Обязаны ли школьники проходить летнюю практику. Законна ли летняя отработка (практика) в школе? Что грозит за отказ от прохождения летней практики в школе

Обязаны ли школьники проходить летнюю практику. Законна ли летняя отработка (практика) в школе? Что грозит за отказ от прохождения летней практики в школе

Отработка, знакомая всем родителям сегодняшних школьников со времен своего детства, все еще существует.

В одной из школ Челябинска отработка летом — обязательное официальное занятие. Когда мы обратились к классному руководителю с вопросом, где прописана её «обязательность», услышали в ответ: «В уставе школы».

«Я подошла к нашему учителю и объяснила, что мы уезжаем из страны на всё лето, — рассказывает Полина, мама 14-летней ученицы Натальи . — На что та ответила: “Все отрабатывают в июне, а ваша дочь, в порядке исключения, в последних числах августа. Она же прилетит в город и пойдёт в школу? Вот тогда и отработает”. Ни о какой возможности не работать на благо школы не шло и речи. Противопоказанием для отработки считается только аллергия на цветение, и никакие другие медотводы не принимаются».

Дети в школьном дворе подстригают кустарники. Фото: / Кузьмина Надежда

Не в восторге и сами дети от такой практики.

«Я считаю эту отработку ерундой и нашей эксплуатацией, — говорит Карина, ученица теперь уже 8 класса одной из челябинских школ. — Я в прошлом году не отрабатывала, и мне никто слова не сказал. Одноклассники ходили по две недели в школу и подметали территорию. Все были злыми, потому что лето, а надо работать. Наша учительница говорила, что это ещё помогает нам всем подружиться. Интересно, каким образом? Мы любим дежурить, даже подметать школу, если нас ради этого снимают с уроков. Но летом, в каникулы, никаких плюсов не вижу. Мы же не уборщицы».

А вот в одной из школ Екатеринбурга есть официальная лазейка ухода от принудительных работ.

«У нас при школе работает в июне городской лагерь, — рассказывает Ольга, мама 13-летнего Кирилла . — В нём смена длится две недели, она платная, и те дети, что ходят в школьный лагерь, от отработки освобождены. В начальных классах я как-то раз отправила сына в этот лагерь. Стоимость путёвки небольшая. В неё включено питание, и я решила, пусть будет хотя бы в начале каникул под присмотром. На второй день смены ребёнок попросил у меня 500 рублей. Им сказали взять деньги, потому что предстоял поход в парк аттракционов. На следующий день — 300 рублей. Велели попросить у родителей на билет в кино, попкорн и попить. И так каждый день. Когда агитировали за школьный лагерь, ни о каких дополнительных тратах речи не шло. Обещали, что будет насыщенная мероприятиями смена, что детям понравится. Но про деньги — ни слова. Мы с мужем итак копейки считаем — я в декрете с младшим, половина его зарплаты уходит на оплату ипотеки. Мы не можем позволить себе таких трат. Видимо, разочаровалась не только я. В лагерь перестали записываться и сдавать деньги, и руководство школы решило заманивать так: ходишь в лагерь — не отрабатываешь. Отработка у нас с 6 класса, поэтому если не хочешь махать граблями, приходится платить».

В школах июнь — насыщенная пора: и экзамены, и отработка. Фото: / Надежда Уварова

Не хочешь работать — плати!

Ещё более радикальный метод замены отработки придумали в одной из гимназий Новосибирска. Учащимся предложена, по словам педагогов, официальная возможность «откупиться» от отработки. Как? Деньгами родителей, конечно! «Никто из учителей сейчас, в период борьбы с поборами, деньги в руки не возьмёт, — откровенничает Диана, мама 15-летней Ирины. — Но нам на собрании объявили, что от отработки, как и от многочисленных дежурств, можно официально откупиться. Стоимость — порядка 400-600 рублей. Сумму четко никто вам не назовет, чтобы не дай бог кто-то не заплатил меньше. Вносишь банкноты через терминал в банке, с которым у школы договор на обслуживание. Выбирать нужно строку «Добровольные пожертвования» или «На ремонт школы». Квитанцию об оплате мы сдавали педагогу. Сначала это показалось нам диким. Ведь это — узаконенная взятка! А потом я лично поняла, что так даже удобнее. Не нужно отпрашивать, отмазывать ребёнка — всё это унизительно и противно. Отдал деньги — и никто никому не должен. Сейчас дочь уже оканчивает школу, сдает экзамены за 9 класс, и в этом году нам сказали, что отработки у выпускников нет. Мы своё выплатили, значит».

Не работают только те, кто в пришкольном лагере. Фото: / Кузьмина Надежда

Суммы уплаты в кассу разнятся от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. В одной из социальных сетей есть даже группа (https://vk.com/otrabotke_net), где описываются примеры, как учителя требуют отработку, а родители и дети ей сопротивляются. Есть и рассказы о случаях угроз со стороны педагогов, и об опасениях школьников, что не отработавшим поставят двойки, будут «гнобить» или не выдадут учебники.

«А у нас родители отрабатывают за детей, — рассказывает Вероника, мама 15-летней Натальи . — Школа маленькая, богатых у нас нет, живём в небольшом городе. На собрании учитель обозначила проблему: школе надо помогать. Деньгами, руками, краской, саженцами, бумагой и так далее. Мы разбились на группы: кто-то моет парты, другой — оплачивает клининг коридора, третий — приносит саженцы, четвертый — их сажает. Дети могут отдыхать спокойно, подтвердила учитель. Я выбрала библиотеку. Не поверите, было два свободных от работы дня. Дома дел полно, а я сидела с клеем и скотчем и приклеивала обложки на учебники, а ластиком стирала нехорошие слова на страницах. Зато ребёнок может отдыхать спокойно».

Головная боль учителей

«Отработка — ещё одна моя головная боль, — откровенничает Надежда Геннадьевна, учитель одной из гимназий Челябинска. — У нас за каждым классом закреплён участок пришкольной территории. Директор требует, чтобы он был чист и ухожен. Именно этот участков мы подметаем и освобождаем от листьев, сажаем там цветочки, полем их, гоняем собачников. Лето — пора, чтоб ухаживать за всходами. Вот вы сейчас напишете — и никто не придёт отрабатывать. Скажут, не хочу и не буду. Что я сделаю? Да ничего! Каждое собрание взываю к совести родителей, а всякий классный час — учеников. Говорю и об обязанностях помогать школе, и о трудовом воспитании, многие своих детей вообще к труду не приучают, боятся, что те переработают. Директор увидит, что наш участок не ухожен. Мне что, самой идти полоть? В советское время все отрабатывали. В колхоз ездили, пахали, как рабы. Хоть бы кто-то возмутился!».

Дети и сейчас пропалывают и убирают сорняки. Фото: / Кузьмина Надежда

Родители одной из школ города Троицка ещё два года назад обратились в прокуратуру с требованием признать незаконной отработку в каникулярное время. Надзорное ведомство встало на сторону заявителей. Руководителям школ, в которых организовывали отработку без согласия родителей и учащихся, внесли представления об устранении нарушений и объявили предостережения. Все учебные заведения города приняли к сведению информацию о недопустимости формирования так называемых летних трудовых бригад. Прокуратура сослалась на недопустимость принудительного труда в России.

«Школа заставить не может»

«Пунктом 4 ст.34 ФЗ «Об образовании в РФ» установлен запрет на привлечение обучающихся без согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, — говорит к.ю.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права ВолГУ Оксана Шарно . — Соответственно, если труд детей не предусмотрен учебной программой, школа не может заставить ребенка приходить на так называемую «летнюю отработку».

Вместе с тем, несмотря на законодательно установленный запрет привлечения обучающихся к труду без их согласия, в школах часто в локальные акты (уставы, положения) включаются правила обязательного прохождения учащимися 3-4, 5-9,10-х классов летних трудовых практик (отработок). Они организуются в целях эффективного содержания школьной территории, цветника или огорода, повышения качества трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации общественно полезного труда.

Правомерными являются такие локальные акты, в которых организация труда детей производится с их согласия. Соответственно, нормативные документы школы, в которых такие отсылки отсутствуют, являются не законными, нарушающими права учеников».

Иногда это приятные повинности. Как например эта - раскрасить унылый школьный забор. Фото: / Кузьмина Надежда

Оксана Шарно говорит, что встречала примеры локальных актов, в которых трудовая практика включалась в учебные планы. Например, в качестве практикума по биологии. Однако, отмечает юрист, по таким учебным планам привлекать учащихся, например, к уборке классов, коридоров, пришкольной территории, т.е. тем работам, которые с изучением биологии не связаны — нельзя.

«В любом случае в школе должен быть утвержден график занятий и учебный план, и всё, что ими не предусмотрено, не может быть обязательным, — отмечает Оксана Шарно. — Также стоит отметить, что обучающимся федеральное законодательство гарантирует право на каникулы в соответствии с календарным учебным графиком. Такое право закреплено в ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ». Вместе с тем, как правило, «отработки» назначаются обучающимся преимущественно в период их летних каникул. А это уже является нарушением права учащегося на отдых».

Оксана Шарно подчёркивает, что нельзя применять и никакие санкции к ученикам за отказ от работы летом на благо школы. Это напрямую расходится с федеральным законодательством.

«Согласно п. 3 ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ» дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение физического или психического насилия по отношению к ним не допускается. К нарушениям и проступкам отказ от участия в работе, организованной в период летней практики не относится. Соответственно, ученик, который не выразил согласия на выполнение работ в рамках летней практики, к ответственности привлечен быть не может, — говорит Оксана Шарно. — Школа может предлагать поучаствовать в летних работах желающим, но не вправе угрожать и наказывать. Это является прямым нарушением закона и прав ребёнка».

Что же делать?

Ст. 45 ФЗ «Об образовании в РФ» регламентирует право на защиту обучающихся, их родителей, которые могут самостоятельно или через своих представителей:

1) направлять в школу обращения о применении к учителям, нарушающим или ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению с привлечением обучающихся, их родителей;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

3) использовать иные способы защиты. Например, можно обратиться с жалобой в прокуратуру, в комитет по образованию или к уполномоченному по правам ребёнка.

«Обращения директору школы по факту принуждения к отработке целесообразно подавать письменно. В нём необходимо указать отказ от трудовых работ, дежурств по причине того, что такие требования противоречат нормам статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», — советует Оксана Шарно.

Сейчас за окнами зима. Но как быстро она пролетает и вновь за окном будет жаркое лето, а вместе с ним и долгожданные каникулы. Однако радость многих учеников и их родителей в эти дни несколько омрачает школьная практика. Что она несет? Какие обязанности ложатся на плечи учеников?

На вопросы о порядке проведения летней практики в школах нам заранее подробно ответил руководитель информационной службы Министерства народного образования Республики Узбекистан Бахриддин ШАЙВАЛИЕВ.

- Какими нормативными актами закреплено участие учащихся в летней практике в школе?

Основанием для этого является Инструкция о порядке проведения практических занятий по труду в 5-8-м классах общеобразовательных школ, утвержденная приказом Министерства народного образования Республики Узбекистан «Об утверждении нормативных документов» от 03.11.2003 г. за № 159.

- Какие классы проходят практику? И сколько дней должен отработать школьник?

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении государственных образовательных стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования» от 06.04.2017 г. за № 187 в 5-8-х классах общеобразовательных школ практические занятия по труду проводятся:

в 5- 6-х классах- 6 дней по 3 часа;

в 7-м классе - 10 дней по 3 часа;

в 8-м классе - 16 дней по 3 часа.

- Каков порядок организации практики в школе?

  • Практические занятия по труду проводятся под руководством и контролем лица, назначенного приказом начальства школы, а также непосредственно работающих с каждым классом руководителей;
  • каждый ученик должен ознакомиться с правилами техники безопасности и расписаться об этом в специальной тетради;
  • вид и объем предназначенных для выполнения работ для каждого класса заранее планируется и утверждается руководителем учебного заведения. При этом в обязательном порядке необходимо учитывать возраст, состояние здоровья, количество и физические возможности участников практики. Учитывая это, организуют группы из 8-12 учащихся, в каждой назначают старосту.

КАКИЕ ВИДЫ РАБОТ ВКЛЮЧЕНЫ В ПРАКТИКУ?

- В школах (классах) с неуглубленным изучением некоторых предметов:

  • 50% выделенного 5-6-м классам времени отводится на приведение в порядок классов и подготовку оснащения к новому учебному году;
  • 20% - ремонт книг школьной библиотеки;
  • 30% - уход за насаждениями на земельном участке школы и другие организационные вопросы;
  • 30% выделенного 7-8-м классам времени отводится на приведение в порядок классов и подготовку оснащения к новому учебному году;
  • 30% - текущий ремонт спортивных площадок на территории школы;
  • 40% - благоустройство территории школы, уход за насаждениями на земельном участке школы и другие организационные вопросы.

В школах (классах), школах-интернатах с углубленным изучением некоторых предметов:

  • 50% выделенного 5-6-м классам времени отводится на проведение практических занятий по углубленно изучаемым предметам;
  • 20% - на приведение в порядок оснащения классов, текущий ремонт классов;
  • 30% - на текущий ремонт внутренних и внешних частей здания школы, благоустройство территории, уход за насаждениями на земельном участке школы и другие организационные вопросы.

- Могут ли школьники проходить практику на предприятии?

На основании договора, заключенного между образовательным учреждением и предприятиями и организациями, учащиеся 8-х классов могут проходить там практику с соблюдением всех правил, установленных вышеупомянутой Инструкцией. В договоре должен быть определен объем работ и заработная плата учащегося.

ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ

Учащиеся могут быть освобождены от практики в следующих случаях:

  • на основании справки медицинской комиссии;
  • во время подготовки к республиканским и международным предметным и спортивным состязаниям, если время участия в них приходится на время практики (на основании справки соответствующей организации);
  • если есть направление в летние дома отдыха или оздоровительные лагеря;
  • по иным причинам школьник может быть освобожден от практики только согласно приказу директора учебного заведения.

КОГДА ПРАКТИКА ЗАПРЕЩЕНА

- Учитывается ли жаркое время года, если детиработаютна улице?

- Существует ряд условий, согласно которым запрещено проведение практических занятий по труду. Это:

  • проведение практики свыше ежедневной нормы, установленной вышеуказанной Инструкцией;
  • проведение практики на открытом воздухе в дождливые и очень жаркие дни;
  • допущение работы учащихся в помещениях с токсическими веществами, а также лакокрасочными материалами в непроветриваемых помещениях;
  • допущение учащихся к малярным работам в помещениях с открытыми электропроводками.

Учащимся запрещается работать в высоковольтных сетях, трансформаторах, колодцах, вокруг водоемов, на крыше зданий и подвалах, а также поднимать грузы, не соответствующие установленным для их возраста нормам.

- Что может ожидать школьника, не посещавшего практику по неуважительной причине?

В каждом классном журнале выделяется отдельная страница для практических занятий по труду, где отмечается посещаемость и ставится отметка о прохождении или систематическом непосещении, невыполнении заданий. Для учащихся, не имеющих медицинской справки, без уважительной причины пропустивших занятия, не прошедших испытания, перед началом нового учебного года в августе могут быть созданы группы для возмещения пропущенных занятий.

О ЛАГЕРЯХ

Сколько дневных лагерей в этом году открыто по республике, в частности, Ташкенте?Какое количество детей лагеря примут в этом году?

По республике открыто и функционирует 936 дневных лагерей, организованных при школах, в Ташкенте их 66. Общее число детей школьного возраста в Узбекистане - 4,5 млн, из них лагеря планируют принять за лето около 300 тыс.

Помимо упомянутых выше 936 лагерей, почти 9 тыс. учеников примут школы, при которых организованы только оздоровительные площадки, кружки, и где работает сектор «Баркамолавлод». Эти образовательные учреждения не рассчитаны на обеденный перерыв, послеобеденный отдых и т.д. - в таких лагерях дети находятся лишь в первой половине дня.

ВАЖНО!

Министерство народного образования призывает всех родителей: если ваши дети остались в городе, не будьте равнодушными к тому, как они проводят летний досуг.Посетите школы, расположенныевблизи ваших домов, ознакомьтесь с программой, согласно которой ваши дети могут быть задействованы в кружках, спортивных секциях и участвовать вразличных интересных мероприятиях. Расценки разнятся в зависимости от региона и устанавливаются местными хокимиятами. Если у вас возникнут вопросы, жалобы или пожелания, звоните по «телефону доверия»Министерства народного образования - 1006.

Подготовила Ольга ФАЗЫЛОВА

Школьные годы чудесные... Каждый человек запоминает свою школьную пору и бережно проносит эти воспоминания сквозь свою жизнь. Первые друзья, первая любовь, первые самостоятельные решения - все это дарит тебе школа. Но, не смотря на все прекрасные слова, сказанные выше, у школьников возникает много проблем именно в школе. Одна из проблем – принуждение к обязательной школьной практике. А законно ли это?

Летняя трудовая практика - это одна из лучших и полезных школьных традиций, это живое творческое дело, в котором проявляются лучшие качества личности, организаторские и управленческие навыки, выявляются ребята с лидерскими способностями. Достаточно сказать, что во время выборов школьного актива зачастую ребята в классе и в школе учитывают в том числе, как тот или иной кандидат зарекомендовал себя во время летней трудовой практики.

Большинство ребят называют школу своим вторым домом. Они так и относятся к ней, как к дому - стараются беречь и сохранять. Летняя практика начинается с проведения рейдов по школе. В результате выясняется, каким помещениям школы требуется ремонт, покраска, какую школьную мебель нужно починить, какие работы необходимо выполнить на территории школы.

На втором этапе определяются трудовые бригады, которые будут заниматься определённым видом работы: шпаклёвка, покраска, замена выпавшей плитки, реставрация стен, починка мебели. При распределении поручений мы стараемся учесть не только умения ребят, но и состояние здоровья.

Тот, кто не может выполнять ремонтные работы, помогает приводить в порядок книжный фонд в школьной библиотеке, моет и чистит кабинеты и другие школьные помещения, наводит порядок в школьной раздевалке, столовой и т.д. В это же время составляется график занятости педагогов школы на практике.

Каждый классный руководитель и учитель-предметник трудится вместе с ребятами на своём участке работы. Это зачастую помогает многое узнать друг о друге и сделать взаимные неожиданные и приятные открытия. Ребята с энтузиазмом и творчески трудятся на порученных участках работы, стараясь выполнить её не только качественно и в срок, но и красиво. Но наиболее ценно то, что, справившись со своей работой раньше, ребята не отсиживаются в стороне, а сами приходят на помощь тем, кто в ней нуждается.

Так проявляется личная и коллективная ответственность за результаты своего труда, неподдельное чувство товарищества и взаимовыручки во имя общего дела. Много раз мы наблюдали, что не очень активные ребята, не нашедшие себя в классном коллективе, буквально преображались во время практики. Дети в большинстве своём ценят оказанное им взрослыми доверие и стремятся достойно оправдать его. Особенно те, на долю которых нечасто приходятся похвалы в других видах деятельности. А ребятам, недавно пришедшим в школу, практика помогает ещё лучше узнать друг друга, сдружить и укрепить коллектив класса.

Окончание практики - праздник для всех: преображается школа, радуются ребята и учителя результатам своего труда и наступлению долгожданных и заслуженных каникул.

Но есть одна проблема, когда нет этого самого желания помочь родной школе, ну или, например, возможности.

Лично когда я училась в школе, нас ЗАСТАВЛЯЛИ отрабатывать практику, а если у тебя есть веские причины этого избежать (родители, отъезд, состояние здоровья), то ты в обязательном порядке должен был принести какой-нибудь «откуп» виде например банки краски или упаковки бумаги для принтера. У меня такой подход к практике всегда пробуждал сомнения, есть ли права у школы на принудительную отработку.
Почитав устав школы (а все они пишутся по одному и тому же шаблону) я не нашла нигде ни слова про ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ отработку.

Все что мне встречалось было сформулировано виде «привлечения к работе», т.е. по сути, работе по желанию. Вот пример: «Обучающиеся привлекаются к различным работам для своей школы; к труду на пришкольном участке, изготовлению и ремонту оборудования кабинетов, мебели, мастерских, благоустройству школьной территории и др.» Но даже при таких «привлечениях» ваша работа не должна превышать недельные сроки. «Продолжительность рабочего дня не должна превышать 3 часа. Общая продолжительность труда обучающихся в период летних каникул не должна превышать 1 неделю». Хотя, как известно всем, все законы можно обойти, причем способы для этого миллионы. Вообще все правила отработки должны быть описаны в «ПОЛОЖЕНИИ о летней трудовой практике обучающихся». И если вас что то смущает, то вы можете попросить это положение. Наверняка вы найдете там ответ на ваш вопрос, и я уверена на 90 процентов, что там не будет ни одного слова ОБЯЗАТЕЛЬНО. Но есть и другая сторона. Допустим вы доказали что вы не обязаны отрабатывать и не горите желанием, тогда может произойти такая ситуация, что вас будут в последствии «притеснять» за выражение собственного мнения и желания. К сожалению в нашем обществе это вполне ожидаемо, и доказать это вы никогда не сможете. Потому что учитель всегда найдет то, за что вас упрекнуть. Не стоит забывать и об этом.

Совет от сайта сайт для девушек и юношей: НЕ БОЙТЕСЬ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПРАВА! Потому что детский труд, тем более принужденный, запрещен в России .

Труд учеников в школе во внеурочное время не является сферой правового регулирования трудового законодательства, так как администрация школы не является работодателем, а ученики - работниками. Но вопрос своевременный. Если в Уставе школы предусмотрено, что вопросы трудового обучения и воспитания учащихся во внеурочное время регулируются локальным актом, например, Положением о трудовом обучении и воспитании в образовательном учреждении, то вполне можно говорить о правомерности работы учеников по ремонту и благоустройству школы и пришкольной территории. В данном Положении должно быть указание об общем количестве часов получения учениками трудовых умений и навыков в рамках трудового обучения и воспитания во внеурочное время, о количестве часов в течение дня, об ответственных педагогах в период трудового обучения и воспитания, должны быть предусмотрены меры безопасности жизни и здоровья учащихся. Во избежание споров данное Положение должно быть утверждено на, совете школы, педагогическом совете, на общешкольном родительском комитете, на заседаниях других коллегиальных органов, которые сформированы и действуют в образовательном учреждении.

Вот пример Положения:
Положение о прохождении учащимися школы летней пришкольной трудовой практики
1. Общие положения.
1.1. Летнюю пришкольную трудовую практику проходят учащиеся 5-10 классов. Учащиеся с 5 по 8 классы отрабатывают практику на пришкольном участке по 5 дней в неделю. Продолжительность рабочего дня для учащихся: 10-11 лет 2 часа, 12-13 лет 3 часа, 14-15 лет 4 часа, 16-17 лет 6 часов.
1.2. Целью летней трудовой практики является активизация деятельности учащихся по благоустройству школы и школьной территории.
1.3. Общее руководство пришкольной трудовой практикой осуществляет заместитель директора по внеклассной воспитательной работе по приказу директора школы.
2. Содержание и формы деятельности.
2.1. В журнале заявок учителями и работниками школы фиксируются заказы на выполнение различных работ для учащихся, проходящих практику.
2.2. Деятельность пришкольной трудовой практики включает:
- работу на пришкольном участке (уход за цветами и зелеными насаждениями, вскапывание земли, побелка деревьев и кустарников, очистка пришкольного участка от мусора, работа в теплице).
- Мытье окон, стульев, парт, полов, стен.
- Ремонт школьной мебели.
- Очистка пришкольной территории от мусора.
- Оказание помощи библиотекарю школы (ремонт книг).
- Ремонт класса и т.д.
3. Руководство трудовой практикой.
3.1. Приказом директора школы, ответственным за организацию и проведение трудовой практики назначается заместитель директора по внеклассной и воспитательной работе.
3.2. Заместитель директора определяет воспитателей трудовых отрядов, на которых возлагается контроль и ответственность за прохождение учащимися школы летней трудовой практики.
4. Права и обязанности ответственных и воспитателей за организацию и проведение практики.
4.1. До начала работ воспитатели должны провести с учащимися инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.
4.2. Ежедневно фиксировать присутствующих (отсутствующих) учащихся.
4.3. Объем выполненных работ ежедневно заносить в журнал по трудовой практике.
4.4. По истечению срока прохождения практики представлять учащихся у " * вынесения им благодарности за хорошо выполненные работы или для порицания.
4.5. Ответственность за жизнь и безопасность детей во время прохождения практики несет воспитатель, закрепленный приказом директора школы за трудовым отрядом.
5. Права и обязанности учащихся при прохождении практики.
5.1. Перед началом работ (после прохождения инструктажа) учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.
5.2. В соответствии с заказами и с требованиями воспитателя - трудового отряда, учащиеся должны аккуратно и в срок выполнять порученную им работу.
5.3. Учащиеся, уходящие из школы после 9 класса, школьную практику не отрабатывают.
5.4. На основании заявления родителей (по уважительной причине) и разрешения директора школы учащиеся могут быть освобождены от прохождения практики.
5.5. Учащиеся, не прошедшие пришкольную практику без уважительной причины, привлекаются к отработке в августе, а также в течение учебного года.

Давайте, уважаемые коллеги, обсудим и эту тему.
Не секрет, что трудовая летняя практика (по моему так называется) с каждым годом дается детям все тяжелее. Все больше отказов, справок от врача (в том числе и липовых), уловок и т.д.
Довелось разговаривать недавно на эту тему с учениками 8 класса. Их позиция примерно такова: Почему мы должны работать на школу? Пусть сами убираются во дворе, на грядках и в кабинетах! Мы ничего не должны этой школе! Это эксплуатация детского труда! Никто не может нас обязать работать на школу, мы несовершеннолетние!
Конечно, такую позицию слышать довольно противно, и если честно сказать это раздражает меня. Пытаюсь объяснить, что все мы проходили такую практику в свое время и не только в школе проходили, что это приучает детей к труду. Что кто поможет школе, если не ее ученики, ведь они же здесь проводят большую часть времени. Но им плевать. Они так и говорят. что нам без разницы, кто будет это делать. Главное не мы.

Страшно, что растет поколение потребителей, именно потребителей, которые считают, что общество всё должно делать для них и за них. Эти дети, когда вырастут ничего не будут производить и изобретать, а будут только требовать, как требуют сейчас.

Владислав,В законодательстве сказано, что ученики имеют право на добровольное посещение тех мероприятий, которые не предусмотрены обязательным учебным планом. Исходя из этого, есть возможность сделать вывод, что летняя трудовая практика должна проводиться только лишь на добровольных основах и по желанию самих учеников. Кроме того согласия только лишь одних учащихся абсолютно недостаточно, необходимо чтобы было еще и согласие их родителей, либо же законных опекунов. Привлечение к работе детей, без их согласия и их родителей, является действительно принудительным трудом и находится под самым строжайшим запретом.

Учащиеся 8-9 классов по желанию, в свободное от обучения в школе время по своему собственному желанию могут работать на различных предприятиях. Таким образом, получается что ученики, которым исполнилось 14 лет, могут быть участниками определенных трудовых отношений, которые никак не связаны со школой и получать за это вознаграждение. Кроме того подобная работа засчитывается учащимся в качестве прохождения летней практики, однако при условии что продолжительность времени работы не меньше того, которое установлено учебным планом школы.

Все вопросы по организации прохождения летней практики и использования детского труда решаются созданными советами школ на основе только лишь добровольного участия всех школьников, во время учебных часов. Такие планы предусматривают прохождение учебной летней практики в качестве определенных учебных предметов, которые обязательны для прохождения.

Если школа использует труд учащихся, то такое учреждение обязательно должно руководствоваться специальными актами, устанавливающими определенные виды работ, а также некоторые другие обязательные правила в области школьного труда.

Основополагающим принципом при привлечении школьников к труду должна стать добровольность, потому как их участие может быть только лишь добровольным. При этом стоит помнить, что согласия одного только лишь ученика недостаточно, необходимо еще иметь и согласие его родителей, либо же законных опекунов.

Нарушение данного принципа расценивается как определенное нарушение прав ребенка на защиту от обязательного труда. В соответствие с существующим законом, привлечение детей к обязательной работе без их согласия и их законных опекунов является принудительным трудом.

Несмотря даже на то, что это происходит довольно безболезненно, то есть без применения физического насилия.

Если детей в школе принуждают к прохождению обязательной летней практике, то все должностные лица, которые виноваты в организации труда детей могут быть привлечены к дисциплинарным взысканиям, либо же уголовной ответственности.

При проведении летней практики лучше всего закрепить данный принцип добровольности лучше всего в письменной форме. Право школы на привлечение ребенка к летней практике, если она не запрещена по состоянию здоровья и возрасту, а также определенные пределы выполнения тех или иных работ можно закрепить в письменном договоре между школой и родителями , либо же законными представителями ребенка. Кроме того для организации труда учеников школа может отдельно заключить с родителями либо же законными представителями учеников несколько отдельных договоров, в которых будет указано вид и объем работ, которые ученик может выполнять и при прохождении летней практики обязательно нужно придерживаться оговоренных условий труда.

Согласно существующему законодательству, начиная с 14 лет такие договора должны подписывать также и учащиеся, не только их родители, либо же законные опекуны. Это и будет являться письменным подтверждением на детский труд. В любом из договоров должны быть очень четко определены порядок, объем, а также условия детского труда. Например, это может касаться дежурства в классе, либо же прохождения летней практики.

Исходя из всего этого, можно сделать определенный вывод, что летняя практика в школе не является обязательной и привлечение к ней детей можно осуществлять только лишь при согласии родителей и самих детей, потому как в противном случае школа должна нести ответственность за принуждение школьников к труду.

Принцип добровольности прохождения летней практики может быть нарушен только лишь в том случае, если детский труд предусмотрен обязательной образовательной школьной программой.

Если существует специальный приказ об обязательном привлечении учеников к школьной летней практике, потому как она является частью образовательного процесса, то администрация данной школы может на вполне законных основаниях привлекать учащихся к прохождению летней практики. Однако такая практика должна быть сформирована за счет учебных часов и на время прохождения практики дети освобождаются от обучения в школе.

В таком случае летняя практика, по своей сути, будет представлять собой занятия по труду, которые необходимо обязательно организовывать и проводить в качестве учебной программы, при этом по окончании практики все учащиеся должны быть обязательно аттестованы в определенном установленном законом порядке.

Кроме того школа может привлекать учеников для прохождения летней практики во время летних каникул, однако при этом необходимо продлевать летние каникулы, потому как их продолжительность не может быть уменьшена в результате проведения практики.