Биография реформы с ю витте. Литературно-исторические заметки юного техника

Биография реформы с ю витте. Литературно-исторические заметки юного техника

), граф, российский государственный деятель; с 1889 г. - директор департамента железных дорог Министерства финансов, с августа 1892 г. по г. - министр финансов, с августа 1903 г. - председатель Комитета министров. В 1905 г. возглавлял русскую делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор России с Японией. С октября 1905 г. по апрель 1906 г. - глава Совета министров. Член Государственного совета и председатель Комитета финансов до 1915 г.

Витте Сергей Юльевич (1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. В 1888 г. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения. В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. На этом посту он и произвел знаменитую реформу - переход к золотому обращению. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897 году, упрочившей в России до войны 1914 г. устойчивую золотую валюту, взамен прежней бумажной, и создавшей предпосылки для ввоза иностранных капиталов в Россию. В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 г. не имел никакого значения. Это перемещение с поста всемогущего хозяина финансов на пост безвластного председателя комитета произошло под напором дворянско-помещичьих элементов правительства (главным образом, Плеве), недовольных покровительственным отношением Витте и его заигрыванием с умеренными либералами. Во время событий 9 января Витте снял с себя всякую ответственность за действия правительства. Летом 1905 г. Николай посылает Витте в Портсмут для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведен в звание графа. В дни октябрьской стачки, когда победил курс на соглашение с буржуазией, Витте оказался наиболее подходящим человеком на пост премьера. Манифест 17 октября является детищем Витте. После разгрома революции, когда самодержавие почувствовало под собой твердую почву, Витте опять сошел со сцены. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти (1915 г.).

Одна встреча со Столыпиным

"...Пришел к моему отцу граф Витте и, страшно взволнованный, начал рассказывать о том, что до него дошли слухи, глубоко его возмутившие, а именно, что в Одессе улицу его имени хотят переименовать. Он стал просить моего отца сейчас же дать распоряжение Одесскому городскому голове Пеликану о приостановлении подобного неприличного действия. Папа ответил, что это дело городского самоуправления и что его взглядам совершенно противно вмешиваться в подобные дела. К удивлению моего отца, Витте все настойчивее стал просто умолять исполнить его просьбу, и, когда папа вторично повторил, что это против его принципа, Витте вдруг опустился на колени, повторяя еще и еще свою просьбу. Когда и тут мой отец не изменил своего ответа, Витте поднялся, быстро, не прощаясь, пошел к двери и, не доходя до последней, повернулся и, злобно взглянув на моего отца, сказал, что этого ему никогда не простит..."

Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А.Столыпине. Минск, Харвест, 2004. с. 231. (речь идет о зиме 1910\1911 г.)

Витте Сергей Юльевич

Биография Сергея Юльевича Витте – ранние годы.
Сергей Юльевич родился в Тифлисе 17 июня 1849 года. Отец Юлий Федорович относился к псковско-ливонскому рыцарству, был владельцем поместья в Пруссии. Мать Екатерина Андреевна была дочерью саратовского губернатора. Учился Сергей в Кишиневе в русской гимназии. В 1870 году окончил Новороссийский университет, стал кандидатом физико-математических наук. В семье Витте денег катастрофически не хватало, поэтому пришлось отказаться от научной карьеры и начать работать на одесской железной дороге. Начинал он обычным кассиром в билетной кассе, потом, со временем, стал подниматься все выше и выше, и дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. В связи с этим ему предоставили шикарный особняк в престижном районе Киева. Но, спустя некоторое время, Сергей Юльевич Витте понимает, что на этом поприще ему слишком тесно.
В это время выходит его книга «Национальная экономия и Фридрих Лист». Спустя несколько месяцев после публикации книги он становится государственным деятелем, его возводят в ранг статского советника при департаменте железнодорожных дел. Встретили его там настороженно, но не прошло и года, как он становится министром путей сообщения, а спустя еще один год управляющим министерством финансов. Именно он одним из первых разглядел талантливого ученого Д. И. Менделеева и предложил ему работу в своем ведомстве. Спустя некоторое время Сергей Юльевич вводит золотой стандарт, который представляет собой свободный размен рубля на золото. И это не смотря на то, что против этой реформы была почти вся Россия. Благодаря этому решению рубль становится одной из самых стабильных валют в мире. Также, Витте вводит монополию на торговлю спиртными напитками. Отныне продавать водку можно было лишь в казенных винных лавках. Винная монополия приносила миллион рублей в день, бюджет страны стал строиться на спаивании населения. В это время сильно увеличивается внешний долг России, так как правительство постоянно берет заграничные займы.
На первом месте для Витте всегда было железнодорожное строительство. Когда он только начинал свою деятельность, было, всего 29157 верст железных дорог, а когда уходил в отставку, эта цифра составляла уже 54217 верст. И если к началу его деятельности 70% железных дорог принадлежало частным акционерным обществам, то к ее завершению все изменилось, и 70% дорог уже были собственностью казны.
Биография Сергея Юльевича Витте – зрелые годы.
В начале 20 века происходит экономический кризис, С. Ю. Витте назначают ответственным за мировой экономический спад. И тут биография министра становится нерадостной, его обвиняют во всевозможных ошибках: в заключении невыгодных займов, уделении слишком значительного внимания торговле, распродаже России. С Николаем II у Витте были сложные отношения в силу того, что царь являлся очень юным наследником. Со всех сторон царю нашептывали, сто Сергей Юльевич игнорирует самодержца. И в результате этого, 16 августа 1903 года Николай II лишает Витте поста министра финансов. Но бывший министр не перестает мечтать о возвращении к власти, и после поражения России в русско-японской войне 1904-1905 годов Витте назначают уполномоченным в переговорах с японцами. Переговоры проходят успешно, вскоре война заканчивается подписанием мира, благодаря чему Витте даруют графский титул.
Вернувшись на родину, граф разрабатывает новые реформы, и 17 октября Николай II после долгих раздумий подписывает манифест. В данном документе говорилось, что отныне население получает политические свободы и возможность избирать самодержавную власть. Этот документ оказал огромное влияние на политику государства, но отменить ничего было уже нельзя, и Россия вступает на новую ступень политического развития. 17 октября 1905 года Витте назначают председателем совета министров. Перед ним стояли две основные задачи: подавить революцию и провести необходимые реформы. Самой серьезной реформой был аграрный проект, который предусматривал возможность выкупа крестьянами частновладельческих земель. Но за этот проект на Витте ополчились помещики, и ему пришлось отказаться от проекта и уволить его автора.
23 апреля 1906 года была введена новая редакция Основных государственных законов. Оппозиция была возмущена тем, что правительство украло власть у народа. Действительно, самодержавная власть была сохранена, ограждены привилегии правящей верхушки. Государство, как и прежде, преобладало и над обществом в целом и над каждой личностью в отдельности. После публикации этих законов, Витте вместе со своим кабинетом подает в отставку. Это был конец шестимесячного премьерства графа, который так и не смог примирить политические крайности. На этом карьера Витте заканчивается, но его биография говорит о том, что он долго не хотел этого осознавать и пытался вернуться к власти.
Умер Витте 25 февраля 1915 года у себя дома на Каменноостровском проспекте. Все его бумаги и кабинет тут же опечатали. Полиция хотела найти его воспоминания, в которых было бы сказано, как Витте удавалось держать в постоянном напряжении всю правящую верхушку. Но граф перед смертью принял все меры предосторожности: все свои рукописи он хранил в сейфе одного заграничного банка. Впервые воспоминания Витте будут опубликованы только после революции 1921-1923 годов. Они считаются самым популярным историческим источником, переиздававшимся не один раз. Самое интересное то, что мемуары Витте, изданные в трех томах, так и не дают нормального представления ни о нем, ни о государственных чиновниках, с которыми графу приходилось работать.
Об этом знаменитом человеке написано множество книг, как русскими авторами, так и иностранными. Но даже спустя сто пятьдесят лет характеристика государственной деятельности Сергея Юльевича Витте вызывает споры. Биография знаменитого графа говорит о том, что это был уникальный человек, сделавший неизмеримо много для нашей страны.

Смотрите все портреты

© Биография Витте Сергея Юльевича. Биография министра финансов, государственного деятеля Витте. Биография председателя Совета Министров Российской Империи Витте.

Личное дело

Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915) родился в Тифлисе в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Рос у деда со стороны матери, получил домашнее образование, сдал экзамены за гимназический курс и в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Во время обучения он проявил большие способности к математике, его преподаватели даже считали, что в будущем Витте станет профессором, однако после окончания университета, он, следуя семейной традиции, поступил на государственную службу.

В 1869 году Сергей Витте был зачислен в отдел службы движения железных дорог в канцелярию генерал-губернатора Одессы. Для ознакомления с железнодорожным делом он в течение некоторого времени работал кассиром билетной кассы, контролером, ревизором движения, конторщиком грузовой службы, помощником машиниста, помощником начальника и начальником станций с преимущественно грузовым и преимущественно пассажирским движением. В начале 1870-х при покровительстве министра путей сообщения графа Бобринского Сергей Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги. Он занимал эту должность в том числе и в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов и отличился прекрасной организацией перевозки войск к театру военных действий. За это Витте был назначен на должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Здесь он проявил себя как прекрасный аналитик в комиссии графа Эдуарда Баранова по исследованию железнодорожного дела в России. Работая в этой комиссии, Витте создал проект «Общего устава российских железных дорог» и изучил проблему разработки железнодорожных тарифов. Изданная Витте в 1883 году книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» получила высокую оценку. Министр финансов Иван Вышнеградский обратился к Витте за консультациями по вопросу отсутствия доходов на казенных железных дорогах, и Витте блестяще справился с этой задачей.

10 марта 1890 года Витте стал директором департамента железнодорожных дел, а 15 февраля 1892 года - министром путей сообщения. Он проявил себя талантливым руководителем, продолжал свою деятельность по урегулированию железнодорожных тарифов и развитию российских железных дорог. В августе 1892 года Витте, сохранив пост министра путей сообщения, возглавил еще и министерство финансов. Надо сказать, что в то время функции этого министерства были куда более широкими. Оно управляло промышленностью, торговлей, Государственным банком, Корпусом пограничной стражи, другими отраслями и ведомствами.

В октябре 1898 года Витте обратился к Николаю II с запиской, в которой предлагал избавить крестьянина от опеки общины, сделать из него «персону». Однако это предложение было оставлено без внимания. Витте удалось лишь принять в 1899 году закон об отмене круговой поруки в общине. В 1902 году Витте возглавил «Особое совещание по вопросу о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Выводы комиссии совпали с предложениями, которые он сделал в 1898 году. Необходимо было расширение рыночных отношений, переход от общинного землевладения к частному. Позднее эти предложения были положены в основу аграрной реформы Столыпина.

Главным противником Витте был министр внутренних дел Вячеслав Плеве. В 1903 году во время экономического кризиса затормозилось развитие промышленности, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие, летом начались забастовки рабочих на юге России. Плеве сумел убедить императора, что виновником всего этого была либеральная политика Витте. В результате Витте был отправлен в отставку, под видом перевода на пост председателя Кабинета министров, не дававший реальной власти.

В 1905 году Витте в качестве чрезвычайного посла отправлен для ведения нелегких переговоров о мире с Японией. 23 августа 1905 года им был подписан . После проигранной войны Сергею удалось значительно смягчить условия мирного договора. Добиться уступок было большой удачей, и за проведение переговоров Витте был пожалован графский титул. В обстановке нарастания революции осенью 1905 года Сергею Витте удалось убедить Николая II, что у того не осталось выбора, кроме учреждения в России либо диктатуры, либо конституционной монархии. Настаивая на необходимости создания «сильного правительства» во главе с ним самим, Витте добился подписания царем Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка». 19 октября Николай подписал и указ о реформировании Совета министров во главе с С. Ю. Витте. Это способствовало предотвращению революции. Руководимое Витте правительство составило проект Основных законов, реализуя провозглашенные 17 октября свободы, занималось вопросами переустройства крестьянского землевладения, проводило подготовку к созыву первой Государственной думы. Но 22 апреля 1906 года Витте был отправлен в отставку. Николай II издал специальный рескрипт с благодарностью Витте за его труды и наградил Сергея Юльевича орденом святого Александра Невского с бриллиантами. До конца своих дней Витте оставался председателем комитета финансов Государственного совета. Он занялся литературной деятельностью, часто выступал в печати. Скончался Сергей Юльевич Витте 28 февраля (13 марта) 1915 года.

Чем знаменит

На посту министра финансов Сергей Витте сумел значительно оздоровить состояние бюджета Российской империи, привлечь не менее чем 3 миллиардов рублей иностранных вложений, необходимых для развития промышленности. Он улучшил собираемость налогов, ввел покровительственный по отношению к российским производителям таможенный тариф, учредил винную монополию. В 1897 году под его руководством была проведена денежная реформа. В результате на российские рубли стало возможно свободно покупать золото, что сделало рубль одной из самых устойчивых валют в мире. Период с 1897 по 1914 год был единственным в русской истории, когда рубль являлся свободно конвертируемой валютой. Модернизацию экономики страны С. Ю. Витте связывал также с развитием транспортных коммуникаций. В 1892 году протяженность российских дорог составляла 29 тысяч верст железных дорог, когда же он оставил пост министра, она увеличилась до 54 тысяч верст (70% из них были казенными). По его инициативе была сооружена Транссибирская магистраль (1891-1901). Дорога по маршруту Челябинск - Омск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток связала европейскую часть России с Сибирью и Тихим океаном. По мере строительства дороги возникали новые города (Новониколаевск, ныне Новосибирск), строились корабли для торгового судоходства по Северному морскому пути (ледокол «Ермак»). В результате реформ в стране начался быстрый рост промышленности. Благодаря этому Россия по основным показателям заняла пятое место в мировом промышленном производстве.

О чем надо знать

Сергей Витте

Карьерный взлет Сергея Витте начался с железнодорожной катастрофы. 17 октября 1888 года недалеко от станции Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги сошел с рельсов поезд, в котором с семьей и свитой ехал император Александр III. Царская семья спаслась чудом - на своих плечах Александр III удержал рухнувшую крышу вагона, пока те, кто находился внутри, не выбрались.

После этой катастрофы Александр вспомнил рапорт управляющего Юго-Западными железными дорогами Сергея Витте, поданный в министерство путей сообщения летом того же года. Витте предупреждал, что императорский поезд, составленный из тяжелых вагонов, для перемещения которых требовалось два товарных паровоза, имеет недопустимо высокую скорость для русских железных дорог с легкими рельсами, деревянными шпалами и песочным балластом и может вышибить рельсы. Он потребовал снизить скорость поезда до безопасной, иначе отказывался его сопровождать. Требования Витте были приняты, но при первой же встрече и министр путей сообщений, и сам Александр III высказали автору рапорта свое недовольство. Министр, в частности, напирал на то, что на других дорогах никто императорский в скорости не ограничивает и подобных условий не ставит. Царю Витте возражать не стал, а министру ответил довольно резко в том духе, что другие пусть делают что угодно, а он своему государю голову ломать не позволит.

Расследование показало, что причиной катастрофы под Борками стало превышение скорости императорским поездом. После этого Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и из титулярных советников произведен сразу в действительные статские советники.

Прямая речь

«Мне представляется, что есть национализм здоровый, убежденный, сильный, а потому не пугливый, стремящийся к охране плодов исторической жизни государства, добытых кровью и потом народа, и достигающий этой цели; - и есть национализм болезненный, эгоистичный, стремящийся, по-видимому, к той же цели, но как подчиняющийся более страстям, нежели разуму, нередко приводящий к результатам противоположным. Первый национализм есть высшее проявление любви и преданности государству, составляющему отечество данного народа, - второй составляет также проявление тех же чувств, но обуреваемый местью, страстями, а потому такой национализм иногда выражается в формах диких для XX столетия».

С. Ю. Витте «Национальная экономия и Фридрих Лист»

«Политическая история всей Западной Европы может служить довольно наглядным доказательством той тесной связи, которая существует между самоуправлением местным и самоуправлением центральным, т.е., иначе говоря, конституционным строем. Эта история довольно ясно показывает, что самоуправление местное не может существовать и правильно развиваться без центрального и, обратно, что последнее не может быть устойчивым и твердым без первого. Неразрывная связь этих двух частей одной и той же системы выражалась, конечно, не везде одинаково; государства живут и развиваются не по одному шаблону; поэтому к сознанию и установлению указанной связи они приходили также разными путями, но самая разнохарактерность, разносторонность путей только сильнее ее подчеркивают, еще более ясно указывают, что при всяких комбинациях и условиях самоуправление местное и центральное требуют известного взаимного соотношения».

С. Ю. Витте «По поводу непреложности законов государственной жизни»

«Человек он был несомненно талантливый и недюжинного, хотя, мне кажется, неглубокого ума. За ним остаются крупные заслуги: 1) введение золотой валюты, упрочившей наше денежное хозяйство; 2) удачное заключение мира с Японией, причем он высказал талант истого дипломата, и 3) сдвиг России с положения абсолютистической автократии на путь конституционной монархии. Удачно и смело проведенная им казенная продажа алкоголя, хотя и не прибавила листьев к его лавровому венку, дала, однако, возможность провести в нужную минуту с молниеносною быстротою народное отрезвление: результат, им самим несомненно непредвиденный в этой форме, хотя он всегда с самого начала подчеркивал, что монополия продажи спиртных напитков даст в руки правительства абсолютную власть регулировать потребление водки. Крупнейшими недостатками покойного были сильно развитое самомнение и бешеное честолюбие. Благодаря этим сторонам его личности, он часто фальшивил, подлаживался к течениям и угождал и нашим, и вашим. Это, в свою очередь, оттолкнуло от него почти всех и не дало заслужить широкой популярности, которая с 1906 года прогрессивно падала, достигнув ко дню его смерти нуля. Сам Витте думал, что он ведет тонкую политику и не мог понять, почему к нему относятся с недоверием. Отсутствие власти и ответственной работы было для него хуже казни».

«Император, очень веселый, спрашивает меня о моем путешествии, об успехе, недавно одержанном французской армией в Аргоннах, о действиях союзных эскадр при входе в Дарданеллы и т. д. Затем, внезапно, с блеском иронической радости в глазах:

— А этот бедный граф Витте, о котором мы не говорим. Надеюсь, мой дорогой посол, что вы не были слишком опечалены его исчезновением?

— Конечно, нет, государь!.. И когда я сообщал об его смерти моему правительству, я заключил краткое надгробное слово в следующей простой фразе: «Большой очаг интриг погас вместе с ним».

— Но это как раз моя мысль, которую вы тут передали... Слушайте, господа...

Он повторяет два раза мою формулу. Наконец, серьезным тоном, с авторитетным видом, он произносит:

— Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий.

По этим словам я могу судить, насколько Витте его беспокоил».

Запись беседы с Николаем II в дневнике посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога

12 фактов о Сергее Витте

  • Предки Сергея Витте переселились в Прибалтику из Голландии в XVII веке. В XIX веке семья получила потомственное российское дворянство.
  • Со стороны матери, Екатерины Андреевны, Сергей Юльевич Витте происходил из старинной дворянской семьи Фадеевых, которая была ветвью рода князей Долгоруких.
  • Именно Витте пригласил Дмитрия Менделеева заведовать Палатой мер и весов.
  • Витте был инициатором открытия новых вузов - трех политехнических институтов, 73 коммерческих и множества иных учебных заведений.
  • Согласно воспоминаниям министра царского двора Ивана Тхоржевского, консервативная пресса, выражая недовольство реформами Витте, называла их «Виттовой пляской».
  • Сергей Витте был дважды женат, причем оба раза отбивал своих жен у прежних их мужей.
  • После Портсмутского мира недоброжелатели прозвали Сергея Витте «графом Полусахалинским», намекая на уступку Японии половины острова Сахалин.
  • Японский министр иностранных дел Дзютаро Комура, у которого Витте смог добиться уступок на мирных переговорах, был отправлен за это в отставку.
  • Витте показан в романе Андрея Белого «Петербург» под именем графа Дубльве.
  • После смерти Сергея Витте российская полиция охотилась за рукописью его мемуаров, стремясь не допустить публикации. Проводились обыски в домах Витте в Санкт-Петербурге и Биаррице. Рукопись находилась в одном из парижских банков. В 1920 году мемуары напечатали в Берлине, а спустя три года - и в Советской России.
  • Двоюродной сестрой С. Витте была Елена Блаватская.
  • В фильме Франклина Шеффнера «Николай и Александра» (1971) роль графа Витте исполнил Лоуренс Оливье.

Материалы о Сергее Витте

Гениальный государственный деятель, новатор своего времени, радеющий за индустриализацию экономики и развитие железных дорог. Имя Сергея Юльевича Витте вошло в историю благодаря реформам и строительству Транссибирской магистрали. Личность министра финансов вызывала противоречивые мнения и высказывания, но вклад его в развитие страны очевиден.

Детство и юность

Биография министра берет начало на Кавказе, в Тифлисе, 17 июня (29 июня по новому стилю) 1849 года. Родился мальчик в небогатой семье провинциальных дворян. Отец Сергея Юльевича по национальности – выходец из прибалтийских немцев, получил дворянский титул в середине XIX века. А вот по линии матери родословная уходила корнями к знаменитым князьям Долгоруким, чем Витте очень гордился.

В семье воспитывались пять детей – три сына и две дочери. Детство будущего министра прошло у деда по материнской линии – А. М. Фадеева. Бабушка научила любимого внука азам грамотности, дав мальчику первоначальное образование. Поступив в Тифлисскую гимназию, ученик не отличался блестящим поведением и страстью к точным наукам. Гимназист предпочитал уроки фехтования, музыки и верховой езды.


Несмотря на слабые отметки в аттестате, Сергей Юльевич отправился в Одессу для поступления в университет. Впрочем, первоначальная попытка не увенчалась успехом, и незадачливому гимназисту пришлось вернуться в гимназию. После усердных занятий Витте удалось поступить на физико-математический факультет Новороссийского университета в 1866 году.

Карьера

После получения диплома выпускник планировал остаться на кафедре и заниматься научной работой. Однако мать и дядя юноши высказались против такого выбора, посчитав, что научные труды – недостойное занятие для дворянина. По мнению родственников, Витте полагалось поступить на государственную службу.


В России бурно развивалось строительство железных дорог. Частные конторы вкладывали немалые капиталы в развитие отрасли. Перспективная сфера привлекла и молодого Витте. По предложению графа А. П. Бобринского, Сергей Юльевич взят на должность специалиста по эксплуатации железных дорог в управление Одесской железной дороги.

Карьера талантливого управленца висела на волоске после произошедшей в 1875 году Талигульской катастрофы, унесшей жизни пассажиров. Витте и начальник дороги были приговорены к 4 месяцам тюрьмы. Однако заслуги Витте, отмеченные великим князем Николаем Николаевичем, спасли мужчину от заключения. Наказание заменено на две недели гауптвахты, где Витте проводил только ночи, в дневное время продолжая трудиться в управлении.


Карьера амбициозного сотрудника шла вверх. Витте получает назначение на должность начальника службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог.

В конце 80-х железнодорожный управляющий знакомится с императором . А в 1889 году Витте по просьбе главы государства занимает пост начальника только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.


На государственной службе, несмотря на противоречивое отношение двора и других государственных деятелей к собственной персоне и проводимой политике, быстро становится министром путей сообщения. После результативной работы, в 1892 году, получил назначение на должность министра финансов.

Занимая высокий пост, Витте продолжает продвижение железных дорог, выкупает линии в государственную собственность. Одним из достижений Витте называют форсирование строительства Транссибирской магистрали. Сергей Юльевич – автор денежной реформы 1897 года. Страна получила твердую валюту, обеспеченную золотом, что укрепило положение России на мировом уровне и привлекло инвесторов.

Документальный фильм о Сергее Витте из серии "Исторические Хроники с Николаем Сванидзе"

Важный вклад в экономику внесен введением винной монополии государства, обеспечившей поток денежных средств в бюджет. Заслуги талантливого министра на этом не заканчиваются. Витте работал над рабочим законодательством. С его участием введено ограничение рабочего времени. Считал необходимым реформирование крестьянской общины как пережитка прошлого.

Сергей Юльевич выступал за то, чтобы в правление государством попадали образованные люди с пытливым острым умом. Министр добился права на выбор сотрудников по заслугам, а не по наличию дворянских титулов. Витте относился к сторонникам буржуазии, цитата министра о том, что большинство наших дворян – кучка дегенератов, радеющих за собственную выгоду в счет народных средств, стала афоризмом.


С приходом к власти императора противники Витте развернули провокационную кампанию. Новый глава государства недолюбливал министра, поскольку харизматичный Сергей Юльевич затмевал фигуру самодержца. При этом обойтись без него Николай не мог, что раздражало еще больше. Впрочем, Витте отвечал императору взаимностью. Для министра идеалом самодержавия оставался Александр III.

В 1903 году Сергей Юльевич вступил в почетную, но фактически номинальную должность председателя Кабинета министров. На новом посту Витте уже ничего не решал. В 1906 году окончательно уходит в отставку по собственной воле.

Личная жизнь

Сергей Юльевич дважды вступал в брак. Оба раза по любви, и оба раза избранницами становились замужние женщины. С первой супругой Надеждой Андреевной Спиридоновой будущий министр познакомился в Одессе. Узнав, что любимая уже связана узами брака, лично хлопотал о разводе.

Пара обвенчалась во Владимирской церкви, но счастье не продлилось долго. Жена Витте часто болела и большую часть времени жила на курортах. В 1890 году женщина скончалась от разрыва сердца.


Спустя год министр встретил новую даму сердца – Марию Ивановну Лисаневич, урожденную Матильду Исааковну Нурок. Согласно сохранившимся фото и отзывам современников, возлюбленная Витте отличалась привлекательной внешностью, которой успешно пользовалась.

Женщина состояла в законном браке, а несговорчивый муж отказывался давать развод. Витте, рискуя карьерой, был вынужден заплатить отступные и воспользоваться своим положением.


Скандал с разводом, женитьба на еврейке ставили под удар успех Сергея Юльевича на службе, но чувства оказались настолько сильны, что мужчина готов был рискнуть всем. Александр III, благоволивший Витте, встал на его сторону и оказал протекцию новоявленному новобрачному.

Впрочем, несмотря на старания, женщина не была принята в высшем обществе, где к ней, как и к ее мужу относились с презрением. Не имея собственных детей, Витте удочерил девочек обеих жен от предыдущих браков.

Смерть

Бывший министр-реформатор скончался в 1915 году. Причиной смерти стал менингит. По воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, Николай с облегчением узнал о кончине бывшего министра.


Незадолго до кончины Сергей Юльевич работал над книгой мемуаров личного характера. «Воспоминания» изданы в начале 1920-х годов в Берлине, чуть позже в РСФСР.

В современном мире вклад Витте в становление российской экономики, а также незаурядная личность становились предметом оценки историков. О государственном деятеле сняты документальные фильмы, которые также неоднозначно, как и его современники, рассматривают Сергея Юльевича.

  • Приступив к работе специалиста по эксплуатации, Витте, желая узнать тонкости управления и организации, прошел стажировку на различных должностях. Молодой управленец сидел в кассах, работал станционным смотрителем грузовых и пассажирских сообщений.

  • При уходе с поста управляющего железной дороги и поступлении на государственную должность Витте значительно потерял в денежном жаловании. Вместо 40 тысяч в год новоявленный министр стал получать только 8 тысяч. Император из личных денег доплачивал Сергею Юльевичу еще 8 тысяч в качестве компенсации.
  • Современные и привычные железные подстаканники, до сих пор используемые в вагонах, введены в обиход именно в период работы Витте.

Цитаты

В душу человека вложена идея справедливости, которая не мирится с неравенством - с бедствием одних в пользу других, - от каких бы причин сие не происходило.
Чувство «я» - чувство эгоизма в хорошем и дурном смысле - есть одно из чувств, наиболее сильных в человеке.
Под влиянием трусости ни одно качество человека так не увеличивается, как глупость.
Большинство наших дворян представляет собой кучку дегенератов, которые, кроме своих личных интересов и удовлетворения личных похотей, ничего не признают, а потому и направляют все усилия на получение тех или иных милостей за счёт народных денег, взыскиваемых с обедневшего русского народа для государственного блага...
Не перед нашей же культурой, не перед нашей бюрократической церковью, не перед нашим богатством и благосостоянием преклонялся свет. Он преклонялся перед нашей силой.

С.Ю.Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 года и воспитывался в семье своего деда А.М.Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг. саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказского наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края.

Он происходил из малоизвестных обрусевших немцев, ставших дворянами в 1856 г. (хотя он сам насаждал версию потомственного дворянства и верности православию). Ранние годы Витте прошли в Тифлисе и Одессе, где, в 1870 он кончил курс наук в новороссийском университете по математическому факультету со степенью кандидата, написав диссертацию "О бесконечно малых величинах". Молодой математик помышлял остаться при университете для подготовки к профессорскому званию. Но юношеское увлечение актрисой Соколовой отвлекло его от научных занятий и подготовки очередной диссертации по астрономии. К тому же против ученой карьеры Витте восстали его мать и дядя, заявив, что "это не дворянское дело". 1 июля 1871 года Витте был причислен чиновником в канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, а еще через два года назначен столоначальником. В управлении Одесской железной дороги, куда его определил на службу дядя, он на практике изучил железнодорожное дело, начав с самых низших ступеней, побывав в роли конторщика грузовой службы и даже помощника машиниста, но скоро, заняв должность начальника движения, превратился в крупного железнодорожного предпринимателя. Однако в апреле 1877 года он подал прошение об увольнении с государственной службы.

После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшая казне железная дорога влилась в частное Общество Юго-Западных железных дорог. Там Витте получил место начальника эксплуатационного отдела. Новое назначение потребовало переезда в Петербург. В столице он прожил около двух лет. События 1 марта 1881 г., оставившие заметный след в биографии Витте, застали его уже в Киеве. В это время Витте оказался под влиянием славянофильских идей, увлекался богословскими сочинениями; он сблизился с руководителями "славянского движения"; как только до Киева дошла весть о покушении на Александра II, Витте написал в столицу Фадееву и подал идею о создании дворянской конспиративной организации для охраны императора и борьбы с революционерами их же методами. Фадеев подхватил эту идею в Петербурге и с помощью Воронцова-Дашкова создал пресловутую "Святую дружину". В середине марта 1881 года в Петербурге состоялось посвящение Витте в ее члены. Он был назначен главным правителем дружины в Киевском районе. Витте ревностно относился к исполнению возложенных на него дружиной обязанностей. По ее распоряжению он был направлен в Париж для организации покушения на известного революционера-народника Л.Н. Гартмана, участвовал в литературных предприятиях дружины провокационного характера, в частности, в составлении брошюры, изданной (Киев, 1882 год) под псевдонимом "Свободный мыслитель", содержащей критику программы и деятельности "Народной воли" и предрекавшей ее гибель.

В конце апреля 1881 года Александр III встал на сторону врагов каких бы то ни было перемен в системе государственного управления. (М.Н. Катков и К.П. Победоносцев). Последовало смещение покровительствовавшего "Дружине" министра внутренних дел графа Н.П. Игнатьева, была ликвидирована "Дружина".

В 1887 году Витте, служил управляющим Юго-Западными железными дорогами, а в 1889 году он получил должность директора департамента железных дорог в министерстве финансов (потеряв при этом в доходах). Витте со свойственной ему энергией начал завоевывать Петербург; в начале 1892 года он уже министр путей сообщения.

Дальнейшее продвижение по служебной лестнице ему осложнил новый брак после смерти первой жены. Его вторая жена Матильда Ивановна Витте (Нурок, по первому браку Лисапевич) была разведенной и еврейкой. Несмотря на все старания Витте, ее не приняли при дворе. Впрочем, брак состоялся с согласия Александра III.

В августе 1892 году в связи с болезнью Вышнеградского Витте сделался его приемником на посту министра финансов. Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. На этом посту он оставался целых 11 лет - с 1892 до 1903 года. Здесь он проявил себя сторонником индустриализации страны на западноевропейский маневр. Витте неоднократно подчеркивал, что Россия имеет уникальные природные ресурсы, которые лежат пока мертвым грузом. К началу ХХ века Витте имел четкую программу развития экономики: догнать промышленно развитые страны, занять прочные позиции в торговле с Востоком, обеспечить активное внешнеторговое сальдо, и все это - при неограниченном вмешательстве государства в экономику и при стабильной самодержавной власти.