискотеки, классные вечера он носу не показывал. (22)Ни с кем не дружил, так – приятельствовал. (23)Книги, компьютер – вот его верные товарищи-братья. (24)Мы между собой шутили: запомните хорошенько, как одевался Максим Любавин, где он сидел. (25)А лет через десять, когда ему вручат Нобелевскую премию, сюда понаедут журналисты, хоть будет что про своего великого одноклассника рассказать.

    (26)После школы Макс поступил в университет. (27)Блестяще окончил его... (28)А потом наши дороги разошлись. (29)Я стал военным, надолго уехал из родного города, обзавёлся семьей. (30)Жизнь у военного бурная: только соберёшься в отпуск – какое-нибудь ЧП... (31)Но вот всё же удалось с женой и двумя дочками вырваться на родину. (32)На вокзале сговорились с частником, и он повёз нас на своей машине до родительского дома.

    (33) – Тольк, ты меня не узнал что ли? – вдруг спросил водитель. (34)Я изумлённо посмотрел на него. (35)Высокий, костистый мужчина, жидкие усики, очки, шрам на щеке... (36)Не знаю такого! (37)Но голос, действительно, знакомый. (38)Макс Любавин?! (39)Да не может быть! (40)Великий физик занимается частным извозом?

    (41) – Нет! (42)Бери выше! – усмехнулся Макс. – (43)Я грузчиком на оптовом рынке работаю...

    (44)По моему лицу он понял, что я счёл эти слова шуткой.

    (45) – Да нет! (46)Просто я умею считать! (47)У нас сахар мешками продают! (48)Я вечером из каждого мешка грамм по триста-четыреста отсыплю...(49)Знаешь, сколько в месяц выходит, если не жадничать? (50)Сорок тысяч! (51)Вот и прикинь, если бы я стал учёным, получал бы я такие деньги? (52)На выходных можно извозом подкалымить, подвёз пару клиентов – ещё тысяча. (53)На булочку с маслом хватает...

    (54)Он довольно засмеялся. (55)Я покачал головой.

    (56) – Макс, а вот с сахаром – это не воровство?

    (57) – Нет! (58)Бизнес! – ответил Макс.

    (59)Он довёз меня до дома. (60)Я дал ему двести рублей, он вернул десятку сдачи и поехал искать новых клиентов.

    (61) – Вместе учились? – спросила жена.

    (62) – Это наш Эйнштейн! – сказал я ей. – (63)Помнишь, я про него рассказывал!

    (64) – Эйнштейн?

    (65) – Только бывший! – с печальным вздохом произнёс я.

    (По С. Качалкову*)

    * Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.) – современный писатель-прозаик.

    Поскольку тест можно отнести к художественному стилю, важно выделить героев: повествование движется от лица первого – рассказчика Анатолия (33-34 предложения "– Тольк, ты меня не узнал что ли? – вдруг спросил водитель. Я изумлённо посмотрел на него".), который делится наболевшим и ищет ответы на философские вопросы. В диалог с ним вступает Максим Любавин, его бывший школьный товарищ (14 предложение "Максима Любавина мы в школе называли Эйнштейном".). Здесь образ военного по имени Анатолий сразу отделён от образа автора – писателя Сергея Качалкова.

    Давайте теперь определим одну из проблем, поставленных автором в этом тексте. Сразу очевидна проблема нравственного выбора, сформулированная в 8 предложении текста ("Только не ясно: действительно ли человек сам выбирает для себя дорогу или какая-то сила толкает его на тот или иной путь?"). На этот проблемный вопрос ответим, прояснив авторскую позицию: будущее человека находится в его собственных руках, он сам строит и разрушает его.

    Приведём несколько вариантов комментария к данной проблеме, которые дали разные ученики в своих сочинениях по тексту.

    Пример первого комментария:

    Автор в своём тексте повествует о молодом человеке Максиме Любавине и о его жизни. В школе Макса называли Эйнштейном, правда, внешне и внутренне он не был похож на учёного. Писатель отмечает, что юноша ни с кем особо не дружил, предпочитая компьютер и книги. Но скоро всё изменилось... Максим не выбрал путь учёного, не стал великим физиком, а занялся частным извозом, работая на оптовым рынке грузчиком.

    Пример второго комментария:

    Автора серьёзно беспокоит судьба своего одноклассника, линия его жизни дала странный крен и ведёт вовсе не туда, куда, очевидно, следовало бы двигаться. Обилие восклицательных предложений и антитез свидетельствуют, что прийти к однозначному выводу писатель не может. Качалков цитирует строки стихотворения Ю. Левитанского и тут же противопоставляет им слова из "Песни о Соколе" М. Горького. Впрочем, рассказ об однокласснике так же противоречив. Автор отмечает вначале, что Любавина все дразнили Эйнштейном из-за явных замашек гения, выбравшего себе в товарищи книги и компьютер. Сейчас писатель с улыбкой вспоминает, как они с ребятами шутили о будущей Нобелевской премии Максима. Причём это были не насмешки, а пророчества в забавной форме. Автор обращает наше внимание на то, что Любавин блестяще закончил университет, а дальше их дороги разошлись. Встреча спустя много лет выявила не только внешние изменения в Максиме (жидкие усики, очки, шрам на щеке), но и внутренние (физика заброшена, теперь Любавин считает деньги и называет воровство "бизнесом"). Такая метаморфоза страшит писателя, и он с печальным вздохом называет Максима "бывшим" Эйнштейном.

    Пример третьего комментария:

    Рассуждая над проблемой, Качалов обращается к воспоминаниям одного военного, который вернулся в свой город и случайно встретил своего одноклассника. Он никак не мог представить, что время может изменить человека до неузнаваемости и даже поменять его образ жизни, цели и стремления.

    Пример четвёртого комментария:

    Автор обращает внимание на судьбу своего школьного одноклассника Максима Любавина, "юного Эйнштейна", не дружившего ни с кем, не ходившего на дискотеки, лишь занимавшегося учёбой. Качалков с горечью повествует о том, что Максим впоследствии стал обычным грузчиком на оптовом рынке, бросив занятия наукой после окончания университета, ссылаясь на низкие зарплаты учёных.

    В каждом примере есть какие-то недочёты, разберёмся в них. В первом заметно смешение понятий "автор" и "писатель". Автор в данном случае имеет профессию военного, его зовут Анатолий. Это рассказчик, который размышляет о времени и влиянии его на человека, о выборе, который делает человек, выстраивая свои жизненные ценности и свой путь. Согласимся, что здесь писатель Качалков уступает своё место герою-повествователю, видимо, разделяя с ним свою позицию.

    Такая же подмена наблюдается и во втором комментарии, довольно развёрнутом, с примерами из текста. В нём с опорой на текст свободно излагаются основные стороны выделенной проблемы, даётся понимание главного – беспокойство автора в связи с тем, что «человек со временем может отказаться от своего предназначения и изменить прежним идеалам, подменив их корыстным интересом».

    В третьем примере можно найти фактическую ошибку: фамилия автора текста искажена (вместо Качалков написано Качалов!), хотя подмены между понятиями "автор" и "герой" нет.

    В четвёртом примере выявляется уже отмеченная нами в предыдущих комментариях подмена понятий. Ученик забыл привести какие-либо примеры из текста.

    Как видим, среди основных ошибок в комментировании были названы подмена понятий "автор" и "герой", фактические ошибки и отсутствие примеров. Мы убедились в том, что для написания комментария очень важно разобраться в самом тексте, выявить его подводные течения, если хотите, сделать его аналитическую схему: кто есть кто и кем кому доводится, кто автор и кто герой, от чьего лица ведётся рассуждение (повествование/описание) и делаются выводы.

    В наших примерах присутствуют элементы изложения, но не хватает цитат, ссылок на конкретные предложения, только во втором комментарии прослеживается движение автора от формулировки проблемы к основным выводам, видна авторская логика и его система аргументов, в этой работе выделены все ключевые моменты проблемы.

    Рекомендуем на черновике до написания связного текста своего сочинения сделать подобную схему и выписать самые важные ключевые слова и словосочетания, разграничить, какая фраза содержит наименование проблемы, какой абзац предполагает комментарий с двумя примерами, как выглядит предложение, обозначающее позицию автора, выделить тезис своего мнения и, наконец, прописать списком два составленных аргумента.

    Поскольку текст всегда перед глазами, надо не лениться раз за разом проверять названия, цитаты, указывать номера предложений, на которые впоследствии можно будет сослаться в скобках. Когда же связный текст написан, нужно устанавливать повторы и редактировать их в позиции отстранения: будто текст написал не сам, а кто-то другой, и критически оценивать речевое воплощение. Тогда и только тогда сочинение получится хорошим.