«Презентация «Быт и традиции крестьянской семьи. Основные сословия российского общества презентация к уроку по истории (7 класс) на тему II

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Крестьянский быт в конце XIX-начале ХХ века Презентацию подготовила ученица 9Б класса МБОУ гимназии №12 г. Липецка Попова Ульяна Судьбы многих крестьянских семей были похожи друг на друга. Из года в год жили они в одной и тоже деревне, выполняли одни и те же работы и повинности. Скромная сельская церковь не поражала ни своими размерами, ни архитектурой, но делала село центром всей округи. Еще младенцем, несколько дней от роду, каждый человек попадал под ее своды во время крестин и множество раз бывал здесь на протяжении жизни. Сюда же, отошедшего в мир иной, привозили его перед тем, как предать земле. Церковь была почти единственным общественным зданием в округе. Священник же был, если не единственным, то одним из немногих грамотных людей. Как бы ни относились к нему прихожане, он был официальным духовным отцом, к которому Закон Божий обязывал всех приходить на исповедь. Судьбы многих крестьянских семей были похожи друг на друга. Из года в год жили они в одной и тоже деревне, выполняли одни и те же работы и повинности. Скромная сельская церковь не поражала ни своими размерами, ни архитектурой, но делала село центром всей округи. Еще младенцем, несколько дней от роду, каждый человек попадал под ее своды во время крестин и множество раз бывал здесь на протяжении жизни. Сюда же, отошедшего в мир иной, привозили его перед тем, как предать земле. Церковь была почти единственным общественным зданием в округе. Священник же был, если не единственным, то одним из немногих грамотных людей. Как бы ни относились к нему прихожане, он был официальным духовным отцом, к которому Закон Божий обязывал всех приходить на исповедь. Три главных события в жизни человека: рождение, бракосочетание и смерть. Так и были разделены записи в церковных метрических книгах. В тот период времени во многих семьях дети появлялись на свет чуть ли не каждый год. Рождение ребенка воспринималось как воля господня, воспротивиться которой редко кому приходило в голову. Больше детей - больше работников в семье, а отсюда и больше достаток. Исходя из этого, предпочтительнее было появление мальчиков. Девочку растишь, а она в чужую семью уходит. Но это не беда: невесты из других дворов заменяли рабочие руки выданных дочерей. Рождение ребенка всегда было праздником в семье и освещалось оно одним из главных христианских таинств - крещением. Родители несли крестить ребенка с крестным отцом и матерью. Возвратившись домой, устраивали крестины - обед, на который собирали родню. Детей обычно крестили в день их рождения или в ближайшие три дня. Имя священник давал, используя святцы. Три главных события в жизни человека: рождение, бракосочетание и смерть. Так и были разделены записи в церковных метрических книгах. В тот период времени во многих семьях дети появлялись на свет чуть ли не каждый год. Рождение ребенка воспринималось как воля господня, воспротивиться которой редко кому приходило в голову. Больше детей - больше работников в семье, а отсюда и больше достаток. Исходя из этого, предпочтительнее было появление мальчиков. Девочку растишь, а она в чужую семью уходит. Но это не беда: невесты из других дворов заменяли рабочие руки выданных дочерей. Рождение ребенка всегда было праздником в семье и освещалось оно одним из главных христианских таинств - крещением. Родители несли крестить ребенка с крестным отцом и матерью. Возвратившись домой, устраивали крестины - обед, на который собирали родню. Детей обычно крестили в день их рождения или в ближайшие три дня. Имя священник давал, используя святцы. Женились и выходили замуж крестьяне в основном только в своей общине. Если в XVIII веке женили крестьян в 13-14 лет, то с середины XIX века законным возрастом для вступления в брак мужчины было 18 лет, а женщины - 16 лет. Ранние крестьянские браки помещиками поощрялись, так как это способствовало увеличению числа крестьянских душ и, соответственно, доходов помещиков. В крепостное время крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия. После отмены крепостного права постепенно устанавливаются обычай выдавать замуж с согласия невесты. К малолетним женихам тоже применялись крутые меры. Если кто жениться не хотел, то батька оглоблей заставлял. Засидевшихся женихов и невест позорили. Женились и выходили замуж крестьяне в основном только в своей общине. Если в XVIII веке женили крестьян в 13-14 лет, то с середины XIX века законным возрастом для вступления в брак мужчины было 18 лет, а женщины - 16 лет. Ранние крестьянские браки помещиками поощрялись, так как это способствовало увеличению числа крестьянских душ и, соответственно, доходов помещиков. В крепостное время крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия. После отмены крепостного права постепенно устанавливаются обычай выдавать замуж с согласия невесты. К малолетним женихам тоже применялись крутые меры. Если кто жениться не хотел, то батька оглоблей заставлял. Засидевшихся женихов и невест позорили. Смерть настигала человека в любое время года, но в холодные зимние месяцы работы ей заметно прибавлялось. Хоронили покойников до начала XIX века на церковном погосте. Однако, в связи с опасностью заражения инфекционными заболеваниями, особым указом кладбища было предписано устраивать за пределами населенных пунктов. К смерти люди готовились заблаговременно. Перед смертью старались вызвать священника для исповеди и причастия. После смерти покойника обмывали женщины, одевали в смертную одежду. Мужики сколачивали гроб и копали могилу. При выносе тела начинались причитания плакольщиц. Ни о каком вскрытии и свидетельстве о смерти и речи не было. Смерть настигала человека в любое время года, но в холодные зимние месяцы работы ей заметно прибавлялось. Хоронили покойников до начала XIX века на церковном погосте. Однако, в связи с опасностью заражения инфекционными заболеваниями, особым указом кладбища было предписано устраивать за пределами населенных пунктов. К смерти люди готовились заблаговременно. Перед смертью старались вызвать священника для исповеди и причастия. После смерти покойника обмывали женщины, одевали в смертную одежду. Мужики сколачивали гроб и копали могилу. При выносе тела начинались причитания плакольщиц. Ни о каком вскрытии и свидетельстве о смерти и речи не было.

Маковский К.Е.

"Похороны ребенка"

Все формальности ограничивались записью в метрической книге, где причина смерти указывалась местным священником со слов родственников умершего. Гроб с покойником везли в церковь на носилках-креслах. Церковный сторож, уже зная о покойнике, звонил в колокол. Через 40 дней после похорон справлялись поминки с обедом, на которые привозили попа для службы.

По мнению Толстого, проблемы русских крестьян вполне объяснимы. Лев Николаевич считал, что все проблемы - от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом; - от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками; - от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их; - от чиновников, угнетающих народ; - от податей; - от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы. По мнению Толстого, проблемы русских крестьян вполне объяснимы. Лев Николаевич считал, что все проблемы - от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом; - от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками; - от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их; - от чиновников, угнетающих народ; - от податей; - от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.

  • Дети в поле.
  • 2. Гулянье на пасхальной неделе. Север Европейской России.

«.» «С каждым годом армия русская становится всё более хворой и физически неспособной...Из трёх парней трудно выбрать одного, вполне годного для службы... Плохое питание в деревне, бродячая жизнь на заработках, ранние браки, требующие усиленного труда в почти юношеский возраст, - вот причины физического истощения...Сказать страшно, какие лишения до службы претерпевает иногда новобранец. Около 40 проц. новобранцев почти в первый раз ели мясо по поступлении на военную службу. На службе солдат ест кроме хорошего хлеба отличные мясные щи и кашу, т.е. то, о чём многие не имеют уже понятия в деревне.. .» М.О. Меньшиков Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Постороннего человека, прежде всего, поражал аскетизм внутреннего убранства. Крестьянская изба конца XIX века мало, чем отличалась от сельского жилища века предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Большинство крестьянских изб топились «по-черному». По мнению доктора медицины В.И. Никольского, обследовавшего медицинского и санитарное состояние жителей Тамбовского уезда, на каждого члена семьи, состоящей из семи человек, приходилось 21,4 аршина воздуха, что было недостаточно. В зимнее время воздух в избах был чрезвычайно сильно нагрет. Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Постороннего человека, прежде всего, поражал аскетизм внутреннего убранства. Крестьянская изба конца XIX века мало, чем отличалась от сельского жилища века предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Большинство крестьянских изб топились «по-черному». По мнению доктора медицины В.И. Никольского, обследовавшего медицинского и санитарное состояние жителей Тамбовского уезда, на каждого члена семьи, состоящей из семи человек, приходилось 21,4 аршина воздуха, что было недостаточно. В зимнее время воздух в избах был чрезвычайно сильно нагрет. Санитарное состояние крестьянского жилища зависело, прежде всего, от характера полового покрытия. Если пол имел деревянное покрытие, то и в избе было значительно чище. В домах с земляными полами их застилали соломой. Санитарное состояние крестьянского жилища зависело, прежде всего, от характера полового покрытия. Если пол имел деревянное покрытие, то и в избе было значительно чище. В домах с земляными полами их застилали соломой. Полы, в большинстве своем земляные, служили источником грязи, пыли и сырости. Зимой в избах содержался молодняк – телята и ягнята, следовательно, о какой-либо опрятности не могло быть и речи. Чистота сельской избы зависела от частоты и качество уборки помещения. Дом крестьянки мели два раза в день, утром и вечером. Правда, в страдную пору уборку производили значительно реже. Полы в крестьянских избах, как правило, мыли перед двунадесятыми или престольными праздниками, т.е. не чаще, чем один – два раз в месяц. Обязательным являлась генеральная уборка перед Пасхой, в ходе которой только скребли полы, но и очищали от грязи стены, потолок, мыли столы и лавки. В качестве средства очищения поверхностей от грязи в русском селе использовали речной песок. Чистота сельской избы зависела от частоты и качество уборки помещения. Дом крестьянки мели два раза в день, утром и вечером. Правда, в страдную пору уборку производили значительно реже. Полы в крестьянских избах, как правило, мыли перед двунадесятыми или престольными праздниками, т.е. не чаще, чем один – два раз в месяц. Обязательным являлась генеральная уборка перед Пасхой, в ходе которой только скребли полы, но и очищали от грязи стены, потолок, мыли столы и лавки. В качестве средства очищения поверхностей от грязи в русском селе использовали речной песок. В каждой избе был стол и лавки вдоль стен. Иная мебель практически отсутствовала. Не во всех семьях имелись скамейки и табуретки. Спали обычно зимой на печах, летом на полатях. Чтобы было не так жестко, стелили солому, которую накрывали дерюгой. Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Но бань в русском селе было катастрофически мало. Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Но бань в русском селе было катастрофически мало. Купаться в открытых водоемах, не было принято в русской деревне. Да и температура воды в летнюю пору делала купальный сезон кратким. Крестьяне никаких купален не делали, а так как до XX века было принято купаться нагишом, то женщинам было затруднительно искать у реки или озера укромные местечки, поэтому они очень редко пользовались водоемами, да и мужчины, то ли с устатку, то ли с непривычки, почти не купались. Бултыхаться в водоемах было уделом ребятишек. Благодаря снимкам можно понять, что наш народ был не настолько безлик, как сейчас активно изображается в учебниках истории. Люди жили своей, естественной жизнью. Благодаря снимкам можно понять, что наш народ был не настолько безлик, как сейчас активно изображается в учебниках истории. Люди жили своей, естественной жизнью.

Крестьянские девушки дергают лен. Могилевская губ. 1903 г.

Бондарь. 1900-е гг.

Плетение лаптей. Начало XX в. Уфимская губерния. Юрюзань

Сапожник. 1903-1905 гг. Фото С.А. Лобовикова

Плетение корзин и лукошек. Село Бор Нижегородской губернии. 1900-е

В столярной мастерской. Деревня Сивухино. 1900-е.

Гончар. Село Владимирское Макарьевского уезда Нижегородской губернии. 1900-е.

Ложкарный базар в городе Семенове. Конец ХIX – начало ХХ века.

Изготовление глиняных игрушек. Вятская губерния. 1900-е.

Мастерская по изготовлению валенок. Деревня Марвинская Вятской губернии. 1900-е

Вышивальщицы на лугу. Фото начала ХХ в.

Девушка с самопрялкой. Начало ХХ в.

Девочка за вышиванием.

Владимирская губ. 1914 г.

Кружевная мастерица

Полтавская губерния. Ткачиха-кустарка, работающая дома по заказу Решетиловского пункта, ткёт полотенца с переборными концами

1890-е. Фото А.С. Мазурина

Тканье пояса «на дощечках».

Эксп. В.К. Костко.

Минская губ, Игуменский уезд,

с. Капланцы. 1904 г.

Крестьянство было не склонным к переменам в вековом укладе своего быта. Традиции связывались в сознании с сохранением духовных и этических норм, сформированных православием, а частично уходящих корнями в дохристианский период. Сельский мир хранил старину. И если для крестьянства она была освящена многовековым опытом, то для либеральной интеллигенции служила лишь доказательством "отсталости. реакционности и косности" российского крестьянина. Среди радикальной части интеллигентов, в свою очередь, широкое хождение получили идеи о "реорганизации человеческого материала" - подразумевалось, что главным объектом этих "реорганизаций" и "переделок" должна стать прежде всего крестьянская масса. Применяя к России мерки западного прогресса" Л. Троцкий заявлял: "Россия приговорена своей природой на долгую отсталость". По его мнению, ее нужно было строить заново, очистив от всякого "исторического хлама", называемого некоторыми "культурно историческим наследием". Плоды теорий, связанным с социальным эксперементированием российские крестьяне через несколько лет после 1914 года познали в полной мере.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные сословия российского общества в XVII веке Урок для 7 класса

Общество – это люди одной страны и отношения между ними. Почему люди объединяются в общество? Какие задачи стоят перед обществом?

Общество делится на сферы: Политика Экономика Культура В каждой из этих сфер действуют особые группы людей. В России эти группы людей назывались сословия.

Сословие - Большая группа людей, обладающих правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Схема: Сословная структура России в XVII веке. Сословия Феодалы Духовенство Посадское население Крестьяне Бояре Дворяне Белое Чёрное Белых слобод Тяглые Казаки Холопы Черносошные Владельческие

Феодалы Бояре Дворяне

Боярство - Включало * служилых князей (из числа потомков Рюриковичей) * перешедших на русскую службу татарских ордынских царевичей и знати из Молдавии и Валахии * представителей старого московского боярства * бояр удельных присоединенных к Москве княжеств и земель.

Боярство Обязанности: Несли государственную службу Права Владение землей с крестьянами (вотчинами)на основе частной собственности. Вотчину можно продать, завещать, подарить.

Дворянство -сформировалось из слуг княжеских и боярских дворов: Малоземельные дворяне-помещики («дети боярские» и «городовые дворяне») «Чины» государева двора: * «Думные чины» - бояре, окольничие, и думные дворяне; * «московские чины» - стольники, стряпчие, московские дворяне

Дворяне: Обязанности: Несли государственную службу Права: - владели поместьем пожизненно, пока мог нести военную службу; - поместье передавалось по наследству, если сын ко времени смерти отца достигал 15 лет и мог служить государству.

Служилые люди по прибору (по набору) Государство принимало их на службу по найму для несения военной и караульной службы: Московские и городовые стрельцы Пушкари Казенные кузнецы Городовые казаки, проживавшие в городах и приграничных районах

Соборное уложение 1649 г. В нем содержалась специальная глава, которая закрепляла все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения, (например: владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне)

Крестьянство - самое многочисленное сословие. Дворцовые Помещичьи Церковные Черносошные (государственные) (лично свободные)

Основные повинности крестьян: Барщина Оброк (денежный и натуральный), а также «поземельный» и «подворный налог» (подать)

Соборное уложение 1649 г. 11 глава Соборного уложения – «Суд о крестьянах» - вводила бессрочный сыск беглых крестьян. Итог: Установление полного крепостного права.

Посадские (городские) люди Гости (Купцы) (в XVII в. более 30 человек) – самые крупные предприниматели, были приближены к царю, не платили налогов, занимали финансовые должности. имели право покупать в свои владения вотчины; Члены гостиной и суконной сотни (около 400 человек) – занимали место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести». Они имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины.

Купцы Обязанности платят налоги и таможенные пошлины государству Права предпринимательство – торговля, организация мануфактур

Черные посадские люди - Основное податное население города (платили налоги и несли повинности). Население города делилось на: белые черные Слободы слободы

Посадские ремесленники и купцы Белые слободы Обязанности: платят налоги государству. Права: Предпринимательство, изготовление ремесленных изделий Черные слободы: Обязанности: платят оброк боярам, монастырям Права: предпринимательство

Духовенство Черное духовенство (монахи) Обязанности: Подавать пример служения Богу Права: Монастыри владели землями с крестьянами. Белое духовенство (приходские священники) Обязанности: проповедовать слово Божье Права: имели семьи, имущество

Иерархия российских сословий в XVII веке крестьяне посадские духовенство феодалы

Вывод: В XVII веке в России сформировалось иерархическое феодальное общество.


краткое содержание других презентаций

«Сословия России в 17 веке» - Привилегия. Крестьяне. Дворяне. Иерархическое феодальное общество. Иерархия российских сословий. Суд о крестьянах. Крестьянство. Основные сословия российского общества в XVII веке. Белые слободы. Бояре. Общество. Черное духовенство. Посадские люди. Повинности крестьян. Сословный строй российского общества. Посадские ремесленники. Городское население. Владельческие крестьяне. Дворянство. Духовенство.

«Русская культура 16-17 века» - Художественное шитье золотом. Развитие русской культуры. Живопись. Шатровый стиль. Мастерские Московского Кремля. Растущее стремление. Специфика человеческой деятельности. Театр. Фрески Дионисия. Московский Кремль. Иван Федоров. Появление книгопечатания было неизбежно. Образование и книгопечатание. Сказание о князьях Владимирских. Поступательное движение. Печатное дело. Первые парсуны. Культура XVI-XVII века.

«Культура и быт 17 века» - Образование. Жанры в русской литературе. История Отечества. Живопись. Выпуск книг. Масляные краски. Архитектура. Развитие науки. Задание на урок. Деревянная архитектура. Новый стиль. Культура и быт 17 века.

«Мануфактуры 17 века в России» - Голландец Андрей Виниус. Крепостная и вольнонаёмная мануфактура. Государственная промышленность. Краткая характеристика экономического строя крепостной России. Специализация промыслов. Типы и виды мануфактур. Мануфактура. Мануфактуры, использовавшие труд приписных крестьян. Посадское население. Крупное производство. Экономика феодальной России. Широкий сбыт. Крепостное хозяйство.

«Быт России в 17 веке» - Быт дворян. Семья купца. Девичник. Крестьянская изба. Поэт. Купеческий дом. Домашний быт русских царей. Сословный быт 17 века. Сцена из жизни русских царей. Свадебный поезд. Престольная палата. Рябушкин. Царские хоромы. Быт горожан. Быт и обычаи крестьян.

«Русский быт 17 века» - Обиход крестьян был простым. Мужчины и женщины обувались в сапоги на высоком каблуке. Быт бояр и дворян. Пища русских людей. Одежда богатых украшалась вышивками и драгоценными камнями. Традиции. Обеспеченные люди жили в деревянных и каменных хоромах. Девушке строго полагалось блюсти свою честь. В гардероб крестьянина входили – лапти, штаны, сорочка; зимой – шуба и треух. Зимой надевали шубы и разнообразные по форме шапки-в зависимости от достатка.

КрестьянствоВыполнили ученицы 6б:
Асатуллаева Мохинур,
Мартынова Анастасия,
Черных Олеся

КРЕСТЬЯНСТВО - одна из
исторических первых
появившихся на земле
социальных групп,
занятая натуральным или
сельскохозяйственным
производством. Крестьянство
также было многочисленной
слоем средневекового общества.

Крестьянин - сельский житель, занимающийся
возделыванием сельскохозяйственных культур и
разведением животных как своей основной
работой.

Крестьяне были
на самой
последней
ступени
средневеково
общества. Рыцари
считали крестьян
людьми второго
сорта: низкими,
необразованным,
грубыми и грязными. Они были всегда голодными,
постоянно умирали от многочисленных болезней
во время эпидемий.

Крестьяне дворцовые и владельческие не имели
права покидать господские земли без разрешения
феодала(помещика), не могли принимать решений
и работать по своему усмотрению. Феодал мог их
продать или обменять. За нарушение правил он мог
их жестоко наказать. Но в тоже время он защищал их
от набегов соседей. Также они должны были нести
повинности: оброк и барщину.
Феодал также зависел от крестьян. Они его кормили,
убирали замки и т.д.

Деревни, в
которых они
проживали,
достигали
приблизительно
15 дворов. В
каждом уютном
семейном дворе
стояло не только
жилище, но и сарай, хлев, птичник и различные
пристройки для хозяйства. Чаще всего дом был
построен из дерева, камня, который крыли
камышом или сеном.

В одном
уютном
помещении
и спали, и
ели. В доме
стоял
деревянный
стол,
несколько
скамей,
сундук для
хранения
одежды. Спали на широких кроватях, на которых
лежал тюфяк с соломой или сеном.

В пищевой
рацион
крестьян
входили каши,
овощи, сырные
продукты и
рыба. В период
средневековья
хлеб не делали
по причине того, что размолоть зерно в состояние
муки было очень трудно. Мясные блюда были
характерны только для праздничного стола.
Вместо сахара крестьяне использовали мед диких
пчел.

Обычной одеждой крестьян
была льняная рубашка и
штаны до коленам или до
лодыжки. Поверх рубашки
надевали еще одну, с более
длинными рукавами, - блио.
Для верхней одежды
использовали плащ с
застежкой на уровне плеч.
Крестьяне ходили чаще
босиком или в неудобных
башмаках с деревянной
подошвой.

Зависимые крестьяне
устраивали восстания
против феодалов за
свободу. Но всё было
как раньше. И только
после Крестовых
походах сеньоры стали
обращаться лучше к
крестьянам. И не стали
восстанавливать
зависимость.