Анализ стихотворения Тютчева “Молчит сомнительно Восток. «Молчит сомнительно Восток…» Ф

Что ведомо о сущности всемогущей стихии Востоку – родине религий и пророков, завоевавших мир? «Молчит сомнительно Восток, Повсюду чуткое молчанье... Что это? Сон иль ожиданье, И близок день или далек? Чуть-чуть белеет темя гор, Еще в тумане лес и долы, Спят города и дремлют селы, Но к небу подымите взор... Смотрите: полоса видна, И, словно скрытной страстью рдея, Она все ярче, все живее – Вся разгорается она – Еще минута, и во всей Неизмеримости эфирной Раздастся благовест всемирный Победных солнечных лучей...».
В чем усомнился Восток в тот час, когда в его сторону свой взор обратил Федор Тютчев? Что снится Востоку? И чего он ожидает?
Совсем не случайно «чуть-чуть белеет темя гор», потому что горы уже просвещены поэтами. Горы давно стали свидетелями страданий лучших поэтов. А леса, долы, села и города еще только в грядущем узнают о том, о чем пока молчит Восток, но уже знают просвещенные горы. Может, потому знают горы, что они физически ближе к небу – к которому надобно поднять взор.
Ожидание истины с неба, хотя она давно уже на земле, помогает поэтам, отверженным толпой, не опускать голову – не опускать плечи под тяжестью земных страданий.
Ожидание истины – долг поэтов, а они – Божьей милостью люди долга, помогает поэтам жить на земле. И может, и из-за любви к поэтам стихия специально вознесла истину о себе в небеса, чтобы поэты, ожидая ее, не опускали голову и не сгибались под тяжестью вечного времени. Стихии, вверившей истину о себе только поэтам, важно, чтобы они гордо существовали в мире, не сникали, не опускали голову. Стихия во имя этого даровала поэтам породнение с бурями, утесами, морями и пустынями, то есть – породнение с собой.
Стихии необходимо, чтобы был услышан и замечен «благовест всемирный победных солнечных лучей». Какая это победа? Все та же это победа света над тьмой, добра над злом, бытия над небытием, совершенства над несовершенством, гармонии над хаосом.
И этот всемирный благовест раздастся очень скоро, через минуту или через мгновение. Через мгновение наступит победа света над тьмой, чистого образа над безобразием; наступит рай на земле; коммунизм; второе пришествие Христа – и все это будет часом истины о том, кто есть стихия.
Истина о том, что Бог есть стихия, «все ярче, все живее – вся разгорается она». Богу уже не терпится явить себя в стихии; стихии уже не терпится явить себя в Боге. «Еще минута, и во всей неизмеримости эфирной» прозвучит благовест истины.
Прежде всего, этот благовест прозвучал в стихах поэтов…

Молчит сомнительно Восток,

Повсюду чуткое молчанье…

Что это? Сон иль ожиданье,

И близок день или далек?

Чуть-чуть белеет темя гор,

Еще в тумане лес и долы,

Спят города и дремлют селы,

Но к небу подымите взор…

Смотрите: полоса видна,

И, словно скрытной страстью рдея,

Она все ярче, все живее -

Вся разгорается она -

Еще минута - и во всей

Неизмеримости эфирной

Раздастся благовест всемирный

Победных солнечных лучей.

КОММЕНТАРИИ:

Автограф неизвестен.

Списки - Альбом Тютч. - Бирилевой (с. 42); Муран. альбом (с. 126).

Первая публикация - РВ. 1865. Т. LVIII, июль. С. 111. Вошло в Изд. 1868. С. 220–221; Изд. СПб., 1886. С. 279–280; Изд. 1900. С. 282.

Печатается по первой публикации.

Р. Ф. Брандт отмечал, что «в экземпляре Румянцевского музея к последним двум стихам: «Раздастся благовест всемирный / Победных солнечных лучей» имеется карандашная поправка: «Раздастся радостно всемирный / Воскресный благовест лучей»; однако она неудачная, да едва ли и принадлежит Тютчеву» (Материалы. С. 71).

Датируется 25 или 29 июля 1865 г.: в списке Альбома Тютч. - Бирилевой и в Изд. 1868 дата 25 июля, однако в РВ , впервые опубликовавшем стихотворение, оно датировано 29 июля. Можно предположить, что в автографе, имевшемся в распоряжении РВ , дата была написана неразборчиво (см. Лирика I. С. 425–426).

В стихотворении отразились чаяния Тютчева о национально-политическом возрождении славянства. В данный исторический период происходили такие крупные и значимые для поэта события, как решение вопроса об автономии Царства Польского (см. ЛН-1. С. 392–393); сильное брожение среди христианских народностей на Балканах, вылившееся в восстание на о. Крит против турецкого владычества (именно с ним связывает И. С. Аксаков это стихотворение - см.: Биогр. С. 118, 282–283); наконец, национально-освободительное движение славянских народов Австрийской империи, по поводу которого Тютчев писал: «То, что происходит теперь в Австрии, есть наполовину наш вопрос - так вся будущность наша связана с правильным решением этого вопроса»; «в окончательном же утешном идеале я - по всем историческим аналогиям - нисколько не сомневаюсь. Возрождение Восточной Европы остановить или устранить невозможно, и возрождение это - вне России или против нее - также совершиться не может…» (ЛН-1. С. 396).

Возможно, именно последнее прежде всего подразумевалось в стихотворении, что подтверждается и тютчевскими письмами того времени, где выражения «православный Восток» и «Восточная Европа» уравниваются (ЛН-1. С. 398). 21 декабря 1867 г. завершился длившийся около года процесс преобразования Австрийской империи в дуалистическое Австро-Венгерское государство, способствовавший расширению и усилению славянского движения.

Стихотворение Тютчева пересекается с его же стих. «Рассвет» и «День православного Востока…».

И. С. Аксаков отмечал, что, хотя «под образом восходящего солнца подразумевается пробуждение Востока», сам образ «так самостоятельно хорош, что очевидно, если не перевесил аллегорию в душе поэта, то и не подчинился ей, а вылился свободно и независимо» (Биогр. С. 118).

Л. Н. Толстой пометил стихотворение буквами «Т. К.!!!» (Тютчев. Красота!!!) и отчеркнул 1-12-ю строки (ТЕ. С. 147) (Ф. Т. ).

«Молчит сомнительно Восток…» Федор Тютчев

Молчит сомнительно Восток,
Повсюду чуткое молчанье…
Что это? Сон иль ожиданье,
И близок день или далек?
Чуть-чуть белеет темя гор,
Еще в тумане лес и долы,
Спят города и дремлют селы,
Но к небу подымите взор…

Смотрите: полоса видна,
И, словно скрытной страстью рдея,
Она все ярче, все живее -
Вся разгорается она -
Еще минута - и во всей
Неизмеримости эфирной
Раздастся благовест всемирный
Победных солнечных лучей.

Анализ стихотворения Тютчева «Молчит сомнительно Восток…»

После возвращения в Россию Федор Тютчев успешно совмещал государственную службу и литературное творчество. Однако мало кто знал о том, что этот тонкий дипломат был приближен к царской семье. В августе 1865 года его даже возвели в ранг тайного советника, сделав правой рукой императора. За месяце до этого события, предчувствуя, что его жизнь вскоре кардинально изменится, Тютчев написал стихотворение «Молчит сомнительно Восток…». На первый взгляд может показаться, что это произведение представляет собой изысканный образец пейзажной лирики. Однако в поэтические строки автор изящно вплел свои внутренние переживания и ожидания, надежды и сомнения.
Первая строчка стихотворения недвусмысленно указывает на то, что Тютчев готовится к принятию высокого сана и недоумевает, почему император медлит с назначением. Поэт не исключает возможность дворцовых интриг, поэтому задается вопросом: «Что это? Сон иль ожиданье, и близок день или далек?».

Тревожные мысли поэта перекликаются с общим настроением. То, что автор ощущает, напоминает ему предрассветную мглу, когда «чуть-чуть белеет темя гор, еще в тумане лес и долы», но еще непонятно, каким именно будет зарождающийся день. Тем не менее, если посмотреть на светлеющее небо, то на нем уже «полоса видна», которая указывает на то, что пройдет совсем немного времени, и «раздастся благовест всемирный победных солнечных лучей». Проводя параллель между явлениями природы и собственной жизнью, Тютчев понимает, что его сокровенное желание непременно сбудется. Ведь вопрос уже решен, и должность тайного советника для него так же естественна, как и восход солнца в предрассветной мгле. Более того, поэт понимает, что перед ним открываются совершенно удивительные перспективы, связанные с возможностью влиять на ход истории целого государства. Однако в душе у него все равно присутствует некое волнение и сомнения, которые заставляют вновь и вновь просчитывать возможные варианты событий, переживать и искать утешения в утреннем пейзаже, совершенном и умиротворенном.

Тютчеву хочется точно так же, как солнце, взойти на небосклон российской дипломатии, чтобы достойно послужить своему отечеству. Он понимает, что достиг того уровня, когда способен стать весьма значимой фигурой, наделенной властью. Но подобная перспектива не столько радует поэта, сколько заставляет его еще более строго относиться к собственным слабостям и недостаткам, которые могут быть использованы против Тютчева.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.