Перед массажем стопы и голени полезно применять тепловую процедуру. Массаж продолжается 15-20 минут ежедневно. На 3-4 процедуре добавляют специальные упражнения. Курс массажа состоит из 20-25 процедур. Курсы массажа регулярно повторяют через 1-1,5 месяца. Для получения стойкого лечебного результата необходимо провести не менее 3-4 курсов.
Массаж нужно проводить в следующей последовательности:
Массаж икроножной мышцы.
Для выполнения массажных приемов на икроножной мышце массируемого следует положить на живот, а под его голеностопные суставы - валик. Необходимо провести приемы:
Массаж ахиллова сухожилия.
Растирание:
Массаж внешней стороны голени
Массируемого нужно положить на спину, под его колени подложить валик.
Дальней рукой следует провести:
Ближней рукой:
Выжимание основанием ладони.
Массаж тыльной стороны стопы.
Не изменяя положения массируемого, следует обхватить его стопу со стороны подошвы ближней рукой и выполнить массажные приемы дальней рукой:
Массаж подошвы
Массаж икроножной мышцы
Массаж подошвы
Растирание:
Для укрепления мышц, которые поддерживают внутренний свод стопы, рекомендуется совмещать сеансы массажа с корригирующими упражнениями, с пассивными и активными движениями стопы:
Плоскостопие - прогрессирующее заболевание, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит, и наоборот, запущенные случаи лечатся труднее.
Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма, лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь - средств для лечения достаточно, важно, чтобы этот процесс был регулярным и достаточно длительным, коррекция деформации стоп продолжается до десяти-двенадцатилетнего возраста, но лучше вылечить ребёнка к четырём-шести годам.
Ортопедическое лечение включает в себя ношение рациональной обуви и специальные ортопедические мероприятия. Рациональная обувь должна соответствовать следующим требованиям: быть устойчивой, плотно охватывать стопу, иметь высокий и жёсткий задник, фиксирующий пятку, детям дошкольного возраста лучше носить высокие ботиночки, стабилизирующие голеностопный сустав. Каблук - обязательная деталь, но он должен быть не слишком высокий, около двух сантиметров, если каблук высокий, то центр тяжести тела перемещается и основная нагрузка падает на передний отдел стопы, в результате чего перенапрягаются мышцы и связки стоп, кроме этого происходит изменение угла наклона таза и, соответственно, нарушение осанки.
Дети с плоскостопием не должны носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника. О правильном подборе детской обуви достаточно подробно рассказано выше, но часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно, тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь.
Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, без назначения врача заказывать индивидуальные, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя, такие стельки могут нанести стопе ребёнка больше вреда, чем пользы. Ортопедические стельки вкладывают в обувь, хорошо фиксирующую стопу, стельки в сочетании с тапочками и сандалиями никакого лечебного эффекта не дают, так как стелька занимает определённый объём, обувь должна быть на один размер больше, чем требуется по длине стопы. Учтите, что стельки имеют определённый срок годности, индивидуально изготовленные стельки из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода, готовые (из более мягких эластичных материалов) следует менять ещё чаще, каждые три-четыре месяца. Ортопедическая обувь заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда, такой обуви следует иметь как минимум две пары, одну для улицы, другую для дома.
Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают её дальнейшее развитие, пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как довольно быстро развивается атрофия мышц стопы, эти костыли стоит использовать во время длительного пребывания ребёнка на ногах. При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей в суставах стопы, во время сна применяют лонгеты, при тяжёлых формах плоскостопия с постоянными сильными болями показано оперативное лечение.
Ортопедическая коррекция стоп проводится только в сочетании и на фоне других методов лечения (физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики).
Физиотерапевтическое лечение- физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиники специалистами, исключение составляют, пожалуй, тепловые процедуры, которые можно проводить дома.
Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на наружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы. Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-50 градусов длительностью процедуры 30-40 минут ежедневно или через день, для озокеритовых аппликаций достаточно температуры тридцати-сорока градусов в течение пятнадцати-двадцати минут два дня подряд с перерывом на третий, курс лечения 15-20 процедур, повторяя его через 2-3 месяца, тепловые процедуры дают максимальный эффект, если после них проводить лечебную гимнастику. В домашних условиях можно применять контрастные ножные ванны, для этого нужны два тазика с водой, один- с горячей (40-45), другой- с холодной (16-20) градусов, ребёнок погружает ноги попеременно то в горячую, то в холодную воду на несколько секунд, процедура длится 5-10 минут и проводится ежедневно или через день в течение двух-трёх недель, ванны не только укрепляют мышцы и тренируют сосуды стоп, но и обладают замечательным закаливающим эффектом.
МАССАЖ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ
В педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук), если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет достаточной подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног.
Родители! Будьте внимательны при обращении к специалистам (особенно платным), массаж только ног малоэффективен, управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые берут начало в поясничном отделе спинного мозга, поэтому в любом случае массаж ног должен начинаться с массажа поясничной области.
При плоскостопии проводится общетонизирующий, то есть достаточно энергичный симметричный массаж. Ребёнок лежит на животе, руки вдоль тела, голова повёрнута набок, Чтобы малыш не замёрз во время сеанса массажа, прикройте его простынкой, под голеностопный сустав положите небольшой валик.
План массажа:
Поясничная область спины, ягодично-крестцовая область, массаж задней поверхности ног (сначала массируется одна нога, затем- другая) в следующей последовательности: бедро, голень, ахиллово сухожилие, подошва,
Ребёнок меняет положение - переворачивается на спину, валик перекладывается под колени: массаж передней поверхности ног в следующей последовательности: стопа (тыльная поверхность), голеностопный сустав, голень, коленный сустав, бедро. Курс достаточно длительный- 16-20 сеансов, повторяется 3-4 раза в год.
Массаж при плосковальгусных стопах:
в детском возрасте плоскостопие чаще сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плосковальгусными, в этом случае проводится дифференцированный массаж нижних конечностей (то есть, одни мышцы необходимо расслаблять, а другие, наоборот тонизировать). План массажа тот же, что и при плоскостопии, однако есть некоторые отличия в методике и технике.
План массажа:
Поясничная область - после общего поглаживания всей спины проводится поглаживание области поясницы от позвоночника в обе стороны и книзу, затем тщательное растирание, применяя достаточно интенсивные приёмы (растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев, основанием ладоней, пересекание), разминание в виде надавливания, сдвигания, ударные приёмы не проводятся. Ягодично-крестцовая область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание, особенно крестцовой области,
Разминание ягодичных мышц выполняется двумя руками (поперечное, разнонаправленное) энергично, но мягко, ударные приёмы (поколачивание, рубление) можно применять смело, они хорошо укрепляют мышцы.
Массаж задней поверхности ног - вначале проводится поглаживание по всей длине ноги, затем массируют отдельно бедро, голень, ахиллово сухожилие, подошву.
Бедро - поглаживание (глубокое) выполняется снизу вверх от подколенной ямки по задненаружной поверхности до подъягодичной складки, энергичное растирание, продольное или поперечное разминание часто делается в сочетании с потряхиванием для лучшего расслабления мышц, можно применить лёгкие ударные приёмы, например, похлопывание.
Голень - на задней поверхности голени проводится дифференцированный массаж, так как состояние головок икроножной мышцы различно (наружная головка излишне напряжена, внутреняя ослаблена и растянута), после общего поглаживания производится избирательное воздействие на икроножную мышцу, а также и на мышцы глубокого слоя, лежащие под ней, по наружной (латеральной) головке выполняется лёгкое растирание подушечками пальцев, широко используются расслабляющие приёмы (поглаживание, мягкое и сильное разминание в сочетании с потряхиванием, вибрация, растяжение в сочетании с вибрацией), на внутренней (медиальной) головке применяют стимулирующий (тонизирующий) массаж (интенсивное растирание, энергичное разминание, лёгкие ударные приёмы- поколачивание, рубление).
Ахиллово сухожилие - здесь используют щипцеобразное поглаживание, щипцеобразное растирание и разминание, особое внимание следует уделить местам перехода сухожилия в икроножную мышцу и прикрепления его к пяточному бугру.
Подошвенная поверхность стопы - положение стопы при массаже подошвы - лёгкая супинация (подъём внутреннего края стопы), одна рука поддерживает стопу, другая производит массажные приёмы- в данной области применяют самые интенсивные приёмы поглаживания и растирания (гребнеобразные), причём, если ребёнок боится щекотки,- попробуйте воздействовать ещё глубже (чем глубже проводится приём, тем больше его успокаивающий эффект), кроме того, можно сделать лёгкое рубление или поколачивание, а затем провести разминание наружного края стопы, затем массируется задняя поверхность другой ноги.
Ребёнок меняет исходное положение, переворачивается на спину, валик помещается под коленями для лучшего расслабления мышц бедра.
Массаж передней поверхности ног - поглаживание по всей длине ноги, затем массируется тыльная поверхность стопы, голеностопный сустав, голень, коленный сустав, бедро. Тыльная поверхность стопы - здесь проводится расслабляющий массаж (большое количество поглаживаний, потряхиваний, поперечное растирание пальцев стопы, граблеобразное- межкостных промежутков, сдвигание костей плюсны относительно друг друга, плющеобразное разминание краёв стопы), стопа удерживается в положении лёгкой супинации.
Голеностопный сустав - при массаже этой области особое внимание уделяют внутренней лодыжке, кроме кругового поглаживания и растирания делают тонизирующие точечные надавливания вокруг лодыжки.
Передняя поверхность голени - массаж носит расслабляющий характер, применяется поглаживание по передненаружной поверхности голени, лёгкое растирание, мягкое разминание и вибрация по длине мышц ладонью.
Коленный сустав - круговое поглаживание и растирание.
Передняя поверхность бедра - массаж традиционный, применяются все обычные в этой области приёмы, не забудьте, что массаж делать надо на обеих ногах.
Продолжительность всего сеанса массажа (без упражнений) 15-20 минут, курс 12-20 сеансов ежедневно или через день, эффективным считается повторение курса 3-4 раза в год, обязательно в сочетании с лечебной гимнастикой.
Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени, укрепляет ослабленные, растянутые мышцы и расслабляет напряжённые, а это очень важно для восстановления их согласованной работы, кроме того, улучшая кровоснабжение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы, приносит облегчение в случае болей в стопах и восстанавливает нормальные условия для развития и роста нижних конечностей.
Пассивные движения - движения, которые выполняются с помощью рук взрослого, они проводятся сразу после массажа или тепловых процедур.
Цель пассивных движений - увеличение объёма движений стопы, чаще всего применяется тыльное и подошвенное сгибание стопы, сгибание и выпрямление пальцев, вращательные движения стоп, поворот стоп подошвами вовнутрь, нормализация положения пятки (то есть Приведение её к средней линии).
Лечебная гимнастика.
Стопы человека предназначены в первую очередь для ходьбы, а при стоянии на них падает максимальная нагрузка, каждый из нас может убедиться на себе, что положение стоп при стоянии отличается от положения при ходьбе.
При стоянии стопы имеют тенденцию к пронации, то есть Тяжесть тела падает не только на наружные, но и на внутренние края стоп, опасность состоит в том, что внутренний край не предназначен нести такую нагрузку, поэтому мышцы быстро утомляются и внутренний свод снижается, поэтому крайне важно сформировать у ребёнка правильный навык стояния и ходьбы.
Формирование правильного навыка стояния - при стоянии следует ставить стопы параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга, тяжесть тела должна равномерно распределяться на пятку и носок и падать на внешний край стопы.
Для того чтобы проверить, правильно ли стоит ребёнок, можно оценить отпечатки его ног на песке или мягкой земле, они будут иметь одинаковую глубину и выемку с внутренней стороны.
Для совершенствования этого навыка можно предложить ребёнку следующее упражнение: стоя правильно, пытаться направлять тяжесть тела на внешние края стоп, слегка поворачивая их кнутри (супинируя), одновременно сильно нажимать пальцами на опору, чтобы ребёнку было понятнее, что от него требуют, попросите его слегка приподнять большие пальцы ног, не отрывая остальных от опоры. Это упражнение можно и нужно выполнять часто, несколько раз в день, дома и на улице, используя любую возможность, обувь, если она правильно подобрана, не мешает движениям.
На прогулке старайтесь творчески использовать неровности рельефа, приспособления на детской площадке, детям очень полезно стоять (а лучше, ходить) по скошенной доске, бревну, балансировать на округлых камнях, передвигаться по небольшим камешкам, кочкам, дорожку из округлых камешков можно выложить на дачном участке или детской площадке.
Если ребёнок вынужден спокойно стоять рядом с вами в ожидании транспорта или в очереди, то предложите ему поиграть стопами, например, поднимать пальцы ног, сокращать стопы вместе или поочерёдно, или перекатываться с пятки на носок и обратно, или стоять на наружных краях стоп, как мишка косолапый. Эти упражнения не только развлекут ребёнка, но и послужат хорошей тренировкой мышечно-связочного аппарата стоп, кроме того, движения согреют стопы, что очень существенно в холодную и сырую погоду для профилактики простудных заболеваний.
И ещё раз об обуви, тесная, стесняющая движения обувь - самое страшное для детских стоп, страдают не только мышцы и связки, но и нарушается кровообращение в стопах, что приводит к значительному переохлаждению даже в небольшой мороз, к частым простудам, воспалительным заболеваниям мочевого пузыря и почек.
Формирование правильного навыка ходьбы.
При ходьбе важно, чтобы стопы шли параллельно, недопустимо разворачивать носки внутрь или кнаружи, в обоих этих случаях нагрузка на стопы будет неравномерной. В момент шага, когда нога ставится на землю, она опирается прежде всего пяткой, а потом передней частью, в это время её дуги сплющиваются под тяжестью тела. Нормальная стопа возвращается в своё прежнее положение в результате активности мышц и эластичности связок, но плоская стопа в сочетании с неправильным положением носков не в состоянии компенсировать нагрузку, что приводит к ещё большей деформации.
Если ребёнок ходит, поворачивая стопы внутрь (косолапит), то необходимо предлагать ему, противодействуя этой привычной установке, ходить, слегка разворачивая носки, с целью коррекции походки можно использовать специальные дорожки, которые выкладываются из кирпичей или других подручных материалов.
При ходьбе с разворотом носков кнаружи (балетная походка) предлагайте ребёнку пройти по узкой дорожке шириной до пятнадцати-двадцати сантиметров, по бортику тротуара, бревну, доске. Навык правильной ходьбы формируется не один день, поэтому самое главное - постоянный контроль и внимание со стороны взрослых, кроме того, важно, чтобы ребёнок ходил легко и ритмично, что зависит от его общего физического состояния, координации и согласованной работы мышц всего тела.
Стопа несёт большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге, прыжках и обеспечивает передвижение нашего тела в пространстве, она состоит из большого количества костей, соединённых суставами и укреплённых связками, движением которых управляют мышцы и сухожилия. С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение, поэтому от её состояния зависит плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат, в результате эволюционного развития человеческая стопа приобрела форму, оптимальную для опоры, балансировки, амортизации толчков и ударов при ходьбе, анатомически стопа состоит из трёх сводов, или арок. Внутренний продольный свод располагается от подошвенной поверхности пяточной кости, проходит через кости предплюсны, плюсны и заканчивается на подошвенной поверхности головки первой плюсневой кости, наружный продольный свод проходит от наружной поверхности пяточной кости до головки пятой плюсневой кости, поперечный свод расположен от головки первой до головки пятой плюсневой кости, внутренний и поперечный своды обеспечивают рессорную функцию стопы, а наружный- опорную. В образовании сводов стопы важную роль играет не только оптимальное взаиморасположение костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев, но также состояние связочного аппарата и согласованная работа мышц стопы и голени. Мышцы стопы, довольно многочисленные, делятся по своему расположению на две группы: мышцы тыльной и подошвенной поверхности стопы, во второй группе ещё выделяют мышцы возвышения большого пальца, возвышения мизинца и мышцы средней группы. Мышцы тыла стопы участвуют в разгибании, подошвы- в сгибании, в сведении и разведении пальцев, из мышц голени особенно важную роль в формировании сводов стопы играют передняя и задняя большеберцовые мышцы и длинный сгибатель пальцев. Для хорошего поддержания сводов определённое значение имеет различная длина пальцев ног, при египетском типе стопы наиболее длинным является первый палец и вероятность поперечного плоскостопия больше, так как изменяется опорная точка первой плюсневой кости, при греческом типе стопы самым длинным является второй палец, при этом возможно развитие продольного плоскостопия, при таком варианте основную перегрузку испытывает пяточная кость, промежуточный тип стопы- первый и второй пальцы равны по длине, наиболее устойчивый к заболеванию. Особенности детской стопы- родители должны знать, что стопа ребёнка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности, костный аппарат ещё неокрепшей детской стопы имеет в основном хрящевую структуру, мышцы и связки более подвержены растяжению. По сравнению с правильными, изящными стопами взрослого, стопы ребёнка кажутся тяжёлыми и неуклюжими, и, что часто беспокоит родителей, плоскими, если вашему малышу ещё нет трёх лет, то опасения излишни, дело в том, что у ребёнка ясельного возраста выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу, в том, что это плоскостопие мнимое, можно убедиться простым способом: поставьте ребёнка на стол или на пол и попробуйте вложить палец под его стопу с внутреннего края, свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция стопы отделена от твёрдой поверхности стола или пола слоем жира. Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых, поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область свода, падают более значительные нагрузки, окончательно своды стопы формируются к трём-четырём годам, хотя относительная слабость мышечно-связочного аппарата отмечается до шести-семилетнего возраста даже у здоровых детей. Диагностика плоскостопия- итак, у ребёнка до трёх лет только плоская стопа, без признаков отклонения пятки кнаружи не болезнь, а физиологическое явление, у ребёнка старше трёх-четырёх лет наличие плоских стоп- уже патология. Если вы сомневаетесь в выраженности продольных сводов, можно проверить отпечатки стоп, это сделать несложно, для этого достаточно поставить ребёнка на лист бумаги влажными босыми ногами, на листе останутся отпечатки, которые можно оценить. Обведя отпечаток, вы можете сохранить его и сравнить с другим, сделанным по прошествии некоторого времени, для получения качественных отпечатков иногда используют краску или вазелин (детский крем), в любом случае, след на бумаге необходимо обвести, чтобы контуры не расплывались, нормальный отпечаток стопы имеет с внутренней стороны выемку, отпечаток плоской стопы выемки не имеет, если при осмотре ребёнка у вас возникли какие-либо сомнения, то необходимо проконсультироваться у врача-ортопеда.
Плоскостопие- это заболевание опорно-двигательного аппарата
, которое проявляется в снижении высоты сводов стопы, некотором отклонении стопы кнаружи, по анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное или смешанное. Любое нарушение строения, а следовательно, и функции стопы неизбежно влияет на общее состояние человека, снижает его выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, особенно важны здоровые стопы для нормального развития организма ребёнка. При плоскостопии теряется способность стопы противостоять нагрузкам, в положении стоя область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела, расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени, чувство утомления и даже боли. Причины плоскостопия разнообразны, это и наследственная предрасположенность, парез или паралич подошвенных мышц стопы или мышц голени, травмы костей стопы и лодыжек, слабость мышц и костей в результате перенесённого рахита, перегрузка стоп на фоне слабости мышечно-связочного аппарата. Неблагоприятно сказываются на состоянии стоп избыточный вес ребёнка, частые заболевания и ношение плохо подобранной обуви. Особенно часто плоскостопие развивается у детей с плосковальгусной установкой стоп, этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врождённой аномалии нервной системы и влечёт за собой дальнейшие нарушения развития скелета. Определить плосковальгусную деформацию стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребёнка со спины, у здорового пятка расположена соответственно продольной оси голени, у больного пятка заметно отклонена кнаружи. У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как Уплощение сводов влияет на положение таза и позвоночника.
ечение плоскостопия
Плоскостопие- прогрессирующее заболевание
, поэтому чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит, и наоборот, запущенные случаи лечатся труднее. Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма, лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь- средств для лечения достаточно, важно, чтобы этот процесс был регулярным и достаточно длительным, коррекция деформации стоп продолжается до десяти-двенадцатилетнего возраста, но лучше вылечить ребёнка к четырём-шести годам. Ортопедическое лечение включает в себя ношение рациональной обуви и специальные ортопедические мероприятия. Рациональная обувь должна соответствовать следующим требованиям: быть устойчивой, плотно охватывать стопу, иметь высокий и жёсткий задник, фиксирующий пятку, детям дошкольного возраста лучше носить высокие ботиночки, стабилизирующие голеностопный сустав. Каблук- обязательная деталь, но он должен быть не слишком высокий, около двух сантиметров, если каблук высокий, то центр тяжести тела перемещается и основная нагрузка падает на передний отдел стопы, в результате чего перенапрягаются мышцы и связки стоп, кроме этого происходит изменение угла наклона таза и, соответственно, нарушение осанки. Дети с плоскостопием не должны носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника
. Часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно, тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь. Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, без назначения врача заказывать индивидуальные, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя, такие стельки могут нанести стопе ребёнка больше вреда, чем пользы. Ортопедические стельки вкладывают в обувь, хорошо фиксирующую стопу, стельки в сочетании с тапочками и сандалиями никакого лечебного эффекта не дают, так как стелька занимает определённый объём, обувь должна быть на один размер больше, чем требуется по длине стопы
. Учтите, что стельки имеют определённый срок годности, индивидуально изготовленные стельки из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода, готовые (из более мягких эластичных материалов) следует менять ещё чаще, каждые три-четыре месяца. Ортопедическая обувь заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда, такой обуви следует иметь как минимум две пары, одну для улицы, другую для дома. Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают её дальнейшее развитие, пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как довольно быстро развивается атрофия мышц стопы, эти костыли стоит использовать во время длительного пребывания ребёнка на ногах. При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей в суставах стопы, во время сна применяют лонгеты, при тяжёлых формах плоскостопия с постоянными сильными болями показано оперативное лечение. Ортопедическая коррекция стоп проводится только в сочетании и на фоне других методов лечения (физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики). Физиотерапевтическое лечение- физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиники специалистами, исключение составляют, пожалуй, тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на наружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы. Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-50 градусов длительностью процедуры 30-40 минут ежедневно или через день, для озокеритовых аппликаций достаточно температуры тридцати-сорока градусов в течение пятнадцати-двадцати минут два дня подряд с перерывом на третий, курс лечения 15-20 процедур, повторяя его через 2-3 месяца, тепловые процедуры дают максимальный эффект, если после них проводить лечебную гимнастику. В домашних условиях можно применять контрастные ножные ванны
, для этого нужны два тазика с водой, один- с горячей (40-45), другой- с холодной (16-20) градусов, ребёнок погружает ноги попеременно то в горячую, то в холодную воду на несколько секунд, процедура длится 5-10 минут и проводится ежедневно или через день в течение двух-трёх недель, ванны не только укрепляют мышцы и тренируют сосуды стоп, но и обладают замечательным закаливающим эффектом.
Массаж при плоскостопии-
в педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук), если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет достаточной подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног. Родители, Будьте внимательны при обращении к специалистам (особенно платным), массаж только ног малоэффективен, управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые берут начало в поясничном отделе спинного мозга, поэтому в любом случае массаж ног должен начинаться с массажа поясничной области. При плоскостопии проводится общетонизирующий, то есть Достаточно энергичный симметричный массаж, ребёнок лежит на животе, руки вдоль тела, голова повёрнута набок, Чтобы малыш не замёрз во время сеанса массажа, прикройте его простынкой, под голеностопный сустав положите небольшой валик.
План массажа-
План массажа- поясничная область-
Упражнения для лечения плоскостопия-
Большую часть случаев детского плоскостопия можно исправить консервативно, без хирургического вмешательства. Для этого ребенку назначают комплексное лечение, в которое входят гимнастика и лечебная физкультура, ношение ортопедической обуви или ортопедических стелек, а также массаж и самомассаж стоп. О том, как делать ребенку массаж при деформации стоп, мы расскажем в этой статье.
Массаж при плоскостопии позволяет улучшить кровообращение нижних конечностей, снять нагрузку с одних групп мышц и перенести ее на другие, укрепляет сухожилия и способствует формированию правильного положения свода ступней и плюсневых косточек.
Это очень важно при коррекции патологии. Профессиональный лечебный массаж стоит дорого, и не все семьи могут позволить себе такие курсы, а при плоскостопии они длительные. Однако не стоит отчаиваться, ведь техника выполнения такого массажа не является сложной, освоить ее вполне по силам родителям самостоятельно, чтобы проводить сеансы с комфортом в домашних условиях без лишних затрат.
Важно помнить, что массаж следует делать регулярно. Лучше - курсами по 14 дней с перерывами в 7-10 суток.
Эффект будет более выраженным, если сеансы массажа будут сочетаться с другими методами лечения плоскостопия - ношением ортопедических стелек или специальных лечебных обувных пар, а также физиотерапевтическими сеансами, гимнастикой и коррекцией питания ребенка.
В сеанс массажа должны входить приемы, направленные на стимулирование мышц стопы, голени, коленного сустава, бедер, ягодиц. Лучше всего начинать массаж снизу и плавно перемещаться вверх.
При проведении массажных манипуляций на нижних конечностях важно помнить, что все движения взрослого должны быть направлены снизу вверх, а не наоборот, чтобы не нарушать естественный кровоток в ногах.
Пятка «снабжена» природой толстой и малочувствительной кожей, а потому в области пятки можно применять интенсивные глубокие нажимы, значительно более осторожно следует массировать свод стопы и пальчики, ведь глубокие давящие движения в этой части ног могут быть достаточно болезненными.
Не стоит полагать, что хороший массаж должен быть болевым. В ходе сеанса ребенку не должно быть дискомфортно или больно. Жалобы чада на боль - сигнал для массажиста изменить степень давления на мышечные ткани и сухожилия.
Для массирования стоп понадобятся две небольшие подушки или два полотенца, скатанные валиками. Одно подкладывается под стопу, а другое - под коленный сустав. Ребенок лежит на спине или сидит, вытянув ноги.
Важно выполнять все приемы осторожно, особенно у ребенка есть склонность к судорогам. Начните с легкого поглаживания голеностопного сустава, а затем голени по бокам движениями снизу вверх.
Завершается этап мягкими вибрационными постукиваниями по голеностопу и голени, поглаживаниями, которые должны полностью расслабить мышцы. Длительность этого этапа - не более 7-10 минут.
С коленным суставом следует быть предельно осторожными. Задача этого массажного этапа - перераспределить нагрузку, снять напряжение со связок колена и мышц бедра.
Завершите этап мягкими вибрационными постукиваниями, поглаживаниями передних бедренных мышц. Длительно этапа - не более 5-10 минут.
После этого ребенок меняет положение тела на горизонтальное на животе. Подушечки или валики из полотенец подкладывают под стопу и под колено. Проводят еще раз массаж ступней (описанным способом), особое внимание уделяют ахиллову сухожилию.
Массируют голень, но уже не с боковых, а с задней стороны, и бедро. Завершают массаж разминаниями и вибрационными постукивания в области ягодицы.
Завершать массаж желательно контрастной ванночкой для ног. Сначала погрузите ножки ребенка в таз с теплой водой и постепенно подливайте в нее холодную воду, пока жидкость в тазу не остынет совсем. После этого интенсивно разотрите стопы, голени жестким полотенцем для ног.
После этого можно приступать к точечному массажу с помощью массажного коврика.
Коврик -аппликатор для ребенка с плоскостопием должен быть более жестким, чем профилактический коврик, с более выраженным рельефом или игольчатой основой.
На нем можно выполнять комплекс упражнений в положении стоя и в движении - ходьба на носочках, на пяточках, на боковых поверхностях стопы.
Помимо улучшения кровообращения, во время таких «прогулок» босиком по неровной поверхности, массируются активные точки, которых на стопе человека очень много.
Таким образом, массажный коврик-аппликатор - это не только коррекция при плоскостопии, но и общее оздоровление организма ребенка, интенсивное воздействие на работу внутренних органов, а также нервной системы.
После гимнастики и точечного воздействия имеет смысл провести пятиминутный короткий завершающий массаж стоп и голени, цель которого - расслабить все группы мышц. Это короткое воздействие должно содержать мягкие аккуратные поглаживания, без интенсивного глубокого воздействия.
Методика массажа при плоскостопии
Плоскостопие- это уплощение свода стопы. Различают уплощение продольного и поперечного свода стопы. Продольный свод стопы спереди опирается о пол головками плюсневых костей, сзади- бугром пяточной кости. Поперечный свод опирается о пол головками первой и пятой плюсневых костей. Свод стопы укреплён связками и короткими мышцами стопы, а также отчасти длинными сгибателями. Плоскостопие часто встречается у детей и юношей. Оно может быть травматическим, к примеру, при переломе лодыжек, паралитическим- при параличе передней большеберцовой и малоберцовой мышцы, статическим- в результате перегрузки стопы излишним весом тела. При плоскостопии нарушается рессорная функция стопы. У пациента появляются боли в стопе при длительном стоянии или ходьбе, быстрая утомляемость. Особенно болезнен подъём по лестнице, когда приходится наступать на головки плюсневых костей. При спуске по лестнице, когда наступают на пятку, болей нет. Ночью, в покое боли прекращаются. При длительной ходьбе возникают судороги в мышцах голени. Сухожилия разгибателей пальцев и малоберцовые мышцы натянуты и утолщены. При плоскостопии медиальный край стопы почти соприкасается с полом. Степень выраженности плоскостопия определяется методом плантаграфии, то есть изучением формы отпечатков подошвы. Лечение состоит в назначении массажа стопы и голени, специальной лечебной гимнастики, ношении супинаторов или ортопедической обуви. Главное внимание уделяют массажу мышц и связочного аппарата свода стопы. Цель массажа и лечебной гимнастики: укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, улучшение состояния большеберцовых и малоберцовых мышц, понижение их гипертонуса, улучшение питания и кровообращения, ликвидация утомляемости и болей. Массаж начинают с передне-латеральной группы мышц голени и тыла стопы. Здесь применяют лёгкий массаж, состоящий из лёгкого поглаживания и лёгкого растирания. Вначале проводят подготовительный массаж, состоящий из следующих массажных приёмов: 1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание обеими руками (начинают от основания пальцев стопы и заканчивают у коленного сустава). 2. Попеременное растирание на той же поверхности. 3. Поглаживание. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами (приём выполняют одновременно двумя руками). 5. Обхватывающее непрерывистое поглаживание. Затем на передне-латеральной группе мышц голени применяют: 1. Отглаживание двумя большими пальцами от голеностопного сустава до головки малоберцовой кости. 2. Спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Отглаживание двумя большими пальцами. Заканчивают массаж этой поверхности общим обхватывающим непрерывистым поглаживанием. После этого применяют более глубокий массаж задней группы мышц голени. Он состоит из следующих приёмов: 1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание от пятки до подколенной ямки. 2. Попеременное растирание. 3. Обхватывающее прерывистое поглаживание без перекрытия. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами одновременно обеими руками. 5. Обхватывающее прерывистое поглаживание с перекрытием. 6. Продольное прерывистое разминание. 7. Обхватывающее раздельно-последовательное поглаживание. 8. Поперечное непрерывистое или прерывистое разминание. 9. Крестообразное поглаживание. 10. Рубление. 11. Обхватывающее непрерывистое поглаживание. Затем переходят к массажу подошвы, где применяют: 1. Плоскостное поглаживание ладонью от основания пальцев к пятке. 2. Спиралевидное глубокое растирание четырьмя пальцами. 3. Гребнеобразное поглаживание. 4. Гребнеобразное растирание. 5. Гребнеобразное поглаживание. 6. Отглаживание большим пальцем межкостных мышц. 7. Спиралевидное растирание межкостных мышц одним большим пальцем. 8. Отглаживание. 9. Надавливание большим пальцем. 10. Отглаживание большим пальцем. Со стороны подошвы тщательно растирают большим пальцем головки плюсневых костей и мягкие ткани между ними, а также сильно растирают большим пальцем по краю пятки. Необходимо достаточно сильно массировать мышцы возвышения большого пальца. На этих мышцах применяют: 1. Щипцеобразное поглаживание. 2. Глубокое спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Щипцеобразное поглаживание. 4. Щипцеобразное разминание. 5. Щипцеобразное поглаживание. Перед массажем стопы и голени полезно применять тепловую процедуру. Массаж продолжается 15-20 минут ежедневно. Курс массажа состоит из двадцати- двадцати пяти процедур. Курсы массажа регулярно повторяют через один-полтора месяца. Для получения стойкого лечебного результата крайне важно провести не менее трёх-четырёх курсов.