Основная образовательная программа индивидуального обучения на дому. Рабочая учебная адаптированная программа индивидуального обучения на дому

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат № 14»

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

Директор школы и. о. Зам.директора по УВР На заседании МО, Е.Н.Лушникова Н. А. Попикова руководитель МО

Т. С. Янина

«___» сентября 2017г. «___» сентября 2017г. «___» сентября 2017г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

индивидуального обучения на дому

обучающегося 2а класса

Петренко Сергея

на 2017-2018 учебный год

Составитель программы учитель начальных классов

г. Амурск

Психолого – педагогическая характеристика

Петренко Сергея Ивановича, 05. 05. 2008 года рождения, проживающего по адресу: пр. Строителей, дом 17, квартира 2.

Сергей обучается в школе с 1 сентября 2016 года. Детский сад не посещал. Воспитывается в малообеспеченной неполной семье.

Состояние здоровья, анамнестические данные : F – 70.0, ДЦП.

Особенности познавательной сферы: все виды памяти на очень низком уровне. Внимание непроизвольное, неустойчивое, рассеянное. Все свойства внимания развиты очень слабо. Ученика можно на короткое время привлечь какой-либо яркой игрушкой. Все виды восприятия грубо нарушены: не знает оттенки основных цветов, не соотносит их с реальными предметами, Не ориентируется в понятиях «самый большой», «меньше», «самый маленький». Разборную матрешку, пирамидку из четырех элементов не может самостоятельно правильно собрать. В заданиях, аналогичных Доске Сегена, не ориентируется. Применяет хаотичные силовые пробы, зрительно не соотнося элементы с прорезями. Помощь не принимает. Перенос усвоенного способа действия на аналогичное задание не осуществляет. Допускает множество ошибок в пробах на узнавание наложенных, недорисованных, зашумленных изображений. Не ориентируется в определении сторон относительно себя, на плоскости, в пространстве, отмечаются трудности в понимании предлогов при анализе взаимного расположения объектов. Пространственный анализ и синтез не развит. Не ориентируется во времени (не знает времена года, дни недели, месяцы). Мышлениеконкретное. Мыслительными операциями не владеет. Темп работы очень медленный, деятельность нецеленаправленная и непродуктивная.

Мелкая моторика слабо развита. Рисунки содержат линии разной конфигурации, длины и толщины, никак не связанные между собой и не организованные на листе (каракули).

Школьные навыки: ученик не осознает мотивов учения. Отношение к учебной деятельности индифферентное. Ребенок не воспринимает и часто не понимает смысл заданий, не включается в учебный процесс. В активном словаре очень мало слов, которые он произносит неправильно, невнятно, непонятно. Простые по конструкции фразы не всегда понимает. По словесному указанию учителя методом проб и ошибок показывает на картинки, отображающие предметы ближайшего окружения. Лучше всего ориентируется в понятиях, касающихся семьи: папа, мама, дети. Из всех заданий выполняет только обводку по точкам, работы не аккуратны. Трафарет держать не может, поэтому задания правильно не выполняет. Мелкая моторика слабо развита.

Программный материал по всем предметам для детей с легкой умственной отсталостью не усваивает.

Особенности эмоционально-волевой сферы : инфантильный. Преобладающий фон настроения – спокойный, в ситуациях игры - несколько повышен. Реакция на похвалу – положительная (улыбка). По характеру добрый, улыбчивый. Навыки самообслуживания не развиты. Нуждается в помощи взрослого.

На основании выше изложенного Сергей был переведён на обучение на дому.

По предварительным результатам составлена программа обучения, которая максимально индивидуализирована под «зону актуального развития» обучающегося.

Пояснительная записка

Программа обучения составлена на основе адаптированной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.; под ред. В.В.Воронковой. – М. : Просвещение, 2013 – 176 с.

Программа рассчитана на 6 часов в неделю, на один год обучения.

Занятия проводятся по расписанию (с указанием времени), утверждённому директором школы и письменному заявлению родителей (законных представителей).

Индивидуальный учебный план

обучения на дому

Количество учебных часов – 6.

Чтение – 2 часа

Русский язык – 2 часа

Математика – 2 часа

Расписание уроков :

Понедельник

    Чтение 15.15. – 15.50.

    Русский язык 16.00. – 16.40.

Вторник

    Математика 14.45. – 15.20.

    Чтение 15.30. – 16.10.

Среда

    Русский язык 12.10. – 12.50.

Пятница

    Математика 9.20. – 10.00.

Целью программы является развитие и формирование социального опыта обучающегося.

При этом решаются следующие задачи:

    формирование навыков адекватного поведения;

    развитие общей моторики, развитие движений рук;

    вырабатывать элементарные навыки грамотного чтения;

    научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;

    способствовать формированию личностных качеств:

    коммуникабельности, трудолюбия, уверенности в себе.

Основные методы и приёмы работы:

    совместные действия ребёнка и взрослого;

    действия по подражанию, по образцу, по словесной инструкции:

    приёмы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

    счётные действия с множествами предметов;

    использование приёмов классификации и дифференциации;

    установление причинно-следственных связей между понятиями;

    сравнение (нахождение сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных).

Чтение.

Предмет «Чтение », направлен на решение задач :

    учить работать по учебнику;

    формировать навык сознательного и правильного чтения;

    активизировать речевую и познавательную деятельность;

    формировать нравственные качества.

1 четверть

Название темы урока

Дата про-

ведения.

Звук и буква Аа. Выделение звука «а». Знакомство с буквой. Чтение буквы А, а. Звук и буква Уу. Чтение буквы Уу.

Слова ау, уа. Звукобуквенный анализ слов.

Звук и буква Мм. Чтение слогов. Звукобуквенный анализ.

Звук и буква Оо. Чтение буквы Оо. Составление и чтение слогов. Звукобуквенный анализ.

Составление и чтение слова ма-ма. Предложение.

Звук и буква Сс. Слоги и слова со звуком и буквой Сс. Составление и чтение слогов. Звукобуквенный анализ.

Звук и буква Хх. Слоги и слова со звуком и буквой Хх. Сравнение открытых и закрытых слогов.

Составление и чтение слов со звуком и буквой Хх. Предложения с данными словами.

2 четверть

Название темы урока

Дата про-

ведения.

Звук и буква Ш, ш. Слоги обратные и прямые открытые. Слова со звуком и буквой Шш.

Дифференциация звуков с-ш.

Звук и буква Л л. Слоги и слова со звуком и буквой Л л. Чтение слогов, слов.

Звук и буква ы. Слоги и слова со звуком и буквой ы. Работа над предложением.

Звук и буква Н н. Слоги и слова со звуком и буквой Н н. Составление и чтение предложений.

Звук и буква Рр. Слоги и слова со звуком и буквой Рр. Работа над предложением.

Различение звуков р-л. Работа над предложением.

Работа над рассказом «Шары».

Работа над рассказом «Рама».

Звук и буква Кк. Слоги и слова со звуком и буквой Кк. Работа над предложением.

Звук и буква Пп. Слоги и слова со звуком и буквой Пп.

Чтение рассказа «Мы».

Звук и буква Тт. Слоги, слова с буквой Тт. Чтение слов, предложений. Текст «Урок».

3 четверть

Название темы урока

Дата про-

ведения

Чтение текста «Утром».

Звук и буква Ии. И – отдельное слово, отдельный слог, или входит в состав слога. Звук и буква Ии как показатель мягкости согласных.

Сочетание ши. Работа над текстом.

Звук и буква Зз. Слоги и слова со звуком и буквой Зз в твёрдом и мягком варианте.

Сравнение звуков з-с. Работа над текстом «Зима».

Звук и буква Вв. Слоги и слова со звуком и буквой Вв в твёрдом и мягком варианте.

Работа над текстом «Наши повара».

Звук и буква Жж. Работа над небольшими рассказами. Чтение и анализ слов. Текст «Лужок».

Сочетание жи. Чтение слов, предложений. Различение звуков

ж-ш. Слоги жи – ши. Текст «Хороша зима».

Звук и буква Бб. Слоги, слова. Слоги и слова со звуком и буквой Бб в твёрдом и мягком варианте.

Различение звуков б-п. Работа над текстом «Рыбалка».

Звук и буква Г г. Слоги, слова, предложения. Различение звуков

г-к. Работа над текстом «Гости».

Звук и буква Дд. Слоги и слова со звуком и буквой Дд в твёрдом и мягком варианте.

Работа над текстами «Наш огород», «Наш город».

Различение звуков д-т.

Звук и буква Й. Чтение слов, предложений. Звук и буква Й в середине и в конце слова. Сравнение.

Буква Ь как показатель мягкости согласной на конце слова.

Сравнение слов хор-хорь, жар-жарь. Ь в середине слова. Чтение слов, предложений.

Слова, состоящие из одного слога. Сравнение слов. Текст

«В саду». Звукобуквенный анализ слов.

Работа над текстом «Зоопарк».

Звук и буква Ее. Слова, предложения. Буква Ее как показатель мягкости согласных.

4 четверть

Название темы урока

Дата про-

ведения

Звук и буква Я я. Чтение слов, предложений. Буква Я я как показатель мягкости согласных. Работа над текстом.

Буква Ёё как показатель мягкости согласных

Работа над текстом «Самолёт». Сравнение а – я. Анализ слогов, слов. Текст «На поляне»

Звук и буква Юю. Буква ю в начале слова. Буква ю в конце слова.

Чтение слов, предложений. Буква ю как показатель мягкости согласных.

Сравнение у – ю. Анализ слогов, слов. Текст «Клюква»

Звук и буква Цц. Анализ и чтение слогов, слов. Текст «Мой отец».

Анализ и чтение слов с буквой ц. Текст « Курица и лисица».

Звук и буква Ч ч. Анализ слов. Текст «Урок». Работа над текстом.

Сочетания: ча-чу. Чтение слов, предложений. Сказка «Курочка ряба».

Звук и буква Щщ. Сочетания: ща-щу. Работа над текстом.

Звук и буква Фф.Сравнение звуков: в – ф. Текст «Ферма».

Звук и буква Ээ.Буква э в начале предложения. Что это? Кто это?

Буква ъ.Чтение слов, анализ. Чтение слов с разделительным твёрдым знаком.

Предмет «Русский язык», направлен на решение задач:

    дать самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка;

    формировать практические навыки устной и письменной речи;

    формировать орфографические и пунктуационные навыки;

    воспитывать интерес к родному языку.

Обучение русскому языку способствует умственному и речевому развитию. Обучение будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащегося.

Учебник В. В. Воронковой и И. В. Коломыткиной Букварь для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М.; «Просвещение», 1998.

Календарно – тематическое планирование

1 четверть

Название темы урока

Дата про-

ведения

Буква а. Знакомство со строчной буквой. Буква у. Знакомство со строчной буквой.

Слова ау, уа. Анализ, составление, письмо.

Буква м. Знакомство со строчной буквой. Обратные слоги ам, ум. Звукобуквенный анализ. Прописная буква М.

Буква о. Знакомство со строчной буквой. Прописная буква О. Слоги ом, мо. Анализ слогов.

Слоги ам-ма, ум-му, ом-мо. Письмо слова ма-ма. Прописные буквы О, М.

Буква с. Прописная буква С. Слоги и слова с буквой с.

Буква Х х. Знакомство со строчной и прописной буквой.

Письмо слов. Анализ слов.

2 четверть

Название темы урока

Дата про-

дения

Буква Ш ш строчная и прописная. Предложения.

Дифференциация слов с буквами с-ш

Буква л строчная. Слоги и слова с буквой л. Прописная буква Л. Предложения.

Письмо буквы ы. Слоги и слова с буквой ы. Составление и письмо предложений.

Буква Н н строчная и прописная. Слоги и слова с буквой н

Буква Рр строчная и прописная. Работа над предложением.

Буква К к строчная прописная. Составление и письмо слов с буквой к.

Буква П п строчная и прописная. Слоги и слова с буквой п.

Работа над предложением.

Диктант букв, слогов.

Списывание с печатного текста.

Буква Т т строчная и прописная. Слоги и слова с буквой т.

Слова, состоящие из трёх слогов. Составление предложений.

3 четверть

Название темы урока

Дата про-

ведения

Буква И и строчная. Слоги, слова, предложения. И как показатель мягкости согласных.

Сочетание ши. Анализ и письмо слов.

Строчная и прописная буква З з. Слоги, слова, предложения.

Различение з-с. Составление и написание предложений

Буква В в строчная и прописная. Анализ и письмо слов.

Буква Ж ж строчная и прописная.

Сочетание жи. Анализ и письмо слов. Предложение.

Различение слогов и слов с буквами ж-ш. Слоги жи-ши. Письмо слов с данными слогами.

Буква Б б строчная и прописная. Написание слов с буквой б в твёрдом и мягком варианте.

Письмо предложений. Различение в написании слов с буквами б-п.

Буква Г г строчная и прописная. Слоги, слова, предложения.

Письмо с печатного текста. Различение слогов и слов с буквами

Буква Д д строчная и прописная. Составление и написание предложений.

Различение слогов и слов с буквами д-т.

Буква й. Слоги и слова с буквой й. Буква й в середине и конце слова. Сравнение слов.

Различение на письме слов с буквами й-и. Составление и письмо предложений

Буква ь. Слова с ь на конце. Сравнение и письмо слов хор-хорь, жар-жарь.

Письмо слов с ь в середине слов.

Анализ и письмо предложений. Диктант слов, слогов, предложений.

Буква Е е строчная и прописная. Письмо слов, предложений.

Письмо с печатного текста.

4 четверть

Название темы урока

Дата про-

ведения

Буквы Я я строчная и прописная. Анализ и письмо предложений. Схемы. Буква я - показатель мягкости согласных.

Сравнение а – я. Анализ и письмо слов. Составление и письмо предложений.

Буквы Юю строчная и прописная. Анализ и письмо слов с буквой ю на конце слова. Буква ю как показатель мягкости согласных

Сравнение у – ю. Анализ и письмо слов. Составление и письмо предложений

Буква Ц ц строчная и прописная. Буква ц на конце слова.

Буква Ч ч строчная и прописная. Слова со стечением согласных в середине слова. Работа над предложением.

Сочетания ча-чу. Анализ и письмо слов.

Буквы Щщ строчная и прописная.

Сочетания ща – щу. Анализ и письмо слов. Различение в написании слов со слогами: ча – ща, чу – щу.

Буквы Ф ф строчная и прописная. Различение звуков в – ф. Анализ и письмо слов. Составление и письмо предложений.

Буквы Э э строчная и прописная. Анализ и письмо предложений. Письмо предложений с печатного текста.

Буква ъ. Анализ и письмо слов с буквой ъ. Работа над предложением. Схемы. Слова с разделительным твёрдым знаком.

Диктант слогов, слов, предложений.

Повторение и написание строчных и прописных букв.

Контрольное списывание с печатного текста.

Предмет «Математика», направлен на решение задач :

    подготовить Сергея к усвоению систематического курса математики;

    привить интерес к предмету;

    выявить и уточнить количественные, геометрические и временные представления.

    называть числа в порядке их следования при счете в пределах 20;

    писать цифры, соотносить цифру и число;

    упорядочивать объекты; сравнивать числа;

    определять предыдущее и последующее число в пределах 20;

    решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20; задачи на нахождение суммы и остатка;

    различать, называть и чертить отрезки заданной длины;

    заменять крупные единицы длины мелкими: (1 дм 4 см = 14 см) и обратно (20 см = 2 дм); сравнивать именованные числа.

Учебник Алышева Т. В. Математика: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях, 4 – е издание – М., Просвещение, 2014.

Календарно – тематическое планирование

1 четверть

Название темы урока

Дата про-

ведения

Сравнение предметов по различным признакам. Порядковый счёт в пределе 10.

Понятие «последующее», «предыдущее число». Счёт предметов. Решение примеров.

Понятия: вчера, сегодня, завтра. Состав числа 5, 6.

Состав числа 7, 8.

Состав числа 9, 10. Счёт парами, тройками.

Решение примеров на сложение в два действия.

Решение примеров на вычитание в два действия.

Сравнение чисел. Знаки, =. Сравнение отрезков по длине.

2 четверть

Название темы урока

Дата про-

ведения

Образование чисел:10,11, 12,13. Счёт от 1 до 13 и обратно. Предыдущие и последующие числа 10,11,12,13.

Присчитывание и отсчитывание единицы. Сравнение чисел.

Образование чисел 14,15,16. Счёт от 1 до 16 и обратно. Предыдущие и последующие числа 14,15,16.

Образование чисел 17,18,19. Счёт от 1до 19 и обратно. Предыдущие и последующие числа 17,18,19.

Сравнение чисел. Решение и сравнение примеров.

Образование числа 20. Счёт от 1до 20 и обратно. Предыдущие и последующие числа 20

Однозначные и двузначные числа.

Присчитывание по 2, по 3. Решение примеров.

Мера длины - дециметр. Сравнение чисел с мерами длины: см и дм.

Построение отрезков заданной длины. Решение примеров и задач.

Увеличение числа на 2,3,4, единицы.

Контрольная работа

Рабочая программа индивидуального обучения на дому по предмету «Речь и альтернативная коммуникация».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для индивидуального обучения на дому ребёнка с тяжелой умственной отсталостью и детским аутизмом (вариант программы 8.4) первого (дополнительного) коррекционного класса
Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), в соответствии с ФГОС для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и детским аутизмом и нацелена на образование ребенка с ТМНР, получающего образование на дому с учетом его особых образовательных потребностей в 1 (дополнительном) коррекционном классе.
Данная рабочая программа составлена на основе нормативно-правовой базы:
1) Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2) Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850.
3) Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011, рег. № 19993»».
4) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
5) Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2).
6) Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под.ред. канд. псих. наук, проф. И.М. Бгажноковой (2014 г).
7) Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2017 г.
Локальные акты ОО:
- Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2).
- Положение о психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк) МОУ.
- Положение о специальной индивидуальной программе развития.
- Договор на оказание образовательных услуг МОУ Константиновской СШ и родителями (законными представителями) ребёнка.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Основные задачи

Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
Развивать понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, неспецифических жестов.
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя вербальные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками с изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Обучающаяся ограниченно понимает обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения использует фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Задачи предмета:
- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
знакомство с альтернативными средствами коммуникации;
- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия;
- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развитие ручной и мелкой моторики;
- формирование элементарных графо-моторных умений;
- развитие слухового внимания и слухового восприятия,
- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 дополнительном классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели. Так как обучающаяся находится на домашнем обучении, количество часов сокращено до полутора в неделю. В связи с тем, что обучающаяся приступила к занятиям с 26.09.2017, количество часов сокращено до 43.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:
Личностные:
эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;
зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,
интерес к взаимодействию со знакомым взрослым.
Предметные:
использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия;
проявление интереса к пальчиковым играм.
Базовые учебные действия.
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:
выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

Основное содержание учебного предмета "Речь и альтерантивная коммуникация" представлено направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 дополнительном классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.
Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. В дополнительном классе в разделе "чтение и письмо" формируются предпосылки к чтению и письму. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.
Направление: Учитель и ученик
Блок: Приветствие взрослого.

Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для приветствия.
Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением.
Блок: Приветствие сказочных персонажей.
Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию со сказочным персонажем, фиксация и прослеживание взором за движениями и действиями взрослого с персонажами, реагирование (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие со сказочными персонажами; использование руки для приветствия сказочных персонажей.
Интерес к речи взрослого и прислушивание к его голосу в процессе чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и вербальными средствами) на обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа и предметно-игровые действия.
Блок: Я и мое имя, моя фотография.
Положительная реакция на свое имя, а также на уменьшительно-ласкательные его формы; использование доступных вербальных или невербальных средств для называния своего имени, узнавания себя на фотографии.
Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выполнение игровых действий по подражанию действиям взрослого в процессе пальчиковых игр с речевым сопровождением.
Блок: Моя любимая игрушка.
Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию, фиксировать и прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой, реагировать (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие с игрушкой; выполнение предметно-игрового действия с игрушкой в сопровождении речевого высказывания.
Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, проявление интереса к обыгрыванию сюжетной игрушки с использованием доступных вербальных и невербальных средств (взглядом, жестикулярно-мимическими средствами, жестом, действием), выбор любимой игрушки среди других. Выполнение предметно-игровых и отобразительных действий с сюжетными игрушками.
Блок: Моя любимая сказка, драматизация сказки.
Выражение положительного отношения к обыгрыванию сказки или ее драматизации; запоминание персонажей, их действий, фрагментов сюжета с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета сказки разными доступными обучающемуся способами (совместные действия, по показу и подражанию, самостоятельные действия).
Блок: Моя любимая игра.
Выражение положительного отношения к выбору любимой игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями); оценка собственных игровых действий средствами коммуникации (вербальными, невербальными, альтернативными).
Блок: Мои желания.
Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для выражения своих житейских желаний и потребностей: обращение за помощью, высказывание участия, благодарности, согласия, отказа и др.
Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном произведении (о сказке), фильме и т.д.
Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам), выполнение элементарных графических заданий.
Блок: Мне нравится.
Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего отношения к определенной ситуации или объектам (предметам) с помощью вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации.
Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира (в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок, просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д.).
Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам, карандашам, ручке), выполнение элементарных графических заданий.
Направление: Ученик - учитель -сверстник
Блок: Приветствие сверстника (узнавание).
Эмоционально-положительное отношение к ситуации приветствия сверстника (другого ребенка), прослеживание за его движениями и действиями; использование жеста для приветствия.
Интерес к сверстнику как партнеру в совместной игровой ситуации; выполнение целенаправленных действий с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в играх с мячом.
Выбор пишущего предмета (мелков) для предметного изображения.
Блок: Имена сверстников.
Запоминание имен сверстников, называние их уменьшительно-ласкательными формами; называние имен детей в разных житейских и игровых ситуациях; узнавание и называние имен сверстников по фотографиям.
Выполнение элементарных графических заданий.
Блок: Игрушки.
Интерес к игровой ситуации, обыгрывание (и называние) знакомых игрушек; выполнение совместных предметно-игровых действий с игрушками в сопровождении речевого высказывания; совершение обмена игрушками со сверстниками с использованием доступных вербальных и невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием).
Выполнение определенных игровых действий по речевой инструкции взрослого, высказывание доступными средствами коммуникации о своих игровых действиях.
Блок: Вместе слушаем сказки.
Прослушивание сказок, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий.
Выражение положительного отношения (словом, звуком, жестом, действием) к обыгрыванию сказки или ее драматизации; передача сюжета сказки в соответствии с ролями персонажей разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).
Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных персонажей по звукоподражанию ("Кто в гости пришел?", "Кто спрятался?"), использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и др.).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Объем часов урочной индивидуальной работы реализуется в двух направлениях:
1 направление: «Учитель и ученик»
2 направление: «Ученик-учитель-сверстник»
№ п/п Тема Содержание
1 Слова приветствия. Употребление приветствия жестом.
2 Приветствие взрослого. Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для приветствия.

3 Приветствие взрослого. Использование руки для приветствия. Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для приветствия.

4 Употребление слов- приветствий жестами Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для приветствия.

5 Приветствие сказочных персонажей Использование руки для приветствия сказочных персонажей. Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением.

6 Игровые действия со сказочными персонажами. Интерес к речи взрослого и прислушивание к его голосу в процессе чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и вербальными средствами) на обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа и предметно-игровые действия.

7 Игровые движения для рук и пальцев с речевым сопровождением в процессе слушания сказок.
Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движения рук и действий пальцев с речевым сопровождением.

8 Игровые движения для рук и пальцев с речевым сопровождением. Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением.

9 Слушание сказок. Предметно-игровые действия. Интерес к речи взрослого и прислушивание к его голосу в процессе чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными) на обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа и предметно-игровые действия.
10 Я и мое имя. Положительная реакция на свое имя и на уменьшительно-ласкательные его формы; использование доступных вербальных или невербальных средств для называния своего имени,
11 Моя фотография. Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выполнение игровых действий по подражанию действиям взрослого в процессе пальчиковых игр с речевым сопровождением.

12 Моя любимая игрушка. Выполнение определенных игровых действий по речевой инструкции взрослого, высказывание доступными средствами коммуникации о своих игровых действиях.
13 Игровые действия с игрушкой. Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию, фиксировать и прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой, реагировать (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие с игрушкой.

14 Выполнение предметно-игрового действия с игрушкой в сопровождении речевого высказывания.
Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, проявление интереса к обыгрыванию сюжетной игрушки с использованием доступных вербальных и невербальных средств (взглядом, жестикулярно-мимическими средствами, жестом, действием),
15 Предметно-игровые и отобразительные действия с сюжетными игрушками.
Прослушивание коротких сказок. Выполнение вслед за учителем различных действий с сюжетными игрушками
16 Моя любимая сказка. Прослушивание сказок. Передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей.
17 Моя любимая сказка. Передача сюжета сказки с использованием совместных с учителем действий, по показу и подражанию, самостоятельных действий.
Прослушивание сказок, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях.

18 Моя любимая сказка. Драматизация сказки. Невербальное сопровождение в процессе театрализованных действий. Выражение положительного отношения к обыгрыванию сказки или ее драматизации; запоминание персонажей, их действий, фрагментов сюжета с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство),
19 Моя любимая игра.
Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор игрушки или игры; соблюдение игровых правил при участии в игре и партнерских отношений; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.

20 Моя любимая игра. Самостоятельный выбор игрушки или игры.
Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор игрушки или игры; соблюдение игровых правил при участии в игре и партнерских отношений; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.

21 Передача сюжета игры совместными с учителем действиями (по показу и подражанию), самостоятельными действиями). Передача сюжета игры разными доступными обучающемуся способами.
22 Мои желания. Выражение своих желаний. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для выражения своих житейских желаний и потребностей: обращение за помощью, высказывание участия, благодарности, согласия, отказа.
23 Выражение своих желаний и потребностей. Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном произведении (о сказке), фильме.
24 Обращение за помощью. Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном произведении (о сказке), фильме и т.д.
25 Знакомство с пишущими предметами. Рисование горизонтальных линий Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам), выполнение элементарных графических заданий.
26 Мне нравится. Выражение положительного отношения к определенным объектам (предметам). Выражение положительного отношения к определенной ситуации или объектам (предметам) с помощью вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации.
27 Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира (в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок, просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д.).
28 Пишущие предметы. Рисование вертикальных линий. Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам, карандашам, ручке), выполнение элементарных графических заданий.
29 Приветствие сверстника (узнавание). Эмоционально-положительное отношение к ситуации приветствия сверстника (другого ребенка), прослеживание за его движениями и действиями; использование жеста для приветствия.
30 Использование жеста для приветствия сверстника. Эмоционально-положительное отношение к ситуации приветствия сверстника (другого ребенка), прослеживание за его движениями и действиями; использование жеста для приветствия.
31 Игры с мячом со сверстником Интерес к сверстнику как партнеру в совместной игровой ситуации; выполнение целенаправленных действий с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в играх с мячом.
32 Имена сверстников. Называние имен детей в разных игровых ситуациях. Запоминание имен сверстников, называние их уменьшительно-ласкательными формами; называние имен детей в разных житейских и игровых ситуациях; узнавание и называние имен сверстников по фотографиям.
Узнавание сверстников и называние их имен по фотографиям.

33 Узнавание сверстников и называние их имен по фотографиям. Рисование вертикальных и горизонтальных линий. Запоминание имен сверстников, называние их уменьшительно-ласкательными формами; называние имен детей в разных житейских и игровых ситуациях; узнавание и называние имен сверстников по фотографиям. Выполнение элементарных графических заданий.
34 Игрушки. Совместные предметно-игровые действия с игрушками в сопровождении речевого высказывания. Интерес к игровой ситуации, обыгрывание (и называние) знакомых игрушек; выполнение совместных предметно-игровых действий с игрушками в сопровождении речевого высказывания; совершение обмена игрушками со сверстниками с использованием доступных вербальных и невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием).
35 Совершение обмена игрушками со сверстниками и с учителем. Выполнение определенных игровых действий по речевой инструкции взрослого, высказывание доступными средствами коммуникации о своих игровых действиях. Совершение обмена игрушками со сверстниками и с учителем с использованием доступных вербальных и невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием).

36 Совершение обмена игрушками со сверстниками и с учителем. Выбор пишущего предмета (мелков) для раскрашивания предметного изображения.
Выбор пишущего предмета (мелков) для раскрашивания предметного изображения.

37 Вместе слушаем сказки. Прослушивание сказок, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий.

38 Прослушивание сказок. Обыгрывание сказок совместными с учителем действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиямиж Выражение положительного отношения (словом, звуком, жестом, действием) к обыгрыванию сказки или ее драматизации; передача сюжета сказки в соответствии с ролями персонажей разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).
39 Различение сказочных персонажей по звукоподражанию. Игра "Кто в гости пришел?» Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных персонажей по звукоподражанию, использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки и др.).
40 Различение сказочных персонажей по звукоподражанию. Игра "Кто спрятался?" Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных персонажей по звукоподражанию, использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки и др.).
41 Я и учитель играем. Выбор настольно-печатной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.
42 Игры с правилами. Считалки для определения ведущего игры. Передача правил игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).

43 Игры с правилами. Выбор настольно-печатной игры. Рисование фигуры по контуру с последующим раскрашиванием. Невербальное сопровождение в процессе игровых действий). Выполнение элементарных графических заданий разноцветными карандашами (раскрашивание предметного изображения).

Пояснительная записка

Адаптированная общая образовательная программа начального общего образования направлена для обучающейся на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью.

Цель программы:

обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.

Задачи программы:


1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
2.Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования.
3.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Адресность программы:

Индивидуальная образовательная программа создана для учащейся 1 класса, имеющей отклонения здоровья (ребенок - инвалид).

Учебный план на 2015-2016 учебный год

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Письмо /Русский язык

2 часа

Обучение грамоте/Литературное чтение

2 час

Математика

2 часа

Окружающий мир

1 час

Музыка

0,25 часа

Изобразительное искусство

0,5 часа

Технология

0,25 часа

Итого: 8 часов

Образовательная область «Филология »

Представлена следующими предметами: обучение грамоте и письмо (I- III четверть), русский язык и литературное чтение (IV четверть).
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена на основе Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы «Обучение грамоте» (авторы В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько), «Русский язык»(авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г., М. Н. Дементьева,Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкина ) , «Литературное чтение» (авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) . На изучение курса «Обучение грамоте» для обучения на дому отведено четыре часа в неделю (23 учебные недели): 2 ч., чтения (46 ч.), 2 ч. – письма (46 ч.). Русскому языку и литературному чтению отводится 10 учебных недель, по 20 часов на каждый предмет.

Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение на дому обучающейся с ОВЗ. На индивидуальное обучение по русскому языку на дому в 1 классе выделено 2 часа в неделю (66 часов в год). В связи с этим сокращены часы для обучающейся по разделам:

система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса по русскому языку

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

    знать все буквы русского алфавита;

    пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;

    выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;

    проводить звуковой анализ слов;

    различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;

    списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;

    употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;

    писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;

    самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;

    виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;

    слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

    соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

    использования прописной буквы в именах собственных;

    написания слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу;

    обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

    правильного написания слов типа пень, яма;

    правописания слов с непроверяемыми орфограммам и.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса по литературному чтению

Учащийся должен знать: -жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня); -сказки (народные и литературные); -элементы книги (обложка, иллюстрация, оглавление, титульный лист) Решать практические и учебные задачи: -читать осознанно, правильно с ориентировочным темпом чтения 40-50 слов в минуту; -отвечать на вопросы по тексту; -делить текст на части; -пересказывать произведение; -высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении.

Навыки чтения.

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 30-40 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

Математика

При составлении рабочей программы по ма тематике за основу взята Концепция и программа для начальных классов в двух частях, Ч 1, Ч.2 , авторы М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др. (Москва «Просвещение» 2011 г.), программа по математике 1 класс, составленная в соответствии с учебником математики 1 класса авторы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа составлена для обучения на дому, с учётом индивидуальных способностей ребёнка, рас c читана на 2 часа в неделю, 66 часов в год. В связи с этим сокращены часы для обучающего с ограниченными возможностями здоровья.

Распределение учебных часов

Рабочая программа

Роль математики в жизни людей и общества – 8 ч.

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация – 28 ч.

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание –59 ч.

Числа от 1 до 20. Нумерация – 14 ч.

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание – 23 ч.

Повторение – 4 ч.

Роль математики в жизни людей и общества – 4 ч.

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация – 14 ч.

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание –27 ч.

Числа от 1 до 20. Нумерация – 7 ч.

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание –12 ч.

Повторение – 2 ч.

Итого – 136часов

Итого 66 часов

В результате усвоения программного материала

показывать:

    предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

    числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;

    число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;

    фигуру, изображенную на рисунке (круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок).

воспроизводить в памяти:

    результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;

    результаты табличных случаев вычитания в пределах 20.

различать:

    число и цифру;

    знаки арифметических действий (+, -);

    многоугольники: треугольник, квадрат, прямоугольник.

сравнивать:

    предметы с целью выявления в них сходства и различия;

    предметы по форме, размерам (больше, меньше);

    два числа, характеризуя результаты сравнения словами «больше», «меньше», «больше на …», «меньше на …».

использовать модели (моделировать учебную ситуацию) :

    • выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;

решать учебные и практические задачи:

    • выделять из множества один ли несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

      пересчитывать предметы и выражать результат числом;

      определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом;

      решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;

      выполнять табличное вычитание изученными приемами;

      измерять длину предмета с помощью линейки;

      изображать отрезок заданной длины;

Окружающий мир

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса, (индивидуальное обучение ОВЗ)

Программа скорректирована на основе общеобразовательной программы

А. А. Плешакова, программы 7 вида коррекционного обучения под редакцией

Программа соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования и образовательного минимума времени, определенным учебным планом по данному предмету, рекомендованной Министерством образования РФ (Москва, «Просвещение» 2009).

Программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю)

Обучение ведётся по учебнику А.А. Плешакова (учебник для 1 класса начальной школы в двух частях) Москва «Просвещение», 2014 год.

Распределение учебных часов

Рабочая программа

Вводный урок. Экскурсии – 5 часов

1. Что и кто? – 19 часов

2. Как, откуда и куда? – 12 часов

3. Где и когда? – 10 часов

4. Почему и зачем? – 20 часов

1. Что и кто? – 11 часов

2. Как, откуда и куда? – 8 часов

3. Где и когда? – 4 часов

4. Почему и зачем? – 10 часов

Итого: 66 часов

Итого: 33 часа

В результате изучения окружающего мира учащийся научится:

    называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;

    называть государственную символику России;

    называть общие признаки живых организмов;

    называть основные условия благополучной жизни растений и животных;

    соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;

    соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);

    называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;

    называть основные группы животных и растений;

    соблюдать правила поведения в природе;

    называть основные признаки каждого времени года;

    называть основные помещения школы;

    называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;

    называть основные учреждения культуры, быта;

    определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

    пользоваться словами, указывающими направления и время;

    наблюдать, делать умозаключения;

    различать профессии людей;

    различать растения и животных;

    различать объекты природы;

    различать части растения, отображать их на рисунке;

    приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

    показывать сушу и воду на глобусе;

    ориентироваться в помещениях школы;

    различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

Музыка

Рабочая программа по музыке в 1 классе разработана на основе программы «Школа России. Музыка. 1 класс» (авторы, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования учебным планом учреждения. Данная линия учебников имеет грифы «Рекомендовано» и «Допущено». Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю). На индивидуальное обучение на дому в 1 классе – 0, 2 5 часа час в месяц (8 часов в год). В связи с этим сокращены часы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, на изучение основных разделов выделено:

I раздел «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС» - 4 ч аса

II раздел «МУЗЫКА И ТЫ» - 4 ч аса

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебным комплексом:

Учебник: Е.Д. Критская, Музыка. 1 класс, - М. Просвещение, 2014.

Фонотека по программе Е.Д. Критская для 1 класса.

Цель:

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;

Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего.

К концу 1 класс учащиеся должны знать:

Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);
- воспринимать музыку различных жанров;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов(быстро- медленно) динамики (громко- тихо)
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

Изобразительное искусство

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе Образовательной программы Федерального базисного учебного и программы начального общего образования - авторы: Неменский Б.П., Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. («Изобразительное искусство» - Москва «Просвещение», 2011 г.

Цели и задачи, решаемые для реализации рабочей программы:

Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:

    воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

    развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;

    освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

    овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

    совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

    развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

    формирование навыков работы с различными художественными материалами

В связи с тем, что у ребёнка освобождение по предмету «Физкультура», по желанию девочки 0,25 часа распределились на предмет «Изобразительное искусство». Таким образом, всего выделено 0,5 часа (16 часов в год).

На изучение основных разделов выделено:

«ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ»

Ты учишься изображать– 5 ч.

Ты украшаешь – 4 ч.

Ты строишь – 3 ч.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу – 4 ч.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе являются формирование следующих знаний и умений:

Учащиеся должны знать:

    три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;

    названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

    правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

    элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;

    простейшие приёмы лепки.

Учащиеся должны уметь:

    правильно держать лист бумаги, карандаш;

    правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

    выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;

    передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

    применять элементы декоративного рисования.

Технология

На индивидуальное обучение по технологии выделено 0,25 часа (9 часов в год). Таким образом, на изучение основных разделов выделено:

Природная мастерская – 3 часа

Пластилиновая мастерская - 1 час

Бумажная мастерская - 3 час

Текстильная мастерская -2 часа

Для реализации программного содержания используются:

Лутцева Е.А., Зуева Т.П. .Учебник. 1 класса. М. Просвещение, 2014год

Лутцева Е.А., Зуева Т.П.Рабочая тетрадь.4 класс. М.Просвещение, 2014 год

В результате изучения технологии обучающийся должен:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать (на уровне представлений):

    о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

    об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;

    о профессиях, знакомых детям.

Уметь:

    обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;

    соблюдать правила гигиены труда.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

    общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);

    последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

    способы разметки на глаз, по шаблону;

    формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

    клеевой способ соединения;

    способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

    названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Уметь:

    различать материалы и инструменты по их назначению;

    выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:

1) экономно размечать сгибанием, по шаблону;

2) резать ножницами;

3) собирать изделия с помощью клея;

    безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

    с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

    о детали как составной части изделия;

    конструкциях - разборных и неразборных;

    неподвижном клеевом соединении деталей.

Уметь:

    различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

    конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

Система оценивания

В 1 классе осуществляется безотметочное обучение , основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Домашние задания не задаются. В 1 классе используется три вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое – без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной оценкой.

В первом классе в течении 1-го полугодия контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля. В течение учебного года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себе письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объёму предложений рукописного и печатного шрифтов.

Объём диктантов и текстов для списывания в начале года составляет 5-7 строчных и прописных букв, 3-6 слогов, 3-6 слов или 1-2 предложения из 2-4 слов. В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта, письма под диктовку небольших по объёму текстов. Подбираются тексты, в которых написание слова не расходится с произношением. В конце года рекомендован объём диктанта до 20 слов, списывание – до 25 слов. По математике целесообразно проведение в конце года комбинированной работы, состоящей из задачи и примеров.