Языковые семьи и языковые группы языков. Народы индоевропейской языковой семьи Сколько языков в индоевропейской семье

Языковые семьи и языковые группы языков. Народы индоевропейской языковой семьи Сколько языков в индоевропейской семье

Индоевропейская ветвь языков представляет собой одну из наиболее крупных в Евразии Она распространилась в течение последних 5 столетий также в Южной и Северной Америке, Австралии и частично в Африке. Индоевропейские языки до занимали территорию от Восточного Туркестана, расположенного на востоке, до Ирландии на западе, от Индии на юге до Скандинавии на севере. В состав этой семьи входит порядка 140 языков. В общей сложности на них говорят примерно 2 миллиарда человек (по оценке 2007 года). занимает среди них ведущее место по числу носителей.

Значение индоевропейских языков в сравнительно-исторической лингвистике

В развитии сравнительно-исторической линвистики важна роль, которая принадлежит изучению именно индоевропейских языков. Дело в том, что их семья была одной из первых, которые выделили ученые, имеющих большую временную глубину. Как правило, в науке другие семьи определяли, ориентируясь непосредственно или опосредованно на опыт, полученный при изучении именно индоевропейских языков.

Способы сравнения языков

Языки можно сравнивать различными способами. Типология является одним из самых распространенных их них. Это изучение типов языковых явлений, а также обнаружение на основе этого универсальных закономерностей, существующих на разных уровнях. Тем не менее, этот метод неприменим в генетическом отношении. Другими словами, с помощью него нельзя исследовать языки в аспекте их происхождения. Главную роль для компаративистики должно играть понятие родства, а также методика его установления.

Генетическая классификация индоевропейских языков

Она является аналогом биологической, на основании которой выделяются различные группы видов. Благодаря ей мы можем систематизировать множество языков, которых насчитывается примерно шесть тысяч. Выявив закономерности, мы можем свести все это множество к относительно небольшому количеству языковых семей. Полученные в результате генетической классификации итоги неоценимы не только для лингвистики, но также и для ряда других смежных дисциплин. В особенности они важны для этнографии, поскольку возникновение и развитие различных языков связано тесным образом с этногенезом (появлением и развитием этносов).

Индоевропейских языков предполагает, что различия между ними с течением времени усиливаются. Это можно выразить таким образом, что между ними увеличивается расстояние, которое измеряется как длина ветвей или стрелок дерева.

Ветви индоевропейской семьи

Генеалогическое древо индоевропейских языков имеет множество ветвей. В нем выделяются как крупные группы, так и состоящие всего лишь из одного языка. Перечислим их. Это новогреческий язык, индоиранские языки, италийские (включая латинский), романские, кельтские, германские, славянские, балтийские, албанский, армянский, анатолийские (хетто-лувийские) и тохарские. К ней относится, кроме того, ряд вымерших, которые известны нам из скудных источников, в основном по немногочисленным глоссам, надписям, топонимам и антропонимам у византийских и греческих авторов. Это фракийский, фригийский, мессапский, иллирийский, древнемакедонский, венетский языки. Их нельзя с полной уверенностью отнести к той или иной группе (ветви). Возможно, их следует выделить в самостоятельные группы (ветви), составляя генеалогическое древо индоевропейских языков. У ученых нет единого мнения по этому вопросу.

Безусловно, существовали, кроме перечисленных выше, и другие индоевропейские языки. Их судьба была различна. Одни из них бесследно вымерли, другие оставили после себя немногочисленные следы в субстратной лексике и топономастике. Были сделаны попытки восстановить некоторые индоевропейские языки по этим скудным следам. К самым известным реконструкциям подобного рода относится киммерийский язык. Он предположительно оставил следы в балтийских и славянских. Также следует отметить пелагский, на котором говорило догреческое население Древней Греции.

Пиджины

В ходе экспансии различных языков индоевропейской группы, произошедшей в течение последних столетий, на романской и германской основе были сформированы десятки новых - пиджинов. Они характеризуются радикально сокращенным словарем (1,5 тыс. слов или меньше) и упрощенной грамматикой. Впоследствии некоторые из них креолизовались, а другие стали полноценными как в функциональном, так и в грамматическом отношении. Таковы бислама, ток-писин, крио в Сьерра-Леоне, и Гамбии; сешелва на Сейшельских островах; маврикийский, гаитянский и реюньонский и др.

В качестве примера приведем краткую характеристику двух языков индоевропейской семьи. Первый из них - таджикский.

Таджикский язык

Он относится к индоевропейской семье, к индо-иранской ветви и иранской группе. Он является государственным в Таджикистане, распространен в Средней Азии. Вместе с языком дари, литературным идиомом афганистанских таджиков, он относится к восточной зоне диалектного новоперсидского континуума. Этот язык можно рассматривать как вариант персидского (северо-восточный). До сих пор возможно взаимопонимание между теми, кто использует таджикский язык, и персоязычными жителями Ирана.

Осетинский

Он принадлежит к индоевропейским языкам, к индо-иранской ветви, иранской группе и восточной подгруппе. Осетинский язык распространен в Южной и Северной Осетии. Общее число говорящих составляет около 450-500 тыс. человек. В нем остались следы древних контактов со славянскими, тюрксими и финно-угорскими. Осетинский язык имеет 2 диалекта: иронский и дигорский.

Распад языка-основы

Не позднее четвертого тысячелетия до н. э. произошел распад единого индоевропейского языка-основы. Это событие привело к возникновению множества новых. Образно выражаясь, из семени начало расти генеалогическое древо индоевропейских языков. Не подлежит сомнению то, что хетто-лувийские языки отделились первыми. Время выделения тохарской ветви самое спорное из-за скудости данных.

Попытки объединить различные ветви

К индоевропейской языковой семье относятся многочисленные ветви. Не один раз были предприняты попытки объединить их между собой. К примеру, высказывались гипотезы о том, что славянские и балтийские языки особо близки. Это же предполагалось и в отношении кельтских и италийских. На сегодняшний день самым общепризнанным считается объединение иранских и индоарийских языков, а также нуристанских и дардских в индо-иранскую ветвь. В некоторых случаях удалось даже восстановить характерные для индоиранского праязыка словесные формулы.

Как известно, славяне относятся к индоевропейской языковой семье. Однако до сих пор точно не установлено, следует ли выделить их языки в отдельную ветвь. Это же касается и балтийских народов. Балто-славянское единство вызывает много споров в таком объединении, как индоевропейская языковая семья. Народы его нельзя однозначно отнести к той или иной ветви.

Что касается других гипотез, они и вовсе отвергаются в современной науке. Разные черты могут лечь в основу членения такого большого объединения, как индоевропейская языковая семья. Народы, являющиеся носителем тех или иных ее языков, многочисленны. Поэтому классифицировать их не так-то просто. Были редприняты различные попытки создания стройной системы. Например, по результатам развития заднеязычных индоевропейских согласных все языки этой группы были разделены на кентум и сатем. Эти объединения названы так по отражению слова "сто". В сатемных языках начальный звук этого праиндоевропейского слова отражается в виде "ш", "с" и т. п. Что же касается кентумных, то для него характерны "х", "к" и т. п.

Первые компаративисты

Возникновение собственно сравнительно-исторической лингвистики относят к началу 19 века и связывают с именем Франца Боппа. В своем труде он впервые доказал научно родство индоевропейских языков.

Первые компаративисты по национальности были немцами. Это Ф. Бопп, Й. Цейс, и другие. Они впервые обратили внимание на то, что санскрит (древний индийский язык) имеет большое сходство с немецким. Они доказали, что некоторые иранские, индийские и европейские языки имеют общее происхождение. Затем эти ученые объединили их в "индогерманскую" семью. Через некоторое время было установлено, что для реконструкции праязыка имеют исключительное значение также славянские и балтийские. Так появился новый термин - "индоевропейские языки".

Заслуга Августа Шлейхера

Август Шлейхер (фото его представлено выше) в середине 19 века обобщил достижения предшественников-компаративистов. Он подробно описал каждую подгруппу индоевропейской семьи, в частности, ее древнейшее состояние. Ученый предложил использовать принципы реконструкции общего праязыка. В правильности собственной реконструкции он нисколько не сомневался. Шлейхер даже написал текст на праиндоевропейском языке, воссозданном им. Это басня "Овца и кони".

Сравнительно-историческое языкознание сформировалось в результате исследования различных родственных языков, а также обработки методов доказательства их родства и реконструкции некоего исходного праязыкового состояния. Августу Шлейхеру принадлежит заслуга изображать схематично процесс их развития в виде родословного древа. Индоевропейская группа языков предстает при этом в следующем виде: ствол - а группы родственных языков являются ветвями. Родословное древо стало наглядным изображением дальнего и близкого родства. Кроме того, оно указывало на наличие у близко родственных общего праязыка (балто-славянского - у предков балтов и славян, германо-славянского - у предков балтов, славян и германцев и т. д.).

Современное исследование Квентина Аткинсона

Совсем недавно международная группа биологов и лингвистов установила, что индоевропейская группа языков произошла из Анатолии (Турция).

Именно она, с их точки зрения, является родиной этой группы. Исследования возглавил Квентин Аткинсон, биолог из расположенного в Новой Зеландии университета Окленда. Ученые применили для анализа различных индоевропейских языков методы, которые были использованы для изучения эволюции видов. Они проанализировали запас лексики 103 языков. Кроме того, они изучили данные об их историческом развитии и географическом распространении. На основании этого исследователи сделали такой вывод.

Рассмотрение когнатов

Как же эти ученые изучали языковые группы индоевропейской семьи? Они рассматривали когнаты. Это однокоренные слова, которые имеют сходное звучание и общее происхождение в двух или более языках. Ими обычно являются слова, в меньшей степени подвергающиеся изменениям в процессе эволюции (обозначающие родственные отношения, названия частей тела, а также местоимения). Ученые сравнили количество когнатов в различных языках. На основании этого они определили степень их родства. Таким образом, когнаты были уподоблены генам, а мутациям - различия когнатов.

Использование исторических сведений и географических данных

Затем ученые прибегли к историческим данным о времени, когда предположительно осуществилась дивергенция языков. К примеру, считается, что в 270 году от латыни стали отделяться языки романской группы. Именно в это время император Аврелиан решил увести из провинции Дакия римских колонистов. Кроме того, исследователи использовали данные о современном географическом распространении различных языков.

Результаты исследования

После совмещения полученной информации было создано эволюционное древо на основе следующих двух гипотез: курганной и анатолийской. Исследователи, сравнив получившиеся два дерева, обнаружили, что "анатолийское" с точки зрения статистики является наиболее вероятным.

Весьма неоднозначной была реакция коллег на результаты, полученные группой Аткинсона. Многие ученые отметили, что сравнение с биологической эволюцией лингвистической недопустимо, поскольку у них различные механизмы. Однако другие ученые сочли вполне оправданным использование таких методов. Тем не менее, группу раскритиковали за то, что она не проверила третью гипотезу, балканскую.

Отметим, что на сегодняшний день основными гипотезами происхождения индоевропейских языков являются анатолийская и курганная. Согласно первой, самой популярной у историков и лингвистов, прародина их - причерноморские степи. Другие гипотезы, анатолийская и балканская, предполагают, что индоевропейские языки распространялись из Анатолии (в первом случае) или из Балканского полуострова (во втором).

Совокупность групп (ветвей) языков, сходство которых объясняется общностью происхождения. Индоевропейская семья языков. Финно угорская (угро финская) семья языков. Тюркская семья языков. Семитская семья языков … Словарь лингвистических терминов

Индоевропейская семья

Семья языков - совокупность языков поздних форм одного языка (происходящих из одного языка), например индоевропейская С. я., уральская С. я. и т. д. Существует традиция употребления термина «С. я.» только в отношении изолированных групп родственных… … Большая советская энциклопедия

Семья языков

семья языков - Вся совокупность языков данного родства. Выделяются следующие семьи языков: 1) индоевропейская; 2) китайско тибетская; 3) нигеро кордофанская; 4) австронезийская; 5) семито хамитская; 6) дравидская; 7) алтайская; 8) австро азиатская; 9) тайская;… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Индоевропейская языковая семья - Индоевропейская Таксон: семья Прародина: индоевропейские ареалы Кентум (синий) и Сатем (красный). Предполагаемая исходная область сатемизации показана ярко красным цветом. Ареал: весь мир … Википедия

Семья языковая - Языковая систематика вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочивать изучаемые лингвистикой объекты языки, диалекты и группы языков. Результат такого упорядочивания также называется систематикой языков. В основе систематики языков лежит… … Википедия

Семья языковая - группа родственных языков. Основные семьи языков, имеющих письменную традицию: а. Индоевропейская (славянские, германские, кельтские, греческий, албанский, романские, иранские, индийские, хетто лувийские, тохарские, армянский языки); б. Эускеро… … Грамматологический словарь

Генетическая классификация родственных языков - (или генеалогическая классификация) основана на их общем происхождении от одного языка предка, так называемого праязыка. Теперь вполне доказано, что так называемая индоевропейская семья языков ведет свое начало от одного общего индоевропейского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Индогерманская языковая семья - 1. назв., ранее употреблявшееся вместо интернационального термина «индоевропейская семья языков»; иногда используется и сейчас в нем. языкознании. 2. Включает наряду с примерно 15 языками и группами языков также греч. и лат … Словарь античности

одна из крупнейших семей языков Евразии, распространившаяся в течение послед­них пяти веков также в Северной и Южной Америке, Австралии и отчасти в Африке. Поскольку сравнительно-исторический метод и соответ­ствен­но сравнительно-историческое языко­зна­ние возникли на основе изуче­ния ряда языков, которые позже были названы индо­евро­пей­ски­ми («индо­гер­ман­ские» - в немецкой лингвистической традиции), И. я. были первой языковой семьёй, постули­ро­ван­ной как особая форма объединения языков по генетическим связям. Выделение в науке других языковых семей, как правило, непосредственно или хотя бы опосредствованно, ориентировалось на опыт изуче­ния И. я., подобно тому как сравнительно-исторические грамматики и словари (прежде всего этимологические) для других языковых групп учитывали опыт соответ­ству­ю­щих трудов на материале И. я., для которых эти труды впервые были созданы. Этим определяется роль И. я. как единой языковой семьи и иссле­до­ва­ний в области изуче­ния И. я. (см. Индо­евро­пе­и­сти­ка) для развития исторического языкознания.

Основания для выделения И. я. в особую семью лежат в области сравнительно-истори­че­ско­го языкознания, и именно его принципами определяется характер подобия (и его степень) языков, классифицируемых как И. я. Состав индо­евро­пей­ской семьи языков определяется следующим образом.

Несомненно, что существовали и некоторые другие И. я. Одни из них вымерли бесследно, другие оставили по себе немного­чис­лен­ные следы в топономастике и субстратной лексике . Случай, когда таких следов вполне достаточно, чтобы на их основе реконструировать особый язык, представлен так называемым пеласгским языком догреческого населения Древней Греции; сама реконструкция его фонетических особенностей может быть и довольно корректной, но это ещё не решает вопроса о конкретной принадлежности данного языка. В отношении третьих языков есть сомнения, являются ли они самостоятельными особыми языками или же лишь разновидностями уже известных языков (случай древнемакедонского , или македонского, языка, который часто считают древнегреческим или иллирийским); наконец, в связи с четвёртыми продолжает стоять вопрос о принадлежности их к И. я. (случай этрусского языка).

Временны́е и пространственные диапазоны И. я. огромны: во времени - с самого начала 2‑го тыс. до н. э., в пространстве - от побережья Атлантического океана на западе до Центральной Азии на востоке и от Скандинавии на севере до Средиземноморья на юге; в послед­ние 500 лет наблюдается активная экспансия таких новых И. я., как английский, испанский, французский, португальский, нидерландский, русский, приведшая к появлению индо­евро­пей­ской речи на всех материках. Уже в историческое время или незадолго до него (притом что реконструкция исходного состояния достаточно надёжна) совершались миграции носителей И. я. Из них достаточно указать лишь некоторые: приход хетто-лувийских племён в Малую Азию, вероятно, из более северного ареала (не исключено, что из-за Черного или Каспийского морей - через Кавказ или Балканы) и продвижение их на запад Малой Азии к Эгеиде; миграция индоиранских племён (видимо, из южнорусских степей) на юго-восток - частично через Кавказ и далее в Малую Азию, Месопотамию, Иран, но в значительной степени - севернее Каспийского моря, через Среднюю Азию (для ведийских племён более или менее надежно прослеживается путь из восточного Ирана, в частности из Белуджистана, в северо-западную Индию, в Пенджаб, и уже в более позднее время далее на восток по течению Ганга и на юг в сторону Декана); дальше всех продвинулись на восток тохары, которые, судя по ряду обстоятельств (в частности, по заимствованиям из финно-угорских языков), видимо, также пришли к востоку между южной оконечностью Уральских гор и Каспийским морем. Древнегреческие племена из глуби Балкан двинулись в южном направлении, освоили всю Грецию вплоть до Пелопоннеса, островов Эгейского и Средиземного морей, а далее и западное побережье Малой Азии (Иония) и северный берег Черного моря; вместе с тем не исключены и западные миграции греческих племён - как в пределах Малой Азии, так и вне её; происходили миграции фригийцев, фракийцев, вероятно, армян (как позже кельтов и некоторых других племён) с Балкан в Малую Азию, а иногда и далее на восток вплоть до Закавказья (армяне); движение германских племён с севера (из Скандинавии, Ютландии, с южного побережья Балтийского моря, например готов и др.) к югу, через Польшу, Россию, в южнорусские степи, Крым, Дакию, на Балканы, в Италию, Францию, Испанию, даже в Северную Африку, на Британские острова и т. п.; кельтские миграции к югу в Испанию и Италию, а также на восток и юго-восток через Германию, Австрию в Чехию, южную Польшу, западное Предкарпатье, Балканы, в Малую Азию; движение италийских племён, венетов, иллирийцев из Центральной Европы к югу на Апеннинский полуостров и на Балканы; распространение славян к югу на Балканы, к востоку и северу в России, позже вплоть до Ледовитого и Тихого океанов, отчасти и на запад к Эльбе; распространение балтийских племён к югу и юго-востоку от Прибалтики и т. п. Эти этнические передвижения соотносятся с постоянным изменением языковой ситуации на территориях, охваченных И. я. Можно полагать (такова пока наиболее распространённая точка зрения), что область первоначального (или просто достаточно раннего) распространения И. я. (или, точнее, диалектов) лежала в полосе от Центральной Европы и Северных Балкан до Причерноморья (южнорусские степи). Вместе с тем выдвигается гипотеза, согласно которой начальный центр иррадиации И. я. и соответ­ству­ю­щей культуры лежал на Ближнем Востоке, в достаточно близком соседстве с носителями картвельских , афразийских (семито-хамитских) языков и, вероятно, дравидских и урало-алтайских. Во всяком случае, индо­евро­пей­ская речь такого раннего локального центра, как Юго-Восточная (или Центральная) Европа или Ближний Восток, должна была представлять достаточно единое лингвистическое образование, которое вполне может претендовать на роль индо­евро­пей­ско­го праязыка , или индо­евро­пей­ско­го языка-основы. Сравнительно-историческое индо­евро­пей­ское языкознание постулировало на определённом этапе своего развития (А. Шлейхер и позднее другие учёные) существование такого языка-источника всех известных И. я., выявляемого в его конкретных чертах через установление системы соответ­ствий между частными И. я. Эти регулярные соответ­ствия между формальными элементами разных уровней, связанных в принципе с одними и теми же единицами содержания, как раз и позволяющие говорить об индо­евро­пей­ском праязыке, в свою очередь, могут интерпретироваться по-разному, например как результат существования исходного единства (индо­евро­пей­ский праязык или совокупность древнейших индо­евро­пей­ских диалектов) или ситуации языкового союза, возникшего как следствие конвергентного развития ряда первоначально различных языков. Такое развитие могло привести к тому, что, во-первых, эти языки стали характеризоваться типологически сходными структурами и, во-вторых, эти структуры получили такое формальное отношение, когда между ними можно установить более или менее регулярные соответ­ствия (правила перехода). В принципе обе указанные возможности не противо­ре­чат одна другой, но принадлежат разным хронологическим перспективам. Таким образом, объединение ряда современных И. я. в общее единство оправдано с точки зрения исторической схемы, которая оказывается малоактуальной для настоящего состояния И. я., хотя и позволяет установить наиболее простым образом связи между И. я. в наиболее древнюю эпоху их существования - ср. такие типологические полюса развития И. я., как законченный Балтийские языки), несколько в меньшей степени италийских и кельтских, что позволяет сделать некоторые выводы об этапах и хронологии эволюции индо­евро­пей­ской семьи языков. Индоиранский, древнегреческий и армянский обнаруживают значительное количество общих изоглосс. Вместе с тем балтийские, славянские, фракийский, албанский языки разделяют ряд характерных общих черт с индоиранскими языками, а италийские и кельтские - с германскими, венетским и иллирийским (ср. введённое Х. Краэ понятие «центрально-европейских» языков).

Для древнего состояния языка-источника И. я. (было бы неосторожно относить следующую ниже картину непременно к индо­евро­пей­ско­му праязыку) были, видимо, характерны следующие черты: в фонетике - наличие «e» и «o» как вариантов единой морфонемы (отсюда следует, что для более раннего периода гласные могли не быть фонемами), особая роль «a» в системе, присутствие разные типы склонения, вероятное наличие форм, переходности​/​непереходности, активности​/​инактив­но­сти; две серии личных окончаний глагола, с помощью которых, в частности, диффе­рен­ци­ро­ва­лись настоящие и прошедшие времена , формы наклонений и т. д.; основы на ‑s, из которых возникли один из классов презентных основ, сигматический аорист, ряд форм наклонений и производное спряжение; в синтаксисе - структура предложения с указанием взаимозависимости и места его членов, опреде­ля­е­мая так называемым законом Ваккернагеля (см. Ваккернагеля закон); роль частиц и превербов; наличие полнозначного статуса у слов, позже превратившихся в служебные элементы; некоторые синтаксические черты первоначального аналитизма (с отдельными элементами «изолирующего» строя) и т. п.

Подобно тому как в течение более чем полуторавекового развития индо­евро­пей­ско­го языкознания понимание состава И. я. менялось обычно в сторону увеличения языков (так, перво­на­чаль­ное ядро - санскрит, греческий, латинский, герман­ский - расширялось за счёт кельтских, балтий­ских, славян­ских, позже албанского и армянского, уже в 20 в. - за счёт хетто-лувийских и тохарских и т. п.; впрочем, известны и противо­по­лож­ные случаи - исключение из числа И. я. грузинского или кави), оно не вполне стабильно и сейчас: с одной стороны, существуют некоторые языки, усиленно проверяемые на их возможную принадлежность к И. я. (как этрусский или некоторые другие, ещё не дешифро­ван­ные языки), с другой стороны, сами И. я. в ряде построений выводятся из изолированного состояния (так, П. Кречмер считал И. я. родственными так называемому рето-тирренскому и возводил их к единому протоиндо­евро­пей­ско­му источнику). Теорию более глубокого родства И. я. предложил В. М. Иллич-Свитыч, подтвердивший на обширном материале фонетических и отчасти морфо­ло­ги­че­ских соответ­ствий родственные связи И. я. с так называемыми ностратическими , куда входят, по меньшей мере, такие большие языковые семьи Старого Света, как афразийская , уральская , алтайская , дравидская и картвельская. Обретение И. я. своей собственной языковой «сверхсемьи» позволяет наметить новые важные перспективы в изуче­нии их развития.

  • Мейе А., Введение в сравнительное изучение индо­евро­пей­ских языков, пер. с англ., М. - Л., 1938;
  • Бенвенист Э., Индоевропейское именное словообразование, пер. с франц., М., 1955;
  • Георгиев В. И., Исследования по сравнительно-историческому языкознанию, М., 1958;
  • Порциг В., Членение индо­евро­пей­ской языковой области, пер. с нем., М., 1964;
  • Иванов В. В., Общеиндо­евро­пей­ская, праславянская и анатолийская языковые системы, М., 1965;
  • Языки народов СССР, т. 1, Индоевропейские языки, М., 1966;
  • Иллич-Свитыч В. М., Опыт сравнения ностратических языков. Сравнительный словарь, [т. 1-3], М., 1971-84;
  • Языки Азии и Африки, т. 1-2, Индоевропейские языки, М., 1976-78;
  • Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В., Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры, кн. 1-2, Тбилиси, 1984;
  • Десницкая А. В., Сравнительное языкознание и история языков, Л., 1984;
  • Brugmann K., Delbrück B., Grundriss der vergleichenden Grammatik der indogermanischen Sprachen, Bd 1-2, 2 Aufl., Stras., 1897-1916.
  • Hirt H., Indogermanische Grammatik, Bd 1-7, Hdlb., 1927-37;
  • Kuryłowicz J., The inflectional categories of Indo-European, Hdlb., 1964;
  • Watkins C., Indogermanische Grammatik, Bd 3, Formenlehre, Tl 1, Hdlb., 1969;
  • Lehmann W., Proto-Indo-European syntax, Austin - L., ;
  • The Indo-Europeans in the fourth and third millennia, Ann Arbor, 1982.
  • Schrader O. Reallexikon der indogermanischen Altertumskunde, 2 Aufl., Bd 1-2. B. - Lpz., 1917-29;
  • Pokorny J., Indogermanisches etymologisches Wörterbuch, Lfg 1-18, Bern - München, 1950-69.

1. Развитие взглядов на состав индоевропейской семьи языков в XIX Начале XX вв.

2. Эволюция взглядов па индоевропейскую семью языков в связи с открытием тохарского и хеттского языков.

3. О лингвистической и этнической общности.

4. Классификация индоевропейской семьи языков.

I. Из более чем 2700 языков народов Земли языки индоевропейской семьи занимают исторически самую большую территорию – от северо-западной оконечности Европы до Китайского Казахстана и от Северного Ледовитого до Индийского океана.

Пытаясь восстановить первоначальное состояние любой семьи языков, лингвист неизбежно сталкивается с многими трудностями, главная из которых – отсутствие сведений о языке в древнейшую эпоху, когда имели место постоянные миграции племен и народов.

Предполагается, что в 3 тысячелетии до н. э. древние индоевропейцы занимали территории Центральной Европы. Это предположение основано на археологических данных, свидетельствующих о том, что Балканский и Апеннинский полуострова были колонизованы с севера. Заселение кельтами территории Франции и Британских островов произошло сравнительно поздно (ок. 500 г до н. э). Пиренейский полуостров был занят индоевропейцами лишь в римскую эпоху. На востоке индоевропейцы граничили с угро-финскими народами, центр экспансии которых лежал между Волгой и Уралом. Большая протяженность индоевропейской лингвистической общности свидетельствует о древности распадения некогда относительно единого языка-основы, на котором говорили индоевропейские племена, и о сложности процесса его дробления.

Еще А. Ф. Потт (1835 г.) различал пять подразделений индоевропейских языков: 1) индийские или арийские; 2) иранские; 3) греческий и латинский; 4) литовский и славянские; 5) германские, – объединяя их на основе культурных связей в историческую эпоху. Несколько позднее Ф. Бопп соединил древнеиндийский с древнеиранским, опираясь на их сходство.

К. Цейс (1837 г.) обнаружил ряд морфологических соответствий между немецким и славянскими языками, а с другой стороны, подчеркнул родство балто-славянских и индийских языков, указав на промежуточное положение балто-славянской группы. Вслед за ним Я. Гримм отстаивал тезис о близком родстве этих языков с немецким.

А. Шлейхер утверждал, что мерилом родства языков по происхождению может служить только их грамматический строй. В своей работе «Компендий сравнительной грамматики индогерманских языков» он выдвинул гипотезу о родословном древе индоевропейских языков и народов: (В эту схему албанский язык включен условно, на основании географического соседства с греческим. Армянский язык не представлен, так как считался одним из иранских диалектов).

И. Шмидт заменил родословное дерево представлением о волнах, которые, распространяясь концентрическими кругами, по мере удаления от центра постепенно ослабевают. Отчетливые границы языков возникают в результате исчезновения переходных диалектов: балто-славянские языки – связующее звено между немецким и арийским; греческий связан с латинским и арийским. Латинский язык связан с греческим, кельтским и германским. То есть, по утверждению Шмидта, если диалектальные переходы распознаваемы, то языки сохраняют свое первоначальное расположение относительно друг друга. Исходя из этого, отрицаются переселения пародов на значительные расстояния, что вступает в противоречие с историческими фактами.

Было замечено, что палатальному k(h) в греческом, латинском, кельтских, германских языках соответствует s(s) в балто-славянских, арийских, армянском: так, например, числительное 100 в латинском – centum, а в древнеиранском - satəm. Отмеченные этим различием группы Брадке (1888 г.) назвал условно centum и satəm.

Попытки составить представление о доисторических передвижениях народов, опираясь на данные о родстве языков, потерпели неудачу. Одних лишь языковых данных было явно недостаточно. Г Хирт пытался нарисовать картину распространения индоевропейских языков, учитывая влияние иноязычных субстратов, на основе данных диалектологии. Исходное расселение арийцев он отнес в южное течение Дуная, к западу от них он расположил фракийско-фригийскую группу, от которой, как он считал, сохранились современные албанцы и армяне, а к северу – славянские и балтийские племена. Языки этих народов составили группу satəm. Группу centum Хирт разместил на территории от Верхнего Дуная до Северного моря.

А. Мейе в работе «Индоевропейские диалекты» (1908 г.) применил метод лингвогеографии и изоглосс. Он определил территорию диалекта как совокупность местностей, в которых, независимо друг от друга, совершается ряд аналогичных изменений, окруженных определенным числом линий (изоглосс), и противостоящую тем самым средним диалектам.

С. Файст (1910) считал, что параллельно со скрещиванием первобытных культур шел процесс возникновения отдельных индоевропейских языков путем скрещивания с неиндоевропейскими языками. Эпоху Переселения индоевропейцев с «прародины» он относил к началу 2 тысячелетия до и. э. Самые ранние передвижения достигли наибольшего удаления, а расселение шло концентрическими кругами, открытыми на север.

2. В этой схеме нет тохарского языка, о памятниках которого, найденных в Китайском Казахстане, впервые сообщили Зиг и Зиглинг (1908г.).

Несколько позднее Фр. Грозный (1915г.) сообщил о найденных в горах Анатолии глиняных табличках с текстами на хеттском языке. Будучи языками centum, оторвавшимися от своей группы, тохарский и хеттский языки разрушили традиционное представление о языках centum как западных, и о языках satəm как восточных индоевропейских языках.

Бенвенист определили, что тохарский язык первоначально занимал территорию между балто-славянскими и греко-армянскими. X. Педерсен объединил хеттский с тохарским и оба, в свою очередь, с италийскими и кельтскими языками. Он предложил схему взаимоотношений языков на основе взглядов А. Мейе: Пизанл (1933 г.) указывал, что в середине третьего тысячелетия до н. э. отделились арийцы и тохарцы, к концу третьего тысячелетия до н. э. под давлением фрако-фригийских племен ушли в Малую Азию хетты. В исконной области остались германцы, балтийцы, славяне, фракийцы. Первоначальную область Пизани ограничивает линией Северное море – Рейн – Дунай – Карпаты – Черное море – Днепр – Рижский залив – Балтийское море.

Пизани считал, что многие из соответствий, которые рассматриваются как наследие общеиндоевропейского состояния, возникли лишь впоследствии, в результате контактов уже сложившихся языков. Например, переход палатальных в шипящие k - s(š) начался на Востоке ок. 1000 г. до н. э., охватив Фригию, до 500 г. до н. э. достиг Фракии.

А переход звонких придыхательных в звонкие смычные bh-b начался на Западе еще до отделения кельтов, охватил последовательно германский, балтийский, славянский, фракийский, достиг ок. 1000 г. до н. э. Эгейского моря, через фригийский и армянский перешел в иранский, проник в иллирийский, венетский, оскско-умбрский.

Оригинальную точку зрения на членение индоевропейской языковой общности и на прародину индоевропейцев выдвинул В. Георгиев на основе древних исторических и археологических сведений о местоположении отдельных индоевропейских групп; а также общих фонетических, грамматических, лексических элементов, данных топонимики и т. д. Он считает, что уже в эпоху раннего неолита индоевропейцы обитали в Центральной и Восточной Европе от Рейна и Альп до Дона. Уже в VI – IV тысячелетиях до н. э. оформились четыре основные группы языков: 1) северо-индоевроиейская, или балто-славяно-германская; 2) западно-индоевропейская, или кельто-итало-венетская; 3) центрально-индоевропейская, или греко-армяно-индоиранская, к которой были близки фригийский, дако-мизийский и другие исчезнувшие языки: 4) южно-индоевропейская группа, или хетто-лувийско-палайская и т. д.

Тохарский язык Георгиев считает примыкающим к северной группе, иллирийский – к западной. Он утверждает, что в III тысячелетии до н. э. большинство индоевропейских языков, употреблявшихся на довольно обширной территории, были уже обособлены, поэтому начало распада индоевропейского языка-основы следует отодвинуть на несколько тысячелетий в глубь истории (к VII – VI тысячелетиям до н. э.), по сравнению с традиционно принятыми датами (Ш – II тысячелетие до н. э).

3. Археология по традиции устанавливает принадлежность индоевропейцев к одной из культур неолита боевых топоров» или «шнурковой керамики».

Италики связываются с культурой свайных построек; с рейнской культурой погребальных курганов связаны кельты; с лужицкой культурой полей погребальных урн – иллирийцы. Распространение отдельной культуры позволяет в какой-то мере объяснить распространение лингвистических новшеств и определить их хронологию. Однако же, языкознание, углубляясь в прошлое, встречает не народы и племена, а лишь языковую область, которую расчленяют многообразные языковые явления. Результаты, полученные первобытной историей, не всегда говорят о совпадении языковых общностей и культур, т. к. разные языковые общности могут принадлежать к одной культуре, и наоборот.

Но если на основе памятников языка и материальной культуры, совпадающих по времени и территории, удается уловить связь народа с языком, то можно предположить такую связь и в доисторическую эпоху. Если же культура возникла из элементов различного происхождения, то нельзя сказать, какой из элементов принадлежал носителям языка, и не был
ли этот язык вообще результатом смешивания. Например, появление хеттов в 18 в. до н. э. в Анатолии не отражено в археологических памятниках (есть только глиняные таблички, где этот факт отражается), т. к. они завоевывали города небольшими дружинами во главе с предводителем, а затем распространяли свою власть на прилегающие территории – таким образом, господствующий слой стоял над иноязычным населением.

Немногочисленней была и первичная греческая колонизация берегов Средиземного моря. Немногочисленны были и арийцы, которые вторглись из Афганистана в Пенджаб со своими повозками и боевыми колесницами. Китайские источники сообщают аналогичные сведения о тохарцах.

Переселение, очевидно, начинается с того, что части племени, которые в результате военных поражений попадают в зависимость, покидают насиженные места, при благоприятных обстоятельствах покоряют население далеких стран и насаждают свой язык. То есть в начальной стадии речь идет не о переселении народов, а о походах лингвистически однородных небольших отрядов воинов. Исходя из этого, общность языковая отнюдь не предполагает общности этнической. Народы, принадлежащие к различным расам, могут говорить на одном языке, и наоборот. Например, в расовом отношении близкие литовцы, латыши, эстонцы и финны говорят на языках, входящих в различные семьи – индоевропейскую и угро-финскую.

4. На основании некоторых общих черт различаются большие группы индоевропейской семьи и отдельные языки:

1. Индийская группа. Древний язык этой группы – санскрит, на котором написаны священные гимны Веды ок. 1500 – 800 гг. до н. э.; религиозные прозаические тексты ок. 1000 – 500 гг. до н. э.; а позднее – работы индийских грамматиков (Панини, сер. 4. в. до н. э.).
Важнейшие языки (современные) этой группы – хинди, бенгали, пенджаби, маратхи.

2. Иранская группа. Мертвые языки этой группы – языки древних текстов Заратустры (Авеста, ок. 1000 г. до н, э. и Зенд, ок. 8 – 7 вв. до н. э.; пехлеви – древнеперсидский, сарматский (скифский). Современные языки – иранский, таджикский, осетинский, пушту, белуджский, курдский и др.

3. Славянская группа, которая делится на три подгруппы. Восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский. Западнославянские языки: польский, чешский, словацкий, лужицкий (сербский) на востоке Германии. Южнославянские языки: болгарский, македонский, сербский, хорватский, словенский, черногорский. Мертвый язык этой группы – старославянский.

4. Балтийская группа: литовский, латышский и вымерший в 15 в. древнепрусский язык.

5. Германская группа (подробно рассматривается в следующей главе).

6. Италийская группа. Распадается на оскско-умбрскую и фалискско-латинскую ветви. На основе разговорного латинского языка (вульгарной латыни) сложились современные романские языки: французский язык во Франции, Бельгии, Швейцарии и Канаде; провансальский – на юге Франции; испанский – в Испании; Латинской Америке, на Филиппинах; португальский – в Португалии и Бразилии, Анголе и Мозамбике; итальянский; ретороманские диалекты в Швейцарии; румынский и молдавский языки.

7. Кельтские языки были широко распространены в I тысячелетии до н. э на обширной территории от Малой Азии до Британии. Континентальные кельты исчезли до 5 в. н. э. Долее всех сохранялись романизированные кельты в Галлии, которые позднее смешались с франками. Языки островных кельтов подразделяются на гаэльскую и бриттскую подгруппы. К гаэльским языкам относятся ирландский, эрский в Шотландии, мэнкский на острове Мэн. Из бритских употребительны уэльский на полуострове Уэльс и бретонский на полуострове Бретань во Франции. Корисний язык в Корнуолле вышел из употребления с конца 18 века.

8. Греческий язык представлен в древности группами диалектов: ионической, ахейской и дорической. К ионическим диалектам в Аттике восходит большинство современных греческих диалектов и новогреческий национальный язык.

9. Армянский язык засвидетельствован с 5 в. н. э. и имеет древнюю литературу.

10.Албанский язык известен в письменности лишь с 17 в. В его словаре много заимствований из греческого, турецкого, итальянского и славянских языков.

11. Хеттский язык в Малой Азии известен по глиняным клинописным таблицам, найденным недалеко от Анкары. Он является древнейшим из индоевропейских языков – хеттское царство существовало с 2000 до 717г. до н. э.

12. Тохарский язык – по отрывкам из буддийских рукописей 6 – 7 вв. н. э. Как и хеттский, он обнаруживает значительное количество

неиндоевропейских элементов.

Среди мертвых языков индоевропейской семьи фракийский, на котором говорили на территории от Македонии до Карпат; фригийский и другие древние почти неизвестные языки Малой Азии.

Исследования лингвистов о происхождении того или иного языка позволяют судить о различных народностей. Нельзя недооценивать эти искания, ведь порой в ходе того или иного анализа обнаруживаются скрытые тайны человечества, имеющие большое значение. Кроме того, в результате расследования происхождения мировых языков все больше находится фактов, подтверждающих, что все берут истоки от одного начала. Существует различные версии касательно происхождения той или иной лингвистической группы. Рассмотрим, какие корни имеет индоевропейская семья языков.

Что включает в себя это понятие?

Индоевропейская семья языков была выделена учеными-лингвистами на основе большого сходства, принципов подобия, доказанных с помощью сравнительно-исторического метода. В нее были включены порядка более 200 живых и мертвых средств общения. Эта представлена носителями, количество которых превышает отметку в 2,5 миллиарда. При этом их речь не ограничена рамками того или иного государства, она распространена по всей Земле.

Термин «индоевропейская семья языков» был введен в 1813 году одним из известных английских ученых Интересно, что британский физик является первым, кто расшифровал египетскую надпись с именем Клеопатры.

Гипотезы о происхождении

Вследствие того, что индоевропейская языковая семья считается наиболее распространенной на Земном шаре, многие ученые задаются вопросом о том, откуда берут корни ее носители. Существует несколько версий о происхождении этой лингвистической системы, краткую информацию о которых можно представить таким образом:

1. Анатолийская гипотеза. Это одна из первых версий о зарождении праязыка и об общих предках представителей индоевропейских групп. Ее выдвинул английский археолог Колин Ренфрю. Он предположил, что родиной данной семьи языков является территория, где сейчас находится турецкое поселение Чатал-Хююк (Анатолия). Гипотеза ученого основывалась на находках, найденных в данном месте, а также на его работах по анализу с применением радиоуглеродных экспериментов. Сторонником анатолийского происхождения считается и другой британский ученый Барри Канлифф, известный своими работами в области антропологии и археологии.

2. Курганная версию предложила Мария Гимбутас, которая являлась одной из видных фигур в сфере культурологи и антропологии. В 1956 году в своих трудах она предположила, что индоевропейская семья языков зародилась на территории современной России и Украины. Версия основывалась на том факте, что тогда была развита культура курганного типа и ямная, и что эти две составляющие постепенно распространились по большей части Евразии.

3. Балканская гипотеза. По данному предположению считается, что предки индоевропейцев проживали на юго-востоке современной Европы. Эта культура зародилась в ареале и включала совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в эпоху неолита. Ученые, выдвинувшие эту версию, основывали свои суждения на принципе лингвистики, согласно которому «центр тяжести» (то есть родина или исток) языкового распространения лежит в месте, где наблюдается наибольшее разнообразие средств общения.

Группы индоевропейской семьи языков включают самые распространенные современные средства общения. Исследования ученых-лингвистов доказывают общность этих культур, а также тот факт, что все люди родственны между собой. И это главное, о чем не стоит забывать, и только в этом случае можно предотвратить вражду и непонимание между разными национальностями.